Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения счёту детей дошкольного возраста

y_nika 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2018
В ходе работы было исследовано формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Вопросами касающиеся счетной деятельности детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как: Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина.
Введение

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений ока-зывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.). При отсутствии специально организованного обучения математиче-ское развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе. Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления. Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности. Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания, так как является основой для дальнейшего обучения в школе. Исследованиями многих ученых (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической,пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета.[ 1,45 ] Обучение счету в детском саду является одним из основных компо-нентов в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственно вер-ным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать ма-тематическое развитие ребенка. В настоящее время повышается уровень знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей. Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приво-дит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Цель дипломной работы: исследовать своеобразие формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Объект работы: образовательная деятельность в ДОУ. Предмет: условия формированиясчетной деятельности детей дошкольного возраста. Цель, объект и предмет данной работы обусловили следующие задачи: 1) Рассмотреть формирование счетной деятельности у детей дошко-льного возраста в психолого-педагогической литературе. 2) Определить этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. 3) Описать роль формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. 4)Рассмотреть методику обучения счёту с использованием различных анализаторов. 5)Провести диагностику сформированности математических представлений у дошкольников. Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы, наблюдение, сравнение.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста 1.1 Проблемы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………..6 1.2Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………..…..11 1.3 Формирование представлений дошкольников о натуральном числе……..14 1.4 Этапы формирования счетной деятельности у дошкольников…….............17 Глава 2. Методические основы обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста 2.1 Методика обучения счёту детей младшего дошкольного возраста …….25 2.2. Усвоение счетной деятельности детей старшего дошкольного ………...29 возраста. 2.3 Методика обучения счёту с использованием различных анализаторов …………………………………………………………………….42 2.4Диагностика сформированности математических представлений ……...48 Заключение……………………………………………………………………....60 Список литературы……………………………………………………………..63 Приложение
Список литературы

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество. М.: Просвещение, 1984. - 64 с. 4.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способно-стей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с. 5.Белошистая, А. Диагностика математического развития [Текст] // Дошкольное воспитание № 5. 2010 – с. 23. 6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвеще-ние,1985.-175с. 7.Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ - ПРЕСС, 2006. - 304 с. 8.Волчкова В. Занимательный счет // Дошкольное воспитание. - 1993. -№1. -С. 45-48. 10.Давайте поиграем! Математические резина // Под ред. З.А. Михайлова и др. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с. 11.Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1991. – 80 с. 12.Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192 с. 13.Ерофеева Т.И., Павлова Л.И., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997. - 75 с. 14.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - М.: Просвещение, 2008. - 294 с. 15.Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Н.И. Касабуцкий. - М.: Просвещение, 2001. - 180 с. 16.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 110 с. 16.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г. 17. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки). 18.Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000. 19.Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2. 20.Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с. 21.Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. Учпедгиз, 1963, - 192 с. 22.Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с. 23.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с. 24.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений, вторая младшая группа.М.: Мозаика-Синтез,2013 25.Петерсон Л.Г., Е.Е. Кочемасова. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Баласс, 2001. – 176 с 26.Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. 1990.-96с. 27.Сербина Е.В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с. 28.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим со-держанием. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с. 29.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А. Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с 30.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 2000. – 64 с. 31.Усова А.П. Обучение в детском саду – М.: Просвещение, 2003-98 с. 32.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981 - 159 с. 33.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с. 34.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 2002 – 272 с. 35.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждены 23 ноября 2009 г. приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru. 36.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ? 2020 годы/ http://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html(2.02.2016)
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста 1.1. Проблемы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Формированием счетной деятельностью детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина. Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский в руководстве по воспитанию детей до школы «материнская школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (4-6 лет), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение мер измерения. И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка, как единицы счета. Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой в 1872 г. издал «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь на детский практический опыт, приобретенный в игре. Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля и итальянского педагога М. Монтесори. Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счетную деятельность в качестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей, как можно раньше примерно с 3-х лет. Обучение понималось ими как упражнения в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, накопленного детьми опыта в различении числе, времени, мер пространства. Л.В. Глаголева разработала методику обучению детей счета. В ее пособиях раскрыты содержание, методы и приемы формирования у детей математических знаний. Она рассматривает игру, как главный метод обучения на занятиях по счету.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg