Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ТРУДОМ У СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

y_nika 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2018
В связи с ростом различных катастроф, катаклизм, массовых происшествий в современных условиях постепенно повышается интерес к труду работников экстремальных видов деятельности. Проблема удовлетворенности трудом и сохранения профессионального здоровья личности в экстремальных условиях является крайне значимой как в практическом, так и в научном плане.
Введение

Проблема удовлетворенности трудом и сохранения профессионального здоровья личности в экстремальных условиях является крайне значимой как в практическом, так и в научном плане. Успешность трудовой деятельности во многом обуславливается тем, какой эмоциональный окрас носит психологическая атмосфера в рабочем коллективе трудящихся. Одним из ведущих факторов благополучной профессиональной деятельности человека является здоровый социально-психологический климат. Психологи установили, что между состоянием социально-психологического климата группы и его трудовыми показателями существует непосредственная взаимосвязь[21, 5, 14, 20]. Вопросами удовлетворенности трудовой деятельности занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Западные ученые были одними из первых, кто занимался исследованием проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень. Непосредственно они и заложили основы ее последующего изучения. Огромный вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли следующие ученые: Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, Г. Форд, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг и другие [62]. Эти исследователи разработали множество концепций и моделей мотивации и удовлетворенности трудом, а также выработали практические рекомендации по применению данных теорий. В отечественной психологии проблема удовлетворенности человека трудовой деятельностью в основном стала изучаться в связи с глобальной проблемой текучести кадров у работников промышленных предприятий. Данными вопросами занимались такие ученые, как В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, А. А. Кисель и другие. Социально-психологический климат является комплексным эмоционально-психологическим состоянием профессионального трудового коллектива, которое отражает степень удовлетворенности работников различными факторами профессиональной жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией труда, отношениями с другими сотрудниками и т.п. Данной проблемой занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи. Особенно интенсивно проблема изучения и формирования социально-психологического климата в производственных коллективах исследовалась в 70-80-е годы. Фундаментальные разработки в данной сфере создали B. B. Бойко, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Лутошкин, В. Н. Парфенов, Б. Д. Парыгин, A. B. Петровский и многие другие авторы. Кроме того, изучение данного вопроса не представлялось бы возможным в отсутствии работ таких зарубежных авторов, как: Э. Шейн, К. Камерон и Р. Куинн. Актуальность и целесообразность нашего исследования определена тем, что условия труда специалиста экстремального профиля обладают специфическими чертами, которые влияют на удовлетворенность (или неудовлетворенность) работников своей профессиональной деятельностью [49, 51]. Плодотворность служебной деятельности работников экстремального профиля существенным образом зависит от социально-психологических явлений в коллективах, а именно психологического климата. По проблеме социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности человека трудом в современной российской социальной психологии существует довольно большое количество исследований, но, данная проблема практически не исследована в трудовых коллективах сотрудников экстремального профиля. В связи с этим цель исследования: определить характер взаимосвязи социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля в различных возрастных группах. Объект исследования: социально-психологический климат и удовлетворенность трудом. Предмет исследования: взаимосвязь социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля в различных возрастных группах. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между отдельными составляющими удовлетворенности трудом и компонентами социально-психологического климата существует взаимосвязь, имеющая свою специфику в разных возрастных группах. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы социально-психологического климата и удовлетворенности трудом. 2. Определить социально-психологический климат у сотрудников экстремального профиля в разных возрастных группах. 3. Выявить уровень удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля разного возраста. 4. Установить взаимосвязь между социально-психологическим климатом и удовлетворенностью трудом у сотрудников экстремального профиля в целом и по возрастным группам. Методики исследования: 1. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто). 2. Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). 3. Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунина). Метод математической статистки: коэффициент корелляции Спирмена. Выборка исследования: 30 сотрудников экстремального профиля мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Испытуемые были выбраны по заданным нами возрастным параметрам: от 25 до 35 лет, от 35 до 45 лет. Выделение данных групп обусловлено тем, что современные авторы, в том числе Д. Левинсон, К. Н. Поливанова и Л. Б Волынская выделяют в период зрелости кризисы тридцати и сорока лет. Данные кризисы отражаются на профессиональной деятельности, в частности влияют на ее удовлетворенность, а также находят свое отражение в отношениях с окружающими. Рассмотрение возрастных групп необходимо для того, чтобы выявить специфику взаимосвязи СПК и удовлетворенности трудом. Также деление на возрастные группы базируется на исследованиях В. А. Ядова, которые показали, что возраст является одним из ведущих факторов, оказывающих непосредственное влияние на удовлетворенность трудом. Некоторые современные авторы, в том числе М. М. Абдуллаева и О. С. Киеня говорят о том, что наблюдение за такой динамикой дает возможность предполагать о возрастных смещениях ориентаций работника с одних показателей на другие, так как для разных возрастных категорий характерны различные потребности, интересы и возможности. Практическая значимость работы: Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в управленческой практике. В данном случае руководителями организаций экстремальных служб для формирования и совершенствования социально-психологического климата в коллективе, тем самым добиться высокого уровня удовлетворенности трудом, а также повлиять на успешность и плодотворность служебной деятельности работников экстремального профиля. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………...4 1. Теоретические аспекты проблемы социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля. ……………...8 1.1. Психологические подходы к изучению социально-психологического климата………………………………………………………………………………8 1.2. Проблема удовлетворенности трудом в психологических исследованиях.18 1.3. Социально-психологический климат и удовлетворенность трудом у сотрудников экстремального профиля…………………………………………...26 2. Эмпирическое изучение социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля……………..36 2.1. Методы и процедура эмпирического исследования………………………..36 2.2. Описание и интерпретация результатов эмпирического исследования…..39 2.3 Выводы…………………………………………………………………………63 Заключение…………………………………………………………………………… .66 Список литературы……………………………………………………………………70 Приложение 1………………………………………………………………………….76 Приложение 2………………………………………………………………………….77 Приложение 3………………………………………………………………………….78 Приложение 4………………………………………………………………………….79
Список литературы

I. Учебная и монографическая литература: 1. Алехин А. Н. Развитие личности. Психология и психотерапия. – М.: Олма-медиа групп, 2013. – 448 с. 2. Ананьев В. С. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 2013. – Кн.1 – 318 с. 3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. – 376 с. 4. Арнольд М. Б. Когнитивные теории эмоций. / Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2011. – 300–301 с. 5. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2008. – 193 с. 6. Герцберг, Ф. Мотивация в работе / Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох, Б. Снидерман / Москва: Вершина, 2006. – 240 с. 7. Голубева О. Ю., Шаповалова О. Ю. Методические рекомендации по изучению социально-психологического климата в коллективах. – М., 2011. – 143 с. 8. Диагностика профессионального становления личности: учеб. - метод. Пособие / сост. Я. С. Сунцова, О. В. Кожевникова. Часть 3. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. – 144 с. 9. Здравомыслов, А. Г., Ядов, В. А. Человек и его работа в СССР и после. Учебное пособие для вузов. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Аспект Пресс, 2003. – 288 с. 10. Зиятдинов, Р. Н. Отношение к труду как ценности: Дис. канд. филос. наук: Пермь, 2004. – 146 с. 11. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — 100 с. 12. Крюкова, М. А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России / М. А. Крюкова. - М.: СЦЕМП "Защита", 2009. – 140 с. 13. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии [Текст] / Е.С. Кузьмин. – М.: Прогресс, 2000. – 174 с. 14. Лутошкин А. Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М.: 1988. – 146с. 15. Лысенко Ю. Н. Эффективность профессиональной деятельности / Ю. Н. Лысенко ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Самар. гос. пед. ун-т 1998. – 358 с. 16. Марьин М. И. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев, К. А. Егоров / Под общ. ред. В. Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. 17. Майсак Н. В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 288 c., илл. 18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н.Мухина. - 3-е изд. Москва: Питер , 2013. – 351 с. 19. Обозов Н. Н., Пекин В. Г. Психология работы с людьми. – Киев: Полит. Литература Украины, 2000. – 250 с. 20. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и способы исследования / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1999. – 247 с. 21. Петровский А. В, Ярошевский А. В. Психология. М.: Академия; Высшая школа, 2009. – 512 с. 22. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. – СПБ.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с. 23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб., 2000. – 250 с. 24. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с. 25. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с. 26. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Уч. - метод. пособ. / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – 380 с. 27. Романов О. В. Социология труда. М., 2009. – 199 с. 28. Самонов А. П. Психология для пожарных. - Пермь: Изд. «Звезда», 1999. – 599 с. 29. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник/ А.Л.Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с. 30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: Речь, 2006. – 350 с. 31. Станкин М. И. Психологические способы установления контактов между людьми. Рабочий учебник. М.: РосНОУ, 2004. – 77 с. 32. Тейлор, Ф. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. / Ф. Тейлор.– Москва: Контроллинг, 1991. – 104 с. 33. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2005. – 479 с. 34. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Развитие управленческого потенциала. Модуль I – М.: Дело, 2004. – 128 с. 35. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 1200 с. 36. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – 2-е изд., доп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544с. 37. Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе. М. : Вершина, 2007. – 280 с. 38. Хэкман, Дж. Р., Олдхэм, Г., Дженсон, Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы / Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. М.: Вершина, 2005. – 712 с. 39. Шакуров Р. Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М., 1982. – 207 с. 40. Шепель В. М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2000. – 260 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты проблемы социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников экстремального профиля 1.1 Психологические подходы к изучению социально-психологического климата Социально-психологический климат в настоящее время занимает ведущее место среди тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на успешность и эффективность совместной деятельности. Также социально-психологический климат является весьма значимым показателем отношения работников к труду. В психологии труда и социальной психологии данное понятие рассматривается как относительно стабильное и общее психологическое настроение работников одного предприятия, которое находит свое проявление в различных формах деятельности. Одним из наиболее важных условий увеличения продуктивности труда и качества выполняемой работы является создание благоприятного социально-психологического климата [46]. Изучение социально-психологического климата коллектива с давних пор притягивает интерес различных исследователей. В настоящий момент имеется больше сотни определений данного понятия. Н. С. Мансуров, изучавший производственные коллективы в отечественной социальной психологии впервые использовал термин «психологический климат» [22, с. 127]. Первым, кто раскрыл сущность социально-психологического климата, был В. М. Шепель. Автор утверждал, что психологический климат – это эмоциональная окраска психологических взаимосвязей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, интересов, склонностей и совпадения характеров [40]. Далее в этом понятии Шепель выделяет три «климатические зоны», которые называет социальным климатом, моральным климатом и психологическим. Социальный климат характеризуется осознанностью целей и задач в данной группе, а также тем, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей сотрудников как граждан. Моральный климат определяется тем, какие моральные ценности в данной группе считаются общепринятыми. Под психологическим климатом автор понимает такие неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что зона действия психологического климата значительно локальнее морального и социального [22]. Само понятие социально-психологического климата у разных исследователей носило различные названия, но большинство авторов вкладывали в них один и тот же смысл.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 61 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg