Глава 1.
Гражданское общество: содержание, структура, признаки.
Понятие гражданского общества
«Гражданское общество» старинное понятие. Даже в работах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Баку-нина и других гражданское общество проанализируемо и описано всеобъем-лющим, достоверным и конкретным образом.
Хочу привести в пример замечательные цитаты из древних работ мыслителей прошлого, посвященных гражданскому обществу.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) сво-бода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как поддан-ного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семь-ей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество — это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласова-нии повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народ-ный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой не-который замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
Гражданское общество я рассматриваю как сообщество людей, в котором до-биваются оптимальных взаимосвязей всех сфер общественной жизни: полити-ческой, социальной, экономической, духовной, обеспечение постоянного про-гресса общества.
Вариации понятия “гражданское общество”. Cобственно, гражданское обще-ство – это:
1)наличие собственности в распоряжении людей.
Индивидуальное или коллективное владение;
2) наличие многообразной развитой структуры, показывающей многообразие интересов различных слоев и групп, продвинутой, развитой и разветвленной демократии;
3) Высочайший уровень интеллектуального и психологического развития ин-дивидов общества, их самостоятельность в том или ином институте граждан-ского общества.
4) правовое обеспечение населения, то есть функционирование правового государства. Я предпочитаю вот это определение: “гражданское общество — это общество, в котором объединения граждан разного характера (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) устанавливают связь между чело-веком и государством и не позволяют этому последнему узурпировать лич-ность. Другими словами, в присутствии гражданского общества, правитель-ства — это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и т. д.”
Плюрализмом называют такое разнообразие и предполагают, что много-численные институты и организации в демократическом обществе не зависят от правительства в своем существовании, легитимности и авторитете. При гражданском обществе роль государства выражать компромисс различных общественных слоев. Экономическая основа гражданского общества - право частной собственности. В противном случае может возникнуть ситуация, ко-гда каждый гражданин будет вынужден служить государству на продиктован-ных ему государственной властью условиях.
Действительно, интересы меньшинств в гражданском обществе выражаются различными профсоюзами, блоками, соц. группами, политическими, культур-ными и другими партиями. Они могут являться как независимыми также и государственными. Я считаю, это позволит людям осуществлять собственные права и обязанности как граждан демократического общества. Участие в этих организациях позволяет вам различными способами влиять на принятие поли-тических решений.
Существование и функционирование гражданского общества протекает в про-тиворечивом единстве с государством и гос. органами. Демократический ре-жим полностью взаимодействует с государством. При тоталитарном строе- стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
Проанализировав многие материалы, я выделил основные признаки такие как:
Высокое сознание людей;
· Владение собственностью и высокая материальная обеспеченность;
· Широкая связь между членами общества;
· Наличие контролируемой гос. власти, преодолевшей отчуждение от обще-ства. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать про-блемы общества;
· Частично власть передана органам самоуправления;
· Компромисс, согласование позиций в качестве основных способов разреше-ния и преодоления конфликтов;
· Чувство коллективности
https://etnosocium.ru/sites/default/files/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf
Структура гражданского общества
В Гражданское сообщество включены межличностных отношений, которые всегда ведут своё развитие вне рамок и без вмешательства государства, а ещё колоссальную систему институтов общества, независимых от государства, ко-торые удовлетворяют индивидуальные и коллективные потребности. Как мы знаем повседневные интересы граждан неравны, потому что сферы граждан-ского общества имеют определенную подчиненность.
Основные потребности человека в пище, одежде, жилье. Все эти потребности Обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются производ-ственными отношениями, собственно, они и составляют первый уровень меж-личностных отношений. Профессиональные, потребительские и иные объеди-нения и ассоциации при помощи данных гос. организация и удовлетворяются потребности.
Хочу перейти ко второму уровню межличностных отношений. Потребно-сти, которые входят в этот уровень удовлетворяются в таких институтах: се-мья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества. Вот небольшой список потребностей репродуктив-ность, здоровье, воспитание детей, духовное развитие и религиозные потреб-ности, информация, общение, секс.
Наконец, вот и добрались до самого высокого третьего уровня межлич-ностных отношений. Он имеет дело с политико-культурными отношениями, которые способствуют реализации потребности в полит. участии, связанном индивидуальным выбором, основанным на политических предпочтениях и ценностных ориентациях. Подводя небольшой вывод, данный уровень помо-гает сформировать определённые полит. Позиции у человека. Политические предпочтения реализуются с помощью групп интересов, политических пар-тий, движений и т. д.
В гражданском обществе создаётся уникальный, индивидуальный набор основополагающих принципов, ценностей и основных руководящих принци-пов, которыми руководствуются члены общества в своей жизни. Это ком-плекс, который постоянно улучшается и обновляется и ,плюс ко всему, свя-зывает общество воедино и определяет основные характеристики его эконо-мической и политической подсистем.
Экономика и политика — это одни из главных функций гражданского обще-ства. Проявления более фундаментальной свободы человека как члена обще-ства, как ценного человека — это форма экономическая и политическая сво-боды.
Я рассматриваю гражданское общество как некое социальное простран-ство, где взаимодействие людей как личностей независимо друг от друга и от государства. Цивилизованная, активная и полноценная личность – это и есть основа гражданского общества. Исходя из этого, природа и качество обще-ства, разумеется, очень сильно зависят от качества людей, из которых оно и состоит. Как мне кажется, идея индивидуальной свободы нераздельно связан а с формированием гражданского общества, внутренней ценностью каждого человека.
Подведу итог этого блока, возникновение гражданского общества поспо-собствовало к дифференциации прав и свобод человека и гражданина. Права человека гарантируются гражданским обществом, а права граждан - государ-ством. В этих двух случаях говорится о человеческих правах, в первом слу-чае имеется в виду отдельное существование на жизнь, свободу. Во втором делают акцент на политику прав. Понятно, что одно из самых важных усло-вий существования гражданского общества, так и прав государства является наличие человека, имеющего право на процветание, признание индивидуаль-ной и личной свободы каждого человека.
https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_ob.pdf
Признаки гражданского общества
Я выделяю главные признаки гражданского общества:
- Полнейшее обеспеченье человеческих свобод и прав;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- Плюрализм и мнение общества, которое свободно формируется;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление пра-ва человека на информацию;
- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе коор-динации. В отличие от государственного аппарата, который выстроен на ос-нове принципа субординации, т.е. система строжайшего подчинения “млад-ших старшим”.
Само гражданское общество берет свою основу с рациональных норм, для сохранения и поддержания которых служат специально созданные институты и механизмы, не известные традиционному обществу.
К чему же стремится гражданское общество? Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый мог определять свои жизненные цели и цен-ности, однако, в гражданском обществе зачастую не получается достичь со-глашения между ними, избежать конфликтов, потому что большинство из нас в основном хотят одного и того же: «но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданское общество стремится защитить людей от все-возможных столкновений, избегая тем самым различных конфликтов. Это всё может привести к присвоению автономной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого человека, в частности, о праве на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих прав.
Рождение общества происходит на определённой основе, то есть не про-сто так, не случайно, но в свою очередь, мы не должны упускать из виду тот факт, что определенные институты гражданского общества создаются в инте-ресах общества и государства.
Проанализировав вышенаписанное, я хочу дополнить признаки гражданско-го общества:
- появление гражданского общества на определенных основаниях, не исклю-чая и того момента, что некоторые институты гражданского общества созда-ются в интересах самого общества в целом;
- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими члена-ми общества.
Специфика формирования гражданского общества в России
Первая особенность – исключительная роль государства. Во всех преоб-разованиях в России главенствовало Гос. начало. С XV века. Государство бы-ло основным творцом общественных преобразований.
1) Географические и климатические условия существования народа, когда нужна была система жестче для управления страной;
2)Оказанное влияние политических традиций Византии;
3) социально-экономическим запоздание по сравнению с европейскими дер-жавами и разными факторами.
Правительство было главным инициатором формирования публичных инсти-тутов, но даже это оставляло отпечаток на все дела между экономикой и про-чих сферах жизни общества.
Исходя из этого были неразвитые города, торговля, предпринимательство, собственно, из этого вытекала зыбкость права и отношений собственности. И поэтому складывалась, большая часть населения было не устроено в бытовой сфере.
Свою лепту вносила и церковь, которая придерживалась охранительных позиций самодержавия. Идеи европейского просвещения, которые несли в се-бе цели развития гражданского общества, сдерживались государственной ма-шиной. Общественные движения, которые пытались пропагандировать и рас-пространять идеи гражданского общества в России, преследовались полицией.
