Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь виктимности с вербальной агрессией и самооценкой у молодых людей

superrrya 2070 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2021
Цель данного исследования заключается в изучении взаимосвязи виктимности с вербальной агрессией и самооценкой у молодых людей. Объект – виктимность. Предмет – Взаимосвязь виктимности с вербальной агрессией и самооценкой у молодых людей Гипотеза: Виктимные молодые люди проявляют высокий уровень вербальной агрессии и отличаются низкой самооценкой. В соответствии с целью и гипотезами были поставлены теоретические и эмпирические задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ подходов научных исследований к понятию виктимности, вербальной агрессии и самооценки. 2. Подобрать методики исследования. 3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи виктимности с вербальной агрессией и самооценкой у молодых людей 4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования. 5. Разработать рекомендации по профилактике Для решения поставленных задач и проверки гипотез в дипломной работе использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы 2. Эмпирические методы: тестирование, опрос 3. Методы математической статистики Методики исследования: 1. Методика исследования склонности к виктимному поведению. (Андронникова О.О) 2. Опросник «Тип ролевой виктимности» (М. А. Одинцова и Н. П. Радчикова) 3. Опросник враждебности Басса-Дарки 4. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) Описание выборки: исследование направлено на девушек и юношей в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся в г. Москва. Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в просвещении людей, при построении рекомендаций и работе с людьми, имеющими трудности из-за своего виктимного поведения.
Введение

Актуальность проблемы: В современном обществе можно выделить категорию молодых людей, которые постоянно попадают в неприятности. Они подвергаются критике, грубости, обману, моральному, физическому насилию и т.д. Причиной этого всему может являться виктимность личности, т.е. поведение жертвы, провоцирующее других людей. Проблемы в жизни виктимных людей часто случаются похожие одна на другую. Жизнь некоторых людей из этой категории кончается трагически на фоне нервно-психических расстройств, депрессий, зависимостей, и другие люди зачастую не удивляются такому исходу. Человек с поведением жертвы не всегда устраивает себе неприятности по причине собственного желания испытать какие-то страдания, иначе это было бы мазохизмом. В данной работе будет изучена взаимосвязь виктимности с такими феноменами, как вербальная агрессия и уровень самооценки, что даст возможность объяснить попадание жертвы в неприятности и разработать профилактические рекомендации. Проблему виктимности в отечественной и зарубежной литературе изучали такие авторы, как Л.В. Франк, Б. Мендельсон, В. Полубинский, Д. Ривман, И.С. Кон, Б. Лоуси, Р. Ольвеус и другие. Проблему вербальной агрессии изучали такие авторы, как Н.В. Панькова, Ю.В. Щербинина, Л.М. Семенюк, Н.Д. Левитов, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и другие. Проблему самооценки рассматривали такие авторы, как А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, Р. Бернс, И.С. Кон, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЙ ВИКТИМНОСТИ, ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И САМООЦЕНКИ 6 1.1.Подходы к определению понятия виктимности в зарубежных и отечественных исследованиях 6 1.2. Подходы к определению понятия вербальной агрессии в зарубежных и отечественных исследованиях 16 1.3 Подходы к определению понятия самооценки в зарубежных и отечественных исследованиях 24 Выводы к 1 главе 36 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВИКТИМНОСТИ С ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИЕЙ И САМООЦЕНКОЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 37 2.1. Организация исследования 37 2.2. Результаты исследования 42 2.3. Анализ результатов исследования 52 2.4. Рекомендации по профилактике 56 Выводы ко 2 главе 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. Агапов П.В., Колодина А.А. Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории // Вестник МГУКИ. – 2013. - №2(52). - С.204–209 2. Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. – М.: Академический проект, 2014. – 243 с. 3. Аммон Г. Динамическая психиатрия. - М.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. – 200 с. 4. Андронникова О.О. Диагностика склонности к виктивному поведению. [Электронный ресурс]. URL:http://psihologn.org/index.php/katalog-statej/233-metodika 5. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: Автореф. Дис...канд. псих. Наук. – Новосибирск, 2005. – 213 с. 6. Ануфриева Т.К., Ремеева А.