Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц
1.1 Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.
С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж, поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов выражается в их функциях.
Общепризнанными являются две налоговые функции:
1) фискальная;
2) регулирующая.
Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые потребности.
Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.
Налог на доходы физических лиц - важная составная часть налоговой системы РФ. С их помощью государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике [1].
Налог на доходы физических лиц - это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:
1) обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
2) регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
3) стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов;
4) помощь наименее защищенным категориям населения.
Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы.
Данный налог наиболее значим для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь федеральным налогом, поступает в региональные и местные бюджеты [2].
В налогообложении доходов населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:
1) всеобщность и соразмерность охвата налогами;
2) однократность налогообложения;
3) определенность налога и др.
В объеме платежей в бюджет НДФЛ в настоящее время составляет 13% и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль. Велика и социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны. В доходной части бюджетов многих городов и районов подоходный налог является основным источником финансирования.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются:
1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2) физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектами налогообложения являются:
1) доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ, для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ [3].
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых выч