Либеральные реформы Александра II в 60-70-е годы XIX века стимулировали процесс создания гражданского общества в стране, но он всячески тормозился консервативными силами.
Основная история гражданского общества в России берет начало с первой русской революции (1905-1907 гг.), вызвавшей радикальные преобразования и реформы: учреждение Госдумы, образование политических партий, разре-шение различных оппозиционных изданий, развитие капитализма, союзы предпринимателей, аграрная реформа.
Процессы формирования гражданского общества возродились после 1991 года. Особенности - исключительная роль принадлежит государству, а всякая инициатива «снизу» гос. бюрократией придерживается.
На развитие гражданского общества негативно влияют:
форсированный характер реформ, процветание коррупции в стране, рассло-ение общества на богатых и бедных, системный кризис;
Выдержки из Конституции РФ:
А) «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23)
Б) Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить со-брания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31)
В) Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индиви-дуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)
Г) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40)
Д) Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32)
Е) Каждый имеет право на труд…(ст. 37)
Ж) Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учре-ждениями культуры. (ст. 44)
Глава 2
Понятие права, его сущность и признаки.
Основные признаки права и определение его понятия.
Если рассматривать право со стороны государства, то оно является продук-том развития общества. Если взглянуть с юридической стороны, то оно оформлено в виде компании, организованной государством для регулирова-ния отношений общества. Обычаи, моральные и религиозные нормы перво-бытного общества остаются в прошлом, на это место приходит правовое ре-гулирование общественных отношений.
Приведу примеры общих положений права:
- право - социальное явление, без него невозможно существование цивилизо-ванного общества;
- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловече-ской справедливости, служить интересам общества в целом, а не его отдель-ных классов или социальных групп, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности в качестве основополагающего принципа общества.;
- право частной собственности - основа всех прав человека;
-закон — это мера поведения, установленная и защищаемая государством.
Процитирую определение Гегеля о праве: «Право — это совокупность норм, с одной стороны, представляющих, а с другой - ограничивающих внешнюю свободу людей во взаимоотношениях».
Основа закона — это его необходимая точка, Гегель писал — это свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа. Современ-ники пришли к выводу - в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть стандартизованная свобода, регулируемая правовыми средствами.
Понятие права классифицируется по определенным научным направлениям, школам. Среди них следующие:
1. Теория естественного права, как научное течение, эта теория имеет долгую историю, ее основные положения были написаны уже в древности, суть этой теории заключается в том, что помимо позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех народов естественное право, стоя-щее выше позитивного права. Последняя основана именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в де-лах общества и государства). Концепция естественного права включает в себя понятие неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека и гражданина, при-менимых к каждому государству. Цицерон сказал, что “закон государства, в отличие от естественного права, не может считаться законом”.
Фундаментальное развитие теории естественного права в трудах Локка, Руссо, Монтескье, Голлбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные и врожденные права человека получили конституционное усиление во всех со-временных правовых государствах.
2. Историческая школа права появилась по образу завершающая воздействие для доктрину натурального права с в надежде охраны ранее узнаваемых и ис-пытанных закономерностей социальной и гос. жизни, сформировавшихся в критериях средневековья ( феодализм ). Агенты исторической школы оцени-вали право, в качестве кого отражение духа народа, который, как и язык, не-заметно складывался в ходе исторического процесса беспричинно от личных взоров законодательной власти страны. Постановитель имеет все основания определять лишь то, что ранее приняло форму закона. С точки зрения пред-ставителей исторической школы, право есть продукция духа народа, его пра-вовая убежденность. Формирование права содержится в том, что в сознании людей понемногу открываются нормы, непредвзято содержащиеся в законе. Следственно, закон присутствует никак не в форме формальных прав, а как живое понятие правовых институтов в их органической связи. Всё же юрист-консульты извлекают закон из нормы лишь через анализ и исследования экс-перимента работающего права.
Одними из самых важных представителей школы исторического права это были немецкие юристы Густав Гюго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Представители исторической школы права полагали, что законода-тельная власть не может создавать стандарты по собственному субъективно-му усмотрению. Его задача - понять объективные потребности общественного развития, интересы людей и правильно их сформулировать в условиях верхо-венства закона.
3. Реалистичная юридическая школа.
Основоположником реалистической теории права был известный юрист Ру-дольф Иеринг. Он раскрыл суть своей теории в трудах «Дух римского права», «Борьба за право», «Правовая цель», изданных в русском переводе в начале ХХ века. По словам Иеринга, закон — это интерес, защищаемый государ-ством. Он гарантирует жизненные интересы человека, помогает удовлетво-рить различные потребности людей. Право принадлежит не тому, кто выра-жает волю, а тому, кто ею пользуется. Субъект закона - тот, кто намерен при-менять закон. Задача закона - гарантировать такое использование. Борьба народов, государственной власти, примирений и отдельных лиц против анар-хии лежит в самой сути права. Иеринг пишет, что «все великие достижения в истории права: упраздненные. Автор считает, что абсолютно справедливого закона не существует. Ценность права заключается в достижении присущей ему цели. Рожденный в борьбе интересов, закон действует как сила, подчи-няющая волю одних интересам других при непременном условии уважения принципов справедливости человеческого сообщества.
4. Социологическая школа права является одной из основных отраслей права 20 века. В отличие от юридического позитивизма, который сводил задачу юриспруденции к логически-формального изучения действующего права, со-циологическая школа переводит свое внимание на изучение «живого права», то есть системы в области права. Основоположником такого социологическо-го направления как юриспруденции, а именно является Эрлих, книга которого "Социология права" (1911) представляет собой систематическое изложение фундаментальных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С. М. Муромцев и Г. Ф. Шершеневич. Р. Паунд считается пре-красным исследователем современного американского социологического пра-ва.
Своеобразным социологическим направлением является теория солидар-ности, которую представляет французский юрист Леон Дуги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива распоряжаться индивидом, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны подчиняться обязательному стандарту для всех, основанному на общей солидарности. В интерпретации Дуги социальная нор-ма — это норма поведения, применяемая к внешним проявлениям социальной жизни. Она источник благополучия человека и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчиняется законам, как и сами люди; воля власть имущих — это законная воля, способная прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в пределах, определенных верховенством закона». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дуги, представля-ют собой закон, который не подчиняется государству, но подчиняет государ-ство самому себе.
Отходя от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешен-ной силой в жизни общества. Идеи этой теории ясно выражают суть верхо-венства закона, согласно которому государство и его граждане должны под-чиняться правовым нормам в интересах общего блага.
5. Нормативная ориентация объединяет неоднозначные взгляды на закон и его роль в общественной жизни, хотя и здесь наблюдается определенное един-ство. Впервые теоретические положения нормативизма были очерчены Р. Штаммлером в его работе «Wirtschaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее регулирование общественной жизни, целью которого яв-ляется удовлетворение потребностей людей. Он призывает к совместным дей-ствиям людей, связанных в обществе, социальной сфере или экономике. Определите соотношение закон / экономия, Штаммлер пишет, что он «пред-ставляет собой отношение между формой и материалом социальной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Регулярность обще-ственной жизни” - это закономерность ее правовой формы, ее понимания и приверженности основной идее права как конечной цели человеческого обще-ства. Эта закономерность проявляется только в такой общественной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы любого, кто находится в сфере права. Идеал общества - это общество «добровольно со-гласных лиц», в котором каждый считает своими объективно законными це-лями другие. Любой подчиненный закону должен согласиться с таким поста-новлением, если он уже принял решение, свободное от чисто субъективных пожеланий, но в соответствии с законом, считает Штаммлер.
Выдающийся российский профессор П.И. Новгородцев.
В наиболее концентрированной форме основные положения нормативизма очерчены выдающимся юристом Г. Кельзеном. По его словам, юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», не связанное с политическими, моральными и другими оценками, потому что в противном случае наука те-ряет свой объективный характер и превращается в идеологию. Отправной точкой концепции Кельзена является идея «базового (суверенного) стандар-та» как стандарта, который оправдывает эффективность и юридическую силу всех других стандартов.
Согласно этой теории, вся правовая система имеет ступенчатую структуру, то есть она систематически выводится из базовой нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории - выявить в каждом конкретном правовом явле-нии его соответствие высшей норме, имеющей высшую юридическую силу. Хотя нормативная теория считает «суверенную» норму предполагаемой (ги-потетической), она доказывает необходимость подчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закон как нормативный право-вой акт, имеющий высшую юридическую силу, должен соответствовать всем законодательным актам. Без него правовое регулирование не может достичь своей цели.