На современном этапе развития нашего государства культура играет роль важного и приоритетного ориентира способного консолидировать общество, обеспечить гармонизацию общественных отношений, стать залогом социально-экономического и политического могущества, объединяющим фактором многонациональной и многоконфессиональной России, ее территориальной целостности.
Народы, населяющие наше государство, имеют уникальный исторический культурный код, обладают своими обычаями и традициями, в связи с этим государственная политика должна придерживаться этим многообразных форм для сохранения единого культурного пространства в рамках межнационального баланса.
Государственные институты власти и общество только совместными усилиями примут глобальные изменения современного мира, только в диалоге обозначат задачи по совершенствованию качества жизни, все это позволит сохранить и приумножить наше историческое и культурное наследие.
В государстве, где роль каждого человека, как члена общества, его права и свободы, его личностные характеристики, социальный статус, экономическое положение ставятся в приоритет национальной идеи, только такое государство может претендовать на успешный путь развития.
Территориальное развитие как предмет культурно-досуговой политики г. Москвы определяется тем, что до недавнего времени традиционным местом размещения объектов культурно-досуговой сферы являлись центральные районы города.
Однако ввиду необходимости активного развития остальных территорий (в том числе присоединенных к городу Москве в 2012 г.) вопросы обеспечения их культурно-досуговой инфраструктурой приобретают первостепенную важность. Это означает, что при разработке и корректировке программ развития территории районов, а также выдаче разрешений на строительство жилых зданий, необходимо в обязательном порядке предусмотреть и внести в территориальный план размещение объектов социально-культурной сферы.
Заметим, что при этом ставится задача не только обеспечения доступности культурных институций, досуговых услуг и событий для жителей районов, но и выявления особенностей территории каждого района и поиск ее «культурного лица».
В отношении выполнения задачи территориального развития культурно-досуговой сферы следует признать, что сроки введения инфраструктурных объектов нарушаются, подтверждением чего является то, что окраины города по-прежнему ощущают острую нехватку таких учреждений, как библиотеки, театры, клубы и т. п.
Перенос сроков выполнения поставленных задач во многом объясняется сложными условиями, вызванными пандемией СOVID-19. Условия пандемии накладывают свой отпечаток на развитие культурно-досуговой сферы районов, особенно в части обеспечения безопасности и введения ограничительных мер по передвижению в городе в 2020 г.
В период пандемии большинство запланированных мероприятий были приостановлены. Большая часть культурной жизни переместилась в «онлайн». Пожилые люди могли заниматься любимым хобби и изучать языки, компьютеры и йогу в программе «Московское долголетие», которая проводилась дистанционно. Музеи запустили онлайн-экскурсии по экспозициям, в Интернете читались лекции по культуре и искусству, транслировались кинофильмы и театральные постановки.
Объектом исследования в данной работе является государственная политика и система управления в сфере культуры
Предмет - государственная политика и система управления в сфере культуры города Москвы
Цель – проанализировать государственную политику и система управления в сфере культуры города Москвы
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
? сформировать государственную политика города Москвы в сфере культуры: основные понятия и классификации;
? определить нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере культуры;
? изучить департамент культуры: функции, полномочия и основные направления деятельности;
? выявить основные результаты деятельности Департамента культуры и подведомственных учреждений;
? рассмотреть государственную программу «Культура»: цели, задачи, основные мероприятия;
? проанализировать перспективы реализации Государственной программы «Культура».