Ф. Взаимосвязь виктимности и самооценки личности в подростковом возрасте. // Взаимодействие науки и бизнеса. Сборник научных статей по материалам международной научнопрактической конференции «взаимодействие науки и бизнеса». –Москва, 2016. – С. 5-7. 7. Бакиев А. Г. Природа вербальной агрессии // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №1. 8. Белинская Т.В., Волкова М.К. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 3 (44). – С. 94–102. 9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: изд. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с. 10. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №2 11. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. 208 с. 12. Бовть, О. Б. Детская виктимность и виктимизация в школе / О. Б. Бовть // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2016. – № 4(6). – С. 39-43. 13. Бондаренко А.О. Троллинг как вид вербальной агрессии (на материале французского языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. №8 14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2014. - 416 с. 15. Валиуллина Евгения Викторовна ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ // Научный вестник Крыма. 2019. №5 (23). 16. Валиуллина, Е. В. Психологические свойства личности и уровень ассертивности / Е. В. Валиуллина // Научное мнение. – 2018. – № 4. – С. 37-41. 17. Валицкас Г.К., Гипперейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-54. 18. Векилова С.А. История психологии: конспект лекций. М.: АСТ, 2005. С. 106. 19. Воронин А.Н., Лучинина Е.В. Влияние социальной микросреды на проявления агрессивности // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 2. – С. 97-113 20. Гаджиева А. А. Виктимное поведение жертвы преступлений убийства и причинения вреда здоровью человека как криминологическая проблема // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. – № 1. 21. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 22. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 34-47. 23. Гогицаева Ольга Урузбековна, Небежева Аминат Викторовна, Шибзухова Диана Арсеновна Детско-родительские отношения и самооценка подростка // БГЖ. 2018. №3 (24). 24. Горобинский, М. А. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека / М. А. Горобинский, С. М. Ветвицкая // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 116. 25. Девдариани Елена Викторовна, Рубцова Елена Викторовна Агрессия в языке и речи как социальная проблема // КНЖ. 2019. №1 (26). 26. Задорожный В. И. Особенности виктимного поведения жертв преступлений// Международное публичное и частное право. – 2006. – № 1(28). 27. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14. 28. Иванова, И. П. Вербальная агрессия в подростковом возрасте / И. П. Иванова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей: в 2 частях, Чебоксары, 26 марта 2015 года / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева; Редколлегия: ответственный редактор И. П. Иванова, Т. В. Горбунова, Н. Н. Корочкова. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. – С. 43-49. 29. Кабанов П.А. Криминальная виктимность несовершеннолетних: возрастная структура и её содержание (краткий обзор на основе виктимологической статистики Следственного комитета РФ 2014-2018 гг.) // Виктимология. 2019. №2 (20). 30. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь: учеб. пособие. СПб. : Питер, 1995. 192 с. 31. Кочеткова, И. В. Виктимность и виктимное поведение детей и подростков: причины и факторы формирования / И. В. Кочеткова // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 28 апреля 2017 года. – Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. – С. 89-95. 32. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003. – 336 с. 33. Кузнецова Н. Ф., Богуш Г. И. и др. Криминология. – М., 2007. 34. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы как предикторы отношений межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 72–87. 35. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6. 36. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 416 с. 37. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. СПБ.: Питер, 2018 г. – 832 с. (Подставить где Франк) 38. Маркина Людмила Витальевна Бранные формулы как средство выражения вербальной агрессии в диалектной коммуникации // Известия ВГПУ. 2019. №7 (140). 39. Медведева Снежанна Анатольевна АССЕРТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ФОРМ И КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ // АНИ: педагогика и психология. 2020. №3 (32). 40. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1996. — 416 с. 41. Мусийчук Мария Владимировна, Яценко Татьяна Владимировна Виктимность как фактор риска аддиктивного поведения подростков на основе выявления предикторов зависимостей // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №1. 42. Мухина Юлия Игоревна Самооценка как форма проявления самосознания // Вопросы науки и образования. 2018. №3 (15). 43. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Журнал «Наука и современность - 2011». – Новосибирск, 2011. - С.301-309. 44. Новикова Т.Ф., Смирнов П.Ю. Приемы нейтрализации вербальной агрессии в составе средств речевого воздействия // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2018. №2. 45. Панькова Н. В. Вербальная агрессия подростков: самозащита или самоутверждение // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 457-459. 46. Подольная, Н. Н. Процессуальная виктимность: постановка проблемы / Н. Н. Подольная // Проблемы права. – 2019. – № 4(73). – С. 106-109. 47. Полубинский В. И. Криминальная виктимология. Что это такое? – М., 1977. 48. Полубинский В. И. Правовые основы криминальной виктимологии // Журнал российского права. – 2001. № 4. 49. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017. 400 с. 50. Путина, О. Н. Вербальная агрессия: функциональный аспект (на материале дискурсивных маркеров) / О. Н. Путина // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2020. – Т. 14. – С. 67-72. 51. Реан А.А. Агрессия и виктимность в контексте семейной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №4 (67). 52. Ривман Д. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. – Л.,1975. 53. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. – М.: Академия, 2007. – 192 с. 54. Родина, А. И. Ассертивность и ассертивное поведение как проблема в социально-психологических исследованиях / А. И. Родина, О. Н. Тузова // Актуальные проблемы психологии в образовании : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 12–14 марта 2019 года / науч. ред. А.В. Прялухина. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – С. 95-100 55. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192с. 56. Руденский, Е. В. Субъектная виктимность личности подростка как уязвимость жизнеспособности: феноменология, гносеология и онтология / Е. В. Руденский // СМАЛЬТА. – 2020. – № 3. – С. 32-40. 57. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М., 1996. – 96 с. 58. Стреленко А. А. Детско-подростковая виктимность как социально-психологическое явление // МНКО. 2013. №5 (42). 59. Тарарухин С. А. Преступное поведение (социальные и психологические черты). – М., 1974. 60. Тарасова С.И., Дрожжина Н.Б., Лимонова О.О. Психологическое исследование агрессивного поведения подростков с различным психотипом личности // КПЖ. 2019. №3 (134). 61. Тимко С.А. Виктимность как следствие низкой правовой культуры населения // Виктимология. 2018. №1 (15). 62. Федорова Наталья Игоревна Виктимность жертв насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений и совершенствование мер предупреждения // Виктимология. 2014. №1 (1). 63. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М.: АСТ, 2006. – 635 с. 64. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер, 2003. - 860 с. 65. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с. 66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997. С. 169. 67. Цергой Т.А. Особенности личностной включенности в педагогическую деятельность в условиях ситуативно заданного выбора работы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 1 (40). С. 227-232. 68. Шамиева В. А. Ассертивность в стуктуре личности субъекта адаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Хабаровск, 2009. 20 с 69. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение: учеб. пособие. Минск: Амалфея, 1996. 280 с. 70. Шейхова, М. С. Адекватная самооценка как фактор социальной адаптации личности / М. С. Шейхова, Н. Ю. Литвинов // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 02 февраля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 74-77. 71. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия - М.: КомКнига, 2006. - 360 с. 72. Юрченко Любовь Григорьевна, Абраменко Анна Евгеньевна Самооценка как фактор гармонизации личности подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №5 (62).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЙ ВИКТИМНОСТИ, ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И САМООЦЕНКИ 1.1. Подходы к определению понятия виктимности в зарубежных и отечественных исследованиях Исследования, направленные на изучение феномена виктимности, были проведены и до сих пор продолжаются в разных областях науки как отечественными, так и зарубежными учеными. Несмотря на определенное количество работ по этой проблематике, все новые и новые исследования феномена виктимности выходят в свет и отражают свою точку зрения по поводу определения этого понятия, его характеристик, причин возникновения и так далее. Одним из основополагающих терминов виктимологической науки является понятие «виктимизация», введенное в правовую литературу Л. В. Франком [8]. Под виктимизацией он понимает процесс превращения лица в реальную жертву или конечный результат такого процесса. С его точки зрения, «виктимность определенного лица есть… не что иное, как реализованная преступным актом „предрасположенность“, вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления, или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима». Первым из зарубежных специалистов был Б. Мендельсон [12], который дал определения некоторым виктимологическим понятиям, используя производные термины от слова «жертва». «Через потенциал жертвенной восприимчивости мы хотим выразить и определить степень индивидуальной позиции жертвы, ее подсознательное состояние». По его мнению, это степень несопротивляемости, восприимчивость жертвы к правонарушению с психической, физической или социальной точки зрения в момент исполнения преступного действия. Виктимность означает повышенную способность (повышенные свойства) человека и определенной группы людей (общности людей) становиться при определенных ситуациях жертвами преступлений. Процесс превращения человека или общности людей в жертв преступлений (имеется в виду при наличии свойств или способности) является виктимизацией. Виктимность — характерный признак, индивидуальное свойство или качество, а виктимизация — это процесс, который существует только тогда, когда он имеет свои стадии развития и проявляется в конкретной преступной ситуации. В развитии виктимологической науки было намечено два противоположных подхода в отношении природы жертвы преступления и оценки ее роли в корне противоправных действий. Согласно первой точке зрения черты характера, телосложение и действия жертвы играют исключительно важную роль в преступной ситуации. В данном случае на первый план выдвигаются биологические стороны взаимоотношений преступника и потерпевшего, особая генетическая предрасположенность жертвы. Согласно второй точке зрения поведение потерпевшего считается лишь одним из обстоятельств, влияющих на возникновение и осуществление преступного замысла. В данном случае поведение не связывают генетическим кодом, биологической наследственностью индивида, а доказывают обратное, указывая на то, что биологическая наследственность не определяет конкретного поведения человека, так как личность и поведение формируются укладом социальной жизни общества, средой, где человек воспитывается. «Хорошими или плохими люди становятся в результате социально обусловленного развития и воспитания, а не в результате генетического наследования зла и добра. Естественные задатки личности могут с равным успехом служить самому безобразному и возвышенному и самому безобразному и отталкивающему». Заслуживает внимания точка зрения В.Полубинского[47], который считает, что от правильного определения объема и содержания этого термина будут зависеть уровень и качество всего терминологического и понятийного аппарата криминальной виктимологии. При определении виктимности он опирается на личностные способности человека, которые непосредственно связаны с его особенными характеристиками, его поведением или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда. «…Вероятность стать жертвой преступления повышается и снижается не только от наличия или отсутствия определенных личностных качеств человека и его виктимно опасного или безупречного поведения, но и от времени, места и положения, в котором он оказался, от ряда других условий, составляющих вкупе виктимогенную обстановку». Д. Ривман[52] высказывает противоположное мнение, утверждая, что под виктимностью отдельного лица необходимо понимать присущую человеку предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления, или неспособность человека противостоять преступнику, сопровождаемую совокупностью факторов, делающих эту неспособность объективной (не зависящей от жертвы) или оставляющих ее на уровне субъективного «нежелания или неумения». При изучении виктимности выясняется, что вероятность стать жертвой зависит как от определенных личностных качеств, виктимно опасного или безупречного поведения человека, так и от времени, места и положения, в котором он оказался, от других условий, составляющих целую виктимогенную обстановку. Эти обстоятельства и условия Л. Франк[8] называет «частным случаем криминогенной обстановки». «Ближе к истине позиция тех ученых, которые выделяют в виктимности внутренний, или личностный, и внешний, или «безличностный», аспекты, определяя ее как субъективно обусловленное психологическое качество человека или объективно обусловленное его социальной ролью явление». Изучение виктимности потерпевших от преступления будет более успешным лишь во взаимосвязи с особенностями возникновения, формирования, структуры виктимогенной обстановки, в которой складывается повышенная возможность причинения людям вреда. В зависимости от поведенческих характеристик потерпевших от преступления Д.В. Ривман[52] выделяет следующие типы потерпевших: 1) агрессивный — поведение потерпевшего связано с нападением на причинителя вреда оскорблением, клеветой, издевательством, характерно создание конфликтной ситуации самим потерпевшим; 2) активный — потерпевшие, побуждающие условия для причинения вреда неконфликтным образом или сами себе причиняющие вред; 3) инициативный — потерпевшие, поведение которых имеет положительный характер, но опасно для них самих; 4) пассивный — потерпевшие, которые не оказывают противодействия преступнику по самым различным причинам; 5) некритичный — потерпевшие, для которых характерны неосмотрительность, неумение оценить ситуацию; 6) нейтральный — потерпевшие, поведение которых не вызывало преступные действия и не способствовало им в той мере, в какой это зависело от потерпевшего. Как утверждает Д. Ривман[52], данная классификация основана только на поведении потерпевших, проявляющихся вовне, в ситуации преступления, и дает лишь относительное представление о внутренних механизмах поведения. Такой взгляд на виктимность не полностью определяет людей, обладающих повышенной способностью становиться жертвами преступлений, и не учитывает тех, кто становится жертвами из за своей профессии, служебного, материального или иного социального положения. Об этом пишет В. Полубинский[48]: «…они (потерпевшие) становятся жертвами данных преступных посягательств не потому, что являются просто индивидами, а в силу своего особого должностного, служебного или общественного положения и общественно-полезного поведения». Им же было отмечено четыре различных вида виктимности: индивидуальная, видовая, групповая, массовая. Под индивидуальной виктимностью понимается свойство человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами, которые способствуют зарождению условий для причинения вреда. Видовая виктимность — предрасположенность отдельных лиц становиться жертвами определенных видов преступлений. «Полагаем, что видовая виктимность существует и реализуется в форме личностной или ролевой, а также индивидуальной и групповой виктимности». Групповая виктимность — повышенная способность определенных людей, обладающих сходными качествами, становиться жертвами преступлений (работники милиции, инкассаторы, сторожа). Массовая виктимность — объективно существующая реальная возможность для определенных людей в силу их субъективных качеств нести физический, моральный, материальный вред. Таким образом, говоря о виктимности, можно выделить два основных ее вида: личностную виктимность и определенную ролевую виктимность. Отношения, связывающие преступника с потерпевшим, и ситуации, которые предшествуют и сопровождают преступление, только проявляют личностную или ролевую виктимность, создают или, наоборот, уменьшают предпосылки ее реализации в преступлении. Виктимность в широком смысле можно еще разделить на следующие три группы. Индивидуальная виктимность — свойство человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами, способствующее в определенной жизненной ситуации возникновению преступления. Это способность человека оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами, взаимоотношений с потенциальным преступником, исполняемой социальной роли, совокупности субъективных и объективных характеристик преступления, содействующих виктимизации. Групповая виктимность заключается в общем для определенных категорий людей, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими либо другими качествами, выполняющих определенные социальные роли, имеющих «повышенную способность» становиться жертвами преступлений. Групповая виктимность может рассматриваться и как личностная, и как ролевая. Рассматривая групповую виктимность, можно говорить «об общем социально-психологическом и биологическом свойствах определенной группы людей (или выполняемых ими одинаковых социальных ролях), которые при известных условиях могут стать жертвами одинаковых или подобных по своему характеру преступлений, в которых из этих случаев можно говорить и о профессиональной виктимности». Групповой виктимностью обладают люди таких профессий, которые объективно повышают возможность человека нести в определенных случаях ущерб от преступлений. Это работники милиции, кассиры, охранники, инкассаторы и другие, а, кроме того, это и алкоголики, бомжи и наркоманы. Массовая виктимность — объективно существующая реальная возможность для определенной части людей в силу их субъективных качеств нести физический, моральный и материальный вред. Состояние массовой виктимности может определяться статистически в ее динамике, развитии, изменении. Массовая виктимность основывается на самых различных показателях, раскрывающих ее отдельные стороны и в целом как объективное явление. Массовая виктимность все больше проявляет себя в современном обществе, где преступность не только не уменьшается, а все больше набирает обороты. Некоторые исследователи рассматривают виктимность в контексте буллинга – явления психологического насилия или физического террора, целью которого является запугивание другого и подчинение его себе (И.С. Кон, Б. Лоуси, Д. Ольвеус)[37]. Наибольшее распространение буллинг имеет в школах и исправительных учреждениях. Также принято выделять общую виктимность, на которую влияет пол, возраст, общественное и социальное положение субъекта и специальную, связанную с внутренней сущностью человека, его личностными психологическими качествами, которые воздействуют на его стратегию поведения в определенных ситуациях и уровень уязвимости. При их накладывании друг на друга индивидуальная виктимность усиливается. Безусловно, каждый человек в силу определенных жизненных обстоятельств может стать жертвой общественно-опасного посягательства, однако у некоторых индивидуумов имеются социально-психологические предпосылки к виктимогенной деформации личности, связанные с нарушением адаптации в обществе и негативными в связи с этим психологическими проявлениями. Такие люди нуждаются в специальной социальной и психологической помощи. Бессознательное чувство вины и желание быть наказанным, неосмотрительность и чрезмерная доверчивость, робость и нерешительность, пассивность и неумение постоять за себя, податливость внушению и неразвитая рефлексия, а также эмоциональная неустойчивость, агрессивность и конфликтность – все эти психологические аспекты влияют на повышенную уязвимость личности и ее склонность стать жертвой. При этом поведение человека с виктимогенной деформацией может быть как правомерным, так и правонарушающим, провоцирующим. Виктимность свойственна импульсивным и конфликтным людям. Импульсивные люди, совершающие поступки под влиянием одномоментных эмоций, не задумываются о возможных последствиях своих действий, не анализируют их. Они не умеют находить верный выход из проблемной ситуации, устанавливать с окружающими конструктивные отношения, тем самым провоцируя других на агрессивные выпады против себя. Конфликтные личности видят в окружающих людях потенциальных врагов с негативными намерениями, которых необходимо победить всевозможными способами и таким образом самоутвердиться и избавиться от своих страхов. Люди, которым свойственны установка на беспомощность, жертвенность, неспособность самому изменить свое невыгодное положение, запуганность, заниженная самооценка, сознательно или бессознательно избирают для себя социальную роль жертвы. Они либо втягиваются в разные криминогенные ситуации, провоцируя людей, подсознательно имея цель вызвать как можно больше сочувствия и ощутить поддержку со стороны, таким образом манипулируя другими и эксплуатируя свои комплексы, либо, пребывая из-за неразрешенных внутриличностных конфликтов в состоянии постоянного стресса, эмоционального ступора, не могут противостоять и сопротивляться различным опасностям, негативному влиянию окружающих. Выделяют агрессивные, активные, инициативные, пассивные и некритичные жертвы. [33] Агрессивные жертвы (агрессивные провокаторы) склонны попадать в опасные ситуации в результате проявления ими агрессии в разных формах: как в виде физического нападения по корыстным, сексуальным, хулиганским побуждениям или из-за мести, так и в виде психического насилия, оскорбления, клеветы. Они сами склонны к совершению противоправных поступков и преступлению морально-этических норм. Агрессивными жертвами также могут быть семейные дебоширы, психически больные лица и лица, страдающие расстройствами нервной системы. Активные потерпевшие являются сознательными или неосторожными подстрекателями конфликтной ситуации. Они либо провоцируют ситуацию виктимности своими активными действиями, либо их поведение является опасным для них самих и окружающих. Такие люди склонны к риску и необдуманным поступкам. Инициативные жертвы прибегают к гиперсоциальному жертвенному виктимному поведению. В соответствии со своей должностью или в силу личностных качеств (принципиальности, чувства справедливости, решительности, отзывчивости, а иногда излишней рискованности и самонадеянности), действуя из лучших побуждений, они вмешиваются в конфликты, совершая хоть и правомерные, но являющиеся причиной причинения им ущерба действия. При этом последствия своих поступков осознаются ими не всегда. О.О. Андронникова [5] указывает, что на склонность к гиперсоциальной виктимности может оказывать влияние завышенная самооценка личности. К пассивным жертвам относятся люди, которые в силу разных причин (как объективных (возраст, беспомощное состояние), так и психологических особенностей личности (установка на беспомощность, трусость, робость, уступчивость, склонность всех прощать, заниженная самооценка)) не оказывают преступнику никакого противодействия, сопротивления, а порой и подталкивают их своей доступностью, повышенной тревожностью, образом жизни и т.