Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

y_nika 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2018
1. По обозначенной проблеме нами были проанализированылитературные источники. Изучая психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день исследования, направленные на изучение феномена «агрессивное поведение» школьников с задержкой психического развития, представлены и описаны широко. Достаточно много исследований специальных психологов сосредоточено на проявлении агрессивного поведения школьниками с задержкой психического развития. Тем не менее в таких исследованиях недостаточно сконцентрировано внимание на сравнительном анализе агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников, а также на экспертной оценке подобных проявлений данной категорией учащихся.
Введение

Проблема агрессии и агрессивности уже долгое время является одной из центральных в психологии. Эта тема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А.А.Реан, Н.Д.Левитов, Л.М.Семенюк, В.А.Аверин, В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков, Т.Г.Румянцева и др.). В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (З.Фрейд, К.Лоренц, Л.Берковиц, Н.Зильманн, Р.Бэрон, Р.Миллер, Дж.Доллард, А.Бандура и др.). С середины прошлого века ведутся активные исследования причин агрессивного поведения у подростков. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, когда и происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. К сожалению, в случае задержанного темпа развития это происходит качественно по-другому в силу влияния специфики психики, а также особенностей условий развития, в которых оказываются подростки с ЗПР. (Выготский Л.С. М, 1983). Проявляющаяся в последнее время тенденция к увеличению числа детей с проблемами в развитии, свойственный им высокий риск нарушений поведения, обусловливает актуальность данного исследования и его востребованность на современном этапе развития коррекционной психологии. Цель исследования - изучение своеобразия агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме. 2. Изучить вербальные и невербальные проявления агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития.. 3. Изучить экспертную оценку агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития. 4. Провести сравнительный анализ агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников. 5. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные. Предмет исследования: особенности агрессивное поведение школьников с задержкой психического развития. Объект исследования: школьники с задержкой психического развития в возрасте 13-14 лет .Школьники развивающиеся в норме 13-14 лет Гипотеза исследования: агрессивное поведение школьников с задержкой психического развития имеет характерные особенности в отличие от нормально развивающихся сверстников. Методы исследования: 1.Метод анализа литературных источников 2.Биографический метод 3.Метод наблюдения 4.Метод экспертной оценки 5. Психодиагностические методикии: Опросник диагностики состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки); проективная методика исследования личности «Тест Руки» (Э. Вагнера) ; методика «агрессивного поведения» (Ильина Е.П. и Квалева П.А.) ; методика «карта наблюдений Стотта».
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 1. Теоретические основы изучения в психологии проблемы агрессивного поведения……………………………………………………………….……….6 1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»……………………………………………………………..6 1.2. Этиология агрессивного поведения ……………………………………8 1.3. Агрессивное поведение в подростковом возрасте………………..…14 1.4. Этиологическая классификация задержки психического развития ……………………………………………………………………………16 1.5. Особенности агрессивного поведения школьников с задержкойпсихического развития……………………………………………….…25 2. Организация и процедура исследования…………………………………28 2.1. Организация исследования…………………………………………28 2.2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп………29 2.3. Методы и методики исследования…………………………………30 3. Анализ результатов исследования…………………………………….….36 3.1.Анализ результатов исследования агрессивного поведения школьников с задержкой психического развития………………………….36 3.2 Результаты сравнительного анализа среднегрупповых значений экспериментальной и контрольной групп (по не параметрическому критерию Манна-Уитни)…………………………………………………………………..50 Заключение………………………………………………………………..…….52 Выводы ………………………………………………………………………….53 Библиография………………………………………………………………..….55 Приложение……………………………………………………………………..60
Список литературы

1. Агронина Н.И., Баркова В.Л., Краснова Н.П. Взаимосвязь видов агрессии с характерологическими свойствами личности /2014. № 2 (3). С. 50-55. 2. Алиева М.Б., Магомедова Е.Э. Социальные факторы развития и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 6 (2). – С. 173-176 3. Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода / Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 148. 4. Ахмедиева К.Н. Причины возникновения девиантного поведения у детей подросткового возраста. // ЯГПУ. 2013. С. 61-68. 5. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№ 1.-с.68-72 6. Базарова Е.Н., Молчанова Е.В. Социальные аспекты агрессивного поведения / Социальные аспекты здоровья населения. 2011. Т. 22. № 6. С. 13. 7.Дж.Долларда, Л. Дуба, Н. Миллера, Р. Сирса "Фрустрация и агрессия" (1939) 8. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Концепт. 2013. – № 08. С 1- 10. 9. Быструшкин С.К. Психофизиологические аспекты агрессивного поведения личности // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 266-269. 10. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно- методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 11-15. 11. Егорычева И.Д. ,Ю.М. Лнтонян, С.А. Белнчева, В.Г. Деев,агрессивности подростков с различным типом направленности личности,2010. 12. ЗащиринскаяО.В.Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 432 с 13. Кондракова И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе, Речь. 2010 14. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. С. 614-616. Эксмо, 2007 15. Касимова З.Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 111-115. 16. Кошанская А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / Серия: Педагогика,психология. 2012. № 3. С. 172-175. 17. Кузнецова Л.Э., Сомова Ю.С. Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 646-648. 18. , Кэмпбелл Р., Как справляться с гневом ребенкаУч. Пос., С-Пб.: "Наука", 2009г. 19. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. 172 с 20. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 c. 21. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР . "Проспект" - М., 2014 г., 459с 22. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972 23. Марковская И.Ф. Задержка психического развития.М., 2008. – 235. университета. 2011. Т.1. № 118. С. 143-149.-266. 24. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. Заведений,- 2003 25. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - №4. - С. 26-29. 26. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркина // Вестник ОрГУ. - 2011. - №2. - С. 296 - 301. 27. Поляков Е.А. Личностные особенности подростков - социальных сирот с нормативным развитием, ЗПР и умственной отсталостью // Дефектология. - 2011. - № 3. - C. 56-62 28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2011. - 816 с. 29.Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е издание.ЧПб, ПИТЕР-208с.,2008 г. 30. Реан А.А. Агрессия а агрессивность личности// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с. 31. Савостьянов, А. И. Агрессивность современных подростков / А. И. Савостьянов // Образование личности. – 2011. – № 3. – С. 16-24. 32. Самусенко И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. - №9. - С. 73 - 79. 33. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития И.А. Симонова// Дефектология. – М., 2008. - №3. – С. 19-20. 34.Соловьева С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: дис. … д?ра психол. наук. СПб., 1996. 35. Ульенкова У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция .. – СПб., 2007 36.Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - М.: Республика, 1994. 37.ШестаковаЕ.Г, Л. Я. Дорфман // Агрессивное поведение и агрессивность личности Образование и наука. - 2009. - N 7. - С. 51-66. - Библиогр.: с. 63-66 38.Шипова Л.В. Методы психологической диагностики агресси и агрессивного поведения школьников. Учеб.метод пособие ,Саратов, 2016 -56с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы изучения в психологии проблемы агрессивного поведения 1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» В литературе, как отечественной, так и зарубежной, различными авторами предложено множество определений понятия агрессии: Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон предлагают следующее определение данному термину - «это любая форма поведения, нацеленного на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, который не желает подобного обращения» (Кэмпбелл Р.2009). Такое определение дает возможность уточнить ряд параметров, которые характеризируют агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, конкретно нацеленное на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противостоят агрессору (Банщикова Т. Н 2013). Под агрессией, по мнению Э. Фромма, следует понимать те или иные действия, которые причиняют или задаются целью причинить вред другому человеку, группе людей или животному, а также причинение вреда любому неживому объекту (Фромм Э.1994). Д. Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на нанесение кому-либо вреда. По словам Н.Д. Левитова, «под агрессией понимается вредоносное поведение» (Левитов Н.Д.1972). В данном термине, автор объединяет различные по результатам и форме акты поведения (от деструктивных форм поведения, злых шуток, сплетен и враждебных фантазий, до бандитизма и убийств). Необходимо выявить и уточнить различия понятий агрессивность, агрессивные действия и агрессивное поведение. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. В том случае если агрессивные действия циклично повторяются, то следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед агрессивным действием или во время него (Касимова З.Г. 2015 г.) Агрессивность, как полагает Р.С.Немов, трактуется как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением нанести ущерб, причинить им неприятности. В своих трудах (Немов Р.С.,2003). Соловьёва С.Л. определила агрессивность как формирующееся в процессе социализации личности системное социально-психологическое свойство, которое приобретает в зависимости от воздействующих психологических, биологических и социальных факторов социализированный характер, либо при нарушении социализации, деструктивный характер (Соловьева С. Л. 1996). Агрессивное поведение, по мнению данного исследователя, носит строго индивидуальный характер и рассматривается как определённая структурно-функциональная организация, которая определяет свойства каждого агрессивного субъекта.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Психология, 61 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg