Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о дружбе

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.12.2021
Введение Актуальность проблемы дружбы детей можно объяснить тем, что не каждый ребенок осознает значимость и ценность дружбы, а ее значение для личностного формирования является достаточно большим. Взрослые должны способствовать формированию у детей понятия «друг», «дружба», обучая детей видению, пониманию, оценке чувств и поступков окружающих, мотивируя, объясняя собственные рассуждения. Степень успешности обозначенной сферы воспитания определяется степенью осознания взрослыми роли дружбы, понимания ее мотивов, влияния на сплоченность детского коллектива. Задачи формирования дружественных взаимоотношений содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Дружба между дошкольниками выступает в качестве предмета исследования ряда педагогов и психологов 50-70-х гг. прошлого века (В.П. Залогин, А.И. Аржанов, Т.А. Марков и пр.). Исследования включают в себя анализ объективных жизненных условий ребенка в рамках детского сада, где процесс воспитания происходит в обществе сверстников, раскрывают гуманистическое направление такого воспитания; личные отношения детей, дружественное общение рассматривается параллельно развитию начальных коллективных взаимоотношений. Особо отмечено, что формирование таких отношений происходит в ходе различных видов детской деятельности (игровая, трудовая), определяется специфичность каждого вида деятельности в процессе воспитания взаимной детской дружбы. Вопросы формирования представлений о дружбе дошкольников освящены также педагогами, представленными: Д.Б. Эльконином, А.В. Запорожцем, Л.И. Божовичем, Т.А. Марковой, В.П. Залогиной, И.А. Аржановой, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, А.В. Булатовой, Р.И. Жуковской, Р. Пфютце, П. Сабади и пр. Итоги указанных исследований отражают наличие дифференциации между детьми в дошкольном возрасте в соответствии с их групповым положением: одни дети становятся в большей мере предпочитаемы большей частью детского коллектива, другие - не особо популярными: их или отвергают, или не замечают. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. А.Ф. Бурухина, Е. А. Гаваза, А.Ф. Лалетина подчёркивают, что мультипликационные фильмы: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; - помогают реализовать эмоциональные потребности. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяет утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка. Согласно исследователю психологических вопросов искусства С.М. Эйзенштейну мультфильм является способом особого психологического воздействия на человека, запускающего механизмы идентификации, расширения и обогащения опыта личности. По утверждению Р.Г. Казаковой, мультфильм, отображающий актуальные для ребёнка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы. Тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми. Данную особенность влияния мультфильмов на детей в своих трудах обозначил Б. Балаш. Он отметил, что зритель во время просмотра оказывается в позиции включённости в происходящее на экране, подобное восприятие автор называет «включённым» в сюжетную сферу произведения. Таким образом, мультфильм для каждого ребенка приобретает свой смысл, свою эмоциональную сопричастность. Восприятие детьми происходящего на экране как жизненной реальности определяется И.В. Гундоровой, как наивный реализм дошкольников в отношении к увиденному. Ж.В. Мацкевич в своих трудах именует данный феномен инфантильным восприятием. Однако А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма. Мультипликационный жанр является очень эффективным средством при формировании у дошкольников представлений о дружбе, это объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и дружелюбия, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. «Правильно» выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение, внимание. Проблема исследования каковы педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Цель исследования - выявить педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста посредством мультфильмов. Гипотеза исследования: мультфильмы будут служить эффективным средством формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - обогащать эмоциональный опыт детей с помощью мультфильмов; - проводить отбор мультфильмов для решения задач формирования представлений о дружбе; - использовать мультфильмы в занятиях по формированию представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; - использовать в работе по формированию представлений о дружбе у детей метод беседы, обсуждения и др. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Дать характеристику психологических особенностей детей дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности представлений о дружбе в дошкольном возрасте; 3. Исследовать мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе; 4. Выявить уровень сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; 5. Создать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе. Теоретические основы: в работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей влияния и использования мультфильмов в образовательном процессе (П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец). На исследования, посвященные изучению психологических основ влияния мультфильмов (В.В. Абраменкова, М.В. Соколова, М.В. Мазурова, Е.О. Смирнова, Л.И. Баженова). Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался А.Ф. Бурухиной. Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник изучалось формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы; 2. Беседа; 3. Педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении значения представлений о дружбе, в выявлении особенностей представлений о дружбе детей дошкольного возраста. Практическая ценность заключается в определении критериев и подборе мультфильмов по формированию представлений о дружбе у детей.
Введение

Введение Актуальность проблемы дружбы детей можно объяснить тем, что не каждый ребенок осознает значимость и ценность дружбы, а ее значение для личностного формирования является достаточно большим. Взрослые должны способствовать формированию у детей понятия «друг», «дружба», обучая детей видению, пониманию, оценке чувств и поступков окружающих, мотивируя, объясняя собственные рассуждения. Степень успешности обозначенной сферы воспитания определяется степенью осознания взрослыми роли дружбы, понимания ее мотивов, влияния на сплоченность детского коллектива. Задачи формирования дружественных взаимоотношений содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Дружба между дошкольниками выступает в качестве предмета исследования ряда педагогов и психологов 50-70-х гг. прошлого века (В.П. Залогин, А.И. Аржанов, Т.А. Марков и пр.). Исследования включают в себя анализ объективных жизненных условий ребенка в рамках детского сада, где процесс воспитания происходит в обществе сверстников, раскрывают гуманистическое направление такого воспитания; личные отношения детей, дружественное общение рассматривается параллельно развитию начальных коллективных взаимоотношений. Особо отмечено, что формирование таких отношений происходит в ходе различных видов детской деятельности (игровая, трудовая), определяется специфичность каждого вида деятельности в процессе воспитания взаимной детской дружбы. Вопросы формирования представлений о дружбе дошкольников освящены также педагогами, представленными: Д.Б. Эльконином, А.В. Запорожцем, Л.И. Божовичем, Т.А. Марковой, В.П. Залогиной, И.А. Аржановой, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, А.В. Булатовой, Р.И. Жуковской, Р. Пфютце, П. Сабади и пр. Итоги указанных исследований отражают наличие дифференциации между детьми в дошкольном возрасте в соответствии с их групповым положением: одни дети становятся в большей мере предпочитаемы большей частью детского коллектива, другие - не особо популярными: их или отвергают, или не замечают. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. А.Ф. Бурухина, Е. А. Гаваза, А.Ф. Лалетина подчёркивают, что мультипликационные фильмы: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; - помогают реализовать эмоциональные потребности. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяет утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка. Согласно исследователю психологических вопросов искусства С.М. Эйзенштейну мультфильм является способом особого психологического воздействия на человека, запускающего механизмы идентификации, расширения и обогащения опыта личности. По утверждению Р.Г. Казаковой, мультфильм, отображающий актуальные для ребёнка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы. Тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми. Данную особенность влияния мультфильмов на детей в своих трудах обозначил Б. Балаш. Он отметил, что зритель во время просмотра оказывается в позиции включённости в происходящее на экране, подобное восприятие автор называет «включённым» в сюжетную сферу произведения. Таким образом, мультфильм для каждого ребенка приобретает свой смысл, свою эмоциональную сопричастность. Восприятие детьми происходящего на экране как жизненной реальности определяется И.В. Гундоровой, как наивный реализм дошкольников в отношении к увиденному. Ж.В. Мацкевич в своих трудах именует данный феномен инфантильным восприятием. Однако А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма. Мультипликационный жанр является очень эффективным средством при формировании у дошкольников представлений о дружбе, это объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и дружелюбия, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. «Правильно» выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение, внимание. Проблема исследования каковы педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Цель исследования - выявить педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста посредством мультфильмов. Гипотеза исследования: мультфильмы будут служить эффективным средством формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - обогащать эмоциональный опыт детей с помощью мультфильмов; - проводить отбор мультфильмов для решения задач формирования представлений о дружбе; - использовать мультфильмы в занятиях по формированию представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; - использовать в работе по формированию представлений о дружбе у детей метод беседы, обсуждения и др. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Дать характеристику психологических особенностей детей дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности представлений о дружбе в дошкольном возрасте; 3. Исследовать мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе; 4. Выявить уровень сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; 5. Создать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе. Теоретические основы: в работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей влияния и использования мультфильмов в образовательном процессе (П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец). На исследования, посвященные изучению психологических основ влияния мультфильмов (В.В. Абраменкова, М.В. Соколова, М.В. Мазурова, Е.О. Смирнова, Л.И. Баженова). Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался А.Ф. Бурухиной. Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник изучалось формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы; 2. Беседа; 3. Педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении значения представлений о дружбе, в выявлении особенностей представлений о дружбе детей дошкольного возраста. Практическая ценность заключается в определении критериев и подборе мультфильмов по формированию представлений о дружбе у детей.
Содержание

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 8 1.1. Характеристика психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста 8 1.2. Особенности представлений о дружбе в старшем дошкольном возрасте 14 1.3. Мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе 20 Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования мультфильмов как средства формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста 24 2.1. Выявление уровня сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 24 2.2. Создание педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 31 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 46
Список литературы

Список литературы 1. Антонова, Т. Воспитание приветливости в общении со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 14. 2. Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института [Текст] / А.И. Аржанова. – Т. 6. – М., 2017. – С. 55. 3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М.,2018. – С. 180–210. 4. Артемова, Л. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 29. 5. Бариленко, Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н.Б. Бариленко // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 24 6. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 122. 7. Булатова, А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Булатова. – Л., 2015. – 186 с. 8. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М. : Просвещение, 2019. – 246 с. 9. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев : Педагогическая школа, 2017. – С. 84–156. 10. Воспитание детей в игре [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М. : Просвещение, 2018. – 144 с. 11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, 83 А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 2019. – С. 164–174. 12. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.– М. : Педагогика, 2016. – С. 129–130. 13. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2016. – 180 с. 14. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20. 15. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : «Академия», 2015. – С. 163. 16. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина [и др.]; под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с. 17. Елагина, М. О преодолении трудностей в общении [Текст] / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 47. 18. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 21. 19. Запорожец, А.В., Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М. : Просвещение, 2016. – 254 с. 20. Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности [Текст] / Е.Г. Злобина. – Киев : Наукова Думка, 2018. – 115 с. 21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск : Тетра Системс, 2017. – 432 с. 22. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 10. – С. 45. 23. Комиссаренко, Т. О контактах со сверстниками [Текст] / Т. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 19. 24. Кравцова, Е.Е. Игры в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Е. Кравцова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М. : Педагогика, 2016. – № 2. – С. 44. 25. Крупская, Н.К. Дети – наше будущее [Текст] / Н.К. Крупская. – М., 2018. – С. 102. 26. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – М., 2019. – С. 82. 27. Кульчицкая, Е. Формирование взаимоотношений детей [Текст] / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 36. 28. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. – Киев : Рад.шк., 2018. – 128 с. 29. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – Тарту, 2017. – С. 125. 30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М. : Педагогика, 2016. – С. 30–44. 31. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. – М., 2018. – Т. 4. – С.358. 32. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2016. – 248с. 33. Миронов, В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы [Текст] / В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10. – С. 52. 34. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М. – Воронеж, 2015. – С. 5–13. 35. Надежина, Р. К вопросу о взаимоотношениях детей [Текст] / Р. Надежина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 27. 36. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]; под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М. : Просвещение, 2018. – 326 с. 37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2015. – С. 118. 38. Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. – Ростов-на-Дону, 2017. – 288 с. 39. Психология дошкольника. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Академия, 2011. - 408с. 40. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 2018. – С. 231. 41. Репина, Т.А. Проблема межличностных отношений и ее изучение [Текст] / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 26. 42. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) [Текст] / Т.А. Репина. – М., 2018. – 200 с. 43. Репина, Т.А. От трех до семи [Текст] / Т.А. Репина. – М. : Знание, 2015. – 184 с. 44. Рузская, А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 49. 45. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыданова. – Мн. : Беларуская Навука, 2018. – 319с. 46. Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личного поведения [Текст] / Т.В. Сенько // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 23. 47. Сенько, Т.В. Статус ребенка в группе детского сада [Текст] / Т.В. Сенько // Вопросы психологии, 2017. – № 1. – С. 56. 48. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с. 49. Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76. 50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Мн., 2017. – С. 124. 51. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников [Текст] / Р.К. Терещук. – Кишинев, 2019. – 204 с. 52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 2016. – С. 156–202. 53. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]. – М. : Просвещение, 2018. – 456 с. 54. Эльконин, Д.Б. Психологи игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2018. – С. 144.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 1.1. Характеристика психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста Для того, чтобы проследить развитие ребёнка и создать необходимые условия, нужно выделить определённые этапы и их границы. Такое детальное рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Хотя каждый ребёнок и развивается поразному, есть общие закономерности развития и это необходимо учитывать. В науке есть несколько разных подходов к возрастной периодизации. Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [12, с. 129]. По Выготскому возрастная периодизация выглядит так [12, с. 130]: - кризис новорождённости; - младенческий возраст (2 месяца – 1 год); - кризис 1 года; - раннее детство (1 – 3 года); - кризис 3 лет; - дошкольный возраст (3 года – 7 лет); - кризис 7 лет; - школьный возраст (8 – 12 лет); - кризис 13 лет; -пубертатный возраст ( 14 – 16 лет); - кризис 17 лет. Остановимся подробнее на особенностях старшего дошкольного возраста [22]. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является естественным продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период, к котором ребёнок овладевает социальным пространством человеческих отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми и через отношения со сверстниками в игре и общении. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период продолжают активно развиваться речь, способность к замещению, к действиям с символами и использованию знаков, нагляднодейственное и наглядно-образное мышление, воображение и память. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Ребенок к концу дошкольного возраста учится необходимым эмоциям и чувствам, которые помогают ему налаживать продуктивные отношения с другими детьми и со взрослыми. К концу дошкольного возраста ребёнок учится ответственному отношению к результатам своих действий и поступков. Ответственность развивает чувство сопричастности общему делу, чувство долга [15]. Вместе с развитием ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее так и плохое, его главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок шести-семи лет способен осознавать нравственный смысл ответственности. В игре и в повседневной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и с другими детьми ребенок получает необходимый опыт ответственного поведения. От того, на сколько развито чувство ответственности до школы, будет зависеть, как он будет относиться к своим новым обязанностям в школе [16]. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на стремление соответствовать положительному нравственному эталону. Ребёнок эмоционально заинтересован в том, чтобы окружающие люди уважали его, поэтому он понимает необходимость соответствовать положительному этическому эталону. У ребенка формируется ответственность как черта личности, когда эта потребность приобретает личностный смысл. Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность соответствовать правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается только в присутствии взрослого. То есть он самостоятельно приобретает чувство ответственности за своё поведение, опираясь на помощь взрослого [3]. Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок пытается проанализировать собственное психическое состояние, рефлексирует, проецирует свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему положительные эмоции, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает огромную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности, признанием достижений. Общение со взрослыми и другими детьми дает возможность ребенку усваивать образцы социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение моральным требованиям и нормам. Можно утверждать, что важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в школу [26]. Постепенно ребенок научается идентифицировать себя со сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, и вновь соединяется в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности: сначала за «нашу группу», затем за «весь наш класс». За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях между взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила взаимодействия с людьми и учится регулировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Большие изменения происходят в умственном развитии ребёнка. В связи с тем, что круг общения ребёнк
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg