ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
Раздел 1.1 Понятие единой транспортной системы и логистический подход к ее организации.
Логистика, с экономической точки зрения, представляет собой деятельность по организации, управлению и ?птимизации движения ?азного рода п?токов от их источника до неп?средственного потребителя. Эта наука подразделяется на несколько видов. ?дним из них является транспортная логистика.
Транспортная логистика - эт? своеобразная система, которая отвечает за организацию доставки. Иными сл?вами, транспортная л?гистика занимается перемещением тех или иных материальных п?т?ков из пункта А в пункт Б. При этом выбирается ?птимальный ма?шрут движения. Активное применение данной области знаний пр?исходит в шестидесятые года 20 века. Именно на этот период приходится интенсивное развитие производств. Стало ясно, что знание обо всех пунктах движения сырья позволяет выявить потери. Таким образом, грамотная трансп?ртная логистика снижает себестоимость т?вара [10].
Существенную роль в развитии науки сыграли достижения научно-технического прогресса, благодаря которому стала возможна связь на огромных расстояниях. Принято различать оперативные и координационные функции логистики. Первые связаны с менеджментом движения ценностей в сфере непосредственного производства и распределения. Вторые связаны с координированием уровня спроса и предложения. Сюда отн?сят анализ и выявление потребностей (преимущественно материальных) производственного процесса, планирование и прогнозирование развития рынков, ?браб?тку информации о потребностях клиентов и многое другое [11].
Иными словами, осн?вываясь на п?лучаемых данных, логистика связывает потребности клиентов с возм?жностями организации. Теперь ? задачах. Их можно разделить на две большие группы: общие (глобальные) и частные. К первым следует отнести достижение максимально возможного результата при минимальных издержках. К? вт?рой группе задач ?тносят создание минимального ур?вня запасов, сокращение временного периода, необходимого для осуществления перев?зок, и многие другие.
Если говорить ? функциях, характерных для таког? вида рассматриваемой науки как транспортная логистика, то здесь важное место уделяется персоналу, без которого невозможно достижение цели. Сюда же отн?сят необходимость проведения классификации трансп?ртных средств, а также организацию ценов?й политики. Трансп?ртно - л?гистическая система – это понятие характеризует всю совокупность клиентов и производителей товаров, услуг, а также используемые для их взаимосвязи пути с??бщения, транспо?т, здания и сооружения, системы управления и иные ресурсы [11].
Транспортная логистика не может существовать без соответствующей инфраструктуры. Транспортная логистика это – перемещение объектов, их хранение, складирование и сопровождение всех процессов финансовыми и информационными потоками невозможно, если отсутствуют необходимые для этого технические средства. Инф?аструктура обеспечивает бесперебойное и точное выполнение всех функций. ?т качества осуществляемых перевозок во многом зависят итоговые объёмы затрат.
Поэтому, транспортная логистика на предприятии должна учитывать также следующие аспекты: эффективность функци?нирования кажд?го вида транспорта в ?тдельности, эффективность ?рганизации перев?зок от произв?дителя к п?требителю, а также учёт хранения и обработки грузов, что особенно важно для клиента.
Трансп?ртная л?гистика, представляет с?бой ключев?е звено для каждого предприятия, котор?е стремится преуспеть и д?стичь небывалых экономических высот. Эффективн?е управление транспортной системой, позволяет манипулировать всеми потоками материальных ресурсов, осуществлять качественные перев?зки и контр?лировать сам пр?цесс транспортировки [13].
Для эффективной планир?вки сквозного пр?цесса перев?зки необходимо привлечение ?дного ?ператора, кот?рый будет рук?водить этим процессом и его продвижением.
Принципы организации смешанной транспортировки.
Когда организовывается смешанная перевозка, главные предположения логистической системы такие:
- задействование б?лее двух транспортных видов;
- привлечение единственн?го ?ператора;
- польз?вание единственным трансп?ртным д?кументом и тарифом;
- п?следовательно-центральное взаим?действие;
- ответственность за груз д?лжна быть целостной и значительной.
Итог, кот?рого помогает д?стичь транспортная логистическая система, эт? обеспечить доставку неповреждённог? груза вовремя и в нужное место, при этом затраты д?лжны быть минимальными.
Для тог? чтобы обеспечить с?пряжённость в этом виде л?гистики, необходимо соглас?вывать финансовые заинтерес?ванности участников и применять целостные системы планирования [12].
Должным уровнем, организованная транспортно-складская л?гистика – это великолепный инструмент, ?беспечивающий стабильное процветание фирмы, выход на новые рынки и неукл?нное увеличение числа клиентов. Эт? обязательный элемент современного стратегического менеджмента, эффективность котор?го подтверждается опытом успешных международных предприятий. Эффективная трансп?ртная и складская л?гистика приводят к росту прибыли даже при плохих эк?номических усл?виях, и эт? вызывает к ней неподдельное уважение.
Менеджеры, ?твечающие за транспортную л?гистику, рассчитывают наилучший марш?ут движения исп?льзуемого п?едприятием транспорта, выбирают такой его вид, который оптимально п?дойдёт для заданн?го расстояния и конкретного груза, ?пределяют его загрузку. Всё эт? особенн? важно для отечественных условий: наши пробки в к?упных мегап?лисах и огромные расст?яния давно уже не вызывают удивления. Использование расчётов транспортной л?гистики намного снижает ?бщие издержки и, следовательно, прив?дит к увеличению дохода [10].
Транспортная логистика включает ряд элементов или, иначе говоря, существенных составных частей. Важнейшие из них следующие:
- грузы, ?бразующие соответствующие потоки;
- пути;
- терминал;
- подвижной состав;
- тяговые средства;
- участники логистических процессов;
- тара и упаковка.
В с?временных условиях х?зяйствования, спрос на логистические услуги возрастает. Это связано с постоянным р?стом эк?номики и ростом конкуренции среди производителей. П?вышение конкурент?способности достигается путём совершенствования системы складирования, трансп?ртировки и распределения товаров между п?требителями.
Доставка грузов различными видами транспорта, чаще всего не одним, а несколькими, ?беспечивается с помощью трансп?ртной логистики. П?этому, здесь можно говорить ? такой проблеме как неразвитость транспортной инфраструктуры. В связи с п?стоянно растущим спр?сом не?бходимо постоянно применять н?вые технологии в трансп?ртной логистике.
Одним из важнейших факто?ов эффективного ?азвития экономики является транспорт. Роль трансп?рта увеличивается в связи с р?стом рыночных экономических ?тношений. Это объясняется тем, чт? благ?даря транспорту формируются региональные товарные рынки. Стан?вится более актуальной главная задача транспорта – ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей.
Развитие транспортной логистики связано с рядом проблем:
- маршрут поставки продукта от поставщика к конечному потребителю не всегда эффективно используется;
- плохо развита инфраструктура транспорта, в частности касаемо автодорог;
- слабые технологические возможности грузовых терминалов и их малое количество;
- недостаточное количество современного оборудования подточенного под мировые стандарты буквально на всём автотранспорте; подвижный транспорт находится в состоянии износа;
- собственный и наёмный состав не всегда эффективно используется; значительные расходы от простоя;
- затраты от малоэффективной работы (слабая система мотивации влияющая на производительность автотранспортного цеха, кражи горючесмазочного материала);
Но можно отметить и некоторые положительные аспекты в этом направлении. А именно, что логистика и транспортировка всё же развиваются, а отношения между клиентами и перевозчиками становятся более плодотворными. Растёт число проектов по аудиту систем в логистике.
Раздел 1.2 Основные элементы и механизмы функционирования транспортной системы предприятия
По сведениям международного исследования, результативность управления материальными потоками выражается:
- уменьшением резервов на всём пути его перемещения;
- снижением времени прохождения изделий по логистической цепи;
- путём уменьшения транспортных расходов, а также их сокращение на операции с грузом.
Главные резервы снижения издержек, связаны с развитием логистических элементов. В снабжении они составляют- 50%, в сбыте- 40%, в производстве 10%. Вследствие чего, становление транспортно-логистической системы предприятия, является важным моментом увеличения конкурентоспособности. Различие логистического подхода заключается в объединении некоторых элементов цепи в общую систему сквозного управления материальными и информационными потоками, с целью получения желанного итога, с наименьшими расходами времени и ресурсов.
За основу понимания транспортно-логистической системы с точки зрения экономики, следует предлагать следующие принципы системного подхода: структурирование- поведение системы, обусловленное не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами её структуры; унитарность - отделение системы от окружающей среды; иерархичность соподчинённость элементов в системе; полиархия - познание системы по причине сложности, требующее множественности её описания; системность.
Значимость экономического механизма этой системы просматривается в системно-ресурсном аспекте, при понимании работы элементов механизма и оценки действия работы системы. Под словом «механизм» следует понимать систему, которая состоит из числа элементов, совершающих определённые действия, скоррелированные в единый процесс и представляет собой систему причинно-следственных связей по организации и управлении экономикой в 22 таких сферах как: потребление, обмен, производство, распределение. Такая конструкция данного механизма определяет систему управления совокупностью элементов, которая представляет собой процесс формирования основного результата экономической деятельности и достижения результата во времени.
Устройство экономического механизма транспортной системы состоит из: механизма конкуренции и ценообразования, который порождает процесс адаптации субъектов системы с учётом ситуации на рынке; механизма включающего в себя стимулирование, планирование, контроля и анализа хозяйственной деятельности всех участников процесса товародвижения; механизма самофинансирования; механизмов относящихся к финансово-экономической деятельности (кредиты, налоги, льготы, дотации, пошлины и др.); механизма изменения и адаптации (нормативы, прогнозы, стандарты, правовые документы, касающиеся грузоперевозок).
Основными элементами транспортной логистики выступают грузы, транспортные пути, транспортные узлы, подвижный состав, участники логистических процессов, тара, упаковка. Процессы движения товаров, складирование и хранения, требуют специальных технических средств, составляющих инфраструктуру логистики, а связи между ними создают логистическую систему.
Определяющим фактором успешного осуществления операций в процессе транспортировки грузов в транспортно логистической системе, выступает информация, при помощи которой формируются знания, с их помощью существует возможность найти альтернативное решение функционирования системы в условиях неполноты информации. Развитие транспортно-логистических систем предполагает собой развитие интеграционных связей. Для нахождения правильного решения разумно применять элементы интеллектуального моделирования которые смогут обеспечить управление системой в реальном времени, с учётом тех процессов которые охватывают перемещение грузов от поставщика до потребителя.
Раздел 1.3 Нормативно-законодательное регулирование транспортной логистики на предприятии.
Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, характеризуется особенностями, позволяющими выделить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Устав железнодорожного транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами железнодорожной инфраструктуры общего пользования, владельцами железнодорожных путей общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Предмет транспортного права включаются:
- общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;
- общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;
- тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Сердцевину предмета транспортного права составляют имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, прежде всего обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Транспортное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.
Основной целью транспортной деятельности является перемещение материальных объектов в пространстве. Однако не всякое такое перемещение охватывается правовой категорией "транспортировка". Например, сплав древесины без судовой тяги, подъем мебели на этаж и т.п. не относятся к транспортировке - это иное перемещение объектов.
Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными [7].
Под транспортным договором следует понимать такое соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.
Под источником права традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения.
Основополагающее значение в системе источников транспортного права имеет Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности.
Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. Первым в этом ряду стоит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), в котором выделены в отдельную главу 40 нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств [1].
Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К ним относят: Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) (далее - ВК РФ) [2], Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) [3] (далее - КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) [4] (далее - КВВТ РФ), Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) [5] (далее - УЖТ РФ), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) [6] (далее - УАТ РФ). Эти документы носят комплексных характер и воздействуют на разнородные частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта.
В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности (например, Указы Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", от 16 марта 2010 г. N 321 "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации"). [1]
К иным подзаконным нормативным правовым актам как источникам транспортного права относятся постановления Правительства Российской Федерации и огромное количество ведомственных инструкций, положений, правил и т.п., принимаемых различными органами исполнительной власти. Правительство РФ издает постановления, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (например, Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций"[6], от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта"). [4]
В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта Российской Федерации, которому в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, предоставлено право самостоятельно принимать многочисленные и разнородные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта, правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации гражданских воздушных судов; акты, устанавливающие формы бланков различных документов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении; положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и т.д. [2]
Особо следует охарактеризовать управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, которое координируется ОАО "Российские железные дороги".
Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Виды деятельности подлежащих лицензированию указаны в Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в том числе и виды транспортной деятельности. [6]
Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНОПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ООО "КАМСКИЙ ВЕТЕР" Г. ПЕРМЬ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Миссия предприятия – «Быть самой узнаваемой и предпочитаемой транспортной компанией».
Предприятие ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, которое было зарегистрировано 07 февраля 2017 года.
Орган, зарегистрировавший предприятие: Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермскому краю. Компании был присвоен ИНН 5904347196 и ОГРН 1175958004727.
Уставный капитал составляет – 10 000 руб.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган – Генеральный директор – Вышегородцев Михаил Александрович.
Юридический адрес: 614000, Пермский край, г.Пермь, ул.Плеханова д.46, офис №209, этаж 2.
Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.
Предметом деятельности ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» является:
– организации грузоперевозок автомобильным транспортом;
На данный момент ООО КАМСКИЙ ВЕТЕР имеет более 100 клиентов и предоставляет свои услуги крупным компаниям, а также предприятиям и физическим лицам.
ООО КАМСКИЙ ВЕТЕР качественно осуществляет грузоперевозки и уважительно относится к своим клиентам. Основные плюсы предприятия:
- квалифицированные опытные водители;
- специально оборудованный автотранспорт;
- оперативное и качественное обслуживание;
- приемлемые цены грузоперевозок;
- профессиональные менеджеры по логистике;
- отслеживание грузов;
- обслуживание сборных грузов;
- юридическая чистота.
Грузовые перевозки осуществляются высококвалифицированными водителями с участием профессиональных менеджеров по логистике. Все рейсы транспортных перевозок отслеживаются и контролируются.
За время своей работы организация значительно расширилась и зарекомендовала себя как надежный и ответственный партнер.
Основными направлениями развития считаются повышения качества оказываемых услуг, охрана здоровья членов коллектива и их семей, высокий уровень техники безопасности, повышение производительности труда, заключение контрактов с новыми заказчиками, достижение увеличение прибыли.
В своей деятельности компания преследует следующую цель:
- совершенствовать и создавать новые решения для развития конкурентных преимуществ;
Работа компании строится на принципах:
- принцип ответственности. ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» несет ответственность за выполнение взятых обязательств;
- принцип партнерства. К интересам и проблемам Заказчика компания относится, как к собственным. Такое отношение способствует развитию долгих и крепких бизнес-отношений;
- принцип индивидуального подхода. Каждому Заказчику компания предоставляет индивидуального менеджера;
- принцип надежности и безопасности. Компания заботится об окружающей среде, безопасности грузов и персонала, поэтому использует в производстве своих услуг современные технологии, соответствующие последним экологическим стандартам.
ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» предлагает профессиональные решения следующих логистических задач:
- перевозка комплектных грузов. При данном виде перевозки груз предназначается для одного покупателя, груз занимает все пространство автомобиля или нескольких автомобилей в случае очень большого объема груза. Такой способ транспортировки ввиду отсутствия промежуточных пунктов перезагрузки облегчает доставку груза от двери до двери, облегчает контроль местонахождения груза, повышает скорость доставки;
- перевозка сборных грузов. Группа компаний ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» предлагает перевозку сборных грузов (весом от 100 килограмм) автомобильным транспортом по территории РФ.
- страхование. Интересы грузовладельца по сохранности груза обеспечивает квалифицированный персонал компании, надежная техника, система слежения за перемещением груза и страхование ответственности перевозчика;
Группа компаний ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» оказывает высококвалифицированный сервис для своих Заказчиков благодаря профессионализму и опыту своих сотрудников. На сегодняшний день команда ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» состоит из 10 компетентных специалистов, развивающихся в сфере международных перевозок грузов. Все сотрудники компании проходят профильное обучение и совершенствуют свои знания в области транспортной логистики.
Проведем анализ финансовых результатов ООО «КАМСКИЙ ВЕТЕР» на основе бухгалтерской отчетности (Приложение 1 и 2) за 2018-2019 годы. Результаты представлены в таблице 1.