1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Под жилищно-коммунальной деятельностью понимается производство и представление совокупности услуг, направленных на обеспечение потребностей города или района в ресурсах жизнеобеспечения. Эти услуги разнообразны и многогранны, но каждая из них имеет свои особенности и является уникальной. Вместе с тем, все они имеют одно общее назначение – обеспечить населенному пункту нормальное функционирование и развитие.
На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство — это новый перспективный рынок. При соответствующем нормативно-правовом обеспечении отрасль способна стать одной из самых стабильных, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью.
Вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации коренным образом изменило систему правоотношений между органами власти, населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Ранее все ответственные решения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, принимали органы власти. Сегодня появились такие институты как институт собственников помещений, управляющих компаний. Возникли и новые экономические взаимоотношения между ним.
В современных условиях жилищно-коммунальная деятельность является организующим началом в жизни населенного пункта, основой, на которой держится и развивается населенный пункт как среда обитания человека.
Рассмотрим характерные черты предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Общедоступность услуг – характерная особенность жилищно-коммунального хозяйства. Насущный и незаменимый характер потребления коммунальных услуг требует, чтобы они были равнодоступны всем, кто в них нуждается, и всегда, когда в них возникает потребность, независимо от платежеспособности потребителей. Полная или общая доступность услуг – показатель комфортности и качества современного жилья.
Классификация жилищно-коммунального хозяйства на группы или типы коммунальных услуг является следующей характерной чертой данной сферы деятельности. По назначению жилищно-коммунальные услуги делятся на три типа: общегородские услуги; жилищные услуги; инженерные или коммунальные услуги. Такая группировка жилищно-коммунальных услуг целесообразна при решении проблем, связанных с их оплатой. Существующее деление жилищно-коммунальных услуг отражает их сущность.
Услуги общегородского назначения характеризуются тем, что их потребление населением и организациями населенного пункта происходит обезличенно. Указанными услугами пользуются одновременно все, независимо от того, являются они жителями данного населенного пункта или временно пребывают в нем. Основной (возможно, единственной) формой оплаты таких услуг, удовлетворяющей потребности муниципального сообщества, представляется их финансирование из местного бюджета за счет налогов и сборов с потенциальных потребителей.
Жилищные услуги - это услуги, потребление которых имеет коллективный характер. Жилищные услуги индивидуализированы по отношению к жилому комплексу – дому или к его отдельному элементу и оказываются для удовлетворения потребности каждого жильца. Но, в отличие от объектов общегородского назначения, жилищные услуги локализованы на определенной территории, имеют конкретный адрес.
Необходимо подчеркнуть, что жилищные услуги обращены не к конкретному проживающему в доме потребителю, а к дому как объекту обслуживания, следовательно, они обращены одновременно ко всем жителям дома.
Инженерные услуги - это услуги, потребление которых имеет индивидуальный характер. Таковыми являются услуги систем инженерного оборудования, или инженерные услуги, – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, электрическая энергия, природный газ, подаваемые непосредственно в жилые помещения и являющиеся элементами благоустройства современных домов и жилых квартир. При этом наличие материального носителя позволяет делить услуги на порции, измерять их количество, предъявлять оплату конкретному потребителю. Вследствие этого появляется возможность поставить оплату услуг конкретным потребителем в зависимость от их потребленного количества, исключить их потребление теми, кто уклоняется от оплаты. По такому принципу функционирует рынок частных товаров, регулируемый законом спроса и предложения.
Еще одной особенностью жилищно-коммунальных услуг является то, что их действие направлено не только на население или организации, испытывающие в них потребность, но и на конкретные объекты в населенном пункте, функционирование и сохранение которых - необходимое условие для жизни и деятельности населения или организаций.
Несмотря на то, что жилищный фонд и коммунальная инфраструктура России по масштабу занимают весомую долю в национальном богатстве, однако их состояние не соответствует технологическому и экономическому потенциалу страны.
Несмотря на продолжающиеся уже более 15 лет реформы жилищно-коммунального комплекса, ситуация ухудшается, а для поддержания его в рабочем состоянии требуется все больше средств. До сих пор не завершено формирование рыночных отношений в отрасли. Остается неэффективной система управления, признаками чего служит неудовлетворительное финансовое положение.
Высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры влечет за собой непроизводительные потери. Растет неудовлетворенность потребителей качеством получаемых услуг.
В наши дни нередки случаи одновременного выставления квитанций за коммунальные услуги разными организациями, направления жителям квитанций от компаний-однодневок.
Эти проблемы возникли из-за того, что доступ к обслуживанию многоквартирных домов имеет практически любое юридическое лицо, а надлежащего надзора за деятельностью субъектов хозяйствования нет.
Существенной проблемой является также отсутствие критериев ответственности управляющих компаний за исполнение регламента безопасности.
В результате технической безграмотности специалистов энергоресурсы потребляются неэффективно, завышается стоимость работ и увеличивается аварийность домов.
Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на собственников большую ответственность за принятые решения по поводу управления общим имуществом объектов недвижимости, а также за их состояние.
Чтобы принимать объективные решения, собственники должны обладать достоверной, полной и своевременной информацией, а управляющие организации в свою очередь обязаны доводить ее до собственников.
Для реализации данного принципа был принят Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», целью которого стало создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов власти и организаций информацией о жилищно-коммунальном комплексе.
По данным государственной статистики, в России основные фонды жилищно-коммунального хозяйства изношены примерно на 40%, полностью изношены - 11% что свидетельствует о неэффективном долгосрочном планировании капитального ремонта объектов недвижимости. В результате растут процент износа и потери коммунальных ресурсов, объем ветхого и аварийного жилищного фонда, ухудшается внешний облик городов, сдерживается развитие городской инфраструктуры, а также падает инвестиционная привлекательность.
Существует ряд факторов, не позволяющих эффективно проводить реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Первым из них является отсутствие в России единых стандартов, а именно методик, применяемых при расчете цен на жилищные и коммунальные услуги. Многие специалисты понимают, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства сегодня экономически не обоснованы. Цены на коммунальные услуги однозначно завышены, а на жилищные услуги (содержание и ремонт) - явно занижены. Поэтому управляющие компании в изучаемой сфере не имеют возможности для повышения прибыльности и рентабельности своих организаций.
Второй фактор - низкий уровень активности и ответственности собственников при принятии названных решений, что зачастую зависит от уровня информированности.
Третий фактор - отсутствие системного подхода к краткосрочному и долгосрочному планированию капитального и текущего ремонта общего имущества. Об этом свидетельствует тот факт, что размер платы за капитальный ремонт ниже размера платы за текущий ремонт, что не позволяет выполнять капремонт в нормативные сроки в полном объеме. Для сокращения влияния указанных сдерживающих факторов и решения проблем жилищно-коммунального хозяйства необходимо разработать целый комплекс мер.
Во-первых, по типологии рынков отрасль жилищно-коммунального хозяйства (как специфический рынок) должна быть приближена к свободной конкуренции для формирования здорового соперничества между участниками за лучшие условия производства, купли и продажи товара (услуг).
В комплексе с разработкой нормативных методик по расчету цен на различные товары и услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства на государственном или региональных уровнях это позволит разрешить существующие проблемы в области ценообразования.
Во-вторых, Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» позволил ужесточить требования к лицензированию управляющих компаний в сфере ЖКХ, в результате чего многие организации были вынуждены покинуть рынок.
В-третьих, при финансировании жилищно-коммунального хозяйства для поддержания жилищного фонда в нормальных условиях, а инженерных коммуникаций - в рабочем состоянии можно рассматривать государственно-частное партнерство -сотрудничество публичного и частного партнеров, основанное на объединении ресурсов и распределении рисков с целями привлечения в экономику инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг. Как следствие, будет решен ряд сопутствующих проблем: изношенность основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, аварийность объектов недвижимости, потери коммунальных ресурсов.
В-четвертых, в качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры; местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и др.
Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий.
Они необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.
В-пятых, важнейшим аспектом деятельности в данной сфере является антимонопольная политика. Это обусловлено наличием монополизма, который препятствует развитию конкуренции (в тех сферах деятельности, где она возможна), тормозит развитие, снижает качество работы, способствует повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и т. п. Поэтому борьба с монополизмом является приоритетным направлением деятельности на всех уровнях управления жильем.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что у каждой меры по улучшению и совершенствованию современной системы жилищно-коммунального хозяйства существуют как достоинства, так и недостатки, и для решения перечисленных проблем необходимо использовать комплекс мер в совокупности.
Если говорить о любой другой коммерческой организации, например промышленной, торговой или об оказывающей услуги, то цель их работы -получение (извлечение) прибыли. Говоря же об организации, оказывающей услуги в сфере ЖКХ (управляющей компании), надо помнить, что главная ее цель - обеспечение комфортного проживания граждан.
Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания.
Увеличение платы за содержание и ремонт растет медленнее, чем стоимость проводимых в домах работ. За последние пять лет работы подорожали на 26-30%, тогда как плата за содержание и ремонт выросла лишь на 21%. То есть устанавливать ежегодное повышение платы на уровне инфляции недостаточно. В ряде регионов плата за содержание жилья за пять лет выросла лишь на 12-15%, а в других увеличение произошло плавно на 28-37,2%.
В малых городах повышение платы происходило гораздо реже, чем в крупных. Поэтому в больших городах повышение идет более сглажено, без резких всплесков. Есть тенденция ухода частных управляющих компаний из малых городов - их количество за 5 лет снизилось на 28%. Ряд домов остается без работников, которые могли бы качественно производить ремонты и качественно их обслуживать. Рост зарплат сотрудников коммунальных служб отстает от инфляции, особенно в крупных городах - за пять лет они увеличились лишь на 11-12%. Ряд доходов управляющие компании теряют из-за воровства жителями коммунальных ресурсов, утечек в квартирах, несвоевременной сдачи жителями показаний счетчиков, низких нормативов потребления и устаревшего оборудования.
В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:
высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;
насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.
Таким образом, развитие жилищной сферы в современный период возможно лишь на основе формирования нового хозяйственного механизма, ориентированного на использование экономических рычагов и стимулов при максимально полном учете интересов потребителей.
Важнейшей целью нового механизма управления жилищным хозяйством является максимально полное удовлетворение потребностей населения в жилье, улучшение содержания жилищного фонда и качественное жилищно-коммунальное обслуживание.
1.2 ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности – сложные, многоаспектные процессы, имеющие отношение ко многим сторонам жизнедеятельности человека.
Для повышения конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике необходимо не только внедрять инновационную технику и технологию, но и применять систему стимулирования труда, которая побуждает персонал к творческому, эффективному труду.
Заинтересованность работника в рационализации производства, повышении квалификации, оригинальных подходах к решению проблем в деятельности предприятия, достижении высокой производительности труда зависит от системы стимулирования качественного труда на этом предприятии.
Если на предприятии такая система не разработана и не внедрена, нельзя рассчитывать на длительную выживаемость предприятия в рыночных условиях. Работник должен быть уверен, что его труд, обеспечивающий выживаемость предприятия, будет достойно вознагражден.
Система стимулирования труда должна включать условия, размер и порядок вознаграждения за достижение индивидуальных результатов, которые, в конечном счете, приведут к повышению качества продукции при снижении доли труда, затраченного на производство единицы продукции.
Комплекс задач для достижения целей стимулирования труда включает изучение мирового опыта, современных систем мотивации, разработку конкретных форм стимулирования с учетом внутренних и внешних условий деятельности предприятия, обеспечение информированности коллектива о принципах функционирования системы мотивации.
Стимулирование труда предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально-обусловленных потребностей работника.
Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнить некоторый круг обязанностей.
В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь присутствует форма контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за не выполнение предъявляемых требований (меньшая оплата или разрыв трудовых отношений).
Если работник не только знает, какие к нему предъявляются требования, но и какое вознаграждение он получит в случае, если сделает лучше (больше) того, что обусловлено трудовым соглашением, то в данном случае имеет место стимулирование труда.
Если мотивация-это формирование внутренних побудительных сил трудового поведения, то стимулирование – это использование внешних побудительных сил в виде способов воздействия на человека в процессе труда.
Стимулирование труда реализуется через создание условий трудовой деятельности, побуждающих личность действовать определенным образом.
Суть отличия стимулирования от мотивирования состоит в том, что стимулирование является одним из средств, с помощью которого возможно осуществлять мотивирование.
Вдобавок, чем в организации выше уровень развития отношений, тем реже применяется стимулирование в качестве средств управления людьми. Это объясняется тем, что обучение и воспитание, как один из методов мотивирования людей, приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь, или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Стимул часто характеризуется как воздействие на работника извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности.
В стимуле заложен определенный дуализм, заключающийся в том, что, с одной стороны, с позиций администрации предприятия он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул).
В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего- нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность).
В экономической науке не существует глубоко обоснованного и общепринятого определения понятия «система стимулирования работников».
Причина этой научной проблемы лежит в многообразии взглядов на то, что есть «мотивация работников» и «стимулирование работников» в социально-экономических системах и как они соотносятся между собой.
Определенной проблемой в исследуемой области выступает тот факт, что четкого и общепризнанного определения понятия стимулирования труда персонала также не существует.
Рассмотрим основные подходы его определении, отображенные на рисунок 1.
Следует отметить, что сторонники рассмотренных подходов, так или иначе, сходятся в том, что под стимулированием персонала понимаются активные движущие силы, определяющие поведение сотрудников предприятия, несмотря на разные точки зрения.
Однако, предлагаемые ими трактовки стимулирования персонала лишь указывают на то, что оно является результатом внешнего побуждения к деятельности, но не раскрывают каким образом это воздействие осуществляется.
Рисунок 1. Основные определения стимулирования труда
С позиции современной парадигмы управления, ориентированной на ценность человеческих ресурсов, сущность категории «стимулирование работников» предполагает создание таких условий и мер, которые будут не только способствовать формированию мотива к эффективной трудовой деятельности, но и обеспечат возможность профессионального и интеллектуального развития личности, сформируют ощущение удовольствия и радости от самой работы.
Содержание экономической категории «стимулирование работников» в новых условиях состоит в том, что это сбалансированная система, позволяющая эффективно достигать целей организации и удовлетворять потребности каждого работника.
Сущность категории «система стимулирования работников» исходит из сущности стимулирования работников и предполагает создание условий для профессионального и интеллектуального развития личности, для получения удовольствия и радости от самой работы.
Содержание системы стимулирования работников раскрывает совокупность ее элементов и взаимодействие между ними.
Сегодня систему стимулирования работников нельзя рассматривать как простой набор материальных и нематериальных стимулов, она представляет собой сложный и непрерывный механизм взаимодействия элементов разного рода. Положительные последствия увеличивают вероятность желательного поведения; отрицательные — уменьшают; нейтральные — ведут к медленному затуханию такого поведения.
Но нужно иметь в виду, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют неодинаково и с различной степенью интенсивности, а одни и те же результаты могут быть поручены и за счет вознаграждения, и за счет наказания.
Система стимулирования работников на уровне организации – совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между ее элементами, направленная на гармонизацию целей и интересов работников и работодателя и обеспечивающая постоянное развитие человеческого потенциала, а также создание условий для его эффективного использования.
Система стимулирования работников включает в себя следующие элементы: Функции системы стимулирования работников.
Функции характеризуют проявление ее свойств в данной совокупности отношений. Основные функции стимулирования указаны на рисунке 2.
Рисунок 2.Функции системы стимулирования
Экономическая функция выражается в том, что данная система способствует повышению эффективности производственной деятельности, а именно росту производительности труда и улучшению качества изготавливаемой продукции.
Регулирующая функция означает, что система стимулирования работников позволяет задавать трудовой деятельности целенаправленный характер, так как мотивированный работник обязательно совершает необходимое менеджеру трудовое действие, выполняет порученное задание. То есть система стимулирования работников обеспечивает опосредованный контроль за правильностью выполнения действий и обеспечивает требуемую модель поведения работника.
Морально-этическая (нравственная) функция определяется тем, что стимулы к труду могут формировать высоконравственного человека и тем самым положительно влиять на моральные устои общества.
Социальная функция состоит в формировании социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в большей степени зависит от влияния стимулов на разных людей.
Развивающая функция предполагает, что система стимулирования работника должна не только позитивно влиять на этику поведения и моральные устои человека, но и способствовать развитию его профессиональных, творческих, интеллектуальных и организационных способностей.
Объект системы стимулирования работников.В качестве объекта системы стимулирования работников выступает труд или трудовая деятельность, так как он лежит в основе процесса стимулирования.
Работодатель разрабатывает набор стимулов и определяет необходимый для этого бюджет в целях привлечения в свою организацию наиболее квалифицированных работников, а также побуждения своих работников к производительному труду и эффективному достижению целей.
Человек принимает решение о «продаже» своих способностей к труду конкретному работодателю, а работник трудится с максимальным использованием своего трудового потенциала за определенный набор стимулов.
Субъекты системы стимулирования работников. Субъектами системы стимулирования работников выступают люди, а именно работники (их представители) и работодатели (их представители). В основе создания системы стимулов лежат распределительные отношения – это отношения по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте.
Они играют важную роль в общественном хозяйстве, так как люди, вступая в производственный процесс, вкладывают в него свой труд или капитал, желая получить определенные доходы.