Глава 1: Понятие этно-национальной структуры и этнической дистанции
1.1 Раса, этнос и нация в этно-национальной структуре общества
С точки зрения различных национальных признаков первым является раса. Понятие «раса» в целом имеет вполне однозначное толкование у исследователей, имея в своей основе один ключевой критерий – биологическое родство. Другими словами, раса представляет собой большую группу (или систему популяций) людей, характеризующуюся сходством по совокупности наследственных биологических признаков (цвет кожи и глаз, форма черепа, тип волосяного покрова и другие особенности), сформировавшихся в течение многих поколений на определенной географической территории [14].
В Античности, а также в Средние века, ученые выделяли 4 расы (белую, черную, желтую и красную). С.М. Широкогоров выделил несколько этапов в развитии расовых классификаций [14]:
• В XVII в. насчитывали две расы, различая их по цвету кожи, - раса
белая и раса черная. К. Линней находит уже четыре расы, а именно: американская, европейская, азиатская и африканская.
• В конце XVIII в. И. Блюменбах выделил пять рас:
1) Кавказская раса - белая с круглой головой, живет в Северной Америке, Европе и в Азии;
2) Монгольская раса - имеет квадратные формы головы, черные волосы, желтый цвет лица, косые глаза и живет в Азии;
3) Эфиопская раса - черная, со сплющенной головой, - живет в Африке;
4) Американская раса - с кожей медного цвета и деформированной головой;
5) Малайская раса - имеет каштановые волосы и умеренно круглую голову.
• В конце XIX в., в 1870 г. Т.Г. Гексли разделил все человечество на 5 главных типов и 14 второстепенных. По П. Топинару имеются три расы: белая, черная и желтая. Фр. Миллер полагал, что цвет волос и язык являются самыми устойчивыми признаками, которые могут послужить основой для подразделения людей на расы, и установил, что существуют:
1) Пучковолосые;
2) Русоволосые;
3) Прямоволосые;
4) Кудреволосые;
• XX в. характеризуется дальнейшей детализацией и усложнением
классификаций рас. Тем не менее, все их разнообразие, можно сгруппировать по двум направлениям: типологические (или морфологические) концепции и популяционные концепции.
В основе типологической концепции рас лежат три ключевых принципа, предполагающих, что расовый тип — это антропологический эталон, комбинация основных характерных антропологических признаков, либо некоторый «усредненный» тип, характеризующий популяцию в целом. В рамках такой концепции правомерной признается гипотеза о комплексном наследовании расовых признаков, в силу которого морфологические особенности отдельного индивидуума совпадают с соответствующей расовой категорией.
Вторая концепция – популяционная, - исходит, прежде всего, из понимания расы как популяционной системы, основные признаки которой изменчивы и наследуются независимо друг от друга. В результате взаимодействия индивидуумов и их адаптации к окружающей среде эти наследуемые расовые комплексы получают своеобразное «территориальное» закрепление. Определенный набор расовых признаков в рамках данной концепции приобретает общепопуляционный характер и не всегда свойственен отдельным ее представителям.
По мнению Дж. Мильтона Уингера одной из главных основ групповой идентичности является раса. Он определяет расовую группу как разновидность этнической группы, представители которой отличаются от других особым сочетанием таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложение [19]. Социальные исследователи считают, что нет такого феномена как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что расы формируются на социальной основе.
До недавнего времени людей подразделяли на три основные расы в соответствии с биологическими различиями: «монголоидная» раса, включавшая главным образом японцев и китайцев; «негроидная» раса, в которую входили негры из Африки и их потомки, и «кавказская» раса — к ней относились большинство народов Европы, Ближнего Востока, Индии. Эта система классификации сложилась на основе теорий XIX в., согласно которым каждой «расе» были свойственны не только специфические физические признаки, но и определенные моральные и интеллектуальнее особенности.
Можно отметить, что расовые классификации XIX - XX вв. в настоящее время приобретают значение метода, благодаря которому можно установить происхождение рас и этносов и их генезис. Более распространенным же в настоящее время является мнение, что существует так называемые «большие расы» – монголоидная, негроидная и европеоидная. Именно эти большие расы исследователи подразделяют на малые расы и антропологические типы.
Сейчас идёт отход от расового признака, потому что мир перемешался - у нас много межрасовых и межнациональных браков. Поэтому раса в чистом виде встречается очень редко. В наше время упоминание расы является не политкорректным. Когда группа, принадлежащая другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации и жесткому угнетению – это называется расизмом. Хотя до середины ХХ века формальное закрепление пониженного положения некоторых рас в обществе было изложено в законах. В США после победы Севера над Югом в гражданской войне были приняты три новые поправки в Конституции, которые положили конец рабству и устанавливали юридическое равноправие негров с белыми. Однако с конца