ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие делового тура
Деловые туры и деловой туризм являются отличной возможностью для развития бизнеса и увеличения доверия со стороны партнеров и клиентов. Неудивительно, что бизнес-туризм в России приобретает все большую популярность среди компаний различного уровня и масштаба деятельности. Организация тренингов для сотрудников, обучающие курсы для клиентов, экскурсии для партнеров по производственным объектам - все эти и подобные мероприятия относятся к деловому туризму и требуют особого внимания, так как от их качества зависит внешняя и внутренняя репутация фирмы.
Сегодня миграция, связанная с работой и ведением бизнеса, достигает колоссальных масштабов. Поэтому большую популярность с каждым годом набирает индустрия делового туризма. Такой вид туризма является одним из важных факторов, влияющих не только на развитие собственного бизнеса, но и на экономическое развитие страны, и на мировую политику и экономику в целом.
Деловой туризм с каждым годом обретает все большую популярность среди россиян. Он позволяет одновременно заключить очередную деловую сделку и отдохнуть несколько дней в новой обстановке. Бизнес-туризм сформировался как самостоятельная ветвь современного туризма в последние десятилетия прошлого века и на сегодняшний день является одним из популярных и пользующихся высоким спросом направлений туриндустрии. Иногда бизнес-туризм обозначают английской аббревиатурой MICE, которая произошла от слов meetings (деловые встречи), incentives (инсентив-туризм), conferences (конференции), exhibitions (выставки). Эти понятия и раскрывают суть бизнес-туризма. Являясь комплексным понятием, деловой туризм включает в себя деловую коммуникацию, обмен информацией и технологией, поиск новых партнеров и рынков, PR-акции, обучение персонала и развитие корпоративной культуры.
На сегодняшний день различают несколько видов бизнес-туризма: индивидуальные и корпоративные деловые поездки, инсентив-туры (поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников и поддержания корпоративного духа компании), поездки для участия в работе различных выставок, конференций, симпозиумов, конгрессов, тренингов, ярмарок, презентаций, посещения предприятий и фирм-партнеров.
Основную часть всех деловых переездов составляют corporate travel (корпоративные поездки). Это как индивидуальные деловые поездки, так и коллективные. Кроме того, сюда относятся и incentive (инсентив-туры).
Инсентив-туры - одно из направлений бизнес-туризма, обозначающее «поощрительные» или «побуждающие» туры для сотрудников компаний. В последние годы многие крупные и средние компании уделяют все больше внимания поддержке корпоративного духа и сплочению коллектива работников. В конечном счете такие поездки позволяют добиться повышения работоспособности всего коллектива и поддержке комфортной психологической обстановки в среде сотрудников компании.
Следующими по популярности среди бизнес-туристов являются поездки, которые напрямую связаны с участием в семинарах, конференциях, съездах. В основном такие турпоездки проводятся разными научными, культурными, экономическими, религиозными организациями и т.п. Иногда отдельным видом делового туризма выделяют поездки на торгово-промышленные выставки, ярмарки, для участия в них или собственного развития, почерпнув идеи у коллег.
Бизнес-путешественники являются наиболее образованными и требовательными, они имеют определенные предпочтения в выборе гостиниц и предъявляют их владельцам свои требования, которые предполагают не только возможность работать, не покидая номера, но и широкий набор деловых услуг, и тем самым формируют специфический сегмент рынка - бизнес-отели.
Бизнес-отели - это гостиницы особого типа. Рассчитанные на конкретную целевую группу клиентов, они формируют весь спектр своих услуг соответствующим образом. Налаживание связей с корпорациями и стабильная клиентская база - вот два основных приоритета в работе делового отеля. Постоянные клиенты составляют основу процветания бизнес-отеля. Поэтому случайных постояльцев и обычных туристов в таких гостиницах практически не бывает. Во-первых, расположение бизнес-отеля, дизайн его номеров и их цена во многом далеки от предпочтений путешественника, который стремиться в первую очередь к отдыху, а не к работе.
Яркая отличительная особенность бизнес-отелей - их клиентура. Руководство такого отеля прежде всего нацелено на привлечение деловых клиентов. Поэтому бизнес-отели в большинстве случаев расположены в благоприятных местах, в центре города или непосредственной близости от него. Бизнес-отель обязательно должен иметь налаженное транспортное сообщение с вокзалами, аэропортами, выставками и районами деловой активности города. Одна из причин высокой стоимости деловых поездок в том, что бизнесмены предпочитают останавливаться в дорогих отелях. В первую очередь это связано с поддержанием имиджа своей фирмы как состоятельной и занимающей прочные позиции. Поэтому наличие четырех- и пятизвездочных гостиниц - неотъемлемая часть индустрии делового туризма. Многие бизнес-туристы при выборе отеля обращают внимание на его расположение. Как правило, бизнесмены предпочитают размещение в центре - деловой части города, в отелях, расположенных в районе аэропортов. Важное условие для отелей, принимающих иностранных гостей, - наличие персонала, говорящего на разных языках. Целесообразно предоставлять бизнес-туристам услуги секретаря, который также выполняет функции переводчика, резервирует места в театре, ресторане и т.д.
Для деловых путешественников отель во время путешествия заменяет офис, им предо- ставляются факс, компьютер, ксерокс и др. Многие отели имеют бизнесцентры, где могут предоставляться такие же услуги или гость может работать на своем компьютере.
С широким распространением интернет-технологий требования, предъявляемые к среде проживания деловых людей, значительно изменились. Сегодня номер без высокоскоростного доступа в Интернет уже не может удовлетворить путешествующего бизнесмена. Среди стандартов завтрашнего дня - обеспечение возможности проведения видеоконференций, конференц-звонков и высокоскоростной обмен данными из каждого номера.
Бизнесмены, которые бронируют номер в бизнес-отеле, рассчитывают на то, что их потребности будут учтены. Зачастую удобство транспортной инфраструктуры и наличие в номерах необходимого набора оргтехники позволяет деловым людям сделать выбор в пользу бизнес-отеля. В таких отелях часто можно встретить офисы компаний экспресс-доставки, таких как UPS или FedEx, реже - табло с биржевыми котировками.
Среди прочих важных для деловых людей факторов является возможность аренды в бизнес-отеле зала для совещаний. Многие корпорации предпочитают выбирать бизнес-отели не только в качестве варианта проживания своих сотрудников, но и в качестве места для проведения корпоративных мероприятий. Для проведения встреч используются различные помещения - от крупных конгресс-залов, специально построенных для этих целей, до концертных залов отелей. Однако наибольшую часть мероприятий различного масштаба все-таки предпочитают проводить в конгресс-залах отелей, способных создать наиболее комфортные условия для работы делегатов и их размещения. Конференц-залы обычно комплектуются аудиовизуальным оборудованием, многоязычными системами синхронного перевода, звукоусиления, проекционным оборудованием.
При определении места проведения форума учитываются разнообразные факторы: доступность (близость аэропорта), типичный сервис, уровень цен, личная безопасность, медицинское обслуживание, наличие конференц-залов, их оснащенность, питание, местные достопримечательности, гостиничная служба предоставления информации, городской транспорт, развлечения, возможность завязать новые знакомства, таможенные процедуры, окрестные пейзажи, наличие выставочных залов. Замыкают этот длинный перечень такие факторы, как удобство конференц-залов, предоставление необходимой документации, реклама, условия жизни местного населения, организация досуга для детей, близость спортивных центров. Зная потребности и мотивацию участников семинара, целевой аудитории, руководство гостиницы может эффективно довести до их сведения те преимущества, которыми обладает именно их предприятие и которые существенны для клиента при выборе места проведения мероприятия.
Бизнесмены стараются планировать все детали своей поездки за несколько месяцев, что особенно актуально, например, для выставок. Организаторам таких поездок следует учесть возможные проблемы с бронированием мест в отеле и билетов на самолет, организовать трансфер, подобрать удобную стыковку авиарейсов, расположенный недалеко от выставки отель. На практике оказывается, что не все российские компании, включая крупные, способны выполнить пожелания заказчиков.
К отелям, занимающимся преимущественно организацией корпоративных встреч, в отличие от традиционных бизнес-отелей, не предъявляются требования территориальной близости к центру города. Наоборот, некоторая удаленность от городских (столичных) соблазнов в виде магазинов, развлекательных заведений и прочего обеспечивает присутствие на конгрессе его участников.
Четкая координация действий служб и высококачественный сервис, создание современной инфраструктуры для проведения конференций, банкетов, выставок - важные составляющие конкурентоспособной услуги в этом активно развивающемся сегменте рынка.
Многие бизнес-отели заключают корпоративные соглашения с компаниями и фирмами на обслуживание их сотрудников. В последнем случае деловые отели предоставляют компаниям скидки. Зачастую это очень выгодно для предприятий, так как в сезон выставок часто возникает потребность в большем числе номеров, нежели было запланировано первоначально. Договор на обслуживание с отелем может позволить бронирование дополнительных номеров и тем самым избавить руководство компании от головной боли, связанной с размещением персонала.
Люди, которые много времени в течение дня проводят на конференциях и на деловых обедах и ужинах, требуют, чтобы в отелях соответствующим образом были оборудованы оздоровительные центры и спортивные площадки для разгрузки. Отели в свою очередь предлагают услуги плавательного бассейна, сауны, массажных кабинетов, фитнес-центра. Деловые путешественники в основном предпочитают обедать отдельно. Лучшие отели предлагают уединенный ужин. Компании часто организуют деловые ланчи, кофе-брейк в перерывах конференций, фуршеты, банкеты и т. д. Следует помнить, что качественно приготовленные блюда и хорошо организованное обслуживание оставляют благоприятное впечатление у гостя.
В то же время, несмотря на проникновение в индустрию гостеприимства новейших технологий, константами этого бизнеса были и всегда будут все те же комфорт, безопасность и разумные цены.
1.2 Деловой туризм как один из видов туризма
Согласно Федеральному закону «О туризме и туристской индустрии», под деловым туризмом понимается туризм, осуществляемый со служебными целями, в том числе участие в конгрессах, конференциях, переговорах, производственных семинарах, совещаниях, выставках, ярмарках.
Для более детального изучения данного понятия, был проведен анализ понятия деловой туризм, который предлагают различные авторы. Составленную таблицу можно посмотреть в Таблице ниже.
Таблица 1
Анализ понятия деловой туризм
Автор Понятие Основа
И.В. Зорин и В.А.Квартальнов в «Энциклопедии туризма» Деловой туризм –временныекомандировки и поездки со служебными целями,включая участие вконференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов вместе командировки Командировки, поездки сослужебными целями
И.Т. Балабанов и А.И.Балабанов Деловой туризм – поездки бизнесменов с деловымицелями . Поездки с деловыми целями.
В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство,сервис» Туристское путешествие сделовыми целями без получения доходов по местукомандировки Поездки с деловыми целямибез получения доходов.
А.Т. Кириллов и Л.А.Волкова Поездки, связанные свыполнением профессиональных обязанностей Профессиональныеобязанности.
О.А. Смирнова Деловой туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникаютпри перемещении и местонахождении в рабочее время людей, основной мотивацией которыхявляется посещение иучастие в разного рода деловых встречах,конгрессах, конференциях,выставках, ярмарках и инсентив-мероприятиях, вместах, отличных от ихобычного места проживания и работы Посещение и участие в деловых мероприятиях,отличных от обычного места проживания.
Российская ассоциацияделового туризма Поездки со служебными целями, как правило, без получения доходов по местукомандирования Поездки со служебными целями без получения прибыли
Воронкова Л.П. «Туризм,гостеприимство, сервис» Туристское путешествие сделовыми целями безполучения доходов по местукомандировки Путешествия с деловыми целями без получения прибыли
Р.Дэвидсон Бизнес туризм относится кпутешествиям, предпринятым с целями, связанными с работой Путешествия с рабочимицелями.
А. В. Бабкин Деловой туризм охватывает путешествия со служебнымиили профессиональнымицелями без получения доходов по месту временного пребывания. Путешествия с деловыми целями без получения выгоды.
Энциклопедия туристскихтерминов Деловой туризм – это видтуризма, совершаемыйпредставителями компаний,организаций, учреждений ит.п. с коммерческимицелями. Путешествия с коммерческими целями.
А.Ю.Александрова Деловой туризм илииндустрия встреч – ёмкое понятие. В его структуревыделяется два сегмента – классические деловыепоездки, и сегмент, названиекоторого образует известнаяанглоязычная аббревиатураMICE. Деловые поездки и встречиMICE.
А.Агилера Поездки связанные с работой в местах,находящихся за пределами обычного мета работы Поездки с целью работы.
О.А.Смирнова Свойства делового туризма.Во-первых, его связь скатегорией рабочеговремени. Во-вторых, особую,деловую мотивацию
туристов. Поездки с рабочими целямии деловой мотивацией.
И.Н. Суворова Ключевая особенностьделового туризма как специфического сегментатуристической отраслизаключается в том, что деловые поездки имероприятия, как правило, инициируются компаниями, организациями,корпорациями Деловые поездкиинициируемы компаниями,корпорациями иорганизациями.
В словаре туристскихтерминов Деловой туризм определяетсякак поездки для реализациикоммерческих, государственных или образовательных целей,имеющие в качестве вторичной мотивации отдых. Поездки с коммерческими,государственными илиобразовательными целями,и после отых.
О.Г. Чимитдоржиева Деловой туризмподразумевает обязательноесовмещение работы с отдыхом". Поездки работа + отдых.
В деловые путешествия отправляются самые разные деловые туристы, различные по отраслям и специфике работы. К основным целям совершения деловых поездок относится :
• обучение, участие в тренингах и программах по обмену опытом (например, международном обмене преподавателями/научными сотрудниками и т. д.);
• проведение встреч и переговоров с партнёрами;
• установление и налаживание деловых контактов, привлечение новых клиентов, инвесторов, поставщиков и т. д.;
• посещение профессиональных мероприятий (конгрессов, конференций, выставок, семинаров и т. д.);
• инсентив-туры (то есть поощрительные или мотивационные поездки, устраиваемые компанией для сотрудников или партнеров);
• проведение совещаний и встреч с руководством и коллегами, представителями филиалов и дочерних структур компании, инспекция работы представительств и филиалов;
• проведение встреч и переговоров с партнёрами;
• установление и налаживание деловых контактов, привлечение новыхклиентов, инвесторов, поставщиков и т. д.;
• получение сертификатов, лицензий, разрешений и т. п. в госструктурах других стран;
• несение государственной службы (военными, дипломатами);
• неправительственная деятельность и международные благотворительные мероприятия, научные экспедиции (НКО, НПО).
Деловой туризм – это не современный феномен: люди веками отправлялись в путешествия, связанные их деятельностью, прежде всего это была торговля. Со времен античности в Европе было лишь несколько периодов спада в сфере делового туризма, в период которого деловому туризму был дан более мощный толчок, чем за все предыдущие столетия .
В целом, в развитии делового туризма можно выделить несколько этапов :
В древние времена происходило зарождение торговых отношений между различными общинами, постепенно расширялся рынок сбыта земледельческой продукции, и первыми деловыми путешественниками являлись ремесленники и мелкие торговцы.
Так же в древние времена проходило создание империй, что поспособствовало стимулированию деловых поездок по растущему числу торговых путей, в том числе за пределами отдельной империи.
Следующий этап это средние века, во время которого происходило развитие ярмарок как формы торговли. Некоторые длились несколько недель (одна из самых известных – ярмарка Бокера на берегу Роны на юге Франции, привлекавшая десятки тысяч купцов), благодаря чему развивалась также сфера гостеприимства, питания и развлечений .
Расцвет Великого шёлкового пути стимулировал появление первых «систем обслуживания» деловых путешественников представленных в виде караван-сараев, предлагавших услуги размещения, питания, отдыха, и транспортных сервисов – в лице погонщиков и торговцев верблюдами и гидов- проводников.
Так же развитием экономики, торговли и науки послужили великие географические открытия. Далее это и послужило развитию международного делового туризма.
Другая группа деловых путешественников была представлена священнослужителями, паломниками, военными (особенно наемные солдаты, легионеры), временными трудовыми мигрантами из числа ремесленников (из сельских районов – в крупные города для сбыта продукции).
Далее следует этап индустриальной эпохи, который продолжался с 1750 по 1900 гг. В этот период происходило увеличение объёма промышленной продукции, которая нуждалась в транспортировке и сбыте. В результате этого появилась новая категории бизнес- путешественников – коммивояжёров.
В это же время происходил рост спроса на деловые путешествия у колоний европейских держав. Этому послужило развитие двусторонней торговли (сырье из колоний в метрополии, конечные товары в обратном направлении) и необходимость управлять колониальным режимом (поездки с целью инспекции и назначения чиновников).
В период развития транспортных систем и развития железнодорожных сообщений дал возможность бизнес- путешественникам перемещаться быстрее и на более дальние расстояния с меньшей потерей времени и денег.
Здесь происходит зарождение бизнеса конференций и открытие первых конгресс-бюро (например в Кливленде, Лос-Анджелесе ). Так же стартовало организация широкомасштабных мероприятий. Данное направление стало ускорено развиваться в начале ХХ века.
В середине ХХ века происходит расцвет делового туризма. Ключевыми факторами являются :
• экономический подъем развитых и развивающихся странах;
• расширение зоны свободной торговли (НАФТА, ЗСТ в Европе);
• популяризация автомобильного транспорта на фоне массового производства автомобилей, развитие и совершенствование самолетов для пассажирских воздушных перевозок, появление высокоскоростного железнодорожного транспорта в 1980–1990-е гг.;
• феномен глобализации и появление транспортных компаний,а так же возрастающая потребность запуска продукции на других рынках;
• появление новых отраслей экономики, таких, как Информационные технологии, которые требовали глобального маркетинга и поддержки пользователей;
• увеличение количества профессиональных, отраслевых объединений и сообществ;
• необходимость доп. обучения сотрудников связанного с постоянным развитием технологий, увеличения спроса на тренинги и образовательные курсы и семинары;
• развитие выставочно-ярморочного бизнеса;
• появление новых классов обслуживания;
• рост международного сотрудничества в различных сферах , в частности образовательных системах.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что история развития делового туризма очень интересна и разнообразна.
Но развитие делового туризма не останавливается на достигнутом, и в мире начинают появляется агентства делового туризма. Изучением агентств занимающихся бизнес путешествиями занимаются как организации так и газетные издания .
Так например в 2015 году английское издание Travel Weekly ежегодно занимается составлением рейтингов агентств путешествий, Основным показателем для данных рейтингов служат объемы продаж. По версии издания крупнейшим агентство бизнес путешествий является корпорация Expedia Inc., в состав которой входит ТМС Egencia. Компанию Expedia Inc. Рейтинге составила компания The Priceline Group, в состав которой входят такие бренды как Booking.com, Agoda и Kayak. Так же в рейтинг входят такие агентства как: America Express, Carlson Wagonlit Travel, BCD Travel и Hogg Robinson Group.
Что касается российского рынка бизнес путешествий, то на нем представлены как международные так и российские агентства. В список крупнейших компаний входят такие компании как: IBC Corporate Travel, «АЛЬЯНС АВИА» «Аэро Клуб» VIP Corporate Travel, «Хогг Робинсон Групп» и др.
В результате статистического опроса 2015 года АБТ-ACTE Russia, свыше половины компаний в России (более 50 %) пользуются услугами только одного агентства путешествий , в то время как около 40 % обращаются сразу к двум ТМС, остальные опрашиваемы обращаются к трем и более агентствам. При этом каждый год происходит тендер по выбору агентств деловых путешествий.
Крупнейшая международная организация в сфере делового туризма на территории России и СНГ это AБТ-Acte Russia ,то есть Российская Ассоциация Бизнес-Туризма.
Миссия данной организация заключается в содействии профессиональному развитию специалистов в сфере делового туризма, а так же помогает создать платформу для общения между покупателями и поставщиками услуг. Так же информирует о передовом опыте делового туризма, о направлениях его развития.
Членами данной организации это являются менеджеры по путешествиям и специалисты по закупкам более чем из 100 крупнейших международных и российских корпораций. В числе партнеров AБT-ACTE Russia более 50 ведущих поставщиков услуг бизнес путешествий, в состав которых входят российские и международные авиакомпании, гостиничные цепи и агентства делового туризма.
Основные направления деятельности организации :
1) организация конференций, форумов и образовательных сессий для корпоративных покупателей для обсуждения ключевых вопросов индустрии делового туризма;
2) программа hosted buyers, в рамках которой организовывают групповые поездки корпоративных покупателей на важнейшие отраслевые выставки и конференции;
3) совместные проекты с международными ассоциациями;
4) развитие собственной программы аттестации в области гостиничных услуг
«аттестация бизнес- и конференц-отелей»;
5) подготовка и публикация в СМИ материалов, посвященных бизнес туризму;
6) выпуск вестника абт-acte russia, в состав которого входит электронная новостная бюллетень, которая адресована корпоративным покупателям услуг делового туризма. Данное издание содержит самую последнюю информацию о состоянии и тенденциях развития индустрии бизнес туризма, аналитические статьи, комментарии экспертов отрасли;
7) образовательные программы «специалист в деловом туризме», «тревел- менеджер», краткосрочные образовательные программы;
Российская Ассоциация Бизнес Туризма объединяет директоров по закупкам и менеджеров по путешествиям крупнейших российских и иностранных компаний, а также специализированные компании по корпоративному туристическому обслуживанию, проводит аттестацию бизнес- и конференц-отелей .
Целью программы является помощь бизнес-путешественникам в выборе отеля при организации командировки, а также менеджерам по путешествиям и сотрудникам компаний в выборе площадки для организации корпоративных мероприятий.
Принятая сегодня в РФ система классификации оценивает комфортность отеля в понимании среднестатистического туриста, но специфика требований делового человека зачастую ими не учитывается.
Наличие интернета в гостинице, бизнес центров и мобильной связи является одним из критериев, которые взяты за основу системы «Аттестации бизнес и конференц-отелей», разработанная АБТ совместно с представителями крупнейших российских и международных корпоративных заказчиков.
Инспекторами являются независимые эксперты, имеющие опыт работы в деловом туризме и гостиничной индустрии (не менее 5 лет), не работающие на момент инспекции ни в одном из отелей. Часто для инспекций организация привлекает аккредитованных экспертов по государственной классификации отелей.
Время инспекция составляет около двух-четырех часов в зависимости от размера номерного фонда средств размещения, а также наличия конференц- залов, ресторанов. В процессе инспекции заполняется чек-лист – специально разработанная форма для проверки по 345 критериям на категорию «Бизнес-отель» и дополнительно 55 для аттестации на категорию «Бизнес- и Конференц-отель».
Положительное решение о выдаче Аттестата выдается, если после обработки данных инспекции общее количество набранных баллов составляет не менее 75% по отношению к эталону (максимально возможному количеству баллов).
1.3 Классификация делового туризма и основные центры