Пение было и остаётся одной из самых широких и общедоступных форм художественной деятельности людей, являясь мощным средством воспитания детей, молодёжи и способствует росту музыкальной и общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение с его доступностью, демократичностью было и остается надежным средством музыкального воспитания, образования и повышения общей культуры подрастающего поколения. Главная цель хоровых занятий в системе музыкального и эстетического образования - ввести детей в мир высоких духовных ценностей, заключенных в музыкальном искусстве. Хоровое исполнительство способствует развитию всех сторон его личности: мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической, эмоциональной. Оно выполняет широкую образовательную функцию, активизирует психическую деятельность школьников, развивает их память, вкус, артистичность, эмоциональность.
Работа по развитию певческого голоса младших школьников посредством вокальных упражнений необходима в хоровом пении, и, особенно актуальна на этапе возрастных физиологических и психологических изменений, происходящих в организме школьника, когда совершается интенсивное физическое становление личности.
Формированию и развитию певческой деятельности в связи с вопросами общего физического и психического развития певческого голоса младших школьников посвящены труды В. П. Анисимова, В. И. Петрушина, Л. В. Школяр.
Изучению вопроса качественных и количественных изменений состояния голосового аппарата младших школьников и основных характеристик его звучанияпредшествуют некоторые труды Г. П. Стуловой, В. В. Емельянова, Т. И. Глушаковой, Л. Шаминой.
В психологических и педагогических работах И. И. Левидова, А.С. Белкина, Е. М. Малининой, Т. В. Лепехиной, Т. П. Королевой и других авторов рассматриваются особенности протекания психических процессов, а также дается возрастная периодизация психофизиологического развития ребенка.
С учетом вышеизложенного, актуальность данной работы определяется недостаточной разработанностью данной проблемы на методическом уровне.
На основании изучения и анализа существующих исследований и собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема дипломной работы, которая заключается в поиске и реализации средств эффективного развития певческого голоса младших школьников.
Актуальность данной проблемы, обусловили выбор темы дипломной работы: "Вокальные упражнения как средство развития певческого голоса младших школьников».
Цель исследования: подобрать комплекс вокальных упражнений, направленных на развитие певческого голоса младших школьников.
Объект исследования: репетиционные занятия в хоровом коллективе
Предмет исследования: процесс развития певческого голоса младших школьников посредством вокальных упражнений.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития певческого голоса младших школьников.
- изучить физиологические и психологические особенности младших школьников.
- осуществить практическую работу по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста посредством вокальных упражнений.
Теоретико-методологической основой нашей работы послужили: положения гуманистичнеской философии о человеке как субъекте отношений (Э.И. Ильенков, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); взгляды на сущность и структуру педагогической деятельности ведущих психологов, педагогов (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); психолого-педагогические основы музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, А.Л. Готсдинер, Г.М. Цыпин); вопросы методики вокального (вокально-хорового) обучения и воспитания (Г. П. Стулова, Н.А. Ветлугина, В.В. Емельянов, Л. Шамина и др.).
Методы:
- теоретические: анализ и синтез научной и методической литературы
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, библиографического списка и приложения нотных произведений.