1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса
1.1. Система обеспечения экономической безопасности на предприятии малого бизнеса
Экономическая безопасность является состоянием хозяйствующего субъекта, которое характеризуется наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые способствуют поддержанию уровня жизни на текущий момент и в обозримом будущем.
В.А. Савин полагает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» .
Если рассматривать понятие «экономическая безопасность» на уровне субъекта малого предпринимательства, то данное понятие включает в себя не только внутреннее состояние субъекта, но влияние, оказываемое со стороны внешней среды, т.е. оказываемое со стороны сторонних субъектов, с которыми он вступает во взаимодействие .
Фактор экономической безопасности является важным при создании необходимых условий для функционирования субъектов российского малого предпринимательства (МП). Малые предприятия оказывают заметное влияние на экономику, политику, социальную сферу регионов, на человеческий потенциал, креативность, инновационность, возможность генерировать новые идеи. По масштабам влияния малые предприятия способны ускорить рыночные преобразования и обеспечить достойные условия жизни многим миллионам граждан .
В связи с этим репутация предпринимателя должна быть безупречной с точки зрения профессиональной, имущественной (недвижимость), коммерческой, финансовой и правовой надежности. Немаловажное значение имеют личные, деловые и моральные качества предпринимателей как честных и компетентных людей. Только такой подход способен обеспечить высокую степень безопасности предпринимательской деятельности в современной России. Безопасное развитие сферы малого предпринимательства во многом предопределяет экономическую безопасность государства в целом .
Критической «болевой точкой» в развитии экономики России на сегодняшнем этапе является слабый уровень развития сектора малого предпринимательства. Неустойчивость развития сектора малого предпринимательства является одной из основных причин снижения уровня экономической безопасности России .
Экономическая безопасность малого предпринимательства в Российской Федерации в наше время сильно осложнена особенностями становления и развития рыночных отношений, существующим положением в российском законодательстве, повсеместно распространенной коррупцией, ростом организованной преступности. Криминальными элементами получены широкие возможности для получения неконтролируемых доходов, легализации преступно нажитого капитала, отмывания средств и их перераспределения. По данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, объем теневой экономики в России составляет 45% от ВВП страны, что в значительной степени больше, чем в большинстве зарубежных стран .
В рамках более предметного раскрытия роли малого и среднего предпринимательства в экономической системе Российской Федерации считаем целесообразным проанализировать долевое участие малых и средних предприятий в совокупном объеме ВВП государства за период с 2018 по 2019 год и предположительный прогноз до 2024 года.
Для чего воспользуемся нижеприведенной диаграммой (рисунок 1.1) на которой наглядным образом отображена динамика данного показателя за анализируемый временной период.
Рисунок 1.1 - Динамика доли малого бизнеса в ВВП, %
На представленной диаграмме можно наблюдать динамику доли малого предпринимательства в ВВП России, где за 2018-2019 гг. показано фактическое значение, а за 2021-2024 гг. – прогнозное значение. По графику видно, что удельный вес малого предпринимательства в ВВП растет и планируется еще рост .
Фактически изменение данных показателей свидетельствует о растущем влиянии субъектов малого и среднего предпринимательства в экономической системе Российской Федерации. Что в свою очередь генерирует необходимость построения более эффективной системы управления экономической безопасностью малых и средних предприятий.
Для обеспечения экономической безопасности на уровне субъекта малого предпринимательства важно рационально оценивать внутренние и внешние угрозы безопасности субъекта. Экономическая безопасность страны зависит от внутренней сбалансированности экономических интересов хозяйствующих субъектов всех уровней .
Внутренними угрозами экономической безопасности предпринимательства могут оказаться недостаточная квалификация работника для корректного выполнения им занимаемой должности на предприятии, что может привести к снижению качества и количества производимого товара, и, как следствие, снижение конкурентоспособности продукции субъекта предпринимательства в отношении других субъектов. Также к внутренним угрозам относится и неисправность оборудования, что, также как и недостаточная квалификация работников, может привести к снижению конкурентоспособности производимой продукции .
Внешними угрозами экономической безопасности предпринимательства может быть утечка информации о нововведениях предпринимателя или же о проектах новых товаров, что может быть использовано конкурирующим предпринимателем для того, чтобы «обогнать» предпринимателя, потерпевшее утечку информации, и получить большую выгоду, отобрав у того предпринимателя большую часть доходов, оставшись безнаказанным. Кроме того, внешней угрозой может служить и введение более успешной политики ведения продаж конкурирующим предприятием, что приведет к большей привлекательности продукции конкурирующей продукции для потребителей, чем продукция данного субъекта предпринимательства (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Факторы, влияющие на уровень экономической безопасности малых и средних предприятий
Построение системы обеспечения экономической безопасности предприятия осуществляется на основе соблюдения принципов законности, прав и свобод граждан, централизованного управления, компетентности, конфиденциальности, комплексного использования сил и средств, корпоративной этики и других. К объектам экономической безопасности предприятия относятся:
а) различные виды деятельности предприятия (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая);
б) имущество и ресурсы предприятия (финансовые, материально-технические, информационные, интеллектуальные);
в) персонал фирмы, акционеров, различные структурные подразделения, службы и т.д.
На рисунке 1.3 показаны основные составляющие системы экономической безопасности предприятий малого бизнеса.
Рисунок 1.3 - Основные составляющие системы экономической безопасности предприятий малого бизнеса
Недостаточно эффективное управление предприятием как вне компании, ведя переговоры с потенциальными поставщиками, к примеру, так и внутри компании, которое заключается в распределении работников по предназначенным им должностям, организация работы сотрудников в команде для обеспечения высокой производительности труда, когда добиться высокой производительности поодиночке не может быть возможным .
Важным составляющим обеспечения экономической безопасности предприятия также является и наблюдение за деятельностью каждого сотрудника персонала и, если нужно, помощь или стимулирование сотрудника для достижения той или иной цели. Также важно и следить за исправностьютехнологическогооборудованияипериодическиремонтировать оборудование, а, если это нужно, и заменять устаревшее оборудование на новое, более технологически обеспеченное и более продвинутое. Конфиденциальная информация очень важна для субъекта предпринимательства, и, если позволить конкурентам заполучить ее, то можно потерпеть убытки. .
Полагаем, что для оценки уровня экономической безопасности предприятия требуется всесторонний анализ влияния внутренних и внешних факторов развития организации.
Рисунок 1.4 - Интегральная модель экономической безопасности предприятия
Такой комплексный подход должен включать в себя системный анализ, стратегический, маркетинговый анализ организации и фокусировать внимание на внутренних факторах организации, которые включают в себя факторы финансового характера, факторы, связанные с организацией работы с клиентами, и факторы, связанные с организацией внутренних процессов. В таком случае концептуально целенаправленная деятельность по формированию и поддержанию экономической безопасности предприятия может рассматриваться как один из видов функциональных стратегий .
Таким образом, поддержка малого предпринимательства будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию как региона, так и государства. Тем самым обеспечивается устойчивость и конкурентоспособность национальной экономики. Все это является неотъемлемой частью для обеспечения экономической безопасности государства.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности предприятий малого бизнеса
Правовой основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Законгарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности . Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Предпринимательское право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность . Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие и признаки предпринимательской деятельности, дает перечень организационно- правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя, коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства, виды и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров и т. д.
Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства. Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций и т. д.
Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о МСП) . Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП.
Конкретизация положений отражается в законодательных и подзаконных нормативных актах. Это, в частности, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ряд других.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации принят комплекс мер, и в первую очередь это меры законодательного характера . Так, в конце 2014 года принят Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий субъектам РФ возможность устанавливать преференции в сфере налогообложения малого бизнеса, в том числе предоставлять начинающим предпринимателям двухлетние налоговые каникулы. Федеральным законом от 20.04.2015 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществления государственных функций» законодательно закреплены нормы, направленные на устранение административных барьеров, снижение организационных и финансовых издержек субъектов предпринимательской деятельности.
В Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» отражены основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности . Ключевые направления государственной политики в области безопасности субъектов малого бизнеса и обеспечиваются следующими мерами стимулирования:
? обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
? переход экономики на инновационный тип развития влечет за собой разработку и использование научных технологий и техники;
? поддержка отрасли через импортные квоты, экспортные квоты, снижение торговых барьеров, взаимодействие с частным бизнесом зарубежных стран по освоению новых месторождений и добыче нефти, привлечение иностранных инвестиций, тем самым обеспечивая бизнесу экономические условия для ведения бизнеса на международной арене .
В частности, предусмотрена отмена требований по предъявлению субъектами МСП документов и сведений, которые дублируют информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и могут быть получены посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Федеральный закон от 06.04.2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» не отменил печати как таковые, теперь они просто не являются обязательными .
8 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» . Необходимость принятия данного закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законных интересы. Прежде всего, речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц
Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» закрепляют важные преобразования в правовом статусе предприятий малого бизнеса. Так, значимым фактором, стимулирующим организацию малого бизнеса, является введение преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в тех сферах, где малый бизнес занимает практически 3/4 соответствующего сектора экономики – в сфере гостиничного бизнеса, бытовых услуг, оптово-розничной торговли, перевозки людей и грузов, а также общепита .
Существенные изменения затронули сроки и периодичность проверок субъектов предпринимательской деятельности. Прежде всего, будет осуществляться документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от осуществляемой ими деятельности. В отношении одного предпринимателя проверка будет проводиться 1 раз в 3 года. Установлен общий срок проверки, который не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать пятьдесят часов для малых предприятий и пятнадцать часов для микропредприятий в год .
Каждый предприниматель после того, как Генеральная прокуратура РФ сформирует сводный план плановых проверок, сможет с ним ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Чиновники будут обязаны ежегодно представлять отчет об эффективности контрольно-надзорной деятельности Правительству РФ. Одновременно органы внутренних дел лишаются права осуществлять проверки и ревизии в сфере финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности предприятий. Должностные лица органов внутренних дел при проведении таких мероприятий должны будут руководствоваться только процедурами и порядком их применения, прямо предусмотренными УПК РФ и КоАП РФ. Реализация положений закона позволит ликвидировать необоснованные проверки предпринимательской деятельности и сократить коррупцию, связанную с реализацией контрольно-надзорных функций .
Нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления: определяют правила пользования природными ресурсами, объектами производственной инфраструктуры, устанавливающими порядок приватизации государственного имущества субъектов федерации и муниципальной собственности. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Локальные нормативные акты, принимаемые самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.
Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что предприятия как субъекты предпринимательства в нашем государстве нуждается в активной поддержке. Следует подчеркнуть, что на данный момент со стороны государства в сфере предпринимательства ведется активная политика, основанная, прежде всего, на нормативно-правовом законодательстве.
1.3. Методы оценки экономической безопасности предприятий малого бизнеса
Уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта малого бизнеса напрямую зависит от его финансового состояния, оценка которого строится на показателях деятельности и в зависимости от складывающихся внешних и внутренних опасностей и рисков их возникновения. При определенных действиях или бездействиях со стороны хозяйствующих субъектов выявляются различные уровни экономической безопасности организации (рисунок 1.5) .
Для оценки экономической безопасности могут использоваться следующие методы:
1. Метод исследования динамики основных индикаторов. Основывается на анализе динамических рядов основных индикаторов, путем сравнения их темпов роста за продолжительный период. Особенность этого метода заключается в том, что он характеризует только тенденции в изменении экономической безопасности, а прямой оценки ее уровня не дает. Поэтому его целесообразно использовать как дополнение к другим методам.
2. Метод использования пороговых значений индикаторов. Базируется на сравнении фактических значений индикаторов с нормативными (пороговыми) значениями. Выявленные отклонения позволяют оценить уровень экономической безопасности предприятия. Данный метод в наибольшей мере соответствует поставленной задаче, поскольку по большинству индикаторов существуют научно-обоснованные количественные значения (нормативы).
Рисунок 1.5 - Выявление уровня экономической безопасности организации на основе оценки его финансового состояния
3. Метод применения среднеотраслевых индикаторов. В его основе лежит сравнение фактических индикаторов исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями, которые в данном случае рассматриваются как пороговые. Этот метод вполне приемлем при наличии информации о среднеотраслевых индикаторах. Выбор метода оценки экономической безопасностивкаждомконкретномслучаеосуществляетсясучетомцелиизадачоценки, специфики деятельности предприятия, наличия необходимой информации, квалификации работника и других объективных факторов.
Фактор экономической безопасности - причина, вызывающая изменение одного или нескольких показателей экономической безопасности. Показатели классифицируются по различным признакам (рисунок 1.6) .
Рисунок 1.6 - Классификация показателей экономической безопасности
Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.
Согласно данному подходу состояние экономической безопасности предприятия необходимо проводить по определенной системе основных показателей. Они должны отражать отраслевую специфику и условия деятельности предприятия. К ним отнесены: производственные, финансовые и социальные показатели (таблица 1.1).
Для комплексной оценки уровня экономической безопасности предприятия применяют такие методы как: метод суммы мест, метод суммы баллов, метод расстояний и другие.
Таблица 1.1 – Показатели экономической безопасности предприятия малого бизнеса
Показатели Составляющие показатели
Производственные: динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темпы изменения)
реальный уровень загрузки производственных мощностей
доля НИОКР в общем объеме работ
доля НИР в общем объеме НИОКР
темп обновления основных производственных фондов (реновации)
стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени)
оценка конкурентоспособности продукции
возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования
Финансовые: объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж)
фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала)
уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения)
уровень рентабельности производства
фондоотдача (капиталоемкость) производства
просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская)
доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства
Социальные: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом
уровень задолженности по зарплате
потери рабочего времени
структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная)
Метод суммы мест основан на ранжировании объектов изучения с учетом благоприятной направленности изменения показателя.
Метод баллов основан на экспертной оценке показателей деятельности и присвоении им баллов.
Метод расстояний - метод основан на стандартизации показателей и выделении периода, который принимается за эталон. Чем ближе показатель будет к нулю, тем меньше его отставание от эталона, следовательно, тем больше данный показатель (группа показателей) обеспечивает экономическую безопасность предприятия.
В этой связи использование метода расстояний является более предпочтительным (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Определение уровня экономической безопасности методом расстояний
Показатель Рейтинговая оценка ЭБ Уровень безопасности
Фондоотдача, руб./руб.
Запасоотдача, руб./руб.
Производительность труда, тыс. руб./чел.
Зарплатоотдача, руб./руб.
Коэффициент сменности
Ресурсные показатели
Коэффициент использования производственных мощностей
Коэффициент автоматизации производства
Доля сертифицированной продукции в общем объеме выпуска
Доля затрат на маркетинговые исследования
Затраты на 1 руб. выпуска продукции, коп.
Производственные показатели
Коэффициент автономии
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент рентабельности продаж
Коэффициент рентабельности активов
Финансовые показатели
Коэффициент роста продаж
Коэффициент обновления продукции
Коэффициент обновления технологий
Коэффициент устойчивости роста
Коэффициент роста инвестиций в обучение и повышение квалификации работников
Показатели развития
Определить уровень экономической безопасности предприятия можно по пяти уровням экономической безопасности:
- ниже 0,1 характеризует высокий уровень безопасность предприятия;
- от 0,11 до 0,3 – средний уровень безопасности;
- от 0,31 до 0,9 – допустимый уровень безопасности;
- от 0,91 и выше – кризисное состояние предприятия.
Интересна методика А.А.Краснощек и А.А.Динец тем, что авторы все факторы экономической безопасности предприятия делят на 4 группы, по каждой группе определяют по 4 показателя с 4-мя зонами безопасности .
В таблице 1.3 рассмотрим параметры значений и критические значения каждого показателя.
Таблица 1.3 – Исходные данные для расчета параметров оценки экономической безопасности предприятия
Составляющие потенциал предприятия Критерии, используемые в многофакторной модели Величина пороговых значений по зонам
Производ-ственный потенциал П1: Коэффициент износа объектов основных средств 1-ая зона: от 0 до 0,2