Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекция минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста с использованием логоритмических упражнений

Workhard 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…………………………………………………………………...6 1.1. Дизартрии и степени ее выраженности………………………………………6 1.2. Особенности произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах ……….……………………….…..…………....15 1.3 Возможности применения логоритмики в коррекции произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах………….....19 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ …………………………………………………………………24 2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………...……24 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………...28 ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ……… 3.1. Организация и содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений …………….………….................48 3.2. Оценка эффективности логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений (контрольный эксперимент) …………….…57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………..……….64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………………..........66 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………73 ВВЕДЕНИЕ Вырастает популяция неврологических расстройств чаще встречаются в группе дизартриков дети со стертой дизартирей Проблемой развития и коррекции дизартрии у детей занимались такие зарубежные(добавить!!) и отечественные неврологи, коррекционные педагоги и психологи, среди которых Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина (алфавит) и множество других авторов и исследователей. Произносительная сторона речи мешает нормальной коммуникации, не своевременное исправление ведет к нарушению письма и чтения, поэтому нужно искать пути оптимизации логопедической работы. В связи с тем, что патология охватывает практически все стороны жизнедеятельности человека, изучение этой проблемы должно осуществляться в рамках комплексного подхода, с учетом неврологического, логопедического, педагогического и психологического аспектов. Одним из средств, которое может использоваться логопедическая ритмика, поэтому ее необходимо использовать в дизартрии. В связи с этим тема данной исследовательской работы является актуальной в условиях современного экспериментального поля. Цель работы теоретически и экспериментально изучить основные особенности нарушений речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами и разработать содержание логопедической работы, направленное на коррекцию их недостатков на базе применения логоритмических техник. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач: 1. Рассмотреть особенности появления, развития и коррекции дизартрии, ее основные виды и характеристики у дошкольников; 2. Организовать и провести исследование особенностей проявления дизартрии у детей дошкольного возраста; 3. Разработать систему занятий в рамках применения логоритмической техники, направленных на коррекцию дизартрии у дошкольников. Подвести итоги проведенной работы, сформулировать выводы. Объектом работы являются особенности проявления дизартрии у дошкольников. Предмет исследования – коррекционная работа, направленная на исправление имеющихся недостатков дошкольников и уменьшение проявления дизартрии в рамках применеия логоритмических техник. Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что: систематическое использование логоритмических техник в рамках реализации коррекционной работы повышает эффективность коррекционной логопедической работы со старшими дошкольниками с дизартрией. Основными методами, использованными в работе, являются следующие: - теоретические - анализ источников по теме исследования; - эмпирические, включающие тестирование с применением выбранного диагностического блока психолого-педагогических методик, коррекционно-развивающая работа; психолого-педагогический эксперимент; - методы количественного и качественного анализа полученных результатов; - интерпретационные методы. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № ---. Структура работы включает введение, три главы, первая из которых содержит теоретические основы изучения, развития и коррекции речевых нарушений (дизартрии) у дошкольников; вторая – практическое исследование, направленное на коррекцию дизартрии и речевых навыков дошкольников; третья – подведение итогов формирующего эксперимента и всей работы в целом, а также заключение и список использованной литературы по теме исследования.
Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…………………………………………………………………...6 1.1. Дизартрии и степени ее выраженности………………………………………6 1.2. Особенности произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах ……….……………………….…..…………....15 1.3 Возможности применения логоритмики в коррекции произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах………….....19 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ …………………………………………………………………24 2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………...……24 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………...28 ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ……… 3.1. Организация и содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений …………….………….................48 3.2. Оценка эффективности логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений (контрольный эксперимент) …………….…57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………..……….64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………………..........66 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………73 ВВЕДЕНИЕ Вырастает популяция неврологических расстройств чаще встречаются в группе дизартриков дети со стертой дизартирей Проблемой развития и коррекции дизартрии у детей занимались такие зарубежные(добавить!!) и отечественные неврологи, коррекционные педагоги и психологи, среди которых Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина (алфавит) и множество других авторов и исследователей. Произносительная сторона речи мешает нормальной коммуникации, не своевременное исправление ведет к нарушению письма и чтения, поэтому нужно искать пути оптимизации логопедической работы. В связи с тем, что патология охватывает практически все стороны жизнедеятельности человека, изучение этой проблемы должно осуществляться в рамках комплексного подхода, с учетом неврологического, логопедического, педагогического и психологического аспектов. Одним из средств, которое может использоваться логопедическая ритмика, поэтому ее необходимо использовать в дизартрии. В связи с этим тема данной исследовательской работы является актуальной в условиях современного экспериментального поля. Цель работы теоретически и экспериментально изучить основные особенности нарушений речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами и разработать содержание логопедической работы, направленное на коррекцию их недостатков на базе применения логоритмических техник. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач: 1. Рассмотреть особенности появления, развития и коррекции дизартрии, ее основные виды и характеристики у дошкольников; 2. Организовать и провести исследование особенностей проявления дизартрии у детей дошкольного возраста; 3. Разработать систему занятий в рамках применения логоритмической техники, направленных на коррекцию дизартрии у дошкольников. Подвести итоги проведенной работы, сформулировать выводы. Объектом работы являются особенности проявления дизартрии у дошкольников. Предмет исследования – коррекционная работа, направленная на исправление имеющихся недостатков дошкольников и уменьшение проявления дизартрии в рамках применеия логоритмических техник. Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что: систематическое использование логоритмических техник в рамках реализации коррекционной работы повышает эффективность коррекционной логопедической работы со старшими дошкольниками с дизартрией. Основными методами, использованными в работе, являются следующие: - теоретические - анализ источников по теме исследования; - эмпирические, включающие тестирование с применением выбранного диагностического блока психолого-педагогических методик, коррекционно-развивающая работа; психолого-педагогический эксперимент; - методы количественного и качественного анализа полученных результатов; - интерпретационные методы. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № ---. Структура работы включает введение, три главы, первая из которых содержит теоретические основы изучения, развития и коррекции речевых нарушений (дизартрии) у дошкольников; вторая – практическое исследование, направленное на коррекцию дизартрии и речевых навыков дошкольников; третья – подведение итогов формирующего эксперимента и всей работы в целом, а также заключение и список использованной литературы по теме исследования.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…………………………………………………………………...6 1.1. Дизартрии и степени ее выраженности………………………………………6 1.2. Особенности произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах ……….……………………….…..…………....15 1.3 Возможности применения логоритмики в коррекции произносительной стороны речи при минимальных дизартрических расстройствах………….....19 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ …………………………………………………………………24 2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………...……24 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………...28 ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ……… 3.1. Организация и содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений …………….………….................48 3.2. Оценка эффективности логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с использованием логоритмических упражнений (контрольный эксперимент) …………….…57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………..……….64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………………..........66 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………73
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при граждан дизартрии. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 114с. 2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное службы пособие изменения - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с. 3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа основных по продукции преодолению стертой дизартрии связи у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с. 4. Бабина, Г.В. Практикум по продукции дисциплине общества «Логопедия»: Учебно-методическое службы пособие изменения – М.: Прометей, 2012.- 104с. 5. Башмакова, С.Б., Станилеско, И.В. Современные положения исследования дизартрии связи в отечественной и зарубежной логопедии связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822. 6. Брюховских, Л.А. Дизартрия. Учебно-методическое службы пособие. — Изд-е 2, перераб. и доп. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. — 180 с. 7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с. 8. Белякова, Л.И., Гончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика деятельности развития речевого является дыхания у дошкольников с нарушениями состояния речи - М.: Книголюб, 2004. – 56с. 9. Блыскина, И.В. Логопедический массаж: Комплексный подход к коррекции связи речевой патологии связи у детей.- Спб.: Детсво-пресс, 2008. - 112с. 10. Борозинец, Н.М., Шеховцова, Т.С. Логопедические изменения технологии: Учебно-методическое службы пособие изменения – Ставрополь, 2008. – 224 с. 11. Волкова, Л.С. Нарушение изменения голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия. Дизартрия. [Текст]/ Л.С. Волкова организации – М.: Инфра, 2008. – 249 с. 12. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для вузов. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Инфра, 2003. -125 с. 13. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2002. – 272с. 14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 405с. 15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2001. – 254с. 16. Деева, Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного является возраста основных с дизартрией на фондов музыкальных занятиях // Вестник Псковского является государственного является университета. Серия: социально-гуманитарные положения науки. – 2014. - №5. – С. 299-304. 17. Диагностика деятельности нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. 240 с. СПб.: Детство - Пресс, 2002. РГПУ им. А.И.Герцена). 18. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 2001. - 239 с. 19. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с. 20. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. - М.: Эксмо, 2010. - 120 с. 21. Каше, Г.А. Подготовка к школе с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 2005.- 207 с. 22. Копытова, С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. – с. 64-69. 23. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста. – СПб.: Речь, 2006. 24. Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172. 25. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 450с. 26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М., Альянс-2014.- 368 с. 27. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2002. – 472с. 28. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2006. – 144с. 29. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с. 30. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников СПб, 2011. 31. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112. 32. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. - 248 с. 33. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007. 34. Мастюкова, Е.М. Дизартрия. Логопедия [Текст]/ Под ред. Волковой Л.С. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 35. Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. – 128с. 36. Миронова, С.А. Развитие речи на логопедических занятиях. Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с. 37. Мохотаева, М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №2. – С.440-448. 38. Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией д. п. н. профессора Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с. 39. Поваляева, М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 – 448 с. 40. Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полное собрание сочинений, 1951. – Т. IV. 41. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия. /Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой. Кн. 1, часть 2. – М. ,2003. – С.119-130. 42. Поваляева, М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 – 448 с. 43. Поваляева, М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о весёлом Язычке. - Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс». 2002. - 64 с. 44. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.. «Просвещение», 2003. - 272 с. 45. Преодоление заикания у дошкольников: Методические рекомендации для начинающих логопедов / Авт.-сост. А.А. Филин. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 52 с. 46. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 157с. 47. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. – 2010. - №2. - С. 68-81. 48. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87. 49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1 – 460с. 50. Рыбина, А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'): Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2003. - 91 с. 51. Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии. / Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2. -М. ,2003. с. 103-118. 52. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с. 53. Спирова, А.В. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно - методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. - 72 с. 54. Справочник логопеда / Под ред. М. А. Поваляевой, Ростов-на-Дону 2008. 55. Трошин, О.В., Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 256 с. 56. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Инфра, 2008. – 234 с. 57. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320с. 58. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей / М.Е. Хватцев. - М.: АСТ, 2002. - 266 с. 59. Хватцев, М.Е. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология». - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. 60. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: изд. Центр "Академия", 2003. - 240 с. 61. Ястребова, А.В., Спирова, И.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: АРКТИ, 2007. - 131 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 1.1 Дизартрии и степени ее выраженности Рассмотрим понятие дизартрии в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по логопедии, приведём классификацию и основные признаки проявления дизартрии. К детям с нарушениями речи относят детей, у которых нормальный слух и сохранённый интеллект, но имеются отклонения в развитии речи. Данные нарушения речи очень разнообразны. Наиболее распространёнными являются нарушений грамматического строя речи, произношения, нарушения темпа, плавность речи, а также бедность словарного запаса. Нарушения произносительной стороны речи, связанные с недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, называют дизартрией. Основным дефектом при дизартрии считают нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем. Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). Большинство авторов под термином дизартрия понимают гораздо более широкое определение, включая сюда и расстройства артикуляции, голосообразования, интонации и ритма речи. Отечественная логопедия выделяет паторечевые формы дизартрии с учётом ведущего неврологического синдрома. При дизартрии характер нарушений звукопроизношения носит разный характер и зависит от тяжести поражения нервной системы. При лёгкой степени наблюдаются «смазанная речь», искажаются отдельные звуки, при тяжёлой форме идёт искажение, замена и пропуск звуков, страдает темп, выразительность, наблюдается невнятное произношение. При органических поражениях мозга также наблюдаются дизартрические нарушения речи, проявляющиеся у взрослых в более выраженной форме. Частота появления дизартрии у детей связана с частотой перинатальной патологии (поражение нервной системы плода и новорождённого). Чаще всего дизартрия встречается при детском церебральном параличе – от 65% до 85% случаев. Также была отмечена связь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При тяжелой форме детского церебрального паралича, когда у ребёнка поражены верхние и нижние конечности, и он практически не двигается, у всех детей практически отмечается дизартрия (анартрия). Е.М. Мастюкова отмечает также наличие связи между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры[34]. У детей без явных двигательных расстройств, которые перенесли легкую асфиксию или родовую травму, или имеющие в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий в период внутриутробного развития или в период родов дизартрия проявляется в менее выраженной форме. При таких случаях лёгкие формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции[34]. Также дизартрию часто можно наблюдать при осложнённой олигофрении, но данные по этому вопросу очень противоречивые. Более ста лет назад была описана клиническая картина дизартрии у взрослых в рамках псевдобульбарного синдрома. Изначально данную проблему изучали невропатологи в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. М.С. Маргулис (1926) оказал большое влияние на понимание дизартрии. В своих работах он чётко разграничивал дизартрию и моторную афазию и разделил её на бульбарную и церебральную формы. Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств[6]. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Более подробно она описана у детей с церебральным параличом, в работах следующих авторов: М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Л.А. Данилова и др. В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т.Е. Twitchell, 1959; R.D. Neilson, N.О. Dwer, 1984. Патогенез дизартрии заключается в поражении ЦНС под влиянием неблагоприятных факторов в период внутриутробного развития, в момент родов или уже после рождения. Особо важными причинами дизартрии являются асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы. Реже среди причин дизартрии встречаются опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы, например, синдром Мебиуса, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем[46]. Дизартрия у детей чаще всего носит смешанный характер в сочетании с различными клиническими синдромами. Объясняется это, во-первых, воздействием вредоносного фактора на развивающийся мозг, приводящее к его повреждению, которое носит более распространённый характер. Во-вторых, при поражении одних мозговых структур, которые необходимы для управления двигательным механизмом речи, может появиться задержка в созревании и нарушение функционирования других структур. Всё это объясняет факт частого сочетания дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами, такими как общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание, задержка психического развития. В период активного развития поражение у детей отдельных звеньев речевой функциональной системы может привести к сложной дезинтеграции всего речевого развития. В данном процессе важное значение имеет не только поражение двигательного механизма речи, но и нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. В основу классификации дизартрии положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. В отечественной логопедии распространена классификация, учитывающая неврологический подход на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи[39]. В основе данной классификации различают бульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, псевдобульбарную, корковую. Французский невропатолог G. Tardier (1968) предложил классифицировать дизартрию по степени понятности речи для окружающих применительно к детям с церебральным параличом. Он выделил у таких детей четыре степени тяжести речевых нарушений. При первой степени, самой лёгкой степени, нарушения звукопроизношения можно определить и выделить только специалистом после обследования ребёнка. При второй степени тяжести речевых нарушений речь ребёнка понятна каждому, но нарушения в произношении также заметны всем. Третья степень – речь ребёнка понимают только близкие люди и частично окружающие. Самая тяжёлая четвёртая степень – речь отсутствует или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Дизартрия у детей, как правило, наблюдается на фоне резидуальных явлений церебрального паралича. Общие клинические признаки дизартрии у детей очень близки к характерным признакам у взрослых, а именно:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg