Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста

superrrya 3675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 147 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2021
Целью исследования является поиск условий, направленных на повышение сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании была выдвинута следующая гипотеза. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и имитирует эту деятельность, то тем самым создаются условия для эффективного формирования представлений о назначении и содержании отдельных профессий. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить показатели представлений детей о профессиях и подобрать в соответствии с ними и возрастными особенностями детей диагностический инструментарий; провести диагностику представлений детей о профессиях. 3. Разработать проект деятельности педагога по ознакомлению детей с различными профессиями: календарно-тематическое планирование на учебный год. 4. Апробировать часть проекта в работе с детьми. Теоретической основой исследования стали: • Педагогические исследования в области сущности с структуры профессиональной деятельности человека (Д.Б. Эльконин, Г.Н. Година, Т.В. Потапова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер); • Педагогические исследования в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, В.П. Кондрашов, Н.Н. Захаров, В.И. Логинова, А.В. Кузьмина); В работе использовались следующие методы: • теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; • методы наблюдения и беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость заключается в том, что методические разработки (календарно-тематический план и конспекты занятий) могут быть использованы в работе воспитателями дошкольной образовательной организации и педагогами дополнительного образования, а также родителями воспитанников для ознакомления детей с профессиями. Базой исследования являлось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – МКДОУ детский сад №27 «Солнышко» с. Безопасное Труновского района Ставропольского края.
Введение

В образовательном процессе на уровнях национальной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. Актуальность исследования заключается в том, что в связи с модернизацией дошкольного образования, одной из главных задач воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения является формирование положительного отношения к труду и первичном представлении о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно развивать интерес детей дошкольного возраста к различным видам профессий. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду. В программе образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации большое внимание отводится образовательной области «Труд», в которой ребенка знакомят с различными профессиями взрослых. О введении ребенка в трудовую деятельность и знакомство с профессиями писали такие педагоги как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, С.А. Козлова, М.А. Васильева, Ю.В. Янатовская, Л.А. Ростовецкая. Противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств целенаправленного достижения этой цели на ступени дошкольного обучения обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях………………………………………….6 1.2. Особенности представлений дошкольников о мире профессий и условия их формирования…………………………………..…...16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 2.1.Изучение начального уровня представлений детей дошкольного возраста о профессиях……………………………………………………………47 2.2. Результаты экспериментального исследования………………..…....60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………………...….……..67 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алёшина. – М.:ЦГЛ, 2017 – 112 с. 2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: СПБ, 2010 – 288 с. 3. Арон, К.Д. Едем, плаваем, летаем: / К.Д. Арон, С.В. Сахарнов. М.: Издательство «Детская литература», 2013. – 58 с. 4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2015. – 144 с. 5. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников / С.П. Артемова //Дошкольное учебное заведение, 2019. - №5. – С. 24-28. 6. Асмолов, А.Г. Психология в век психологии / А.Г. Асмолов // Вопр. психологии. -1999.-№1.-С. 3-12. 7. Бахтиярова, Л.Р. Педсовет на тему «Трудовое воспитание школьников» / Л.Р. Бахтиярова // Воспитание школьников. 2018. - № 2. - С. 8-12. 8. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. М.,ТЦ Сфера, 2014 – 96 с. 9. Блохина, Е.В. «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников»: / Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008. – 190с. 10. Бокова, А. Г. Древние ремесла нашего народа. / А.Г. Бокова // Расскажи внучку. - 2012. -№9. -С. 76. 11. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с. 12. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева – М., 2005. - №4. - С.18. 13. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребёнка и дошкольном детстве. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М., 2016.-80с. 14. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2018. – 336 с. 15. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 128с. 16. Вяткин, Л.Г., Гусейнов, А.З. Цели и задачи воспитания. / Л.Г. Вяткин, А.З. Гусейнов. – М.: Саратов: Изд-во СГУ, 2011.- 26с. 17. Герасимова, А.С., Жукова, О.С., Кузнецова, В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова - М., 2013-344 с. 18. Дорогойченко, О.С. Сюжетно-ролевая игра в осуществлении комплексного подхода к воспитанию детей / О.С. Дорогойченко // М.: Дошкольное воспитание. - 1984. - №2. - С.11-12. 19. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. / И.В. Дубровина, - М.: Академия, 2009- 368 с. 20. Ефанова, З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа / З.А. Ефанова. – М.: Волгоград: Корифей, 2010. — 99 с. 21. Железовская, Г.И., Еремина, С.В. Принципы формирования дидактических терминов / Г.И. Железовская, С.В. Еремина // Педагогика.- 1999.- № 5.- С. 18. 22. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с. 23. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер - М.: Академический проект, 2006. - С.30 24. Изотова, Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. / Е.И. Изотова - М.: Академия, 2014. – 288 с. 25. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. / О.Н. Истратова. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 568 с. 26. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология. / В.Н. Карандашев. – М.: Спб.: Питер, 2016. – 411 с. 27. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. / Е.А. Климов - М. Издательское объединение "ЮНИТИ":1998 г.- 350с. 28. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. / С.А. Козлова – М.: Академия, 2016.-144с. 29. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд. испр. и доп. /Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: изд. Мозайка – Синтез, М.: 2006 г.- 80 с. 30. Кондратенко, Т.Д., Котырло, В.К., Ладывир, С.А. Обучение старших дошкольников. / Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир - К. «Рад школа», 2014.- 152 с. 31. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов – М.: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с. 32. Корепанова, М.В. Педагогика дошкольного детства. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации. / М.В. Корепанова. – М.: Волгоград, 2016. - 93 с. 33. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М.В. Королева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791. 34. Коротун, А.В., Шарагулова, К.М. Организация научно-методической деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения / А.В.Коротун, К.М. Шарагулова. – М.: Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — 128 с. 35. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятии с детьми 4-7 лет. / Л.В. Куцакова. - М.: изд. Мозайка – Синтез, 2007 г. – 112 с. 36. Логинова, В.И. Формирование представления о труде взрослых / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63. 37. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитие ребенка. / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1972-256 с. 38. Майер, А.А., Багаутдинова, С.Ф. Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы. / А.А. Майер, С.Ф. Багаутдинова //Дошкольная педагогика, 2011, №5 (май), с.14-18. 39. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2015. – 781 с. 40. Мананникова, Е.Н. Педагогическая психология. / Е.Н. Мананникова - М.: Дашков и К, 2014. – 223 с. 41. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. / Т.А. Маркова - М.«Просвещение»,1991.-112с. 42. Маркова, А.К. «Психология профессионализма» / А.К. Маркова,- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 43. Масленникова, Г.И. Воспитание доброжелательности в сюжетно- ролевых играх. / Г.И. Масленникова //Дошкол. воспитание.- 1978. - №4.- С. 22. 44. Михайличенко, Т.И., Зюкина, Г.А., Гавриш, И.И. Ранняя профориентация дошкольников средствами экономического воспитания / Т.И. Михайличенко, Г.А. Зюкина, И.И. Гавриш // Воспитатель- методист дошкольного учреждения, 2014. - №3. - с. 40-47. 45. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. / О.В. Нестерова - М.: Айрис-пресс, 2016. – 112 с. 46. Оберемок, С.М. Метод проектов в дошкольном образовании, учебно- методическое пособие. О-13 Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. / С.М. Оберемок. – М.: Новосибирск: НИИПКиПРО, 2015. - 48 с. 47. Павлова, Е. В. Ребенок в мире профессий / Е.В. Павлова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.) . – М.: Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 64-67. 48. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с. 49. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. / Н.С. Пряжников - М.; Воронеж, 1997.-351с. 50. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. – М.: Воронеж, 1996.-246 с. 51. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – М.: Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 94-96. 52. Сахаров, В.Ф. Профессиональная ориентация школьников. / В.Ф. Сахаров —М.: Просвещение , 1984. -С.44-47 53. Спиваковская, А.С. Игра это серьезно. / А.С. Спиваковская - М., 1981.- 144 с. 54. Сорокин, П.А. Вопросы изучения и воспитания личности: труды Института по изучению мозга и психической деятельности. / П.А. Сорокин // Вып. 3 Под ред. В.М. Бехтерева. – М.: Петроград: Госиздат.- 1921.- С. 397–412. 55. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 544 с. 56. Струмилин, С.Г. Проблемы экономики труда. / С.Г. Струмилин - М.: Наука, 1982. - 472 с. 57. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с. 58. Федоренко В.Н. Формирование представлений о профессиях. / В.Н. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69. 59. Шамрай, С.Е. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий / С.Е. Шамрай - Изд. 2-е, перераб. – М.: Волгоград: Учитель, 2015. - 188 с. 60. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. / И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2013. – 349 с. 61. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. / Г.А. Широкова. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 383 с. 62. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? / Т.А. Шорыгина - М.: Гном и Д, 2019. — 96 с. 63. Эльконин, Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин - Издательство-Академия, 2006 г.- 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) трудовая деятельность, непосредственно требующая особой подготовки и являющаяся источником средств к существования [28]. Большое количество профессий существуют в обществе с давних времен и по сей день. Э.Ф. Зеер обозначил профессию как социально значимую область приложения духовных и физических сил человека, которые позволяют получать ему взамен труда средства необходимые для развития и существования [23]. Термин профессия многозначный и означает следующий ряд: • социум людей; • область применения сил; • занятие и сфера выражения личности; • система исторически развивающая; • реальность, которую творчески формирует сам человек. Часто вместе с термином «профессия» синонимически используют термин «специальность», определяющееся как область занятий в пределах одной профессии. В более широком понятии профессии это исторически возникшие формы деятельности, которые необходимы социуму, при выполнении которых лицо должно обладать набором знаний и навыков, владеть соответствующими способностями и важными профессиональными качествами. Профессиональная деятельность – область труда, результат ее разделения на различные формы. Такая форма деятельности имеет общественный характер. Ее делят на две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как: • заказчик реализации социально значимых форм деятельности; • организатор соглашений такой деятельности; • источник ее финансового обеспечения; • регулятор юридических отношений между участниками и сторонами профессиональной деятельности; • эксперт качества осуществляемой деятельности работником; • источник образования общественного отношения к профессии (ее престиж, значимость, и т.п.). С позиции А.К. Марковой, профессия – это социально важная и ограниченная в результате дифференциации труда сфера приложения духовных и физических сил человека, которая дает ему возможность получать в обмен труда средства необходимые для его существования и развития [42]. Для реализации профессиональной деятельности лицо должно владеть набором соответствующих знаний и навыков, иметь необходимые способности, качества профессионально необходимые личности. Степень совершенствования данных факторов во многом определяют темпы формирования человека как специалиста и уровень благополучия его профессиональной деятельности. Из этого следует, многообразие профессий, которое существует сегодня, является результатом исторически образовавшегося разделения труда. Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения [24]. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий [24]. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском саду происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития [14]. Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в старшей группе. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими детьми [24]. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними [37]. Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий, А.С. Макаренко, Ф. Гальтон. Зарубежные педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с позиции пригодности человека к той или иной профессии. Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис). Дети подразделяются на группы, «потоки» в зависимости от показателя коэффициента умственной одаренности. Наряду с педагогическими аспектами большое место в западных странах занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора» (Р. Ричи, М. Скотт и др.), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П. Келли). По Е. Гинзбергу, процесс профессионального выбора тесно связан с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящие одна в другую: воображаемый период (4-11 лет), период проб и попыток (11-17 лет), реалистичный период (17-21 год). Наибольший вклад в «профессиональное самоопределение» и характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда внес Е.А. Климов [10]. К настоящему времени в России наиболее известна предложенная им периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). Также он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (В.И. Логинова [18], Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин, Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник [30], Д.Б. Эльконин [36], Т.А. Шорыгина [35]). Однако большинство проведенных исследований нацеливались на овладение ребенком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности. В.И. Логинова считает, что «знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…» [18]. Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. В.И. Логинова считает, что «знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннееусловие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов)». По мнению Н.С. Пряжникова [39], «ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.)». В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми. Н.Н. Захаров [9] выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. Исследования последних лет послужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова [18], М.В. Крулехт [16], которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А. Козлова [12], А.Ш. Шахманова, полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 93 страницы
3200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg