Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Изучение психологической безопасности образовательной среды школы ВУЗа

Workhard 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
Введение Актуальность. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. « Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды» [9]. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [12]. Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития [12,с. 292]. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [7, с. 111]. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей, занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др. Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности. Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др. В настоящее время ряд авторов (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) ставят вопрос о наличии или отсутствии различий психологической безопасности школьников и студентов. Целью курсовой работы является изучение психологической безопасности образовательной среды школы ВУЗа. Объект исследования: психологическая безопасность. Предмет исследования: изучение психологической безопасности образовательной среды школ и ВУЗов. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: 1. раскрытие понятия «психологическая безопасность»; 2. проанализировать факторы окружающей среды, влияющие на психологическую среду; 3. изучение круга научной литературы по проблеме психологической безопасности образовательной среды; 4. разбор методик по изучению психологической безопасности в учебном заведении; 5. проведение исследования по изучению психологической безопасности в школе и ВУЗе и анализ полученных результатов. Научная значимость: проблемное поле темы "психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа" широкое, недостаточно изучено и требует множества детальных исследований. Выявление факторов, способствующих пониманию сущности проблемы, является важной научной задачей. Ее решение предполагает всестороннее рассмотрение вопроса. Исследование влияния эмоционального интеллекта и толерантности к неопределенности на субъективное восприятие психологической безопасности образовательной среды ВУЗа представляется одним из необходимых аспектов на пути решения задачи. Гипотеза: Существует различие между психологической безопасностью у школьников и у студентов. Практическая значимость: данное исследование позволит пролить свет на одну из сторон проблемы психологической безопасности образовательной среды. Подтверждение гипотезы о наличии различий психологической безопасности школьников и студентов, в психологической безопасности образовательной среды предполагает возможность улучшения психологического климата в образовательных учреждениях посредством индивидуальной и групповой работы по формированию необходимых личностных качеств; фокусирует внимание на необходимости усиления психологической службы в высших учебных заведениях. ?
Введение

Введение Актуальность. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. « Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды» [9]. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [12]. Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития [12,с. 292]. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [7, с. 111]. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей, занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др. Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности. Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др. В настоящее время ряд авторов (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) ставят вопрос о наличии или отсутствии различий психологической безопасности школьников и студентов. Целью курсовой работы является изучение психологической безопасности образовательной среды школы ВУЗа. Объект исследования: психологическая безопасность. Предмет исследования: изучение психологической безопасности образовательной среды школ и ВУЗов. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: 1. раскрытие понятия «психологическая безопасность»; 2. проанализировать факторы окружающей среды, влияющие на психологическую среду; 3. изучение круга научной литературы по проблеме психологической безопасности образовательной среды; 4. разбор методик по изучению психологической безопасности в учебном заведении; 5. проведение исследования по изучению психологической безопасности в школе и ВУЗе и анализ полученных результатов. Научная значимость: проблемное поле темы "психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа" широкое, недостаточно изучено и требует множества детальных исследований. Выявление факторов, способствующих пониманию сущности проблемы, является важной научной задачей. Ее решение предполагает всестороннее рассмотрение вопроса. Исследование влияния эмоционального интеллекта и толерантности к неопределенности на субъективное восприятие психологической безопасности образовательной среды ВУЗа представляется одним из необходимых аспектов на пути решения задачи. Гипотеза: Существует различие между психологической безопасностью у школьников и у студентов. Практическая значимость: данное исследование позволит пролить свет на одну из сторон проблемы психологической безопасности образовательной среды. Подтверждение гипотезы о наличии различий психологической безопасности школьников и студентов, в психологической безопасности образовательной среды предполагает возможность улучшения психологического климата в образовательных учреждениях посредством индивидуальной и групповой работы по формированию необходимых личностных качеств; фокусирует внимание на необходимости усиления психологической службы в высших учебных заведениях. ?
Содержание

Оглавление Введение 2 Глава 1. Теоретические основания изучения психологической безопасности образовательной среды школы и ВУЗа 6 1.1. История изучения психологической безопасности образовательной среды в зарубежной и отечественной психологии 6 1.2 Понятие, структура и пути повышения психологической безопасности образовательной среды 8 1.3 Психологическая безопасность образовательной среды школы и ВУЗа 14 1.3.1 Определение и особенности 15 1.3.2 Результаты современных исследований безопасности образовательной среды ВУЗа 23 1.3.3 Современные исследования безопасности образовательной среды школы 27 1.4 Выводы по первой главе 31 Глава 2. Описание выборки и методик исследования 34 2.1. Характеристика выборки 34 2.2. Обоснование выбора диагностических методик исследования 34 2.3. Статистические методы анализа эмпирических данных 35 Глава 3. Обсуждение результатов исследования 37 3.1. Анализ полученных данных 37 3.2. Сравнительный критерий отношений к образовательной среде 42 3.3. Проведение корреляционного анализа и его описание 45 3.4. Выводы по третьей главе 48 Заключение 49 Список используемой литературы 51 Приложения 54
Список литературы

1. Абрамова, Г.С.Практическая психология: Учебник. – М., 2015. –479 с. 2. Аванесова, Н.М. Развитие личности в образовательных системах// Регионализм. Адыгейск.гос.ун-т, 2016. –54 3. Андреева, Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресса, 2016. 4. Артюхина, А.И. Средовой подход к модели непрерывного личностно-ориентированного образования // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статус / Артюхина А.И., Иванова Н.В., Соколов И.И.; ВолгГАСА.-Волгоград, 2016. –С.46-49. 5. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2016. 6. Астахова, Е. Познавательная деятельность студентов: Происки формат оптимизации//Alma matef f. –2016. –№11. – С.29-32. 7. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дис. доктора психол. наук: 19.00.07. СПб., 2002 - 386 с. 8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности// Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М., Аспект-пресс, 2016. 9. Белова, С.В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб. пособие. –Волгоград: Пересменка .2016. –79с. 10. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2016. –№2. 11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебник. – М., 2016. – 334 с. Гликман, И. оценка студентами качества преподавания в вузе//Alma mater. –2016. –№5. –С.20-21. 12. Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы// Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2018. – С. 291-293. 13. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Волгоград: Пересменка, 2018. 14. Девятков, Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе проф. Образования. Автореферат дис.к.п.н. Омск, 2016. –с.21. 15. Деларю, В.В. Методики изучения личности //Деларю В.В., Тамвиева Ф.А. Учебное пособие. – Кисловодск, 2016. –114с. 16. Дорожевец, А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога, 2016. –№4. –с. 3-17. 17. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства// Психологическая наука и образование. 2016. –№2. 18. Козырев, В.А. гуманитарная образовательная среда педагогического университета // СПб, СПбГУ, 2016. - 116 с. 19. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды пед. ун-та. Автореф. дис. д.п.н. СПб, 2016. 20. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 2016. – 242с. 21. Комарова, Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: тезисный доклад. М., 2016. 22. Карпатский психологический словарь/ Плодить рейдер. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – с.203. 23. Лисежцкий, К.С. Психология независимости// Лисежцкий К.С., Литягина Е.В. Самара, Универсал-группа, 2016. 24. Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Догмат учителя, 2016. 25. Майдер, В.Д. Концепция гуманизации и гуманитаризации: сущность, направления, проблемы. Волгоград,2016. 26. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, 2017. –№7. – С.36 27. Маслоу, А. и иерархия потребностей // Энциклопедия маркетинга (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm (дата обращения: 05.07.2021г) 28. Михалычев, Е.А. Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды / Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., Сафрсонов С.А.//Школа, 2018. – №2. – c.13-15 29. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: изд-во АН Армянской СССР, 2016. 30. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, Наукова думка, 2016. 31. Павленко, В. И. Представления о социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2016. – № 1. – с. 135 32. Пальцев, М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. 2017. –№11. 33. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2016. –128 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основания изучения психологической безопасности образовательной среды школы и ВУЗа 1.1. История изучения психологической безопасности образовательной среды в зарубежной и отечественной психологии Поиска оптимального образовательной среды, в котором личность здоров, чувствует защищенность, безопасность и эмоциональный комфорт, посвященные масштабные международные проекты и программы InnoSchool, TALIS (Teaching and Learning International Survey), «Доброжелательные к детям школы» (ЮНИСЕФ) и др. Результаты отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о необходимости разработки концепции психологически безопасного образовательной среды; формирование готовности педагогов к созданию безопасных условий для обучения и воспитания учащихся; развития компетентности руководителей учебных заведений по вопросам проектирования и управления процессом формирования психологически безопасного образовательной среды. Исследованию психологически безопасного образовательной среды посвящены научные труды И.А. Баева, Т.Ф. Лошаковой, Ю.С. Мануйловаи других. Образовательная среда в психолого-педагогической литературе определяют, как подсистему социокультурной среды, как совокупность факторов, обстоятельств, ситуаций, которые сложились исторически, и как целостность специально организованных условий развития личности учащегося (в работах А. Бандура, В. Бронфенбеннера, В. Воронцовой, А. Газман, Е. Климова, Г. Ковалева, К. Левина, В. Панова, К. Роджерса, В. Рубцова, В. Слободчикова, С. Тарасова, В. Ясвин). Показателем для типологии образовательной среды В. Ясвин называет наличие или отсутствие в образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личной свободы (или зависимости) [6, с. 30]. Этот подход аналогичен позиции Я. Корчака, который выделяет следующие четыре типа образовательной среды «догматическое образовательная среда», что способствует развитию пассивности и зависимости ребенка; «Карьерный образовательная среда», что способствует развитию активности, но зависимости ребенка; «Беззаботное образовательная среда», что способствует свободному развитию ребенка, но и обусловливает формирование ее пассивности; «Творческое образовательная среда», что способствует свободному развитию активного ребенка [2, с. 54]. Исследователь С. Тарасов выделяет следующие типы образовательной среды: конкурентное - кооперативное, гуманитарное - технократическое (в зависимости от стиля взаимодействия внутри среды); традиционное - инновационное (по характеру отношения к социальному опыту и его передачи); творческое - регламентировано (по степени творческой активности); открытое - замкнутый (по характеру взаимодействия с внешней средой) [5, с. 28]. Типы образовательной среды реализуются через его структуру. Ученые выделяют различные структурные компоненты образовательной среды: • физическое окружение, человеческие факторы, программа обучения (Г. Ковалев) • социально-телефона, информационная, соматическая, предметная части среды (Е. Климов) • пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты (С. Тарасов) • субъекты образовательного процесса, социальной, пространственно-предметный, технологический (психодидактичний) компоненты (В. Ясвин). Центральным среди других структурных компонентов образовательной среды является психологический составляющая (социальный или коммуникативный компонент в терминах различных ученых). Психологический составляющая образовательной среды - это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса. Этот компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в формировании положительной «Я-концепции», в признании другими, в самоактуализации. Как ключевую психологическую характеристику образовательной среды многие ученые (И. Баева, С. Вершловський, А. Лебедев, А. Обозов, В. Слободчиков и др.) Определяют психологическую безопасность, а психологически безопасное образовательная среда - как условие для личностного роста ее участников. В научной литературе психологически безопасное образовательная среда истолкован как «среда взаимодействия, свободная от проявлений психологического насилия, которое имеет референтную значимость для субъектов учебно-воспитательного процесса (в аспекте положительного отношения к ней), характеризуется преобладанием гуманистической центрации (то есть центрации на интересах (проявлениях ) своей сущности и сущности других людей) и отражается в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках его субъектов» [1, с. 27]. Итак, психологически безопасное образовательная среда – это среда, в которой большинство участников положительно относятся к нему, характеризуются высокими показателями индекса удовлетворенности потребностей и защищенности от психологического насилия. Психологически безопасное образовательная среда выступает как эффективная межличностная взаимодействие, способствует эмоциональному благополучию учащихся и педагогов, развития психологически здоровой личности, личностному р
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg