Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Профилактика девиантного поведения подростков в процессе обучения в общеобразовательной школе: социально-психологические аспекты

y_nika 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2018
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы: Проблема девиантного поведения исследуется достаточно долго, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. На современном этапе развития общества девиация среди подростков приобретает колоссальные размеры. Нами установлено, что девиантное поведение является объектом исследования целого ряда наук таких как: педагогика, психология, социология, медицина, биология, юриспруденция. Психолого-педагогические исследования данного явления проводились как зарубежом, так и в отечественной науке. Установлено, что в качестве характерной особенности можно отметить многообразие дефиниций и существующие в связи с этим противоречия во взглядах на эту проблему.
Введение

Статистические данные свидетельствуют о том, что в современном российском обществе среди подростков значительно увеличились преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, антисоциальное поведение. Тенденция такова, что современные подростки все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их социума, содержащего проявления жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма. Рост числа подростков с девиантным поведением во многом связан с недостатками образовательного и воспитательного процесса, возможностями социализации и самореализации в школе. У многих подростков существует страх перед школой, присутствуют негативные ожидания со стороны школьного коллектива, конфликты с учителями. Все эти и многие другие факторы обучения в общеобразовательной школе становятся толчком к формированию в подростковом возрасте девиантных форм поведения. Взаимосвязь девиантного поведения и условий обучения подростка в современной общеобразовательной школе требует создания специальных условий для коррекции. Однако глубина и острота проблемы, недостаточная разработанность вопросов деятельности школьных педагогических коллективов по профилактике девиантного поведения подростков диктует необходимость разрешения противоречий: между современными требованиями к развитию личности подростка и недостаточной научной разработанностью проблемы предупреждения девиантного поведения в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы; между все более актуализирующейся тенденцией гуманизации учебно-воспитательного процесса и преобладающим «школоцентристским» подходом к формированию личности подростка. Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, состоящую в определении условий, способствующих предупреждению данного феномена, организации работы по профилактике девиантного поведения подростков. Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение девиантного поведения актуальной и значимой проблемой современной психологии и педагогики. Объект исследования - профилактика девиантного поведения подростков. Предмет исследования - условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях современной общеобразовательной школы. Цель исследования – определить условия профилактики девиантного поведения подростков в процессе обучения в общеобразовательной школе. Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что программа профилактики будет эффективной если при ее разработке учитываются условия профилактики и социально-психологические причины девиантного поведения подростков. В соответствии с целью и предметом исследования и, исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования. 1. Провести теоретический анализ девиантного поведения подростков как психолого-педагогиической проблемы. 2. Исследовать социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростков. 3. Провести эмпирическое исследование основных причин девиантного поведения подростков. 4. Разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков на базе общеобразовательной школы. Методы исследования:методы теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме;эмпирические методы сбора данных; методы количественного и качественного анализа данных;методы статистической обработки результатов (t–критерий Стьюдента). Новизна и практическая значимость исследованиязаключаются в обобщении современных научных представлений о феномене формирования девиантного поведения; причинах и формах проявления девиации. Выявлены социально-психологические причины девиантного поведения подростков. Обосновано, что причины девиантного поведения подростков носят социально-психологический характер, исходя из этого, разработана и апробирована программа психологической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательной среды школы, которая построена на основе системного подхода и состоящая из индивидуальных и групповых консультаций, социально-психологического тренинга. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных данных в работе школьных психологов, социальных работников и педагогов при создании и организации общеобразовательной среды, направленной на профилактику девиантного поведения подростков. База исследования.Эмпирическое исследование проводилось на базеМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 имени А. С. Пушкина города Пятигорска Ставропольского края. Структура и объем работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение ГлаваI. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения подростков §1. Общие понятия и классификации девиантного поведения…...........................6 §2. Факторы девиантного поведения подростков..................................................15 §3. Сущностные характеристики системы профилактики девиантного поведения подростков...............................................................................................26 ГлаваII. Эмпирическое исследование условий профилактики девиантного поведения подростков в процессе обучения в общеобразовательной школе §1. Организация и методы исследования..............................................................34 §2. Диагностическое исследование социально-психологических причин девиантного поведения подростков.........................................................................39 §3. Разработка и апробация программы профилактики девиантного поведения подростков в условиях образовательной среды школы.........................................................................................................................52 Заключение...........................................................................................................67 Список литературы................................................................................................70 Приложения.........................................................................................................78
Список литературы

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Речь, 2003 - 120 с. 2. Андреюк В.Ю. Программа психосоциальной реабилитации подростков, систематически пропускающих занятия. Сообщ. 2. / В. Ю. Андреюк, А. Б. Холмогорова // Дефектология: науч.-метод. журн. 2009. - № 6. - С.24-29. 3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с. 4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с. 5. Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. - М. Балинт. М.: Когито-Центр, 2002. - 254 с. 6. Березин C.B., Лисецкий, К.С., Назаров, Е.А., Психология наркотической зависимости и созависимости / C.B. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров.- М.: МПА, 2001. - 211 с. 7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб.: Прайм Еврознак, 2002., М.: ОЛМЛ ПРЕСС. - 512с. 8. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2006. - 304 с. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - 352 с. 10. Бочарова Л.И., Лернер, А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 1998, №6. - С. 22-32. 11. Брейк М. Субкультура неформальной молодежи // Социологические исследования. М.,1991. - № 7. - С. 28. 12. В наших силах предупредить.Пособие по первичной профилактике наркомании / Под ред. О. Саначиной, А.Сергеева, М. Татарниковой, Е.Царапкиной. - М.: МСПЦ «Двери», 2002. 129 с. 13. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков . Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - 144 с. 14. Васильев В.Л. Юридическая психология. -СПб.: Питер, 2009. - 608 с. 15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. - С. 8-11. 16. Выготский Jl.С. Педология подростка // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. М.: Роспедагентство, 1997. - С.232-286. 17. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Издво «Инт практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480 с. 18. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160 с. 19. Гребенкин Е. В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 121-128. 20. Думов С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ВГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2005. - № 2. - С. 202-207. 21. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; -Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 376 с. 22. Змановская Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2010. - 352 с. 23. Иовчук Н.М., Северный, A.A. Депрессия у детей и подростков. М.: Школа-Пресс, 1999. - 79 с. 24. Исаев Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. Что делать и как поступать с «трудными детьми» и теми, кто хочет такими быть//[Электронный каталог]. Режим доступа: http://www.cir.ru/index.jsp. (дата обращения: 10.02.2017). 25. Исаев Д.С., Шерстнев, К.В. Психология суицидального поведения. Самара: СамГУ, 2000. - 72 с. 26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 1994.- 223 с. 27. Кирилина A.B. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филолог, науки. -2000.-№3-С. 18-20. 28. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. -М.: Вита-Пресс, 1997. 140 с. 29. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М: Сфера, 2001.- 160 с. 30. Косякова О.О. Возрастные кризисы. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. 224 с. 31. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд / . СПб.: Питер, 2010. - 940 с. 32. Краткий психологический словарь / Под ред. JI.A. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с. 33. Краткий психологический словарь/ Под общ.ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -512 с. 34. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений . М.: МПСИ, 2008. - 208 с. 35. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 464 с. 36. Кулаков С.А. На приеме у психолога подросток. - СПб.: Союз, 2001.-350 с.
Отрывок из работы

ГлаваI. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения подростков § 1. Общие понятия и классификации девиантного поведения Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания по праву относится к числу наиболее сложных и неоднозначных. Прежде всего следует отметить, что в исследованиях, посвященных проблеме девиантного поведения, существует единая трактовка, которая определяет девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, из данного определения девиантным является поведение, которое отклоняется в том или ином проявлении от установленных обществом норм и стандартов, касаемо кан нормы психического здоровья так и права, культуры и морали (Е.В. Змановская, В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, которое не удовлетворяет социальным ожиданиям отдельно взятого общества в конкретный исторический период (Н. Смелзер, Т. Шибутани). В исследованиях девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviation – отклонение) определяется как поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе (И.С. Кон). При этом подчеркивается, что его можно определить как отдельные поступки, либо совокупность поступков, входящих в противоречие с принятыми в том или инои обществе юридическими, моральными и социальными нормами .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg