1 Основная часть
1.1 Обоснование проектного решения
В подразделе проведен анализ месторасположения СТО, природно – климатические условия, анализ разработки проекта, интенсивность движения.
1.1.1 Обоснование месторасположения СТО
Станция технического обслуживания «АвтоМастер», находится в южном части Казахстана, в Кызылординской области, город Кызылорда. В центре города Кызылорда, по улице Толе би 76. Также месторасположение удобное, , станция технического обслуживания «АвтоМастер» расположена рядом с центральным проспектом Байтурсынова. Рядом имеется заправочная станция что увеличивает наплыв клиентов. Станция технического обслуживания «АвтоМастер» - специализированный центр по ремонту автоматических трансмиссий, который осуществляет полный цикл ремонта и восстановления автоматических трансмиссий любых типов на автомобилях с 2003 года выпуска. Сама станция технического обслуживания была основана в 2018 году.
Рисунок 1 – Месторасположение СТО
1.1.2 Природно-климатические условия
Климат Кызылординской области резко континентальный с жарким сухим продолжительным летом и холодной короткой малоснежной зимой. Такой климатический режим обусловлен расположением области внутри евроазиатского материка, южным положением, особенностями циркуляции атмосферы, характером подстилающей поверхности и другими факторами.
Континентальность климата проявляется в больших колебаниях метереологических элементов, в их суточном, месячном и годовом ходе.
Лето жаркое и продолжительное. Резких различий в температурах в этот период не наблюдается. Повсеместно средняя температура июля 36-39 С. Абсолютный максимум температуры на преобладающей части территории области 44-48С. Зимой же разница в температурах между севером и югом области заметна. Например, средняя температура самого холодного месяца – января-35-36 С.
Открытость к северу позволяет холодным воздушным массам беспрепятственно проникать на территорию области и вызывать резкие похолодания, особенно зимой. Абсолютный минимум температуры воздуха достигает – 42 С.
Засушливость – одна из отличительных черт климата области. Осадков выпадает очень мало. Среднегодовое количество их не превышает 100-190 мм и распределяется по сезонам года неравномерно: 60% всех осадков приходится на зимне-весенний период.
Для всей территории области характерны частые и сильные ветры, преимущественно северо-восточного направления. Средняя годовая скорость их колеблется от 3,1 до 6,0 м/с. Сильные ветры зимой при низких температурах сдувают незначительный снежный покров с возвышенных частей рельефа, что вызывает глубокое промерзание и растрескивание верхних слоев почвы. В летнее время наблюдаются пыльные бури.
1.1.3 Роза ветров
При построении розы ветров сумма направлений ветров принимается равной 100%, цифры показывают долю ветреных дней в процентах от общего числа ветреных дней в году. Масштаб при построении розы ветров принимается 1% = 1 мм.
Для данного района зимой доминируют ветер одного направления – юго-восточного. В летний период доминирует ветер юго-западного направления.
Средняя скорость ветра за три холодных зимних месяца равна 16,6 м/с.. Средняя скорость ветра за три самых жарких месяца года равна 16,6 м/с, т.е. немного близка к скорости зимних ветров.
На рисунке 2 приведен пример построения розы ветров. После построения розы ветров необходимо сделать вывод и обоснование принятых решений.
Рисунок 2 – Роза ветров
1.1.4Анализ интенсивности движения
Время дня 09:00 13:00 17:00
Понедельник ?230 ?340 ?275
Вторник ?425 ?350 ?275
Среда ?425 ?340 ?300
Четверг ?250 ?345 ?300
Пятница ?230 ?340 ?465
Суббота ?225 ?340 ?525
Воскресенье ?225 ?400 ?425
Таблица 1. Интенсивность движения
Как мы можем заметить, в будние дни особо изменений не заметно, как правило люди с утра едут на работу, то есть на станции технического обслуживания загруженность не большая, у обеду поток клиентов увеличивается, к вечеру как правило уже имеются записи на техническое обслуживание и ремонт, но также заезжают клиенты в конце рабочего дня.
По выходным дням с утра клиентов мало, как правило в это время на станции технического обслуживания проводится генеральная уборка и мойка оборудования, к обеду клиенты приезжают по записям, но конечно же заезжают клиенты с улицы, что сильно нагружает станцию технического обслуживания. В воскресенье, как правило, станция технического обслуживания работает по записям и конечно же уделяет свободное время клиентам заезжающим с улицы.
Таблица 2
Список конкурентов проектируемой СТО
№ Название СТО Адрес СТО
1 2 3
1 СТО "PEGAS SERVICE" Ул. Мустофашокая, 246
2 СТО Просервис Ул. Аубакирова, 22
3 СТО Т?ЛПАР ул. Даутбаева, 17
4 СТО "СУНКАР" Ул. Мусрепова, 3
5 Сто инжектор Ул. Бейбитшилик, 29в
6 СТО Автолюкс Ул. Коркыт-Ата, 107
7 СТО Димаш Ул. Абулхаир хана, 101
8 Сто "Темірат" Ул. Жургенова, 25
9 СТО Алаша Ул. Титова, 32
10 Автосервис "12Вольт" Ул. Мустафа Шокай, 71
Продолжение таблицы 1
1 2 3
11 СТОFormula 7 Ул. ЖибекЖолы, 28
12 АВАНГАРД автосервис Ул. Толеби, 74
13 Шиномонтаж "ЗАПАСКА" Ул. Шымбая, 11
14 Автосервис GT oilservice Ул. Толе Би, 64
15 Вираж Сервис Ул. Женис, 115
16 СТОАнес Ул. жана базар, 22
17 СТО Сыганак Ул. Султан Беибарыс, 21
18 Автосервис Чемпион Ул. Бокейхана, 76
20 Авто Сервис Эксперт Ул. Журбы, 85А
21 СТО"Pskon" Ул. Кайнар, 5
22 Шиномонтаж Ул. Гагарина, 3
Проведем анализ оказываемых услуг конкурентными СТО, рассмотрев наличие или отсутствие видов работ у нескольких наиболее развитых и технически оснащенных оборудованием станций технического обслуживания – конкурентов, в таблице 3. Наличие определенного вида работ в прайс-листе конкурента обозначим «+», а отсутствие «–».
Таблица 3
Анализ оказываемых услуг конкурентными СТО
Наименование вида работ СТО Т?ЛПАР, ул. Даутбаева, 17 Сто "Темірат", ул. Жургенова, 25 СТО Димаш,ул. Абулхаир хана, 101 Автосервис GT oil service,ул. Толе Би, 64 СТО "PEGAS SERVICE",ул. Мустофашокая, 246
Контроль и диагностика + + + + +
Капитальный ремонт + - - - -
Контрольно-осмотровые работы по механизмам управления + - - - +
Замена масел + + + - +
ТО-2 - + - - +
Уборочно-моечные - - - + -
ТО-3 - + - - +
Из данных таблицы 3, видно, что услугу ТО и ТР, а также замены масел оказывают два предприятия – СТО «PEGAS SERVICE», расположенный наулице Мустофа Шокая, 246, и СТО "Темірат»,расположенный на улице Жургенова, 25.
В таблице 4 представленоколичество оказанных услуг ремонта и замены автопокрышек в промежутке 2018-2020 гг.
Таблица 4
Количество оказанных услуг ремонта и замены автопокрышек
Наименование СТО Годы
2018 2019 2020
1 2 3 4
СТО «PEGAS SERVICE», ул.Мустофа Шокая, 246
268 389 456
СТО "Темірат», ул.Жургенова, 25 156 189 215
Из таблицы 4 видно, что в промежутке 2018-2019 гг. повышался спрос на данную услугу. Несмотря накарантинные меры, спровоцированные пандемией Covid-19, потребность услуги ремонта и замены автопокрышек продолжала расти. Исходя из этого, можно прогнозировать дальнейшее повышение спроса и целесообразность внедрения установки ремонта автопокрышек в проектировании дорожной станции технического обслуживания.
Также следует отметить, что в условиях кризиса происходит рост вторичного рынка автомобилей. Согласно данным союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана КазАвтоПром и органов административной полиции, в Казахстане на учете состоит 3,7 млн. единиц, или 83,2%легковых и легких коммерческих авто. Экономическая ситуация в стране может оказать влияние на рост среднего срока эксплуатации автомобиля. Такие автомобили нуждаются в частом ремонте.
Анализ рынка услуг по ремонту легковых автомобилей в городе Кызылорда указал на острую необходимость совершенствования работы зон ТО и ТР на станции технического обслуживания.
1.1.5 Анализ деятельности предприятия
Станция технического обслуживания «АвтоМастер»
Виды услуг которое предоставляла станция технического обслуживания «АвтоМастер» это:
1. Техническое обслуживание;
2. Замена масла в двигателе и агрегатах;
3. Диагностика и ремонт двигателя:
4. Диагностика и ремонт ходовой части;
5. Развал-схождение колес;
6. Реставрация рулевой рейки;
7. Ремонт АКПП и DSG7.
1.1.6 Характеристика СТО
С течением времени, как правило, любое оборудование приходит в стадию морального износа, где то выходит из строя, что очень опасно для работающих на станции технического обслуживания. На станции технического обслуживания «АвтоСервис» морально устарело, то конечно же оно требует усовершенствования. Факторы для модернизации станции технического обслуживания:
Наибольшим спросом пользуются следующие виды работ: уборочно-моечные работы; работы по техническому ремонту; работы по техническому обслуживанию - на территории города и даже области очень мало станций, способных произвести качественный, профессиональный и быстрый ремонт автомобильного транспорта, качественное обслуживание - для роста имиджа станции, а значит и привлечения постоянных клиентов необходимо:
Ежедневное обслуживание включает подготовку машины к эксплуатации.Техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для обес-печения надежной, безотказной работы автотранспорта. Также проверяется надежность крепления агрегатов, состояние резьбовых соединений, производится под¬тяжка, шплинтовка, регулировка отдельных агрегатов и узлов, смазочные работы и устранение неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации.
Техническое обслуживание (ТО-2) предназначено для углубленной проверки технического состояния машины и ее ме¬ханизмов и проведение регулировочных и ремонтных работ с целью обеспечения надежной, безотказной работы оборудования до очередного технического обслуживания. Сезонное обслуживание (СО) необходимо для подготовки ма¬шины к переходу от осенне-зимнего к весенне-летнему периоду эксплуатации и наоборот.
Для поддержания парка автомобильного транспорта в технически рабочем состоянии, предприятия автотранспорта устанавливают производственно-технической базой.
Основные требования к производственно-технической базе: обеспечение нужной степени индустриальной готовности автомобильного состава с целью исполнения транспортировок на минимальных, а также вещественных расходах. Совершенствования становления производственно-технической базы выражает существенное влияние на показатели работы станций технического обслуживания.
До сего момента на станции технического обслуживания«АвтоМастер» на постах технического обслуживанияи ремонта использовали плунжерныйподъемники. Однако у них были ряд несовершенств такие как:
1. Ограничение по грузоподъемности. При подъеме груза, масса которого превышает максимально допустимую, можно сорвать подъемник.
2. Малая высота подъема.
3. Недостаточная устойчивость конструкции.
4. Ограниченность применения.
5.Малая грузоподъемность.
Чтобы устранить эти несовершенства в дипломной работе предлагается внедрить новое оборудованиепередвижной одностоечный электромеханический подъёмник.
Преимуществами являются:
1. При использовании одностороннего подъемника ремонтный рабочий имеет оптимальную свободу передвижения вокруг автомобиля, свободный доступ к нижним частям автомобиля. У двух-, четырехстоечных подъемников стойки находятся по обе стороны автомобиля, что затрудняет проход рабочему, а также оптимальное выполнение ремонтных работ.
2. При использовании одностоечного подъемника автомобиль легко въезжает на подъемник, даже в том случае, если месторасположение подъемника и подъезд к нему не очень удобны. В случае с двухстоечным подъемником приходится неоднократно маневрировать автомобилем, чтобы поставить его на подъемник. Зачастую автомобиль при этом повреждается.
3. Для установки одного одностоечного подъемника фирмы «Сорокин 2.5Т» требуется меньше места, чем для двухстоечного (3200 мм и 3700 мм соответственно). Если подъемники устанавливаются в ряд, то для их установки требуется соответственно 3900 мм и 4400 мм.
4. При установке одностоечных подъемников этой фирмы не требуется специального фундамента.
Таблица 5. Оборудование и инструментыСТО по зонам цехам и участкам
Наименование оборудования Краткая характеристика Кол-во Площадь, м2
1 2 3 4
Зона ТО и ТР
1. Подъемник для легковых авто-мобилейLAUNCH Тип стационарный двухстоечный с электроприводом Грузоподъемность 3000 кг Высота подъема 1800 мм Мощность электродвигателя - 7,4 кВт
Масса - 1275 кг 1 10,045
2.Балансировочный станок ЕМ 7050 Тип стационарный с электроприводом
Габаритные размеры 1350х1550х1750 мм 1 2,0
3. Установка для контроля геометрии подвески Exact 37 Тип стационарный с электроприводом
Габаритные размеры 700х480х1500 мм 1 0,33
4. Шиномонтажный стенд G840 SI Тип стационарный с электропроводом
Габаритные размеры 1200х850х1700 мм 1 1,02
5. Станок сверлильный LR 56 Тип настольный, электромеханический, вертикальный
Мощность электродвигателя 3,2
КВт
Габаритные размеры 710 х 390 мм 1 0,277
6. Нагнетатель смазочный, мод.
С-321М Тип пневматический
Давление номинальное 25 МПа максимальное 35
Емкость бака 40 кг
Мощность электродвигателя 0,55 кВт
Масса, 20 кг 1 0,141
7. Установка для слива и сбора отработанного масла. RUDETRANS RWO21-50 Емкость бака 90л
Шланг удаления отработанных жидкостей 2000 мм
Емкость чаши 18л
Диаметр чаши 400мм
Максимальная высота 1700 мм
Минимальная высота 1100мм
Максимальное давление вакуума 7-8 бар
Максимальное давление откачки 1бар
Масса 38 кг 3 0,225
8. Установка передвижная для сбора отработавших масел мод.С-508 Емкость бака 63 л
Длина сливного шланга 600 мм
Габаритные размеры 730х550х1080 мм
Масса 34 кг 1 0,401
9. Стенд для регулировки и сборки сцепления мод.Р-749 Тип настольный
Габаритные размеры 625х565х405 мм
Масса 57 кг 1 0,353
10. Шкаф для инструмента и материала Тип металлический разборный
Габаритные размеры 880х500х1600 мм
Масса 20 кг 2 0,44
11. Ларь для отработавших деталей и отходов Тип металлический
Габаритные размеры 400х800х450 мм
Масса 20 кг 2 0,32
12. Ванна для промывки деталей и узлов Тип металлический
Габаритные размеры 400х800х450 мм
Масса 10 кг 1 0,32
13. Тележка передвижная Тип металлический
Габаритные размеры 1000х400х400 мм
Грузоподъемность, 116 кг 2 0,4
Уборочно-моечный участок
1.Установка высокого давления для мойки автомобиля GREENJET ОХ-22
Настольная 1
0,11
2.Пеногенератор для бесконтактной мойки автомобиля (9 л, шланг 5 м)
Арт.9320
360 X 340
1
1,22
3.Насадка к моечным установкам, приспособление для мойки днища 29360 Настольная 1
4.Установка для мойки автомобильных колес (диаметр колес до 800 мм, максимальная ширина 310 мм) «Вулкан-ЗОО»
1000 х 1200 1
1,24
5.Пистолет обмывочный удлиненный РА/4L
Таблица 6. Интсрументыдля СТО
Инструменты для СТО
1. Комплект гаечных ключей, двух-сторонних, мод.Н-153 9 ключей размером от 7 до 30 мм
Масса 17кг 4
2. Комплект ключей кольцевых, мод.Н-153 9 ключей размером от 7 до 30 мм
Масса 1,5 кг 1
3.Комплект инструмента механика, мод. Н132 7 гаечных ключей
11 сменных торцевых головок шпильковерт, шарнир и др. инструменты
Масса 59 кг 1
4. Набор оборудования и инструмента для ручной правки кузова мод. Н-151-1 14 наименований, рихтовальные молотки, оправки
Масса 18 кг 1
5. Ключ моментный, мод. Н332 Диапазон измерения 25-140 Н м
Масса 0,82 кг 1
6. Дрель электрическая Частота вращения 800 об/мин
Мощность 0,18 кВт
Масса 2 кг 2
7. Набор инструментов для обработки местных повреждений шин,
мод. Ш-308 Предназначен для обработки местных повреждений всех видов шин 2
1.2 Технологический расчет
Расчет периодичности воздействий и нормативных простоевпо ТО и ТР
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей в зависимости от периодичности, трудоемкости и перечня выполняемых работ включает в себя следующие виды обслуживания:
-ежедневное (ежесменное) обслуживание (ЕО);
-техническое обслуживание №1 (ТО-1);
-техническое обслуживание №2 (ТО-2);
-сезонное обслуживание (СО);
-капитальный ремонт.
Под периодичностью технических воздействий в расчетах понимаются пробеги автомобилей в километрах между очередными аналогичными обслуживаниями.
Периодичность ежедневного обслуживания обычно равна среднесуточному пробегу автомобиля . Так как ЕО выполняется водителями, то в расчетах производственной программы предприятия учитывают только уборочные и моечные работы.
Периодичности ТО-1 и ТО-2
км; км
При пробеге по норме до первого КР – 300 тыс. км и коэффициенте, корректирующем эту норму с учетом «возрастного» состава парка по формуле(5)
Где – число или доля новых автомобилей;
– число или доля прошедших КР автомобилей.
Средний пробег автомобиля до капитального ремонта
км
Простой автомобиля ТО-2 и ТР на 1000 км пробега:
(ТО-2)
(ТР)
где – определено по формуле;
Простой в КР
дней
1.2.1Расчет годовой производственной программы по количеству воздействий
Количество технических обслуживаний по видам при планировании находят аналитически, графическим методом и с помощью заранее составленных расчётных таблиц.
Аналитически количество технических обслуживаний рассчитывают за цикл с последующим пересчетом на год или сразу за год с использованием системы управлений.
При любой из этих методик расчеты ведутся по каждой модели автомобиля или группам автомобилей, однородных по используемым для них нормативам.
Цикл – это период времени, соответствующий пробегу автомобиля в километрах от начала эксплуатации до капитального ремонта или между капитальными ремонтами.
Число воздействий по одному автомобилю за цикл:
где количество соответствующих капитальных ремонтов, ТО-2, ТО-1 и ЕО;
и принятый пробег за цикл (пробег до КР), км;
принятые периодичности ТО-2, ТО-1, км;
среднесуточный пробег автомобиля, км.
среднесуточный пробег автомобиля, км.
Далее, чтобы перейти от количества воздействий за цикловой период к годовому их количеству, рассчитывают переводной коэффициент:
где число дней эксплуатации автомобиля в год;
число дней эксплуатации автомобиля за цикл;
число рабочих дней парка в году;
коэффициент технической готовности соответствующей модели автомобиля.
Число рабочих дней парка обычно заведомо известно как исходная величина и принимается 305 дней, а число дней эксплуатации за цикл и коэффициент технической готовности рассчитывают следующим образом:
где суммарное число дней простоя автомобиля в ТО-2, ТР и КР за цикл.
В свою очередь, находят по формуле:
где суммарное число дней простоя в ТО-2 и ТР за цикл;
простой в ТО-2 и ТР в днях на 1000 км пробега;
простой в капитальном ремонте (с учетом времени доставки
автомобиля на ремзавод и обратно).
Число воздействий на один автомобиль за год находят, умножая число воздействий за цикл на коэффициент перехода, от цикла к году:
; ;
;
; ;
;
Помножив полученные результаты по формуле на списочное число автомобилей в парке (или в группе с однородными нормативами), получим искомую годовую программу хозяйства или предприятия:
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится два раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется производить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, жаркого, сухого и очень жаркого сухого климата. Северные области Республики Казахстан относятся к умеренно-холодной зоне. Поэтому СО совмещается с очередным ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости последнего. Если автомобили работают круглый год, то количество СО определяется путем умножения количества автомобилей на 2.
1.2.2 Расчет годовой производственной программы по ТО и ТР
в трудовом выражении
Для расчета трудоемкости различных воздействий по парку за год необходимо, кроме числа этих воздействий (т.е. программы), обосновать трудоемкость одного воздействия по , , и удельную трудоемкость , для чего используются соответствующие нормативы Приложение «Г» и ряд поправочных коэффициентов к ним (табл. 7).
Таблица 7- Коэффициент корректирования трудоёмкости
Условия корректирования норм Значения коэффициентов к
нормам трудоёмкости
ЕО ТО-1, ТО-2 ТР
1 2 3 4
Коэффициент К1- категория условий эксплуатации
I - - 0,835
II - - 0,92
III - - 1,0
IV - - 1,17
V - - 1,25
Коэффициент К2 - модификация подвижного состава и организация его работы
базовый автомобиль 1,0 1,0 1,0
седельный тягач 1,1 1,1 1,1
автомобили с одним прицепом 1,15 1,15 1,15
автомобили с двумя прицепами 1,2 1,2 1,2
автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км. 1,15 1,15 1,15
автомобили-самосвалы с одним прицепом 1,20 1,2 1,2
автомобили-самосвалы с двумя прицепами 1,25 1,25 1,25
автомобили высокой проходимости 1,25 1,25 1,25
Продолжение таблицы 7
1 2 3 4
Коэффициент К3 - характеристика климата в районе эксплуатации автомобилей
умеренно-тёплый, тёплый влажный - - 0,9
жаркий сухой, очень жаркий сухой - - 1,1
умеренно-холодный - - 1,1
холодный - - 1,2
очень холодный - - 1,3
Коэффициент К4 - степень изношенности автомобиля (пробег с начала эксплуатации)
новые с пробегом до первого КР - - 0,8
после КР - - 1,6
Коэффициент К5 масштаб предприятия (число автомобилей)
до 75 1,3 1,3 1,3
от 75 до 150 1,1 1,1 1,1
от 150 до 300 1,0 1,0 1,0
от 300 до 600 0,9 0,9 0,9
более 600 0,8 0,8 0,8
Применяя указанные исходные нормативы и поправочные коэффициенты к ним, имеем следующие выражения для уточнения трудоёмкости отдельных воздействий:
чел.ч
1.8*1*1,3=2,34 чел.ч
чел.ч
чел.ч
чел.ч
чел.ч/1000км
где исходные нормативные величины трудоёмкости,
чел.ч;
трудоемкость уборочно-моечных работ при ЕО, чел.ч.;
коэффициент, выражающий масштаб предприятия (число автомобилей).
Общехозяйственная годовая трудоёмкость работ по видам ТО находится путём умножения годовой программы на расчётную трудоёмкость одного воздействия:
, чел.ч
,чел.ч
,чел.ч
Трудоёмкость текущего ремонта по парку за год зависит от годового пробега и находится следующим путём:
чел.ч
или
чел.ч
где общий парковый годовой пробег, км;
списочный состав парка;
коэффициент использования автомобилей.( ).
Итоговая трудоёмкость всех видов ТО и ТР по парку составит:
чел.ч.
Кроме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, в автотранспортных предприятиях проводятся вспомогательные работы, в состав которых входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри производственных помещений; хранение, приёмка и выдача материальных ценностей, доставка их к рабочим местам и отходов производства к местам сбора и утилизации; уборка производственных помещений для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Их общая трудоёмкость установлена Положением в пределах 25…30% к суммарной трудоёмкости ТО и ТР подвижного состава, т.е.