Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе изучения побудительных речевых жанров

y_nika 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2018
В процессе работы над темой исследования нами была поставлена задача создания лингвистических и методических условий для обучения младших школьников побудительным речевым жанрам. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи: 1. Определены теоретические основы работы развитию коммуникативных умений младших школьников при изучении речевых жанров посредством изучения лингвистической, психолингвистической, риторической, психолого-педагогической и методической литературы.
Введение

Формирование коммуникативно-речевых умений – одна из основных проблем современной методики обучения языку, поскольку отсутствие надлежащей корреляции между теоретическими знаниями и практическими речевыми умениями сказывается на количественных и качественных характеристиках речи, тем самым порождая разного типа речевые ошибки и недочеты. С целью их предотвращения, кроме освоения теории языка, школьников необходимо учить ориентироваться в конкретной речевой ситуации, в соответствии с этим выбирать содержание и языковые средства для выражения мысли, учить владеть правилами речевого поведения в различных условиях общения. Школа нуждается в совершенствовании методики и методического процесса формирования коммуникативно-речевых умений, поскольку современные программные требования направлены на совершенствование национальной системы образования, сохранения культурного наследия русского народа, русского языка. Особую значимость приобретает своевременно организованная работа по формированию коммуникативных умений, которая является прочной основой для дальнейшего успешного чтения, обучению письма детей в школе. Теоретические основы исследования.Немало научных исследований посвящены поиску дидактических путей развития речи, коммуникативных умений школьников разного возраста в процессе изучения психологии и педагогики (Б. Чабанский, Л. Выготский, Т. Гальперин, А. Савченко). Вопросам развития речи школьников уделяют внимание многие языковеды, психологи и методисты (А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. Н. Ушакова, В. И. Бадер, Л. А. Варзацкая, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.). Они рассматривают развитие речи с педагогической точки зрения, их интересуют трудности, возникающие при овладении речью учащимися, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования педагогических навыков школьников. Опираясь на данные методической науки, а также на данные психолингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, почему и как надо учить детей, чтобы научить их полноценно общаться. Речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение эффективно общаться, с обязательным учетом того, с какой целью, где, с кем происходит общение. Основной трудностью в овладении культурой речи младших школьников является неумение строить высказывание в соответствии со спецификой того или иного речевого жанра. Это важно, поскольку именно удачно выбранный речевой жанр исключает «коммуникативный конфликт» общения. С нравственными основами поведения тесно связано освоение таких речевых жанров, которые предполагают выражения побуждения как жанрообразующего ядра. Ежедневно участникам учебной деятельности приходится выбирать наиболее эффективные для той или иной ситуации речевые жанры, среди них – жанры побуждения: просьба, требование, запрет, совет, предостережение, разрешение. Для успешной реализации побудительных речевых жанров значимо, насколько коммуниканты владеют закономерностями речевого поведения, выработанными социумом. В методике преподавания русского языка достаточно подробно освещены проблемы обучения школьников словесной вежливости. Исследователи И.Ф. Бродова, Н.Е. Богуславская, Л.С. Киселева, Н.Л. Купина, Н.Н. Кохтев, И.А. Стернин, Н.И. Формановская, Ю.В. Щербинина и другие ведут работу в этом направлении. С разными жанрами, формирующими этикетную речь, школьники знакомятся на уроках развития речи, а также при рассредоточенном изучении грамматического материала. В современной лингвистике, несмотря на многоаспектное изучение речевых жанров, не представлено единой типологии побудительных речевых жанров, нет специальных работ по обучению названным жанрам в значимых для детей ситуациях. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как должна строиться в начальных классах работа над побудительными речевыми жанрами, чтобы овладение речевой культурой было более эффективным? Объект исследования – процесс формирования коммуникативно-речевых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка. Предмет исследования – лингвистические и методические условия обучения младших школьников работе над речевыми жанрами побудительного характера. Цель исследования – создание лингвистических и методических условий для обучения младших школьников речевым жанрам побуждения. Гипотеза исследования – специально организованная систематическая работа над речевыми жанрами может существенно повысить коммуникативную культуру младших школьников при следующих условиях: а) у школьников будет сформировано представление о побудительных речевых жанрах; б) формирование коммуникативных умений учащихся будет методически обеспечено заданиями аналитического, конструктивного и продуктивного типов. В соответствии с целью и гипотезой исследования очерчен круг задач, которые необходимо решить в работе: 1.Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в лингвистической, риторической, психологической, методической литературе. 2. Установить исходный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников в области исследуемых жанров. 3. Подготовить дидактический материал и разработать экспериментальную систему заданий для осуществления процесса обучения учеников начальной школы речевым жанрам совета, просьбы, предложения и др. 4. Предложить и апробировать методы формирования коммуникативных умений на основе работы над речевыми жанрами. Методы и организация исследования. В работе были использованы следующие методы: а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и риторической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений, школьных программ и учебников; б) эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом.наблюдение, анализ, описание; 3) количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе исследуются научные основы формирования коммуникативных умений младших школьников на основе речевых жанров Во второй главе изучаются проблемы обучения младших школьников побудительным речевым жанрам. В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа № 920. Работа представлена 66 страницами текста компьютерного набора (без приложения)
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА І. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 7 1.1. Особенности общения младших школьников 7 1.2. Речевой жанр как основная единица обучения общению в школе 16 1.3. Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе изучения побудительных речевых жанров 24 Выводы по главе 38 ГЛАВА ІІ. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОБУДИТЕЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ЖАНРАМ 40 2.1. Возможности дидактического материала действующих учебников русского языка и риторики для начальной школы для организации работы по изучению речевых жанров 40 2.2. Диагностика уровня понимания младшими школьниками побудительных жанров и сформированности коммуникативных умений учащихся в области речевых жанров 45 2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения 51 Выводы по главе 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432 с. 2. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 445 с. 3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – 456 с. 4. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Муниципальное образование: инновации и эксперимент.– 2009.– № 6.– 69–72 с. 5. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Саратов: Приволжкое издательство, 1997. – 268 с. 6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 198 с. 7. Вежбицка А. Речевые жанры (Перевод В.В.Дементьева) / Жанры речи: сборник научных статей. – Саратов: Колледж, 1999. – 99– 112 с. 8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Просвещение, 1993. – 364 с. 9. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры / Вопросы языкознания. – 1999. – № 1. – 37–55 с. 10. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – изд. 4-е, дораб. М.: Баласс; Ювента, 2014. – 98 с. 11. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – изд. 5-е, дораб. М.: Баласс; Ювента, 2015. – 94 с. 12. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия/ Жанры речи. Саратов, 1999. – Вып. 2. – 8–15 с. 13.Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия / Жанры речи: сборник научных статей. — Саратов: Колледж, 1999. – 8–14 с. 14. Ермилина О.Е. Риторический аспект чтения как вида речевой деятельности // Начальная школа до и после. 2012. №2. – 15–19 с. 15. Карасик В.И. Языковые ключи / Волгоград: Парадигма, 2007. – 333–338 с. 16. Курьянович А.В. Инвективные речевые жанры в пространстве современной межличностной коммуникации / Вестн. ТГПУ : Гуманитарные науки (Филология). – Тамбов, 2005. – Вып. 3 (47). – 106–111 с. 17. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся // Начальная школа до и после. 2012.– 13–15 с. 18. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник в 2 х ч. 3 класс. М.: Баласс, 2010.– 192 с. 19. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. М.: Баласс, 2014. – 80 с. 20. Лазарев В.С. Концепция новой модели развивающего школьного образования / Эксперимент и инновации в школе.– 2009. – 2–7 с. 21. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева (отв. ред.). – М.: Наука, 1976. – 70 – 93 с. 22. Лыганова Л.Б., Браилко Н.В. Культура общения и поведения (сборник материалов семинаров). – Херсон: изд-во ШГТ, 2007. – 52 с. 23. Методические рекомендации для учителя. – изд. 4-е, дораб. М.: Баласс; Ювента, 2014. – 106 с. 24. Никитина Е.Ю., Зырянова Е.А. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета младших школьников // Начальная школа до и после. 2011. №6. – 1– 6 с. 25. Основы риторики: учебное пособие. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета. 2001. – 136 с. 26. Основы теории речи: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 248 с. 27. Павлова А.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей (в школе). // Вопросы психологии. 1987. № 6. – 123 – 129 с. 28. Педагогическая риторика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата /Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева, Л.В. Хаймович; под ред. Т.И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 225 с. 29. Педагогическая риторика: учебник для академического бакалавриата /Л. В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева, А.С. Львова, Л.В. Хаймович; под ред. Н.Д. Десяевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 253 с. 30. Русский язык. УМК Гармония. 1-4 классы / М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко — М.: Издательство Ассоциация 21 век, 2014. 31. Русский язык. УМК Перспектива. 1-4 классы /Л.Ф Климанова, С.Г. Макеева. — М.: Издательство Просвещение, 2014. 32. Седов К.Ф. Жанровое мышление языковой личности (о риторике бытового общения) / Речевое общение: спец. вестник; под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2000. – Вып. 2 (10). – 38–43 с. 33. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. – 320 с. 34. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. 35. Скачкова Е.А. Особенности общения детей младшего школьного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. Выпуск № 5(58), 2011. – 73 – 75 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА І. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 1.1. Особенности общения младших школьников Ведущим типом деятельности, определяющим специфику личностного развития школьников, является общение со сверстниками. Знание учителем особенностей формирования и протекания процессов общения младших школьников, – необходимое условие успешной деятельности по организации этого процесса и предотвращению негативных явлений, препятствующих нормальной социализации детей. Младший школьный возраст для ребенка является переходным возрастом из детства в ответственную школьную жизнь, хотя сам ребенок еще не до конца осознает глобальных перемен в своей жизни. Однако постепенно он утрачивает детскую непосредственность,и у него со временем появляется совершенно другая логика мышления, меняются интересы, ценности и уклад жизни. Школа для ребенка приобретает определенную социальную значимость, благодаря школе ребенок, помимо новых знаний и умений, в процессе общения приобретает еще и определенный социальный статус [43, с. 102]. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования отечественных педагогов (В.А.Кан-Калик, Н.В.Клюева, А.В.Мудрик и др.). Вслед за А.А.Бодалевым мы понимаем под общением «взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц» [7, с.23]. Эмоциональное благополучие и самочувствие школьников в системе межличностных взаимоотношений, которые складываются в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников друг с другом общается, а от того настолько великое желание общения. Важным является изучение структуры взаимоотношений в коллективе и уровня удовлетворения учеников процессом общения в условиях общеобразовательного учреждения, обусловленного интересом к эмоциональному состоянию класса младших школьников. Общение является одной из важнейших сфер духовной стороны жизнедеятельности человека. Сейчас потребность в умениях коммуникативности является залогом хороших отношений в любом коллективе. Она помогает избежать конфликтов и поднимает уровень качества учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому умение строить коммуникативные связи необходимо как можно раньше прививать и развивать школьникам. Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Общение эффективно, если оно достигает заранее поставленной цели, а его результаты ожидаемы в данной ситуации. Возникает субъективное ощущение собственной коммуникативной компетентности через посылаемые нам вербальные сообщения и сопровождающее их невербальное поведение. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга [7, с. 12].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg