Актуальность темы в том, что выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого н начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».
Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».
Изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе.
Актуальность данной работы еще и в том, что в истории социологии фигура Вернера Зомбарта (1863 — 1941) является знаковой: примером того, как нарушение принципа разделения сфер научного познания и политической деятельности привело к забвению результатов его научного анализа. Перенесение в социологию национал-патриотических установок сделало Зомбарта (как и В. Парето) апологетом фашистских режимов. Крайности зомбартовских биолого-расово-нацио-нально-конфессиональных установок укладывались в схемы исторического пессимизма (А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, Н. Бердяев и др.), аристократической концепции «элита-масса» (Ф. Ницше, Г. Тард, Г. Лебон, Ортега-и-Гассет и др.), дихотомии «Запад-Восток» (М. Вебер и др.), не приемлемых для демократических, гражданско-правовых обществ.
Вместе с тем, историко-социологическое исследование «капитализма», «капиталистического духа», проведенное Зомбартом в соответствии с выделяемыми циклами — «рождение (генезис), ранний, зрелый и поздний (современный), позволяет достаточно адекватно интерпретировать и моделировать факторы и процессы движения российского общества «от социализма к капитализму». Видя в религии один из основных факторов, способствующих становлению капиталистического духа и капиталистических отношений, он особо выделяет роль иудаизма и евреев в формировании современного капитализма. Эта тема не потеряла своей актуальности и для наших дней. Именно в этом аспекте происходит реанимация имени Зомбарта и его социологически осмысленной концепции экономических систем (капиталистического хозяйствования).