Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры как средство развития экологических представлений младших школьников

y_nika 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2018
Для выявления условий развития экологических представлений у младшего школьного возраста средствами дидактической игры был проведен анализ научной литературы по теме. Было установлено, что исследователи видят в развитии экологических представлений важнейший фактор формирования личности школьника. Проведены анализ и систематизация накопленных в научной литературе сведений об экологических представлений в младшем школьном возрасте и влиянии на них дидактических игр. Установлено, что изучение этого актуального вопроса в настоящее время требует дальнейших научных изысканий.
Введение

Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы природы. Большинство современных людей лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Уничтожая среду своего обитания, люди тем самым задумываться над вопросами об обеспечении себя всем необходимым для жизни и вопросом - как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны экологические знания. Для экологического образования школьников характерен поиск способов и средств обучения, с помощью которых была бы достигнута главная цель - экологическая культура. Одним из таких средств является игра, поскольку она наиболее естественный и радостный вид деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важному виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..." [10] В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется деятельность детей: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна "вырастать" из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место. В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрылись перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. [3] Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игры по своей сути всегда экологически ориентированы, так как в ходе их реализации моделируются жизненные ситуации и процессы окружающего мира. [4] Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка, удовлетворяет его потребность общения. Игровая деятельность применяется в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания младшего школьника отвечают дидактические (познавательные) игры. Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что, несмотря на большое количество научной литературы по теме, вопрос развития экологических представлений у младших школьников средствами дидактической игры остается не до конца исследованным и требует дальнейшего изучения. При изучении психолого-педагогической литературы, было выявлено противоречие между необходимостью развития экологических представлений младших школьников и недостаточным использованием возможностей дидактической игры в их совершенствовании. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях развитие экологических представлений у детей младшего школьного возраста средствами дидактической будет эффективным. Объектом исследования является процесс развития экологических представлений у младших школьников. Предметом исследования – дидактическая игра как средство развития экологических представлений младших школьников. Цель исследования - выявить педагогические условия развития экологических представлений младших школьников посредством дидактических игр. Гипотеза: развитие экологических представлений у младших школьников с использованием дидактических игр будет эффективным при следующих условиях: • подбор дидактических игр экологической направленности с учетом возрастных особенностей школьников; • систематическое включение в образовательный процесс разнообразных дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений; • создание предметно-пространственной среды; • владение педагогами технологией руководства дидактическими играми и принятие позиции взрослого как равноправного партнера деятельности. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятий «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическая культура», выявить пути реализации задач экологического представления в начальной школе . 2. Определить понятия «дидактическая игра», рассмотреть структуру игры и условия использования игры в образовательном процессе в начальной школе. 3. Подобрать и апробировать систему дидактических игр для использования на уроках окружающего мира с целью развития экологических представлений младших школьников. 4. Проверить эффективность дидактических игр в процессе обучения младших школьников. Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных перед нами задач были использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования: а) теоретические методы: формально-логический при анализе литературы по проблеме исследования; б) эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование; в) методы математического анализа. Практическая значимость исследования: полученные в исследовании результаты могут быть использованы школьными педагогами в сфере образования. Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе ГБОУ города Москвы «Школа №547». В эксперименте принимали участие учащиеся 2-их классов. Количество учеников в «А» и «Б» классах составляло 40 человек, возраста от 8 до 9 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научно-теоретического материала по проблеме развития экологических представлений младших школьников средствами дидактических игр, подбору диагностических методик по выявлению данной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в подборе дидактических игр, которые способствовали развитию экологических представлений младших школьников. Полученные в исследовании результаты могут быть востребованы и использованы школьными педагогами в сфере образования. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения. Объем дипломной работы представлен 67 страницами печатного текста компьютерного набора, 34 наименований списка используемых источников, 7 таблицами, и 6 приложениями.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………..……3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ……………………7 1.1. Понятие и сущность экологического образования, воспитания, культуры…………………………………………………………………………...7 1.2. Особенности дидактической игры и ее место в образовательном процессе начальной школы…………………………………………………………...18 Выводы по главе 1………………….…………………………………………..31 ГЛАВА2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ……………...33 2.1. Анализ первоначальных экологических представлений у младших школьников ……………………………………………………………………...45 2.2. Апробация комплекса дидактических игр как средства развития экологических представлений у младших школьников ……………………...51 2.3 Анализ результатов использования дидактических игр как средства развития экологических представлений младших школьников.……………. 55 Выводы по главе 2………………………...………………………………51 Заключение………………………………………………………………..54 Список литературы……………………………………………………….56 Приложение……………………………………………………………….59
Список литературы

1. Артамонов, В.И. Редкие и исчезающие растения [Текст] / В.И. Артамонова. – М., 2008. – 383с. 2.Афанасьева Е. Экология не знает границ [Текст] / Е. Афанасьева.- Юный натуралист. – 1999. - №1. – С.30-32. 3.Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст] /Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17. 4.Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание школьников во внеурочной работе: проблемы теории и технологии. Мичуринск, 2005 5.Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24. 6.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. «Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся» – М.: Просвещение, 2006 . – 192с. 7.Закон Российской федерации «Об охране окружающей среды». 8.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. «Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика». – 2000. - №12. – С.10-12. 9. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: [учебник для вузов] / З.А. Клепинина, Г.Н.Аквилева. М.: «Академия»,2013. 10.Клепинина З.А.Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: [учеб. Пособие для пед. вузов] / З.А. Клепинина, Г.Н.Аквилева. М.: «Академия»,2008. 11.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., 2004г. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения, М., 1977 г. 12. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н. А. Степанчук. Волгоград, 2011 13.Методы и технологии экологического воспитания. Общественное объединение туристов «Курьер мира». Кишинев, 2006 14.Методика преподавания предмета "Окружающий мир". Учебник и практикум. М.:Юрайт, 2016. под ред. М.С. Смирновой, 303 с. 15.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организацией / А. А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2014 г. 16.Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. М., 2007. 17.Рыжов И.Н., Рыжова Н.А. Учебно-методический комплект ",Юные экологи Москвы" для детских садов и начальной школы. М.:Мосприрода, 2017. 18.Рыжова Н.А. Письма животным. Экологический проект для детского сада и начальной школы. М.: Мосприрода, 179 с. 2016. 19.Салеева Л.П. «Формирование бережного отношения младших школьников к природе». – М., 2008. 20.Серова А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. 21.Степкина И.А. "Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников" -2007 г. 22.Социально-культурная деятельность: краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / науч. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов, 2007 23.Троицкий, Д.А. Эвристические методы: эффект поиска повышается [Текст] / Д.А. Троицкий. – М., 2007. 24.Хайбулаева У. М. Формирование экологической культуры старшеклассников // Педагогика. 2008. 25. Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. Пилотный выпуск. 2011.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ. 1.1. Понятие и сущность экологического образования, воспитания, культуры Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мирвозрение ребенка, его личностный рост. Процесс формирования экологических представлений у детей будет эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями младшего школьника и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете. Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания. В природе же адаптации – это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути – отказ от активных преобразований и улучшений природы земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным. [5] Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg