1. Понятие «дифференцированный подход» в педагогической теории и практике
Проблеме дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ А. А. Кирсанова [5], И. Э. Унт [12] и др. Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения – давняя гуманная традиция российского образования. Однако в школьной практике, где один учитель одновременно занимается с большой группой учеников, решить вопрос между массовостью школьного обучения и потребностями отдельных индивидов довольно сложно, поэтому выходом из данной ситуации может быть использование дифференцированного обучения.
Исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления.
Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [3].
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В Российской педагогической энциклопедии дифференциация рассматривается как «форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности» [11].
И. Г. Унт рассматривает дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей [12].
На наш взгляд наиболее удачная формулировка «дифференциации» принадлежит И. М. Осмоловской. Как отмечает И. М. Осмоловская, в первом случае берутся индивидуальные, а во втором – групповые особенности, а дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся [9].
По мнению Ю. К. Бабанского, дифференцированный подход - способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения [1].
А. А. Кирсанов под дифференцированным подходом понимает особый подход учителя к различным группам учеников (организации учебной работы, различной по содержанию, объёму, приёмам) [5].
Е. С. Рабунский дифференцированный подход рассматривает как приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся [10].
На основании сказанного, из приведенных определений можно раскрыть, содержание понятия «дифференцированный подход».
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании его личности. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся. На этой основе он определяет стратегию своего взаимодействия с группой, формы включения учащихся в общую деятельность и отношения.
Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.
В исследованиях специалистов [6; 8; 13] проводится теоретико-методологический анализ дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников, многие ученые считают, что в школьном возрасте у детей и подростков происходит становление и развитие основных двигательных навыков и физических качеств, особенно в младшем школьном возрасте.