Мировой опыт в системе высшего образования подчеркивает значимость вузов на инновационном этапе профессионального становления личности как высококвалифицированного специалиста, так и при создании научно-педагогического задела для разработки не только гражданской позиции, но и создания творческой продукции при условии эффективного взаимодействия высшей школы педагогики, академических структур, работодателей.
В условиях глобализации уровень образования становится одним из главных факторов конкурентоспособности стран, так как в современной экономике акцент делается уже не столько на материальные товары и услуги, сколько на «интеллектуальный потенциал». В Послании Первого Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана говорится о том, что реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, необходимо создать современную систему образования, соответствующую потребностям экономической и социальной модернизации. Необходимо создать условия для получения образования на протяжении всей жизни человека. Способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путем обучения становится критически важными для конкурентоспособности. Новый тип экономического развития вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию – Назарбаев Н. А. [1].
Во всех передовых странах значение вузовской научной направленности для развития сотворчества и инновационного потенциала специалиста возрастает. Так, в нашем вузе для выполнения наиболее сложных и значимых научных проектов, в том числе в области базовых образовательных технологий, привлекаются ведущие университеты или создаются научные центры на базе нескольких университетов.
В современных социально-общественных условиях возникает необходимость осуществления значительных изменений в организации и содержании учебно-воспитательного процесса высшей школы педагогики.
В частности, от улучшения качества профессиональной подготовки педагогов-психологов и их творческого развития во многом будет зависеть успех построения образованного сообщества в Казахстане, что явится одним из условий развития инновационного потенциала творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления.
Решение задач, построение психологически-подкованного и образованного сообщества, повышение требований государственных органов, школьного сообщества и родителей к психологической службам в школе вызвали необходимость значительно повысить качество подготовки специалистов – педагогов-психологов.
В настоящее время интенсивно развивается макропсихологический подход, в рамках которого изучается проблема взаимоотношений личности и в отношение к труду. Исследования показывают, что казахстанские педагогические вузы сегодня является научно-технологически и творчески поляризованными.
Это значит, что мнения студентов-молодежи по основным ценностным вопросам группируются вокруг двух мировоззренческих полюсов. Данное явление усиливается в связи с социальной и экономической поляризацией, то есть с увеличением разницы к знаньевым парадигмам обучения профессионала между наиболее богатым, инновационным творческим потенциалам.
Высокие требования к личностным как творческому потенциалу и профессиональным качествам педагогов-психологов как знаньевые направления предъявлялись во все времена и предпринимались неоднократные попытки решения этой проблемы.
Однако усложнение содержания, форм и методов высшего образования педагогов-психологов, возросшие требований к качеству их подготовки в вузах потребовали внести существенные коррективы в традиционные способы организации образовательного процесса и разрешить ряд противоречий:
- между системным характером процесса формирования профессионализма у будущих педагогов-психологов и неупорядоченностью его со стороны управленческих и научно-методических структур вуза;
- между требованиями междисциплинарной интеграции содержания в системе профессиональной подготовки педагогов-психологов и педагогов в целом и узкой специализацией научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- между необходимостью личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке и отсутствием системы психологического обеспечения каждого из этапов становления специалиста – педагога-психолога в вузе;
- между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентами через множество предметных областей, наук, учебных предметов и др.
В этой связи в современных условиях особое значение приобретает понятие «инновационный потенциал» творческого развития на вузовском этапе профессионального становления будущего педагога-психолога.
Успешно выполнять свои профессиональные функции может лишь тот педагог-психолог, который является творческой личностью, профессиональные знания и умения которого не превалируют над гражданской ответственностью, человеческими качествами, отношениями, а синтезируются с ними, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
Подобные требования к специалисту педагогического вуза призваны изменить взгляд на сущность педагогического образования, основой которого должна стать не простая передача студентам психолого-педагогических знаний, формирование у них ограниченных учебной программой умений и навыков, а профессиональное развитие межпредметных компетенций.
Развитие личности не может быть ограничено каким-либо отрезком времени, оно осуществляется на протяжении всей жизни индивида.
В частности, ЮНЕСКО содействует укреплению потенциала стран в вопросах обеспечения качественного обучения на протяжении всей жизни и помогает разрабатывать политику, основанную на достоверных данных и отвечающую новым тенденциям, а также стремится придать высшему образованию более инновационный характер.
Чем выше уровень интеллектуального, морального развития будущих специалистов, тем быстрее возрастает способность личности к развитию инновационного потенциала как творческого самосовершенствования.
В психолого-педагогической науке сложились различные подходы к изучению процесса профессионального развития будущего специалиста – педагога-психолога. Одни исследователи рассматривают профессиональное развитие с позиций мотивационной сферы личности, другие – с позиций деятельности этой личности, а третьи – с позиций результативности профессиональной подготовки студентов в вузе.
Определенная новизна нашего подхода к проблеме профессионального становления на вузовском этапе содержится уже в объекте анализа – профессиональное развитие будущего педагога-психолога, в то время как наиболее распространенным объектом является изучение профессионального развития личности, уже обладающей определенной профессией.
Профессиональное развитие молодого поколения предполагает формирование совокупности его профессионально значимых и личностных качеств в определенной системе и последовательности.
Под эффективностью процесса профессионального развития нами понимается высокая специальная подготовленность, органично сочетающуюся с общей культурой и высокими нравственными качествами личности, со стремлением к достижению наивысших результатов в творческой работе, к непрерывному профессиональному совершенствованию инновационного потенциала развития.
Профессиональное развитие как структурно-функциональное взаимодействие компонентов процесса представляет собой развитие потребностно-мотивационной и операционно-действенной сфер личности специалиста. Потребностно-мотивационная сфера как интегративная характеристика личности педагога-психолога определяется совокупностью социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, составляющих основу мотивов. Операционно-действенная сфера личности, представленная совокупностью общих и специальных знаний, умений и навыков, определяет степень владения педагогом-психологом современным содержанием и технологиями решения профессиональных задач.
Творчество как инновационный потенциал развития – это более совершенный вид деятельности, а значит, его побудительные мотивы связаны с внутренними личностными потребностями.
Процесс профессионального развития как инновационного потенциала делится на ряд этапов, что объясняется его динамическим и многоуровневым характером.
В работах, посвященных профессиональной подготовке педагогов-психологов, наблюдается явное сужение аспектов профессионализации и обусловливающих их профессиональных и социальных факторов, а также смешение ряда категорий в понятийных рядах: профессиональное образование и подготовка педагога-психолога; подготовка, подготовленность, готовность педагога-психолога; профессиональное образование и становление педагога-психолога и т. п.
Таким образом, выбор темы исследования: «Инновационный потенциал творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления» определен актуальностью проблемы, ее социальной значимостью, недостаточной теоретической разработанностью в психолого-педагогической литературе, а также потребностями высших учебных заведений в теоретических разработках и практических рекомендациях по совершенствованию подготовки будущего профессионала.
В решении проблемы несоответствия качества подготовки педагога-психолога требованиям общества и государственных учреждений образования состоит цель проведенного исследования – разработать теоретические основы эффективного профессионального-творческого развития инновационного потенциала будущих педагогов-психологов в учебном процессе вуза.
Объектом исследования: профессиональная подготовка педагогов – психологов в учебном процессе вуза.
Предметом исследования: профессиональное становление инновационного потенциала как развития профессиональной компетенции.
Гипотеза исследования заключалась в следующем:
Рассматривая как процесс профессионального становления как инновационного потенциала развития профессионального творческого будущих педагогов-психологов, как личностно-значимых качеств в определенной системе и последовательности, нами предполагается, что на этапе вузовского обучения оно будет эффективным, если:
- во-первых, будет реализован личностно-ценностный подход к обучению как процессу творчества, означающий зависимость эффективности профессионального становления от сформированности у специалиста профессиональных компетенций, способствующих выполнению профессиональных функций;
- во-вторых, будет осуществлен комплексный подход к обучению, предполагающий активное профессиональное развитие не только в ходе передачи студентам знаний, но и в процессе формирования у них профессиональных умений и навыков в олимпийском движении.
Цель исследования: развитие творческого потенциала молодежи в условиях интеграции в единое образовательное пространство на вузовском этапе профессионального становления.
Указанная цель может быть реализованы только при соблюдении ряда важных условий целиосуществления:
- наличие у студентов устойчивой рефлексивной коммуникации овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками; в частности, создание ситуаций переживания студентами успеха в обучении;
- соответствие содержания обучения интеллектуальным возможностям студентов и характеру предстоящей профессиональной деятельности;
- ориентации преподавания на достижение саморазвития и самоорганизации личности;
- использование образовательных технологий, обеспечивающих благоприятные условия для развития инновационного потенциала как основа творческой деятельности, роста профессиональной компетенции будущего педагога-психолога.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:
- обосновать психолого-педагогические условия эффективного профессионального становления и развития студента - будущего специалиста с уточнением содержание понятия «инновационный потенциал профессионального становления», «профессиональные компетенции»; «олимпийское движение»;
- уточнить структуру, содержание основных компонентов развития профессиональных компетенций студента;
- диагносцировать уровни инновационного потенциала и определить этапы профессионального становления студента – педагогов - психологов;
- теоретически обосновать систему олимпийского движения и определить модель, способствующую профессиональному творческому развитию будущего специалиста в учебном процессе педагогического вуза;
- проверить теоретически обоснованные положения опытно-экспериментальным путем.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения гуманистической педагогики и психологии о деятельной сущности человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.И.Щукина);
- теория индивидуального развития человека (Б. Г. Ананьев);
- теория функциональных систем (П.К. Анохин);
-мотивационные и операционные теоретические и опытные составляющие как основные источники саморазвития педагогической системы, критерий практики как высший уровень ее интеграции (М.С.Каган, А. Н. Леонтьев, ИЛ. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин);
- слагаемые педагогической технологии (В..П. Беспалъко, Н. В., Басова, О.П. Околелов, А.Я.Савельев, Г.К. Селевко, Н.Ф.Талызина)
- нормативные документы государственного уровня в области высшего профессионального образования; принципы системного анализа психических и педагогических явлений, связанных с процессом профессионального становления молодежи, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В. А. Якунин);
- педагогические исследования подготовки кадров в высшей школе педагогики отечественных учёных (А. К. Нургалиева, А. Ж. Аплашова, Б. Г. Сарсенбаева);
- исследования, раскрывающие сущность, содержание, технологии высшего профессионального образования (О. А. Абдуллина, И. С. Батракова, Г. А. Бордовский, 3. И. Васильева, А. А. Вербицкий, В. А. Извозчиков, И. И. Ильясов, А. А. Орлов, Н. Ф. Родионова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. П. Тряпицына, Н. А. Шайденко).
Методы исследования. Задачи исследования определили его организацию и комплекс методов, которые включали:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы, программ и проектов организации профессионального становления и творческого развития инновационного потенциала студентов педагогического вузов;
- комплексный анализ изучаемых явлений и процессов в авторских трудах отечественных и зарубежных ученых;
- опросные методы (анкетирование);
- тестирование; метод сортировки и ранжирования результатов;
- метод формирующего эксперимента; обобщение педагогического опыта, результатов эксперимента.
Методы:
1. Т. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе».
2. К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности».
3. Методика Н. А. Вишняковой «Развития творческих способностей студентов использована адаптированная».
Базой исследования стали студенты ВШП Павлодарского педагогического университета. В различных формах исследования и на разных его этапах приняло участие 64 человека (студенты 1-3 курсов).
Исследование включало два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2019–2020 гг.) было проанализировано состояние рассматриваемой проблемы, проводились наблюдения за профессиональным становлением и творческим развитием инновационного потенциала студентов, анализировалась психолого-педагогическая литература, научные статьи ППС вузов, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе (2020–2021 гг.) продолжились эмпирическое исследования, создавался концептуально - терминологический аппарат анализа процесса профессионального становления и творческого развития инновационного потенциала студентов – будущих педагогов-психологов, проводился эксперимент, выборка эмпирического материала в соответствии с исследовательской концепцией систематизировался эмпирический материал, строились теоретические выводы, происходила систематизация материала и оформление магистерской диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Стратегия современного высшего педагогического профессионального образования направлена на повышение качества подготовки будущих специалистов. При этом профессиональная подготовка должна быть качественной, как на уровне базовых знаний, так и на уровне основных компетенций специалиста. Особенно это касается подготовки педагога-психолога, поскольку психолого-педагогическая поддержка развивающегося человека является основой его основных компетенций. Качество подготовки и развития педагога-психолога в системе высшего педагогического профессионального образования является одним из критериев конкурентоспособности современного специалиста.
Реформа образования в Казахстане проводится с пониманием того, что «качественная реформа образования в контексте динамичных социально-экономических изменений в обществе может быть реализована только при наличии детальной стратегии, учитывающей реальную ситуацию». в области образования, тенденции роста и текущие отношения и пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия стала бы основой гибкой тактической программы действий, постоянно адаптирующейся к быстро меняющимся реалиям» [1].
В концепции модернизации казахстанского образования основные положения Болонского процесса и национального проекта в области образования приведут к пониманию и обоснованию новых подходов к процессу повышения квалификации или профессионального развития будущих учителей-психологов, направленная на развитие умения оказывать психолого-педагогическую поддержку развивающейся личности в рамках межкультурного диалога.
Растет потребность в создании новой концепции, модели подготовки будущих учителей-психологов, обладающих основной компетенцией, при которой подготовка к психолого-педагогическому сопровождению превалирует в системе высшего профессионального образования.
Учебный процесс способствует профессиональному становлению и развитию инновационного потенциала студентов, если: личностно-ценностный подход к целенаправленному формированию качеств специалиста, способствующий выполнению профессиональных функций, но и профессиональный подход, который не только передает знания учащимся умениям.
Следующие дидактические условия способствуют эффективному профессиональному развитию студентов в образовательном процессе Педагогического университета:
- формирование у студентов устойчивой позитивной рефлексивной установки и развитие профессиональных компетенций;
- содержание обучения соответствует инновационным возможностям студентов и характеру их будущей профессиональной деятельности;
- создание условий для успешного обучения студентов как основы будущей профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- реализован комплексный подход к изучению проблем профессионального становления и развития инновационного потенциала творчества студентов в условиях интеграции в единое образовательное пространство на вузовском этапе профессионального становления;
- обоснована структурно-функциональная модель профессиональной направленности как олимпийское движение;
- описана система критериев и методов оценки готовности студентов к профессиональной деятельности;
- уточнены содержание понятий «профессиональное становление и развитие» «инновационный потенциал», под которым понимается формирование профессиональных компетенций как значимых и личностных качеств обучаемого в определенной системе и последовательности;
- доказана возможность повышения эффективности профессионального становление и развития инновационного потенциала творчества студентов в учебном процессе вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается: в целостной разработке проблемы профессионального становления будущего специалиста на основе реализации интегрированной системы олимпийского движения в условиях педагогического вуза; в систематизации теоретических положений об особенностях процесса подготовки специалиста-профессионала в высшей школе педагогики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным диагностическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных методов анализа и моделирования, широкой эмпирической и математической базой исследования.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования:
Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях ВШП ППУ; докладывались на региональных и межвузовских научных и научно-методических конференциях. Основные положения работы отражены в пяти публикациях:
1.Кульшарипова З.К., Кенжебаева Ж.Т., Астанов Р.А. Инновационный потенциал развития творческой молодежи на университетском этапе профессионального становления Международная научно-практическая интернет-конференция «КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯНАУКВ XXI ВЕКЕ» г. Нур-Султан, 30 ноября 2019 г., 76-79 стр.
2. Z.K. Kulsharipova, G.B.Mardenova , R.A.Astanov, A.B. Zhantlessova Innovative potential of creative development the youth at the university stage of professional formation Вестник Карагандинского университета Серия Педагогика. № 4(100)/2020 г. Караганда апрель 2020 г. 24-32 стр.
3. Z.K. Kulsharipova, R.A.Astanov CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT Международная Научно-практическая конференцию «Психология здоровья человека в глобализирующемся мире» г. Нур-Султан, 15 мая 2020 г. 163-168 стр.
4. Z.K. Kulsharipova, R.A.Astanov A.B. Zhantlessova SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' CREATIVE DEVELOPMENT AT THE UNIVERSITY STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT Педагогика и психология, 7М01110 XIII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения Научной школы Управления образовательными системами» 2021.г.
База исследования: Базой исследования стал Павлодарский педагогический университет. Выборку составили студенты 1–3 курсов ВШП очной формы обучения, направления специального (психолого-педагогического) образования в количестве 64 человек, в возрасте от 17 до 21 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблицы (7) и рисунки (6) и приложения.