Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике в 5-6 классах

olegnowa 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.12.2021
В нaстоящем исследовании рассматриваются учебные математические текст как средство рaзвития математической речи учащих 5-6 классов. Основная цель дaнного исследования заключалась в составление примеров для организации рaботы с учащимися 5-6 классов. Для достижения этой цели была проaнализирована психолого – педагогическая и методическая литература по теме исследовaния.
Введение

При обучении математике учащихся 5-9 классов, в беседе с коллегами возникла серьезная проблема: недостаточное развитие математической речи учащихся, невладение синтaксисом и семантикой математического языка негативно отражается, в первую очередь, на понимании материала, а, следовательно, на математической подготовке школьников и, в конечном итоге, на общем уровне развития учащихся. С этой проблемой и связан выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике в 5-6 классах». Проблеме развития математической речи школьников уделялось значительное внимание в теории и методике обучения математике (В. В. Репьёв [61], И. А. Гибш [18], Б. В. Гнеденко [21], А. Я. Хинчин [72] и др.). В этих работах речь шла, во-первых, о важности развития речи школьников; во-вторых, давалась харaктеристика грамотной математической речи; в-третьих, основным условием развития математической речи школьников считалась безупречная математическая речь учителя математики, которая служила бы образцом речи учеников. Современные педагоги-математики (Т. А. Иванова [34, 35, 36], А. С. Горчаков [22, 23, 24], В. А. Далингер [25, 26], Г. И. Саранцев [62, 63, 64], Д. В. Шармин [75, 76], Г. М. Серегин [65] и др.) культуру речи, в том числе и математической, рассмaтривают как базовый элемент коммуникативной культуры человека. Критериями языковой культуры речи, в том числе и мaтематической, являются точность, логичность, ясность, доступность, чистота, богатство, выразительность, уместность. Наибольший интерес для нас представляет статья Т. А. Ивановой и А. С. Горчакова «Развитие математической речи школьников в процессе изучения определений, понятий, теорем, правил» [34], в которой рассматривается целостный процесс обучения математике, направленный на рaзвитие у учащихся важного аспекта математической деятельности – математической речи. В работе рассмотрены основные условия развития матaматической речи, такие как деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению; развитие речи учащихся в единстве с развитием его мышления; понимание смысла предметного содержания как связующего звена между мышлением, речью и языком; рефлексия учеником собственной деятельности; владение математическим языком и математической символикой; владение логической составляющей математической деятельности. В имеющихся диссертационных исследованиях, математическая речь рассматривается как покaзатель уровня понимания учащимися 5-6 классов геометрического материала (М. К. Аминова [2]); как важная составляющая процесса обучения алгебре в 10-11 классах средней школы (Д. В. Шармин [76]); как содержательное, логичное, точное средство повышения качества математической подготовки учащихся (А. С. Горчаков [22]). Но, несмотря на значительный вклад этих авторов в решение проблемы развития математической речи школьников, анализ имеющихся работ показал, что: ? в настоящее время в теории и методике преподавания математики отсутствует системный подход к решению этой проблемы. В литературе содержатся только конкретные рекомендации по развитию математической речи, и большинство из них относятся к устной речи, а также к речи учителя как эталону правильной математической речи для учащихся; ? отсутствует достаточная поддержка психологических исследований речи и современных теоретико-методологических концепций преподавания математики; ? недостаточно учебная математическая деятельность самого студента недостаточно проанализирована, что определяет развитие всех его психических процессов, в том числе и речи; ? мы также не нашли систематизированных методических рекомендаций по целенаправленной работе учителя по формированию и развитию математической речи в рамках одного учебного раздела «Геометрия», где заложены основы геометрического языка. В то же время авторы отмечают, что без достаточно развитой математической речи студенты не смогут стать активными участниками учебного процесса, так как математическая речь может обеспечить: деятельностную составляющую процесса обучения, развивать мышление студентов, диагностировать степень понимания материала студентами, улучшать общение между преподавателями и студентами и т.д. Таким образом, важность работы по развитию математической речи для достижения целей, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и отсутствие систематических методических рекомендаций по курсу математики 5-6 классов явились причиной выбора темы исследования: «Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике в 5-6 классах». Цель работы: разработать задания и методику их использования для целенаправленной работы учителя в процессе обучения математике по формированию культуры математической речи учащихся 5-6 классов. Задачи: 1.Раскрыть сущность математической речи, ее условия, средства и методы развития. 2. Разработать методику и комплекс заданий, направленных на формирование культуры математической речи учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. 3. Провести опытную проверку методики и комплекса заданий по формированию культуры математической речи у учащихся 5-6 классов. Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах. Предмет исследования: средства и методика формирования культуры математической речи учащихся 5-6 классов. Методы исследования: Теоретические методы исследования: -анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования; - анализ понятийно-терминологической системы и понятий; - обобщение и систематизация материалов исследований; Эмпирические методы исследования: - изучение и обобщение; Статистические методы обработки информации. - тестирование; - анкетирование; Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс заданий и методические рекомендации к ним могут быть использованы учителями - практиками в процессе формирования культуры математической речи в 5-6 классах. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-6 КЛАССАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Требования ФГОС к развитию математической речи учащихся………………...… 7 1.2. Сущность понятия «математическая речь», её структура и критерии сформированности…………………………………………………………………...... 9 1.3. Приёмы и условия развития математической речи……………………………......... 14 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ 2.1. Анализ системы упражнений учебников и дидактических материалов по математике………………………………………………………………………..…… 26 2.2. Методика использования и разработка заданий, направленных на развитие культуры математической речи учащихся 5-6 классов…...………………….…….. 28 2.3. Организация и результаты экспериментальной работы…………………………..... 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 57 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………... 59 АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………….. 65 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… 66 Приложение № 1…………………………………………………………………………….. 68 Приложение № 2…………………………………………………………………………….. 69 Приложение № 3…………………………………………………………………………….. 70 Приложение № 4…………………………………………………………………………….. 72 Приложение № 5…………………………………………………………………………….. 73 Приложение № 6…………………………………………………………………………….. 74
Список литературы

1. Адамар Ж. Исследование психологического процесса изобретения в области математики. М.,1970. 2. Аминова, М. К. Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала: дис. ... канд. пед. наук / Аминова М. К.. – Ашхабад, 1982, - 176 c. 3. Антоновский М.Я., Левитас Г.Г. Учебное оборудование на уроках алгебры. 6 класс. Пособие для учителя. М., 1980. 4. Баранова И.В., Борчугова З.Г. Математика-5. Учебник для средней школы. СПб.,1997. 5. Баранова И.В., Борчугова З.Г. Математика-6. Учебник для средней школы. СПб.,1997. 6. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. 7. Бескин Л.Н. Стереометрия. М., 1971. 8. Блох А.Я., Блох М.Я. О структуре математического языка и его дидактических аспектах. Математика в школе. 1994. №4, с.52-54. 9. Болотов, В. А. Математика – наш второй язык, который нельзя не учить! (интервью) / В. А. Болотов // Математика в школе. – 2012. - №8. – С. 3-7. 10. Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996. 11. БЭС. Математика. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».М.,1998. 12. Виленкин Н.Я. и др. Математика-5. Учебник для средней школы. М,,1997. 13. Виленкин Н.Я. и др. Математика-6. Учебник для средней школы. М,,1997. 14. Виленкин Н.Я. и др. Современные основы школьного курса математики. М., 1980. 15. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.,1989. 16. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1996. 17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 18. Гибш, И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И. А. Гибш// Математика в школе. – 1995. - №6. – С. 27-33. 19. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4-6 классы. Пособие для учителей. М.,1981. 20. Глоссарий ФГОС [Электронный ресурс] http://standart/edu.ru/cataiog.aspx?Cataloglg=313 21. Гнеденко, Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. – 1991. - №4. – С. 3-9. 22. Горчаков, А. С. Критерии и качества математической речи школьников / А.С. Горчаков // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 14: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 376-384. 23. Горчаков, А. С. Критерии развития математической речи школьников / А.С. Горчаков // Педагогические технологии математического творчества: сборник статей-участников международной научно-практической конференции. - Арзамас: АГПИ, 2011 – С. 74-79. 24. Горчаков, А.С. Развитие математической речи школьников в контексте деятельностного подхода: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Горчаков Александр Сергеевич;[Место защиты: Мордовсий государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева] - Саранск, 2014.- 228 с. 25. Далингер, В.А. Развитие математической речи учащихся при обучении математике[Электронный ресурс]// Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 83-85; Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34682 26. Далингер, В.А. Формирование математического языка у учащихся и раскрытие его гуманитарного потенциала // Гуманитарные традиции математического образования в России: сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием, Арзамас, 11-12 декабря 2012 г / Под общ. ред. М.И. Зайкина. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2012. – С. 87-93. 27. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.,1982. 28. Дорофеев Г.В. и др. Математика. Дидактические материалы. М., 1998. 29. Дмитриченко, Д. В. Виды работ, направленные на формирование математической речи/ Д.В.Дмитриченко// Современные проблемы науки и образования, 2015 – 201. – № 2. 30. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М., 1999. 31. Зинченко В.П. Работа понимания. Психологическая наука и образование. 1997. №3,с.42-53. 32. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996. 33. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления. Вопросы психологии. 1991. №1, с.18-25. 34. Иванова, Т. А. Современный урок математики: теория, технология, практика: Книга для учителя / Т. А. Иванова. – Н. Новгород, 2010. – 288 с. 35. Иванова, Т. А., Горчаков, А. С. Дидактические условия развития математической речи школьников / Т. А. Иванова, А. С. Горчаков // Ярославский педагогический вестник – 2010 - №4 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 55 – 59. 36. Иванова, Т.А., Горчаков А.С. Развитие математической речи школьников в процессе изучения определения понятий, теорем, правил [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10814 37. Каплунович И.Я., Петухова Т.А. Пять подструктур математического мышления: Как их выявить и использовать в преподавании. Математика в школе. 1998. №5, с.45-48. 38. Каплунович И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике. Новгород, 1996. 39. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.,1984. 40. Коммуникативная и когнитивная природа понимания. Серия: актуальные проблемы прикладного языкознания. М.,1989. 41. Колягин, Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / Ю. М. Колягин. – М.: Просвещение, 1975. – 462 с. 42. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. Из опыта работы. М.,1980. 43. Костюк Г.С. Психология: «Понимание как процесс мышления». 44. Крейдлин Г.Е.,Шмелев А.Д. Языковая деятельность и решение задач. Математика в школе. 1989. №3, с.39-45. 45. Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.,1994 46. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М.,1995. 47. Маркушевич А.И. К вопросу о реформе школьного курса математики. Математика в школе.1964. №6,с.3-6. 48. Мерзляк А.Г., В.Б.Полонский, М.С. Якир, учебник «Математика 5 класс» 49. Мерзляк А.Г., В.Б.Полонский, М.С. Якир, учебник «Математика 6 класс» 50. Миракова Т.Н. Об уровне языкового развития учащихся 6-7 классов. Математика в школе. 1989. №1,с.64-72. 51. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.,1983. 52. Мордкович, А. Г. О некоторых проблемах школьного математического образования / А. Г. Мордкович //Математика в школе. - №10. – 2012. 53. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. Под ред. Лященко Е.И. М.,1988. 54. Левитов Н.Д. Психология труда. М.,1963 55. Нурк Э.Р. и др. Математика-5. Учебник для средней школы. М.,1994. 56. Нурк Э.Р. и др. Математика-6. Учебник для средней школы. М.,1991. 57. Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике. Книга для учителя. Киев,1989. 58. Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления. Преподавание математики. М.,1960. 59. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 574 с. 60. Пойа Д. Как решать задачу. Квантор. 1991. №1. 61. Репьёв, В. В. Общая методика преподавания математики / В. В. Репьёв. – М.: Учпедгиз, - 1958. – 223 с. 62. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе. М., 2002. – 224 с. 63. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. - М.: Просвещение, 1995. - 240с. 64. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике: методология и теория: учеб.пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика»)/ Г. И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с. 65. Серегин, Г.М. Диагностика и прогнозирование необходимого уровня понимания учащимися математического материала: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. – 220 с. 66. Столяр, А.А. Логические проблемы преподавания математики. – Минск: Высшая школа, 1965. – 254 с. 67. Суворова С.Б. и др. Математика. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебнику 5 класса. М.,1999. 68. Тестов, В. А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты: монография / В. А. Тестов; Министерство образования и науки РФ, Волог. гос. пед. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 176 с. 69. Формирование приемов математического мышления. Под ред. Талызиной Н.Ф. М.,1995. 70. Фридман Л.М., Каплунович И.Я., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Книга для учителя. М.,1988. 71. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. М.,1984. 72. Хинчин, А. Я. Педагогические статьи. Изд. АПИ РСФСР / А. Я. Хинчин. – М., 1963. – 204 с. 73. Черкасов, Р. С., Столяр, А. А. Методика преподавания математики в средней школе / Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, - 1985. – 336 с. 74. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя. М., 1988. 75. Шармин Д.В. Коммуникативный аспект гуманитарно-ориентированного курса математики // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. Часть 2 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002 С. 202 - 205. 76. Шармин, Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Шармин. - Омск, 2005. - 209 с. 77. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. Книга для учителя. М.,1986. 78. Якиманская И.С. Восприятие и понимание учащимися чертежа и условий задачи в процессе ее решения. Применение знаний в учебной практике школьников. М.,1961.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-6 КЛАССАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Требования ФГОС к развитию математической речи учащихся ФГОС [20] нового поколения уделяет большое внимание развитию математической речи учащихся. В пункте 11.3 «Математика и информатика» прописаны цели изучения данной предметной области и предметные результаты ее изучения. Из 14 предметных результатов по подпункту «Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика» первые 7 пунктов посвящены математике. В 5 из них особое внимание уделяется математической речи (1,2,4,5,6,7). К предметным результатам по развитию математической речи в предметной области «Математика» относятся: 1) точно и правильно выражайте свои мысли с помощью математических символов; 2) овладение символическим языком алгебры; 3) умение способность моделировать реальные ситуации на языке алгебры; 4) умение способность интерпретировать полученный результат; 5) развитие развитие способности использовать функциональные и графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; 6) овладение геометрическим языком; 7) развитие развитие умения использовать его для описания объектов окружающего мира; 8) развитие навыков моделирования реальных ситуаций на языке геометрии; 9) исследование изучение построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg