Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОЙ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

y_nika 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2018
Таким образом, проанализировав свойства игровой культуры в работах российских и зарубежных культурологов возможно прийти к следующему выводу. Игровая культура, основой которой выступает феномен игры, предстает перед нами в совокупности взаимосвязанных смыслового, семиотического, коммуникативного и реалогического полей, определяющих ее суть. Исходя из анализа компонентов, входящих в каждое из полей, мы предприняли попытку изложить вероятные пределы игровой культуры, как в концепции культурологического знания, так и в современном российском социокультурном пространстве. Главным образом, работа над определением статуса игровой культуры включала в себя историческое исследование академической рефлексии по отношению к феномену игры, анализ текстов художественной культуры и фиксацию актуальных смыслов, которыми наделяет современный индивид игру.
Введение

Актуальность работы. Игра является одним из феноменов человеческого бытия. Представители самых разных культурологических школ не раз пытались осмыслить ее. Этот феномен интерес для изучения представляет, прежде всего, в таких аспектах, как роль игровой деятельности в процессе воспитания, соотношение игры и искусства, становлении идентичности, социализации личности, соотношение игры и культуры в целом. Поиски сущности феномена игры, интерес к изучению этого культурного феномена, представление игры как некой системы стратегий, попытки вывести общее составляющее, объединяющее столь различные проявления человеческой деятельности, в языке обозначенных термином «игра», способствовали формированию «игрологии», как самостоятельного исследовательского направления. В ходе изучения этого направления была найдена непрерывная связь игры с важнейшими экзистенциальными феноменами: любовью, свободой, искусством, трудом, с жизнью в целом. Однако существуют несомненные трудности в определении игрологии как категории культурологи, такие как отсутствие единого взгляда на сущность игры, наличие многих различных аспектов исследования, а также наличие разнообразного спектра мнений об игре в различных философских школах. Проблематика игры приобретает особое значение именно сейчас, в наши дни, когда основными ценностями, определяющими ориентиры существования, выступают те, что связаны материальной стороной жизнеобеспечения, рационализмом и прагматизмом, манипуляцией, поиском выгоды, стремлением к минимизации жизненных рисков и защите от сильных эмоций, переживаний, способных вызывать чувство страдания и душевную боль. Индивид все больше увязает во власти стандартов потребления, рассматривая другого с точки зрения возможности удовлетворения необходимых ему потребностей, преимущественно примитивных. Люди стремятся скрыть свои истинные лица, надевая маски и играя роли в реальной жизни. Таким образом, возникает духовно-эмоциональный вакуум. Это означает, что игра, представленная в разнообразии своих видов, активно внедряется в социальные практики, активно распространяется игровая деятельность, фиксируется ее острая востребованность обществом, наблюдается эскалация игровых форм и стремительное развитие игровой индустрии. Такие современные проблемы, связанные с игрой как особым видом деятельности, называемые «игроманией» и «игрозависимостью», носят острый социальный характер. В сфере досуга, который на сегодняшний день становится все более значимым, игровая деятельность занимает, как правило, главенствующее положение и выполняет в первую очередь рекреативную функцию. Тем не менее, такие различные сферы деятельности, как политика, бизнес, управление, образование и т.д. не могут обойтись без некоторых элементов игры, что и позволяет исследователям судить об их игровом характере, относить их к сфере игрового. В последнее время число игровых учреждений, формализующих игровую деятельность значительно возросло, и игровой бизнес являющийся одним из самых прибыльных во всем Западном мире, набирает обороты и в России. Игровая терминология проникает в самые различные жизненные ситуации, вплоть до самых трагических из них - смерти. Ученые говорят о наличии прямой зависимости между социокультурными характеристиками пространства человеческой жизнедеятельности и характером господствующих игр, основываясь на анализировании самых различных социальных практик. Существуя в обществе с момента его становления, проходя с ним этапы своего развития, игра, рассматриваемая в качестве одного из способов человеческой деятельности, не могла не видоизменяться, при этом сохраняя совокупность отличительных атрибутивных качеств, присущих только ей. Но социальная система эволюционирует, и игра эволюционирует вместе с ней. Игра формирует специфическую сферу в культуре социума, которую мы определяем как игровую культуру. Она-то и содержит в себе главным образом проявления феномена игры в своих основных формах. Представление о культуре, как ос ложно развивающейся, усложняющейся системе может служить общеметодологическим основанием для выделения сферы игры. Культура как система образуется совокупностью относительно самостоятельных и взаимосвязанных друг с другом видов или подсистем, являющихся определенными пространствами, задаваемыми характером человеческой деятельности. Игровую культуру, имеющую свои границы и специфическую природу, мы относим к таким подсистемам, которые идут наряду с политической, правовой, нравственной, художественной, экологической культурами. Все чаще игрой называются любые процессы, предполагающие какой-либо результат – неопределенность интерпретации термина “игра” и произвольность его использования приводят к необходимости исследования игровой культуры и фиксированию ее характеристик в культурном пространстве. В то время как, разворачивающиеся в рамках игровой культуры, нынешние тенденции игровой деятельности изучены недостаточно, игру представляют как всеохватывающий, всеобъемлющий феномен. Именно поэтому выяснение сущностных, присущих только игровой культуре признаков, отличающих ее от других феноменов человеческой культуры, и внедрение игры в воспитательный процесс становится весьма актуальным. Таким образом, проблемой исследования выступает основное противоречие: недостаточная изученность в концепции культурологического знания, его смысловых, структурных оснований и механизмов функционирования и значимая включенность игровой культуры как относительно самостоятельного феномена в современное социокультурное пространство. Объектом исследования выступает игровая культура как сфера воплощения атрибутивных свойств феномена игры в пространстве современности. Предмет работы: характеристики игровой культуры в педагогических концепциях отечественных и зарубежных ученых. Цель исследования: определение сущности игровой культуры и ее характеристики и использование ее в педагогических практиках отечественных и зарубежных исследователей. Цель исследования определяет решение следующих задач: 1. Изучить основные этапы генезиса игры как объекта научной рефлексии. 2. Выявить теоретико-методологические основания, необходимые для выделения игровой культуры как категории культурологии. 3. Определить границы игровой культуры и ее основные структурообразующие характеристики. 4. Изучить характеристики игровой культуры в педагогических концепциях отечественных и зарубежных ученых. Степень разработанности темы. Феномен игровой культуры специализировано не становился объектом исследования. Отдельные аспекты игровой культуры изучаются, по преимуществу, представителями современной педагогической науки Я. Ю. Манусовой, В.Д. Пономаревым, Е. А. Репринцевой, В. Я. Суртаевым. Поэтому, чтобы проникнуть в сущность изучаемого явления - игровой культуры, необходимо подвергнуть анализу ее смыслообразующие основы, главным образом, изучить сам феномен игры. Мы считаем необходимым для построения концепции игровой культуры проанализировать те традиции исследования феномена игры, которые сложились в зарубежной и отечественной исследовательской мысли. Прежде всего, на сегодняшний день можно зафиксировать ряд сформировавшихся научных подходов к исследованию игры, в рамках которых также существуют отдельные самостоятельные направления. Психологический подход, понимает игру как один из компонентов человеческой психики и представлен, в основном, трудами Э. Берна, Э. Мак-Дауголла, С. Миллер, Ж. Пиаже, В. А. Разумного и 3. Фрейда. К биологическому подходу исследования игры относятся теории избытка сил В. Вундта и Ч. Спенсера; теории упражнения К. Гросса, В. Штерна, К. Бюллера; общая психоаналитическая теория игры Ф. Бейтендайка, теория восстановления сил М. Лацаруса, в которых игра предстает как объект анализа на различных этапах фило - и онтогенеза. Педагогический аспект, рассматривающий роль игры в воспитании личности, отражен в работах Н.П. Аникеевой, J1.C. Выготского, С.Ф. Занько, С.А. Макаренко, П.Ф. Каптерева, И.Г. Песталоцци, C.JI. Рубинштейна, К.Д.Ушинского и в других. Социологический взгляд на феномен игры обусловлен его функционированием в общественной жизни и содержится в концепциях П. Бурдье, С.А. Кравченко, Ю.А. Левады, Я. Морено, Э. и М. Неймейеров, К. Рэйнуотера. Культурологический характер имеют работы Т.А. Апинян, А.Баканурского, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, А.С.-Кармина, И.С. Кона, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М. Мид, B.C. Мухиной, Р. Кайуа, Е.А. Репринцевой, В.Я. Суртаева, С.С. Соковикова, Э.В. Соколова, Й.Хейзинги, Н.А. Хренова, в которых игра понимается главным образом как способ действия, реализации сущностных сил человека, одна из форм существования культуры в целом. Осмысление различных аспектов феномена игры в рамках философского подхода весьма многоаспектно и имеет давнюю традицию, которая берет свое начало в античности (Аристотель, Платон) и продолжается на современном этапе. Игра, прежде всего, предстается явлением бытийного плана, а ее сущность раскрывается с экзистенциальной, онтологической, гносеологической, аксиологической точек зрения. Основными представителями западно-европейской философии, в различной степени подвергавшие анализу феномен игры являются: Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, Ф. Бэкон, Г.-Х. Гадамер, Г.-Ф. Гегель, Г. Гессе, Э. Гуссерль, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Д. Дидро, И. Кант, М. Монтень, X. Ортеги-и-Гассет, П. Рикер, Ж.-Ж. Руссо, О. Финк, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, Ф. Шиллер, У. Шекспир, К. Ясперс. Философские аспекты феномена игры в отечественной научной школе представлены в трудах В.А. Аликина, А.В. Антюхиной, М.М. Бахтина, Ю.С. Башкирцевой, М.А. Бондаренко, H.JI. Виноградовой, Н.С.Гринберг, A.Б. Демидова, А.В. Зайко, М.С. Иванова, P.P. Ильясова, К.Г.Исупова, М.С. Кагана, Н.Т. Казаковой, Н.В. Казановой, Т.Е. Карповой, И.В. Куликовой, М.А. Коськова, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Я.Ю. Манусовой, Н.А. Мазровой, Л.Р. Прокшиной, Л.Т. Ретюнских, B.М.Розина, К.Б. Сигова, С.А.Смирнова, Е.С. Смирновой, Л.П. Тимофеевой, Н.Б. Шипулиной. Отдельное место в осмыслении феномена игры занимают художественные источники в образной форме представляющие особенности игровой деятельности и характеристики ее субъектов - игроков. В этом контексте исследовательский интерес для нас представляют произведения Г. Гессе, Н. В. Гоголя, Э. Т. А. Гофмана, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, С. Цвейга. Из представленных подходов становится очевидным, что их авторы обращаются как к отдельным аспектам рассмотрения феномена игры, так и предпринимают попытки раскрыть целостную картину его существования. Однако в многочисленных работах, игра не выступает в качестве фундамента, основания игровой культуры как сферы социокультурного пространства, не обозначаются ее границы и основные характеристики, тем самым игровая культура не является объектом культурологического анализа. Методологические основы исследования: Исследуемая проблематика предполагала использование комплекса подходов, существующих в системе культурологии, в свете которых были рассмотрены феномены игры и игровой культуры. Среди таковых феноменологический, исторический, синхронический, аксиологический, антропологический, деятельностно-функциональный и системный подходы. Феноменологический подход, применяемый к исследованию игровой культуры, позволяет описывать ее как феномен, изначально присущий человеческому бытию и представляющийся в многообразии своих форм. Используя исторический (диахронный) подход, мы прослеживаем ход трансформации игры в особое пространство - игровую культуру и выявляем роль последней в культурно-историческом процессе. Синхронический подход позволяет рассматривать различные формы игровой культуры, репрезентирующиеся в том или ином едином культурном хронотипе. Игра, с позиции аксиологического подхода, представляет собой несомненную ценность для человека, имея как позитивные, так и негативные эффекты реализации в сфере игровой культуры и за ее пределами, использующиеся в разнообразных «развивающих» целях: учебных, воспитательных, развлекательных, компенсаторных и т. д. Рассматриваемый в рамках антропологического подхода феномен игровой культуры обозначается принадлежащим исключительно человеческому бытию, формирующийся в результате культивирования многочисленных форм игровой деятельности. В свою очередь деятельностный подход дает право рассуждать о традиционных и новых формах игровой деятельности как о способе реализации сущностных сил человека. Исходя из понимания культуры как системы, мы можем представить игровую культуру, главным образом, как особое пространство культуры, в котором реализуется смысловое содержание функционирования игры в социуме. Типологический метод дает возможность выделить определенные типы игровой деятельности в историко-культурном контексте (Т. А. Апинян, Р. Кайуа, Й. Хейзинга) и описать современный тип игровой культуры. Метод структурно-функционального анализа способствует осмыслению пространства игровой культуры, представляющего собой совокупность взаимодействующих структурных элементов или полей и осуществляемых ими набором функций. Практическая значимость. Материалы настоящего исследования возможно использовать в образовательном и воспитательном процессе учебных заведений и сфере досуга. Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Культура и игра, связь и взаимодействие……………………................ 10 1.1. Ментальное поле игры………………………………………………………….. 10 1.2. Игровые сценарии в культуре………………………………………………….. 20 ГЛАВА 2. Развитие концепции игровой культуры в трудах западноевропейских и отечественных культурологов………………………….. .. 31 2.1. Сопоставление понимания культуры игры в трудах Й. Хейзинги и Бахтина М.М………………………………………………………………………. 31 2.2. Игровая культура с точки зрения Х. Ортега-и-Гассета, Г. Гессе……………..56 2.3. Применение игровой культуры в воспитательных практиках………………. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 77 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….82
Список литературы

1. Аверинцев С. С. Культурология Иохана Хейзинги Текст. 2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. - СПб., 2003. 3. Баннов К. Ю. Философско-культурологические основания концепции игровой культуры //Методология культурологического исследования. №4. С.10-15. 4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 5. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Статья «Автор и герой в эстетической деятельности».- Киев, 1994. 6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- Киев, 1994. 7. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев, 1994. 8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М, 1965 . 9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М.М.Бахтин. М: Наука, 1994. -310с. 10. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания Текст. / И.Е. Берлянд. -Кемерово, 1992.. 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э.Берн. М.: Прогресс, 1988. 12. Булавка Л.А., Бузгалин А.В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма.//Вопросы философии 2000,- №1.-с.119-131. 13. «Введение в культурологию» [ред. Е. В. Попов] Москва. Владос 1996 г. 14. Волков Г.П. Этнопедагогика Текст. / Г.П. Волков. - Чебоксары, 1974. 15. Волкова Е.В., Оруджева С.З. Тона и обертона серьезного в философии М.Бахтина.//Вопросы философии,- №1- 2000.-с.102-108. 16. Гадамер, Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. - М., 1988. 17. Гессе Г. «Игра в бисер» Москва. Правда 1992 г. 18. Гессе Г. Игра в бисер Текст. / Г. Гессе // Гессе Г. Избранное / Г.Гессе. М.:«Радуга», 1984. 19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен. Берлин: Слово, 1923. 20. «История мировой культуры»/ [ред. Драч Г.В.] – Р/нД.: Феникс, изд. 7, 2010 21. Кайуа Р. Игры и люди Текст.: статьи и эссе по социологии культуры / Р.Кайуа; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 22. Кармин А. С. «Культурология». Санкт-Петербург 2001 г. 23. «Культурология» [ред. Добрынина В. И.] Москва. 1993 г. 24. «Культурология: Учебник для вузов» / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев – СПб.: Питер, 2011. – 384с. 25. Липовцева А.В. Игровая теория культуры: социально-культурологические аспекты. Мир науки, культуры, образования. № 2 (21) 2010. с.262-264 26. Оганов А. А. Хангельдиева И, Г. «Теория культуры» Москва. Фаир-Пресс 2001 г. 27. Ортега-и-Гассет X. «Эстетика. Философия культуры» Москва. Искусство 1991 г. 28. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Вопр. философии. 1989.-№3 29. Ортега-и-Гассет, X. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет.-М.: Прогресс, 1991. 30. Ретюнских, Л. Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. - М., 2002. 31. С.С. Аверинцев // Вопросы философии. М.гПравда, 1969. - №3. 32. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблемы человека в западной философии. - М., 1988. 33. Хейзинга И. «Человек играющий» Москва. Прогресс 1992 г. 34. «Хрестоматия по культурологии» [ред. Радугина] А. А.Москва. Центр 1996 г.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И ИГРА, СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. 1.1. Ментальное поле игры В культуре современного социума становится все более значимым феномен игры, определение его смысловой сущности и структурного наполнения. Направление «игрология», сформировавшееся из различных частных дисциплин, сложилось к концу ХХ века. Устойчивая заинтересованность к феномену игры, которая появлялась на всех этапах исторического развития общества, способствовала образованию этой отрасли науки. Возможности развития игрологии увеличиваются при многостороннем изучении игры в различных областях науки: в педагогике, психологии, культурологи, философии, математике, физиологии и др. Но вместе с тем игра, которая является универсалией культуры, не могла развиваться независимо от социальных изменений. Итак, существуя в социокультурном пространстве, феномен игры, который мы можем обозначить термином «игровая культура», сформировал особое «поле». Игровую культуру теперь можно рассматривать как отдельную сферу, являющуюся составной частью социокультурного пространства, которая отражает взаимодействие «человек – игра», задаваясь игрой как феноменом культуры. Естественно, для анализа смыслозначимых структурных элементов, образующих игровую культуру, необходимо в полной мере целостное осмысление ее фундаментального основания - феномена игры . Философско-культурологические трактовки занимают важнейшее место в выявлении специфики игры. Чтобы прояснить существенные характеристики в изучении игры, надо сконцентрировать внимание на значимых аспектах, выделяемых исследователями культуры. Несмотря на то, что с древнейших времен философия рефлексировала по поводу игры в различных аспектах, игра, как самостоятельно исследуемый предмет, в поле зрения философов попала лишь в середине ХХ века. Еще Платоном, который считал, что игра, танцы, пение, воздаяние богам должного (т.е. игра-ритуал), начали выявляться онтологические характеристики игры. Но принято считать, что у истоков онтологии игры стоят концепции И. Канта и Ф. Шиллера.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 64 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Культурология, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg