ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
1.1 Правовые и экономические основы организации туристской деятельности с учетом региональных особенностей
До принятия в 1996 г. Федерального закона №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» существовали значительные разночтения понятийного аппарата в сфере туристской деятельности, что отражалось и на дея-тельности туристских организаций. Так, например, в отдельных субъектах РФ устанавливались некоторые налоговые льготы, но для получения требовалось дока-зать, что хозяйствующий субъект занимается именно туристской деятельностью. Поэтому установление понятийного аппарата в сфере туризма устранила суще-ствующие противоречия [3].
В научной среде определено, что понятийный аппарат должен отвечать та-ким требованиям, как точность определения понятия, его емкость и в тоже время краткость. После принятия Федерального закона №132-ФЗ прошло более 10 лет, как потребовалось внести существенные изменения в законодательные акты, регу-лирующие туристскую деятельность.
Федеральным законом от 05.02.2007 г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федера-ции» внесены следующие существенные изменения:
– уточнено понятие «туризма», под которым признаются временные выезды лиц с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиоз-ных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
– под субъектами (лицами) в рамках настоящего закона понимаются граж-дане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
– установлено требования обязательной регистрации туроператорской дея-тельности путем внесения турфирмы Единый реестр туроператоров России;
– определена необходимость установления финансового обеспечения для со-здания условий по страхованию гражданской ответственности в сфере туризма, причем она разделена для фирм, работающих на внутреннем и на международном рынках и др. [4; 6].
1.2 Характеристика технологий продвижения и продаж в туризме
Технология – это способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять, т.е. это совокупность средств и способов человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям.
Понимая под продвижением туристского продукта деятельности, которая повышает конкурентоспособность фирмы на рынке посредством представления по-тенциальным потребителям информации о турпродукте, что повышает его привле-кательность и узнаваемость. В рамках данного процесса используются специальные технологии, которые разработаны научным сообществом и наработаны практикой в сфере туризма и которые включают меры по увеличению объема продаж услуг турфирмы, что повышает доходность и прибыльность работы турфирмы.
Наиболее распространенные технологии продвижения туруслуг на рынке:
1) планирование, организация и развитие рекламной деятельности;
2) принятие участия в специализированных мероприятиях, на которых про-водиться представление турфирмы и ее продуктов и частичная реализация – вы-ставки, ярмарки, презентации, круглые столы и др.;
3) открытие на территориях туристских информационных центров, которые созданы практически по всей Российской Федерации, однако во многих случаях не достигнута поставленная цель в данном вопросе – продвижение и реализация тур-продукта, и часть центров функционируют формально, к таким объектам можно отнести туристский информационный центр Тверской области;
4) активная редакционно-издательская деятельность – издание каталогов, буклетов, путеводителей на условиях единоличного и консолидированного уча-стия;
5) другие мероприятия по продвижению туристского продукта.
1.3 Внедрение современных технологий продвижения и продаж в целях повышения эффективности деятельности туристской фирмы
В рыночных условиях эффективность деятельности туристской фирмы зави-сит от множества факторов, включая и систему продвижения и продаж турпродук-та. На основе обобщения источников информации, находящихся в открытом до-ступе, для турфирмы, функционирующей на региональных туристских рынках, наиболее приемлемы следующие технологии продвижения туристского продукта: маркетинговая рассылка материалов по почте; формирование карт приверженности потребителей данной турфирме; коммерческое планирование сбыта; широкое при-менение различных видов рекламы; ведение компании стимулирования туристов; использование возможностей современных информационных технологий и др.
Кроме технологий продвижения туристских услуг особое место занимают технологии продаж, используемые в практике туристской деятельности:
1) дистрибьюция туристского продукта как прогрессивная технология продвижения и реализации услуги;