д. к совершению против них преступлений. Они имеют ролевую позицию жертвы, постоянно ждут сочувствия и поддержки окружающих. Некритичным жертвам свойственны неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации в силу недостаточного интеллекта, образования, возраста (несовершеннолетние или пожилые лица), болезни (психически больные), ситуативного эмоционального состояния или черт личности, причем как отрицательных (например, жадность), так и положительных (доброта, чуткость, смелость). Лица c некритичным виктимным поведением могут иметь как склонность идеализировать людей, так и склонность к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств. Как правило, они легкомысленны и неразборчивы в знакомствах. Особое внимание следует уделить причинам приобретения виктимности в подростковом возрасте, поскольку это самый важный возраст в становлении личности, в котором формируется самосознание и сомоопределение человека в системе ценностей и отношений между людьми, его самооценка. Одновременно этот возраст является самым противоречивым, так как в силу гормональных и физиологических изменений эмоциональный фон подростков становится неровным и нестабильным, может вызвать глубокие переживания и различные поведенческие нарушения, в том числе и виктимность. Предпосылками возникновения склонности к виктимному поведению у подростков могут быть как уже сформированные психологические качества, влияющие на уязвимости субъекта, так и отсутствие социальной поддержки, наблюдение или переживание ранее фактов насилия. Особую роль в виктимогенной деформации личности играет уровень самооценки подростка. Так, проведенное Т.К. Ануфриевой и Ремеевой А.Ф[6] эмпирическое исследование выявило связь заниженной самооценки и уровня притязаний подростков относительно своего авторитета у сверстников с их склонностью к некритичному виктимному и самоповреждающему зависимому поведению, а завышенной самооценки - к гиперсоциальному аспекту виктимности. Исследование Т.В. Белинской и М.К. Волковой[8] зафиксировало зависимость склонности подростков к отдельным видам виктимного поведения от эмоциональной оценки ими поведения родителей. Особенности поведения родителя того же пола влияют на развитие у подростков склонности к самопожертвующему, саморазрушающему и агрессивному поведению, а особенности поведения родителя противоположного пола - на склонность к некритичному поведению. Склонность к зависимому поведению у подростков связана с особенностями поведения мамы. На взаимосвязь виктимности подростков с детско-родительскими отношениями указывает и О.О. Андронникова[5], делая акцент на таком специфическом факторе возникновения виктимности, как стратегия воспитания со стороны отца и матери. Таким образом, семья может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания подростка, становления его личности и формирования стратегии поведения в социуме. 1.2. Подходы к определению понятия вербальной агрессии в зарубежных и отечественных исследованиях Существуют разные подходы к пониманию феномена агрессии. Согласно биологическим теориям, агрессия появилась в ходе эволюции как адаптивная форма социального поведения. Такой подход объясняет открытое проявление агрессии как функцию внутренней агрессивной энергии, высвобождаемой внешними сигналами. Например, К. Лоренц [36] рассматривает данное явление с точки зрения внутривидового инстинкта противостояния. Он отмечал, что для обычного человека термин «агрессия» имеет множество значений и начинается с внутривидовых и межвидовых драк в животном мире и заканчивается массовыми убийствами людей, войной, например. Его теория сводится лишь к биологическим аспектам агрессии, т.к. он говорил, что агрессия используется как средство выживания в борьбе, физической защиты, утверждения себя и превосходства над соперником. Ученый Ф. Риман[53], рассматривая феномен агрессии, указывает на ее тесную связь со страхом. Как только актуализируется какой-либо страх, агрессия возникает для защиты личности, таким образом организм пытается устранить неприятные для себя ощущения для того, чтобы улучшить свое самочувствие и получить определенную разрядку. Взгляды с точки зрения биологического подхода на природу возникновения агрессии не дают положительных ожиданий, т.