ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основы экологического управления
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей средеи развитию была выдвинута концепция устойчивого развития цивилизации.
На конференции были определены следующие основные положения:
- устойчивое развитие включает освоение современных технологий
производства и управления при одновременном обеспечении экономических,
экологических и социальных потребностей общества;
- устойчивое развитие подразумевает поступательное развитие общества и рациональное использование природы;
- кологическийменеджментявляетсяключевойдоминантойустойчивогоразвитияи приоритетом промышленной деятельности и предпринимательства.
В 1996 г. указом президента была утверждена концепция о переходеРоссиикустойчивомуразвитиюивведенопонятие«экологическоеуправление»,котороеобъединяетуправлениенагосударственномилокальном уровне. В 2002 г. была сформулирована стратегия устойчивогоразвития, в которой к важным инструментам обеспечения благоприятнойокружающей среды (ОС) были отнесены экологический менеджмент иэкоаудит [Хашковский , 2013 – 95 с].
Экологическое управление включает три направления:
? управление природопользованием;
? управление охраной окружающей среды;
? управление экологической безопасностью.
Управлениеприродопользованием–этосистемамероприятий,направленная на рациональное использование водных, земельных, лесныхресурсов, недропользование и др.
Управление охраной окружающей среды – это система мероприятий,направленная на снижение и предотвращение негативного воздействияпредприятий на объекты окружающей среды.
Управлениеэкологическойбезопасностью–этосистемамероприятий, направленная на защиту природы и человека от возможногонегативного воздействия предприятий, чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера и их последствий [Хашковский , 2013 – 95 с].
Важно понимать принципиальные отличия в подходах в традиционнойсистеме управления окружающей средой (СУОС) и системе управлениеохраной окружающей среды, т.е. непосредственно, системе экологическогоменеджмента (СЭМ).
Таким образом, система экологического менеджмента – это частьобщей системы управления предприятием, направленная на формированиеэффективногопроизводственно-территориальногокомплексасучетомприоритетов охраны окружающей среды, основанная на концепцииустойчивого развития цивилизации.
Среди основных преимуществ СЭМ можно выделить:
• сокращение потребления природных ресурсов путем их рациональногоиспользования и за счет использования вторичного сырья;
• сокращение отчислений на устранение последствий негативноговоздействия на окружающую среду;
• улучшениепроизводственныхусловийиснижениерискавозникновения аварий и нештатных ситуаций;
• улучшение имиджа и репутации предприятия;
• улучшение экологической обстановки в регионе и др.
Однако устойчивое развитие предприятия с получением перечисленныхпреимуществ возможно только при реальном применении процедур СЭМ кпроизводственным процессам.
Руководящиепринципывнедрения ифункционированиясистемыэкологического менеджмента являются предметом серии государственных
стандартов Р ИСО 14000 (англ. ISO 14000), разработанной техническимкомитетом 207 международной организации по стандартизации.
Два основных стандарта серии: ГОСТ Р ИСО 14001 «Системыэкологического менеджмента. Требования и руководство по применению» [Безбородова, 2014. – 44с]и ГОСТ Р ИСО 14004 «Системы экологического менеджмента. Общееруководствопопринципам,системамиметодамобеспеченияфункционирования» [Хашковский , 2013 – 95 с]. Сами стандарты обновляются раз в несколько лет
сообразно изменению экологической и экономической обстановки в мире.
В основу стандартов ISO 14000, как и в основу всех международных
стандартов менеджмента, положен цикл Деминга, или цикл PDCA (Plan —
Do — Check — Act) - цикл периодического планирования, выполнения,оценки (проверки) и корректирования деятельности. Цикл PDCA являетсяобщей методологией непрерывного совершенствования (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Цикл Деминга
Этот подход был взят за основу при создании модели системы экологического менеджмента (рисунок 1.2).
Рисунок1.2 Модель системы экологического менеджмента
Модель СЭМ по своему развитию представляет собой спираль, каждыйвиток которой определяет этапы реализации СЭМ в течение года. Расстояниемежду витками спирали (шаг спирали) качественно показывает развитиесистемы за год.
С учетом рис. 1.2 основными функциями СЭМ являются:
- организационно-административная;
- техническая;
- финансовая;
- коммерческая.
Организационно-административная функция заключается в постановкецелейизадач,рациональномраспределенииресурсов,организации,управленииикорректировкедеятельностипредприятиясучетомприоритетовокружающейсреды.
Инструментамиадминистрированияявляются структура предприятия, основные документы и процедуры СЭМ,должностные инструкции, производственные инструкции, внутренняя ивнешняя природоохранная документация и др.
Техническая функция экологического менеджмента заключается в проведении природоохранных мероприятий: установке сооружений по очистке сточных вод; аппаратов по пыле- и золоулавливанию; газоочистныхустановок (ГОУ); оборудования по переработке отходов; применение малоотходных технологий и др. Финансоваяфункцияэкологическогоменеджментавключаетпланирование затрат на охрану окружающей среды.
Коммерческая функция экологического менеджмента включает анализпотребностейиожиданийпотребителей,общественности,надзорныхорганизацийидр.(экологическиймаркетинг)иоценкуэколого-экономическихрисковпредприятия,связанныхсвнедрениемприродоохранных или наилучших доступных технологий. В рамках этойфункции выполняется определение наиболее выгодных для предприятиявариантовутилизацииотходов,компонентоввыбросовисбросов,рассматриваются вопросы оказания природоохранных услуг и проч.
Таким образом, внедрение СЭМ должно стимулировать предприятия кмодернизации и использованию наилучших доступных технологий (НДТ)
[ Хашковский , 2013 – 95 с 5]. Поэтому, помимо компонентов, входящих в представленную модельСЭМ, важными элементами экологического менеджмента являются такжеразработка и внедрение малоотходных технологий, основанных на оценкежизненного цикла продукции, оценка углеродного следа и экологическаясертификация предприятий.
В общей системе менеджмента предприятия выделяют три видаменеджмента, связанные между собой и образующие интегрированнуюсистему.Интегрированная система менеджмента (ИСМ) отвечает требованиямстандартов менеджмента качества – ISO серии 9000 (или в России – ГОСТ РИСО 9000 [Безбородова, 2014. – 44с]), стандартам экологического менеджмента и стандартам вобласти профессиональной безопасности и здоровья – OHSAS серии 18000 (вРоссии - ГОСТ Р 54934-2012 [8]). ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящиепринципы и требования к интегрированным системам менеджмента»освещает вопросы внедрения и оценки соответствия ИСМ .Посколькувсесистемыменеджмента,какупоминалосьранее,построены на цикле Деминга, перечень процедур по каждой системе,входящей в ИСМ, аналогичен.
Производственные показатели, от которых зависит устойчивое развитиепредприятия, взаимосвязаны с качеством производимой продукции. Поэтомупервым (базовым) элементом в ИСМ является менеджмент качества.Сдругойстороны,санитарно-гигиеническиепоказателивпроизводственных помещениях взаимосвязаны с выбросами в атмосферныйвоздухвеществоттехнологическогооборудования.Поэтомуипрофессиональная,иэкологическаябезопасностьопределяютсямероприятиями, учитывающими требования обеих систем менеджмента.
1.2 Функционирование экономического менеджмента
Целью этого элемента является создание на предприятии необходимыхусловий и механизмов для успешной реализации экологической политики идостижения целевых и плановых экологических показателей.
Для достижения этой цели предприятие должно сориентировать на этосотрудников, системы, ресурсы и структуру.
Взависимостиотадминистративногоресурсадолжностноголицаопределяютсяегофункциональные обязанности, ответственность и полномочия в областиСЭМ.
Правила распределения функций:
–каждая функция должна быть закреплена за определенной службой,
несущей ответственность за ее своевременное и правильное осуществление;
–недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими
службами предприятия (во избежание конфликтов и дублирования работы);
–в управлении одного должностного лица должно находиться не более
шести - семи объектов. Все функции СЭМ не могут быть возложены только
на эколога;
–на природоохранную службу должны быть возложены функции по
координации работы подразделений, проведению тренингов, обучающихсеминаров и инструктажей в области охраны окружающей среды иэкологическогоменеджмента.
Потребностьвобученииопределяетприродоохранная служба совместно с отделом управления персоналом.
На этапе внедрения и функционирования СЭМ все полномочия иответственностьфиксируютсявруководствепоэкологическомуменеджменту, в положениях, должностных и рабочих инструкциях персоналапредприятия, участвующего в СЭМ.
Сопоставлениедокументации,которуюпредприятиеобязаноразрабатывать, согласовывать и внедрять в соответствии с требованиямиРоссийского законодательства и документации в СЭМ, приведено в приложении 1.
Таким образом, для грамотной организации СЭМ руководители иответственные должностные лица должны владеть методами экологическогоменеджмента.
Классификация методов экологического менеджмента:
- информационные;
- предупредительные;
- принудительные.
Информационные методы
ВрезультатефункционированияСЭМуженаначальномэтапевозникают внутренние (между подразделениями) и внешние (с надзорными иконтролирующимиорганами,общественностью,потребителями,поставщиками) связи. Обмен информацией должен быть предусмотрен вовсех процедурах взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами:
выборпоставщиков; выборподрядчиков; разработкапродукции,её оформление и упаковка, доставка. Экологические требования к партнерампрописываются в договорах.
К информационным методам относятся:
- экологический мониторинг (ЭМ);
- экологическое образования (просвещение);
- экологическая реклама и пропаганда.
Экологический мониторинг – это система комплексных наблюдений засостоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды,естественных экологических систем, за происходящими в них процессами,явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
На предприятиях чаще всего проводятся два вида экологическогомониторинга:регулярныймониторинг(илипроизводственныйэкологическийконтроль)иизмерениехарактеристикэкологическойэффективности, установленных для плановых экологических показателей(это и есть собственно экологический мониторинг). К информационнымотносится второй вид ЭМ.
Планы измерений экологической эффективности составляются наоснове перечней целевых и плановых экологических показателей. В планахуказываютконтрольныеточкирегистрациикаждойхарактеристикиэкологической эффективности или рабочих критериев (параметров), которыеиспользуются для их расчета.
Различают два уровня экологического образования:
? общее (дошкольное, школьное, общевузовское);
? специальное (вузовское, дополнительное профессиональное).
Общее экологическое образование направлено на формирование общейэкологическойкультурыиграмотностинаселенияиработниковпредприятий.
Специальноеэкологическоеобразованиеявляетсяосновным
инструментом для формирования квалифицированного кадрового составапредприятия.
Кдополнительномупрофессиональномуобразованиюотносятсяповышение квалификации и профессиональная подготовка с получениемдиплома на право ведения нового вида деятельности.
Законодательнозакреплено,чторуководствоиответственныедолжностные лица на предприятии должны периодически подтверждатьсвою квалификацию в области охраны окружающей среды и экологическойбезопасности. На сегодняшний день установлена периодичность повышенияквалификации – один раз в пять лет.
Экологическаярекламаипропагандаосуществляютсяпутемраспространения информации о предприятии, его экологической политике,целях и задачах, природоохранных акциях и их результативности средизаинтересованных сторон, например, через средства массовой информации,интернет-ресурсы,информационныестенды,семинарыитренинги,экскурсии, экологическую маркировку на продукции и др. Экологическиетребования к партнерам прописываются в договорах.
Основными целями при использовании этого информационного методаявляютсясозданиеположительногоимиджапредприятияузаинтересованных сторон; создание условий для привлечения инвестиций иобеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Предупредительные методы применяются дляустраненияпотенциального несоответствия нормативным требованиям и делятся на две группы (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 Структура предупредительных методов СЭМ
К правовым методам экологического менеджмента относится владениеприродоохранном законодательством:
? законы и подзаконные акты (международные, конституционные ифедеральные законы, приказы и постановления правительства РФ исубъектов, приказы министерств и др.);
? государственные стандарты (17-й класс ГОСТов «Охрана природы» –национальные; ПНСТ - предварительные национальные стандарты; ISO(ГОСТ Р ИСО) – международные стандарты и др.);
? нормативные акты (своды правил – СП, санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы – СанПиН, строительные правила – СНиП,гигиенические нормативы – ГН и др.);
? руководящие документы (РД, инструкции и др.).
Контрольныеметодыэкологическогоменеджментавключают:инвентаризацию; оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);экологическое нормирование; производственный экологический контроль(ПЭК); экологическую экспертизу (ЭЭ); экологическое аудирование (ЭА);экологическую сертификацию (ЭС); экологическое лицензирование (ЭЛ).
Оценка воздействия на окружающую среду – ряд мероприятий ипроцедур по выявлению, анализу и учету последствий воздействия наокружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целяхпринятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Экологическое нормирование – процедура установления нормативовдопустимоговоздействиянаокружающуюсредуприосуществлениихозяйственной деятельности, а также иных нормативов в области охраныокружающей среды на основе современных достижений науки и техники сучетом международных правил и стандартов в области охраны окружающейсреды.
Производственныйэкологическийконтроль–процедураустановлениясоответствиямеждуфактическимихарактеристикамивоздействий на окружающую среду и требованиями законодательства(установленными нормативами или лимитами), а также контроля выполненияприродоохранных мероприятий.
Экологическая экспертиза – это процедура установления соответствиядокументации, обосновывающей планируемую хозяйственную деятельность,требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированнаяоценка соблюдения организацией требований в области охраны окружающейсреды, требований международных стандартов и подготовка рекомендацийпо улучшению такой деятельности;
Экологическаясертификация–этопроцедураподтверждениясоответствия структуры системы управления окружающей средой, качествавыпускаемой продукции и оборудования действующим экологическимтребованиям:требованиямтехническихрегламентов,положениямстандартов, сводов правил или условиям договоров.
ЭС опирается на заключения ЭА или ЭЭ и отличается от них объектами,которые подлежат проверке на соответствие экологическим требованиям.
При ЭЭ анализируются проекты (намерения), а при ЭА – реальнофункционирующие объекты. При ЭС анализируется в материальной формекачество продукции, услуг, работ и т.п.
Экологическое лицензирование – процедура выдачи специальногоразрешения(лицензии)направоосуществленияконкретноговидадеятельности:деятельностипосбору,транспортированию,обработке,утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Финансовые методы заключаются в стимулировании деятельностипредприятийвобласти охраны окружающейсреды,обеспеченияэкологической безопасности, энерго- и ресурсосбережения и т.п.
Используются следующие методы экономического стимулирования [Оперативный журнал, 2012 – 340с]:
– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– применение повышающих и понижающих коэффициентов при взиманииплаты за негативное воздействие;
– предоставление налоговых льгот при осуществлении деятельности в целяхохраны окружающей среды;
– выделение средств федерального бюджета на осуществление деятельностив целях охраны окружающей среды;
– экологическое страхование.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [Хашковский , 2013 – 95 с], с
2015 г. взимается плата за следующие виды негативного воздействия наокружающую среду:
? выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарнымиисточниками;
? сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
? длительное хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плата за негативное воздействие на ОС дифференцирована, т.е.установлены базовые нормативы платы в зависимости от степени опасностивещества для компонентов окружающей среды или класса опасности отхода.
Для каждого объекта ОС базовые нормативы установлены для 2 видоввоздействия: в пределах нормативов и сверх нормативов (лимитов).
Понижающие коэффициенты платы применяются при проведениимероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду ивнедрении наилучших доступных технологий. Повышающие коэффициенты– при нарушении установленных нормативов и лимитов, а также принарушении сроков проведения природоохранных мероприятий.
Государственная поддержка деятельности предприятий в областиохраны окружающей среды предусматривает следующие направления:
? содействие при внедрении НДТ и реализацию мер по снижениюнегативного воздействия на окружающую среду;
? содействие в осуществлении образовательной деятельности в областиохраныокружающейсредыиоказанииинформационнойподдержкиприродоохранных мероприятий;
? содействие при использовании возобновляемых источников энергии(ВИЭ), вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля зазагрязнением окружающей среды и др.
Экологическоестрахование–этострахованиеответственностиобъектов(предприятий),потенциальноспособныхнанестинепреднамеренный вред окружающей среде, и собственных убытков,возникающих у объектов, наносящих вред [Сануевич, 2013. – 629].
Экономическое стимулирование в виде экологического страхованияприменяется для защиты предприятий от экологических рисков, например, врамках прекращения производства и использования озоноразрушающихвеществ и содержащей их продукции.
Принудительные методы
Принудительные методы экологического менеджмента включают:
1) приостановку некоторых участков производства или запреты напроведение некоторых видов работ(например, при неблагоприятныхметеорологических условиях);
2) приостановку действия или отзыв лицензии на обращение с отходами;
3) штрафы за нарушения в области природопользования и охраны
окружающей среды;
4) дисциплинарную, административную и уголовную ответственность занарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Случаи, влекущие за собой приостановку или отзыв лицензии наобращениесотходами,освещенывнормативныхдокументахолицензировании и связаны, в основном, с несоблюдением предприятиямилицензионных требований.
1.3 Внутренние проверки и корректировка СЭМ
Внутренние и внешние проверки системы экологического менеджментавыполняются в форме экологических аудитов.
Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящиеуказания по аудиту систем менеджмента» содержит основные определения итиповую схему планирования и проведения аудита [Хашковский , 2013 – 95 с].
К основнымцелямэкологического аудита относятся:
? ОпределениесоответствияCЭMпредприятиятребованиям,предъявляемым ГOCT Р ИСО 14001 [5];
? определение, насколько правильно внедрена и поддерживается СЭМ напредприятии;
? идентификация областей потенциального улучшения СЭМ;
? оценка способности руководства предприятия к внутреннему анализуэффективности СЭМ;
? оценка СЭМ для подкрепления намерений установления контрактныхотношений, например, с потенциальным поставщиком или партнеромпо совместному предприятию;
? подтверждениеготовностипредприятиякэкологической сертификации.
Взависимостиотприоритетныхцелей,различаюттривидаэкологического аудита:
? аудит первой стороной (внутренний);
? аудит второй стороной (потребительский);
? аудит третьей стороной (сертификационный).
Внутреннийаудитпроводитсянарегулярнойплановойосновеобученными сотрудниками самого предприятия для выявления нарушенийтребований законодательства и стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 иидентификации областей потенциального улучшения.
Потребительскийаудитявляетсявнешним,инициируетсяпотребителем продукции или услуг (партнером, поставщиком или инойзаинтересованнойстороной)сцельювыявлениясоответствияСЭМтребованиям законодательства и подкрепления намерений предприятия.
Сертификационный аудит является независимым внешним аудитом,
проводимым специальной сертификационной организацией по поручениюпроверяемого предприятия. Положительное заключение сертификационногоаудитанеобходимопредприятиюдлядальнейшейэкологическойсертификации продукции, услуг, технологий, оборудования и др.
В общем виде схема проведения внутреннего экологического аудита
представлена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 Блок-схема внутреннего экологического аудита
Внутреннему аудиту может подвергаться как все предприятие в целом(полный аудит), так и отдельные производства, цеха, участки, отделы(неполный аудит). Внутренние аудиторские проверки проводятся регулярнов течение года на плановой основе. Для оперативного решения текущихвопросов в производственных процессах и функционировании системруководство инициирует внеплановые аудиторские проверки.
Планированиевнутреннегоаудитазаключаетсявсоставлениипрограммы аудита, формировании группы и назначении главного аудитора.
Проведение аудиторской проверки включает следующие основныеэтапы:
1) анализ документов;
2) опрос;
3) наблюдение (осмотр);
4) оценивание;
5) обработка результатов.
Источниками первичной информации для аудиторов в ходе проверкивыступают все основные документы, перечисленные в приложение 1: проекты, планы, акты, протоколы, отчеты, реестры, программы, регистрационные журналы и т.д. В ходе анализа документов аудиторы выявляют наиболее ответственные и уязвимые места СЭМ. Информация, полученная при анализе документов, используется аудиторами при опросе сотрудников и осмотре проверяемого подразделения.
Опрос сотрудников проводится для проверки эффективности СЭМ наместах. В рамках экологического аудита применяются три основные формыопроса: анкетная, контрольный вопросник и устная.