Актуальность темы в том, что изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, приводят к тому, что старые модели жизненных стратегий, реализуемые в качестве жизненных путей личности, перестают работать, а новые еще не успели сформироваться. Поэтому сегодня проблема жизненного пути личности является весьма актуальной, в связи с чем, как нам представляется, взгляды К. Юнга в данном контексте требует пристального внимания и изучения.
В аналитической психологии К.Г. Юнга имеются интересные, на наш взгляд, идеи, связанные с проблемой жизненного пути личности, которые выразились в таких понятиях, как «стадии жизни», «самость», «индивидуация» и некоторых других. При рассмотрении стадий жизни как естественных или общепризнанных этапов процесса развития человека, характеризующихся биологическими или психологическими особенностями, типами поведения, Юнг выделял особо психологический переход, который, как он считал, происходит в середине жизни. Он называет его «кризисным», или проблемным, периодом и иллюстрирует его разными случаями из своей практики психотерапевта, в которых рассказывается о последствиях неудачной адаптации к реалиям второй половины жизни и о неспособности упреждать возникающие проблемы.
В первой половине жизни психологические достижения должны включать отделение ребенка от матери и становление сильно развитого эго, отказ от статуса ребенка и приобретение статуса взрослого, куда включаются ролевые взаимоотношения, социальный статус, профессиональная зрелость, вхождение в роль родителя и другое. Акцент во второй половине жизни смещается с внешнего, межличностного на осознанное взаимодействие с внутрипсихическими процессами.
Процесс индивидуации представлен двумя основными этапами. Первый заключается в инициации или посвящении, во взаимодействии с внешним миром и завершается он формированием структуры эго или персоны, то есть такого склада личности, который самим носителем и окружающими людьми воспринимается за таковую, но, в сущности, таковой не является. Второй этап заключается в посвящении во внутренний мир и является процессом разделения и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной, в терминах самого Юнга это процесс «восамления», то есть обретение человеком своей самости. В юнговской концепции понятие самости является одним из основных и характеризуется как архетип целостности — наиполнейший человеческий потенциал и единство личности как целое, как некий регулирующий центр психики человека.
Некоторые исследователи творчества К.Г. Юнга (Э. Сэмтэлс, Б. Шортеф, Ф. Плот, Н.Л. Гиндилис) отмечают некое кажущееся на первый взгляд противоречие в определении самости. С одной стороны, Юнг пишет, что самость существует изначально как архетип целостности и является тем центром, который определяет и направляет всю дальнейшую жизнь человека, а с другой стороны, он характеризует самость как бессознательный «образ жизненной цели», суть которой состоит в реализации своей индивидуальности и целостности.