к. не оставляют человеку выбора. Если агрессию не выразить вовне, это может привести к внутреннему саморазрушению человека. Отражение эмоций, которые присущи феномену агрессии, способствует высвобождению разрушающей энергии, тем самым понижая вероятность осуществления более выраженных деструктивных последствий. В отличие от биологических теорий, психологические подходы объяснения агрессии выдвигают положение о том, что агрессия не является неизбежным феноменом. Возникновение агрессии может быть обусловлено совокупностью многих потенциальных и препятствующих факторов, связанных как с человеком, так и его социальной средой. Например, З. Фрейд [64] говорил о том, что психическая жизнь индивида являет собой борьбу двух главных инстинктов: влечения к жизни и влечения к смерти. Инстинкт смерти является разрушающей энергией, он – злость, ненависть и разрушение. А. Адлер [2] считал, что агрессивность – это важная составляющая сознания, которая дает активность человеку для преодоления жизненных препятствий, она не всегда подразумевает под собой враждебность. По мнению К.Г. Юнга [10], при устранении агрессивности в поведении происходит ее регрессия до более низменных форм, присущих животному миру, которые при своём возникновении в социальной среде человека могут причинить индивиду и обществу гораздо больше вреда, чем при проявлении изначальной агрессивности. К. Хорни [65] в рамках социодинамической теории описала агрессивность индивида как явление невротической защиты личности в ситуации лишения его потребностей, либо когда ему приходится испытывать на себе отторжение и унижение. Источником такой угрозы является конкуренция в различных сферах жизни человека. Э. Фромм [63] выделил в своей монографии две формы агрессии: защитная и разрушающая. В первом случае агрессия проявляется только при наличии угрозы здоровью и жизни индивида, а во втором случае нет никакой взаимосвязи с внешними факторами, агрессия является деструктивным феноменом. Среди моделей изучения феномена агрессии можно выделить и социальные теории. Х. Хекхаузен [64] отмечает, что теория социального научения рассматривает агрессивность как усвоенное в процессе становления личности поведение, которое наблюдалось у ближайшего окружения и имело положительное или отрицательное социальное подкрепление. В работе Крэйхи Б. [32] рассмотрено исследование М. Зилманна. Он говорит, что степень ощущения гнева являет собой образование из двух факторов: сила злости, вызванной каким-то малоприятным происшествием, и того, каким образом человек интерпретирует для себя это событие. Ему удалось выяснить, что индивиды, которые склонны переносить остатки возбуждения от физической активности на какую-либо отвлеченную ситуацию, которая может спровоцировать агрессивные проявления, чаще реагировали агрессивно. Если возбуждение человека не нейтрально по происхождению, а вызвано раздражением или гневом, то в новой ситуации обостряющее злость воздействие, скорее всего, будет сильнее и приведет к усилению агрессивности индивида. Рассмотрим иные определения агрессии и агрессивного поведения. А. Басс[10] понимал под агрессивным поведением любое поведение, которое наносит вред или содержит угрозу любым живым существам. Л.М. Семенюк [57] определяет агрессию как направленные деструктивные действия, которые противоречат нормам и правилам жизни в обществе и наносят вред любым объектам, причиняют физический или психический ущерб и дискомфорт у жертв агрессии. Л. Берковиц [9] считает агрессией любую форму поведения, цель которой причинение кому-либо психологического или физического ущерба. С.В. Невенчанный [43] обозначил агрессию как мотивированное поведение деструктивного характера, которое может быть направлено как на одушевленные, так и на неодушевленные объекты, противоречащее социальными нормам данного общества, причиняющее какой-то физический ущерб или психологический дискомфорт. По мнению А.А. Реана [51], агрессивное поведение – это поведение, которое основано на устойчивых особенностях восприятия мира, т.е. потенциально агрессивное восприятие мира. К. Роджерс [51] считал, что агрессия - аномалия поведения человека, которая не может отвечать его истинной гуманной природе. В теории Л.М. Семенюк [57] и И.А.Фурманова [57], агрессия являет собой форму поведения личности, сформировавшуюся вследствие деформации в семье и нехватки положительного влияния на формирование индивида. Во всех этих определениях агрессию рассматривают как поведение, которое направлено на разрушение, причиняющее вред живым и неживым объектам и противоречащее социальным нормам, однако в настоящее время существуют и альтернативные точки зрения, допускающие, что агрессия может трактоваться как позитивное поведение, которое изначально имеет конструктивные цели. В рамках своего подхода Г. Аммон [3] выделяет такие виды агрессии: конструктивная, деструктивная и дефицитарная. Конструктивная агрессия понимается автором как активная жизненная позиция, направленная на деятельность, потребность в познавании нового, возможность легко устанавливать и поддерживать конструктивные контакты с людьми, несмотря на возможность противоречий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg