ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СТРАХА ВОДЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПРИЧИНЫ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
1.1 Определение понятия «страх», его виды.
Страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека, его материальное благополучие или статус в обществе, а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей [10]. Страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. В процессе научения человека и приобретения им эмоционального опыта активаторами страха могут становиться любые эмоции. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека. Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. С. Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной. Когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха [22]. Например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. Но эти когнитивные процессы часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще [48]. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате:
а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда);
б) ожидания вреда;
в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха [43; 55].
Определённые объекты, события и ситуации имеют тенденцию пробуждать страх, то есть являются «естественными сигналами» опасности. В качестве естественных сигналов опасности 4 фактора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта. Эти факторы не обязательно являются врожденными, внутренними активаторами страха, также люди биологически предрасположены реагировать на них страхом [1; 3; 19].
Выделяется следующие виды страха:
По форме и оттенкам проявления:
1. страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия);
2. соответствующий и несоответствующий степени опасности;
3. адекватный и неадекватный.
По степени выраженности:
1. испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека);
2. боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие);
3. ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности – «безумный страх»).
По форме проявления:
1. страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга);
2. реальный (опасность исходит из окружающего мира);
3. моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений).
По виду:
1. осознаваемый генерализованный;
2. осознаваемый локализованный;
3. неосознаваемый генерализованный;
4. скрытый локализованный страх.
По этапам развития:
1. нерешительность;
2. неуверенность;
3. смущение;
4. боязливость;
5. тревогу;
6. страх;
7. ужас [3; 13; 15].
Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:
а) ограничивается восприятие;
б) замедляется мышление, становится более узким по объему и более ригидным по форме;
в) напрягаются мускулы;
г) сокращается число степеней свободы в поведении [37].
Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию [51].
Одним из первых в России предпринял попытку дифференцировать разные виды страха психолог и психиатр Н. Осипов. Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического — жуть, а при восприятии комбинации того и другого — боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно. Эта классификация опирается лишь на внешние причины появления страха, но не раскрывает психофизиологические различия разных видов страха [11; 45].
Одной из современных отечественных классификаций видов страхов является классификация страхов по Ю. Щербатых.
1. «Природные» страхи: атмосферные явления, астрономические явления, вулканы и землетрясения, животные.
2. «Социальные» страхи: страх ответственности, страх перед экзаменами и др.
3.Страхи, которые мы создаем сами: страх несуществующих явлений, страх темноты, «внутренние» страхи (страхи собственных мыслей и поступков), страх будущего.
4.Классификация страха по силе: от легкой тревоги до ужаса.
5.Страхи понятные и неосознанные.
6.Страх смерти.
7.Детские страхи: страх одиночества, посторонних людей, конкретной угрозы извне, сказочных образов, врачей, резких звуков, «социально заимствованные» страхи и другие [10; 26; 49].
Генетическая память на уровне хромосом и генов сохранила и перенесла через века страхи наших предков. Время и цивилизация изменяли эти страхи, добавляли к ним новые. Самые страшные люди - это люди, одержимые страхом. Страх действует разрушительно. Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и при наличии неблагоприятных условий и незнакомой обстановки. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условно рефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Возможно и инстинктивное проявление страха. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но бывают и беспредметные страхи, то есть, не связанные ни с чем конкретным. Д. Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы [22; 37].
Природные стимулы страха: высота, боль, одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула;
Производные стимулы страха: незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомые люди.
Таким образом, функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, может побуждать искать пути ее избегания либо ввергать в состояние депрессии или другие неблагоприятные для человеческой психики состояния. На сегодняшний день ученым не удалось раскрыть до конца причины появления и развития фобий. Однако, определить насущный страх (или группу страхов) человека и справиться с ним современная психология, психотерапия и т.п. науки могут помочь [43; 62].
Страх воды возникает у детей довольно часто. Иногда он проявляется в нежелании мыться в ванной или душе, иногда — в протестах против купания в реке, озере, море. Причинами такого страха могут быть банальные неприятные ощущения во время контакта с водой — например, щипучий шампунь или мыло, опыт купания в слишком холодной или горячей воде, попадание воды в уши или нос. Иногда причины лежат глубже: может быть, ребенок ассоциирует воду с какими-то негативными событиями своей жизни или копирует страх близких, если они слишком волнуются, когда он купается [63].
Причин этому могло быть несколько:
1) Ребенок получил травматичный опыт.
2) Прохладная вода, резкий неприятный контраст.
3) Состояние.
4) Море — это большое незнакомое пространство без границ. Развитие ребенка раннего возраста направлено (в числе прочего) на установление границ, как в поведении, так и в окружающем пространстве.
Гидрофобия — страх воды, он встречается как у взрослых, так и у детей. Иногда, чтобы уменьшить влияние страхов в жизни человека, достаточно с ними не соприкасаться. Но боязнь воды практически невозможно обойти. Человек с гидрофобией избегает открытых пространств на воде, не плавает, даже если умеет, начинает паниковать, если теряет дно. Такая фобия создает множество неудобств в жизни. Например, люди с фобией воды не могут посещать бассейны или купаться в открытых водоёмах. Для некоторых возникают трудности в повседневной жизни, даже принятие душа превращается в испытание. Этот страх не обоснован, но несет в себе информацию о взаимоотношении со стихиями. Стихии обладают невероятной силой, которая меняет состояние человека, как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, огонь согревает и разрушает, вода охлаждает и переохлаждает. Мы можем контактировать со стихией, например, с утра мы умываемся, но не все другие контакты с водой будут допустимы. Если умываться не страшно, то страшно опуститься в воду целиком, страшно не видеть берег, страшно нырять в воду. Какая-то ситуация воспринимается спокойно, какая-то вызывает страх, а какая-то панику [25; 47; 50].
Фобические реакции.
Очень важно среди всего этого спектра эмоций не пропустить фобическую реакцию. Самые распространенные среди них:
Гидрофобия — эмоциональный запрос на дистанцию от воды. Это обобщенное название боязней воды.
Батофобия — боязнь глубоких водоемов. Боязнь глубины часто возникает на фоне стресса, полученного в воде, неудачной попытки научиться плавать. Но психологи, также отмечают, что причиной может быть врожденная тревожность человека. Зачастую она связана с неблагоприятной ситуацией в семье, что приводит к недоверию к миру в общем и страху перед неизвестностью.
Талассофобия — боязнь моря, открытых безбрежных пространств. Проявляется как сильный дискомфорт и паника при виде моря или при попытке контакта с морем. Психологи считают, что корень проблемы может быть в недоверии миру, как и в случае с другими гидрофобиями.
Аблютофобия — постоянный навязчивый страх перед умыванием, чисткой зубов или мытьем рук. Иногда этой форме страха свойственна боязнь любых туалетных и ванных комнат. Причин может быть много, например дело может быть даже не в самой воде, а в сопутствующем стрессе, что-то могло напугать в детстве во время умывания и купания в ванной [28; 34].
Некоторые дети с радостью принимают душ, но могут устроить настоящую истерику, когда им моют голову или пытаются научить их нырять в ванне. Другие детки уверенно чувствуют себя в бассейне - где пространство вполне обозримо и можно ухватиться за бортик, но ни за что не согласятся показать свои умения в море. Некоторые малыши веселятся и плещутся, пока вода спокойная, но при малейшем движении воды или небольшой волне впадают в панику. Боязнь воды принимает самые разные формы и может проявляться лишь при определенных условиях [61]. Поэтому родители не всегда в состоянии с пониманием отнестись ко "вдруг" возникшей боязни, зачастую воспринимая ее как каприз. Многие родители, детям которых больше 3-4 лет, не склонны принимать подобные страхи всерьез, считая их смешными и детскими, и пытаются избавить от них ребенка с помощью рациональных объяснений и увещеваний. В такой ситуации ребенок не только не избавляется от беспокойства, связанного с водой, но и чувствует некоторое пренебрежение и ущемленность [16; 21; 40].
Причины страхов ребенка не всегда очевидны, иногда они кажутся беспричинными, но, тем не менее, очень стойкие страхи зарождаются в младенчестве. Если кто-то из родителей сам опасается водной стихии, он может неосознанно передать это недоверие маленькому ребенку. В том, как взрослый готовит малыша к купанию, в его тщательных приготовлениях, в преувеличенных мерах безопасности может сквозить безотчетная тревога, которую младенец почувствует и свяжет с пребыванием в воде [57]. Может быть и обратный вариант, когда чрезвычайно энергичный и бесстрашный родитель, не колеблясь, бросает ребенка в воду, чтобы тот закалял характер и учился преодолевать трудности. Такие глубоко укоренившиеся страхи не исчезнут как по волшебству в три года, потребуются специальные усилия, терпение и понимание, чтобы помочь ребенку справиться с ними. Но далеко не всегда ситуация выглядит столь драматично, есть множество других, более очевидных, причин по которым дети могут перестать "дружить" с водой [14; 56; 65].
1.2 Психологические методы работы с детскими страхами.
Страх относится исследователями к одной из основных эмоций. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием». Страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка [18]. В переводе с латинского языка термин «коррекция» означает «поправка, частичное исправление или изменение». Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев. Психотерапия представляет собой «целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами». Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами [59].
К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию – терапию искусством (сказкотерапию, куклотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка [46].
Игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра имеет несколько функций и одна из них – терапевтическая. Впервые к терапевтическим функциям игры обратились представители психоаналитического подхода. А. Фрейд и М. Кляйн исследовали деятельность ребенка в игре, поскольку метод свободных ассоциаций, предложенный З. Фрейдом, не был достаточно информативным для работы с детьми. Интерпретация игры проводилась на основе традиционных психоаналитических воззрений. А. Фрейд использовала игру для построения прочных позитивных отношений между терапевтом и ребенком, М. Кляйн рассматривала игру как средство самовыражения и интерпретировала непосредственно игровое поведение ребенка [33]. Благодаря дальнейшим исследованиям возникло направление недирективной игровой психотерапии. Оно было основано на гуманистической психологии К. Роджерса. Метод недирективной игровой терапии, разработанный В. Экслайн и Г. Лэндретом, представляет собой спонтанную игру в игровой комнате при создании безопасных психотерапевтических условий. Основная задача терапевта при проведении недирективной игровой терапии – создать доверительную атмосферу, способствующую развитию личностного ресурса ребенка.
Г. Лэндрет подчеркивал важность трех моделей поведения терапевта:
1) «реалистичности», позволяющей включиться в доверительные отношения с ребенком;
2) умения выражать принятие ребенка;
3) умения передавать чувство понимания ребенку, т. е. возможности войти в мир ребенка.
Метод «освобождающей терапии» заключается в составлении сюжета, касающегося главной проблемы ребенка. А. Захаров отмечает, что данный метод эффективен при устранении страха, боязливости, спровоцированных травмирующим опытом. Заранее разработанный план игры, четкое распределение ролей предлагаются ребенку уже в готовом виде. Это позволяет создать несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание ребенком своих внутренних конфликтов и противоречий. Первичным источником изменения поведения ребенка, с точки зрения поведенческой игровой психотерапии, становится предъявление ребенку негативных и позитивных последствий его поведения. В первую очередь терапевт ставит задачу изменить и скорректировать установки и убеждения ребенка. Применение игры отечественными психологами основывается на теории игры. У дошкольника ведущая деятельность – игра, поэтому она и является ведущим средством психотерапии данного возраста. О. Карабанова в своей книге «Игра в коррекции психического развития ребенка» называет основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1) моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, исследование ребенком этих отношений и ориентировка в этих отношениях;
2) принятие разнообразных ролей ребенком, способствующее изменению его позиции, преодолению личностного и познавательного эгоцентризма;
3) организация ориентировки ребенка в переживаемых им эмоциональных состояниях, обеспечение их осознания благодаря вербализации;
4) формирование наряду с игровых реальных отношений между детьми как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации.