АССОЦИАНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ
Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианстская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.
Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В XVIII–XIX вв. учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д.Джеймс, Спенсер). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теорией, запоминаются, хранятся и воспроизводятся НЕ изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.
В 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г.Эббингауз открыл закон ''чистой'' памяти, выведенный на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
''Более всего имеет значение чувственный тон и связанный с ним интерес. Переживания, сопровождаемые сильным удовольствием или неудовольствием, неискоренимо, так сказать, запечатлеваются и часто после многих лет вспоминаются с большей отчетливостью. То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью. При заучивании лишенных смысла слогов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие, например, или редкие''. Г.Эббингауз также сделал вывод, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящихся на концах («эффект края»).
В ассоциатизме Эббингауза (классическая теория памяти), в котором процесс формирования опыта это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятиями), то есть образование представления (в отсутствии действия объекта из вне). Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие — это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо -- воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированные образования это те, которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.
Существуют разные методы экспериментального исследования:
Метод запоминаемых членов (вызывают у человека нескольких впечатлений и просят их воспроизвести; метод заучивания до наступления эффекта (здесь переменной является число повторений и необходимое для этого время; метод угадывания (после заучивания ряда воспроизводят перед человеком только отдельные члены этого ряда с требованием указать следующий член); метод поправок (на остановки или ошибки при воспроизведении даются подсказки и их число сосчитывается). Запоминание зависит от числа повторений, абсолютного места в ряду, принадлежность членов к одному целому (важно не число подлежащих запоминанию букв, а число вызываемых ими представлений, что выражается в необходимом для этого числе повторений), накопление и распределение представлений во времени), правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия).
Забывание:
1. Изменения отдельных членов (опыты с кратковременным опознанием различий показали, что через длительное время различие в опознании были несущественными, то есть процесс дальше не падал. Это объясняется отношением одного члена к целому образу и узнавание происходит не в сравнении наличного с когда-то бывшим, а сравнением отношения к целому).
2.Ослабление ассоциативной связи: кривая забывания (процент сохранения от прошедшего времени) указывающая на то, что по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. Процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей затраченной на заучивание работе. Еще меньше это касается осмысленного материала.
Флорес: метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) Эббингауза позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); метод постоянного числа предъявлений (на группе с показателями коэффициента узнавания и запоминания; метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элем