Глава 1. Теоретические основы правового государства
Равенство власти, гражданина, общества и права, и их правовое равенство – основа правового государства.
Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.
Право призвано максимально, раздвинуть границы, сковывающие личность.
Понятие "правовое государство" настолько широко, что одной дисциплине не под силу достаточно глубоко его изучить. Но возможно, такая задача в едином усилии по плечу ряду общественных и естественных наук.
1.1 Понятие правового государства
Верховенство закона как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» (Rechtsetaat) прочно вошел в немецкую литературу первой трети XIX века (в трудах К. Т. Велнера, Р. фон Молля и др.). Позже он распространился, в том числе и в России, где одним из ведущих сторонников теории верховенства права был Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Существует много различных определений на понятие правовое государство.
По мнению Четверкина В.А. «Правовое государство» - одна из основных категорий теории государства и права, которая характеризует индивидуальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.
Современные положения и выводы, которые касаются верховенства права, объединяют все ценные результаты, достигнутые учеными за длительный исторический период. Следует уточнить, что в основе верховенства закона лежит стремление защитить человека от произвола властей на разных уровнях, а также от мелкой опеки с их стороны, которая усиливает индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях законом и в то же время гарантирующем безопасность и достоинство личности.
Рассмотрим более подробно выводы ученых о правовом государстве. По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – это государство, в котором нет никаких законов, противоречащих нравственной идеи права.
При таком понимании верховенство закона ограничивает себя, основывает свою деятельность на принципах закона и справедливости. В то же время утверждается, что верховенство закона можно охарактеризовать как государство, в котором верховенство закона обычно не обеспечивается законом, принятым демократическими средствами, законом, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы общества. правящий слой.
В отечественной юридической науке правовым признается государство, которое характеризуется институтом разделения властей, независимостью суда, законностью управления, правовой защитой граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, причиненного государственным учреждением и так далее. Также часто отмечают, что верховенство закона - это такое государство, в котором верховенство закона обеспечивается на практике, где власть основана на законе, ограничивается им и через него реализуется.
Чтобы понять глубинную суть верховенства закона, недостаточно ограничиться набором, пусть и важными, но все же внешних характеристик (связность государства законом, разделение властей, наличие конституции). , определенная система принципов, институтов и норм. Суть верховенства закона не в подчинении закону, равно как и не в обилии законодательных актов - и то, и другое являются признаками не правового, а полицейского государства. Суть верховенства закона заключается именно в природе прав, их соответствии правовой природе вещей и их ориентации на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность - главное условие его величия.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:
1) открыть простор всем видам собственности;
2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",
4) обеспечить эквивалентный характер обмена,
5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,
6) не ограничивать инициативу и предприимчивость.
Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному — это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.
Правовое государство — это государство, которое обслуживает потребности гражданского общества и правовой экономики, целью которого является обеспечение свободы и процветания. Он находится под контролем гражданского общества и основан на эквивалентности обмениваемых товаров, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, отвечает за верховенство закона, которое гарантирует свободу и безопасность человека, за его духовную основу. это признание прав человека.
Правовое государство — это демократическое государство, в котором гарантируются верховенство закона, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимый суд, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где действует принцип разделения законодательной, исполнительной и судебная власть - основа организации государственной власти.
Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечены права и свободы, участие народа в осуществлении власти (напрямую или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве возможно в рамках закона защищать и продвигать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в создании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе печати и т. д.
В этой связи можно предположить следующее определение верховенства закона - это форма организации деятельности государственной власти, для которой характерны демократический режим конституционного правления и законности, развитая правовая система и разделение полномочия. и его взаимный контроль, признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государств и отдельных лиц.
1.2 Признаки правового государства
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенность механизма верховенства закона заключается в следующем. Все его части и структурные элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии с их назначением. Структурные элементы и элементы верховенства закона, наделенные властью, исполняют волю общества в своей конкретной форме действия. Структурные части и элементы правового государства строго соответствуют действующему законодательству во всей своей деятельности. Государственные служащие несут личную ответственность за нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и другими правовыми актами. Права и свободы граждан гарантируются правоохранительными органами. Механизм верховенства закона таков, как он существует. Функции правового государства реализуются через его механизм.
Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократии и административных методов управления и контроля. Его демократический характер проистекает из его ответственности перед обществом, которому он служит. Верховенство закона — это концентрированное выражение гражданского общества. Следовательно, этапы его развития в целом и в целом совпадают с этапами развития гражданского общества. В то же время, поскольку каждое государство обладает определенной независимостью от общества, этапам развития правового государства присущи определенные характеристики, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это формирование рыночной экономики, предпринимательства, рекламы, свободы СМИ, социальной защиты граждан; второй шаг - это одобрение рыночной экономикой различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению государственной власти в правовом государстве.
1.3 Основы правового государства
Экономическую основу правового государства составляют производственные отношения, основанные на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) Как равных, а также защищенных законом. Согласно закону, собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает в качестве собственника продуктов своего личного труда. Правовая основа государства реализуется только при наличии независимости, которая экономически гарантирует верховенство закона, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан - носителей социального прогресса. В центре внимания такого государства находятся люди и их интересы. Система социальных институтов, связей с общественностью, создает необходимые условия для реализации каждым гражданином своего творческого потенциала, гарантируются возможности для работы, разнообразие мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства определяет прочность его правовых основ.
Нравственную основу верховенства закона составляют универсальные принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. В частности, это выражается в демократических методах правления, справедливости и справедливости, в приоритете прав и свобод личности в отношениях с государством, в защите прав меньшинств, в терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое само по себе концентрирует суверенитет людей, наций и национальностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, универсальность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, основанную на принципах справедливости, для всех граждан без исключения. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе закона, ограниченного законом, и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в рамках законодательства и только в случаях нарушения его суверенитета и интересов граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
1.4 Система разделения властей в правовом государстве
Власть государства в условиях верховенства закона не абсолютна. Это связано не только с верховенством закона, взаимосвязью государственной власти через право, но и с тем, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь мы должны обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории, путаница, объединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного человека, несет в себе опасность установления деспотического режима, при котором личная свобода невозможна. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей верховенство закона организовано и функционирует на законных основаниях: государственные органы действуют в пределах своей компетенции, не заменяя друг друга; взаимный контроль, равновесие, равновесие устанавливается во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.