Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения решению экономических задач, как одно из средств формирования экономической грамотности

y_nika 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2018
Целью дипломной работы являлось разработка методических особенностей обучения решению задач экономического содержания, на различных ступенях обучения на базовом и профильном уровне, направленной на формирование экономической грамотности учащихся. Для достижения целей работы были решены следующие задачи, заявленные во введении: - в I главе изучено понятие «экономическая грамотность» и способы её формирования, а также проведен анализ содержания некоторых учебников по математике и выяснено в процессе изучения каких тем школьного курса математике можно формировать экономическую грамотность учащихся и каким образом представлены задачи с экономическим содержанием в различных темах этих учебников.
Введение

Утверждающиеся в Российской Федерации социально-экономические отношения в последние десятилетия неизбежно привели к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе в науке, культуре, образовании. Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, а также нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленные на становление личности и создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям. Согласно концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной его частью является «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». Потребность государства в решении проблемы повышения уровня экономического образования отражена в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также в стратегических задачах Национальной доктрины развития образования в России. В связи с этим перед российским образованием как одна из важнейших встала задача подготовки экономически грамотной личности, обладающей глубокими познаниями в экономической сфере. Необходимость решения проблемы формирования экономической грамотности молодежи обусловлена рядом объективных социально-экономических причин. Во-первых, реформирование экономической системы повлекло за собой реструктуризацию социально-экономических отношений, появление большого числа частных, коммерческих, негосударственных предприятий. Во-вторых, вследствие этого, большую востребованность приобрели экономически грамотные специалисты; в-третьих, каждому человеку, вне зависимости от рода занятий и профессии, приходится совершать рациональный выбор и чаще вступать в рыночные отношения. Участники этих отношений стремятся наиболее целесообразно применять свои экономические знания и умения при условии наличия у субъектов деятельности экономической грамотности. Перечисленные причины, безусловно, подтверждают актуальность проблемы формирования экономической грамотности школьников. Предъявляемые социальные требования к экономической грамотности выпускника школы необходимы для его адаптации к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Экономическая грамотность универсальна и проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, а потому представляет важную дидактическую проблему формирования ее на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе. Современная ориентация экономического образования на формирование экономической грамотности человека требует уточнения содержания рассматриваемого понятия, определения условий его формирования, выявления критериев и показателей уровня грамотности. Экономическая грамотность - это характеристика образования, формируемая в процессе всей учебной деятельности. Формирование экономической грамотности учащихся рассматривается нами как цель и результат эффективности данного процесса, осуществляемого в определенных условиях и с помощью педагогических средств воздействия. Изучение состояния проблемы формирования экономической грамотности учащихся в практике современных школ показало недостаточный уровень разработанности рассматриваемой проблемы. У старшеклассников наблюдается преобладание низкого уровня экономической грамотности, которая к моменту окончания школы у большинства учащихся так и остается на уровне обыденного представления о решении вопросов экономики. Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Методика обучения решению экономических задач, как одно из средств формирования экономической грамотности ». Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся на базовом и профильном уровне. Предметом исследования является методика формирования умений решать задачи с экономическим содержанием в процессе обучения математике, как средство развития экономической грамотности. Цель работы состоит в разработке методических особенностей обучения решению задач экономического содержания, на различных ступенях обучения на базовом и профильном уровне, направленной на формирование экономической грамотности учащихся. Задачи: 1. Изучить содержание понятия «экономическая грамотность учащихся». 2. Выявить возможности формирования экономической грамотности на основе обучения решению задач с экономическим содержанием в процессе изучения математики. 3. Разработать методические рекомендации по обучению решению экономических задач направленных на формирование экономической грамотности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Задачи как средство формирования экономической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений. 6 1.1. Понятие экономической грамотности и способы её формирования в процессе изучения математики в школе. 6 1.2. Задачи с экономическим содержанием как средство формирования экономической грамотности обучающихся. 11 1.3. Анализ изложения различных тем, связанных с задачами с экономическим содержанием в учебниках математики. 13 Глава 2. Математические модели и методические особенности работы над задачей с экономическим содержанием. 17 2.1. Математические модели экономических задач и особенности этапа формализации. 17 2.2. Особенности методики работы над задачей с экономическим содержанием. 23 Заключение 26 Приложение 28
Список литературы

1. Математика: Учеб. для 5 кл. сред. шк./Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. и др.. – М.: Мнемозина,2008. 2. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – М.: Мнемозина, 2009. 3. Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М.: Дрофа, 2011. 4. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники» 2010.–255 с.: ил. 5. Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2009. 6. Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2009. 7. Алгебра. Учеб. Для 9 кл. общебразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2014. –223с. 8. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 2011. 9. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 класс: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: Дрофа,2014. 10. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-207 с.: ил. 11. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 18-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники» 2011. –255 с.: ил. 12. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К..И.Нешков и др.; Под ред. С.А.Теляковского. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. –223 с.: ил. 13. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская Л.П. и др. Новый взгляд на грамотность.Результаты международного исследования PISI-2009. – М.: Логос, 2010. – 241 с. 14. Алгебра и начала математического анализа (Профильный уровень): Учеб. Для 10 кл. общебразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2009. –224с. 15. Алгебра и начала математического анализа (Профильный уровень): Учеб. Для 11 кл. общебразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2014.-311с. 16. Алгебра и начала математического анализа (Базовый уровень): Учеб. Для 10-11 кл. общебразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. –416с. 17. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/ 18. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ спо, 1999. — 538 с. 19. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих термино. – СПб: [б. и.], 1999. - 524 с. 20. Словарь бухгалтера. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yasnoo.ru/chto_takoe.htm 21. Васильев Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008. – 127 с. 22. Симонов А.С. Экономика на уроках математики, М.: Школа-Пресс, 1999. 23. Ларин А.А. Тренировочные варианты ЕГЭ по математике. Базовый и профильный уровни. Электронный ресурс. Режим доступа:http://alexlarin.net/ege15.html. 24. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. / Под общ. ред. проф. А.В. Кузнецова, 2-е изд. ? Мн.: БГЭУ, 2000. - 92 с. 25. Баева Ю.И., Каданер А.П.Сборник задач «Путешествие в страну экономика». СПб, 1998. – 96 с. 26. Кривенко В.М., Дерезин С.В. и др. Математика. ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием. Учебно-методическое пособие. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015. – 80 с. 27. Шестаков С. А. ЕГЭ 2017. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17. (профильный уровень) / Под ред. И. В. Ященко. –М.: МЦНМО,2017. – 208 с. 28. Вялова С. Как составить и решить задачу. // М.: Просвещение, 1998. – с. 48-67.
Отрывок из работы

Глава 1. Задачи как средство формирования экономической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений. 1.1. Понятие экономической грамотности и способы её формирования в процессе изучения математики в школе. В различных словарях приводится различные трактовки понятия «экономическая грамотность». Приведем в качестве примера некоторые из них. Словарь Вишняковой С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Экономическая грамотность - готовность к участию в экономической деятельности, состоящая в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации.[18] Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов: Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества. [19] Словарь бухгалтера: Экономическая грамотность - аналог термина финансовая грамотность - совокупность знаний о финансах и умений применять эти знания на практике посредством управления доходами/расходами, а также сбережения имеющихся финансовых средств. [20] Таким образом, в различных словарях представлены различные формулировки понятия «экономическая грамотность». Следовательно,под понятием «экономическая грамотность» мы будем понимать уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества. Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов. В настоящее время выделяют три уровня экономической грамотности.[13] 1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов. 2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы. 3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения. С нашей точки зрения, в современной учебной литературе [21] существуют тенденции, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, хотя попытки её формирования стали закладываться уже в начальной школе, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 175 страниц
4375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg