Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическое обеспечение обучения первичным навыкам плавания детей 6-7 лет в условиях фитнес клуба.

superrrya 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2021
Цель исследования: обеспечение психолого-педагогического комфорта, позволяющего устранить и предотвратить формирование страха во время обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить феномен детского страха. 2. Подобрать диагностические методы, направленные на выявление детских страхов. 3. Разработать программу, позволяющую предотвратить формирование страхов во время занятий у детей младшего школьного возраста. 4. Апробировать методику и разработать рекомендации для предотвращения формирование страхов у детей младшего школьного возраста во время занятия плаванием. Объект исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование первичных навыков в плавании у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: профилактика страхов во время обучения плаванию у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: гипотезой данной работы является предположение о том, что дети, занимающиеся плаванием по специально разработанной программе с тренером, избавятся от страха перед водной средой и смогут в дальнейшем продолжить обучение по обычной методике обучения плаванию. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может использоваться в дальнейшем тренерами для предотвращения и устранения страха воды. База исследования: фитнес клуб «X-fit Nika», Московская область, п. Малаховка.
Введение

Причиной детского страха являются возрастные особенности. Детские страхи могут быть следствием родительской гиперопеки, также они могут задерживать развитие личности ребенка и приводить к повышенной тревожности. На формирование также может влиять заниженная самооценка, дети с неуверенностью в себе более восприимчивы к беспокойствам. Для маленьких детей страх является самой сильной эмоцией, если вовремя не предотвратить формирование, то в последствии, закрепившись, он может стать причиной неврозов, тиков, заикания. Нельзя заставлять ребенка пересиливать страх любой ценой. Преодоление страхов формирует у ребенка уверенность в себе и инициативность. Актуальность исследования. Плавание представлено массовым средством физического воспитания и жизненно необходимым навыком, которым должен овладеть каждый человек с раннего возраста. Плавание и в целом освоение скоординированных движений, как в особой среде, развивает правильное ощущение всего тела и умение управлять собой. В современном мире, в котором существует свободный доступ к обучению детей жизненно необходимым навыкам и поддержанию их физической формы, многие родители стараются отдать своего ребёнка в какие-либо секции. Так, например, плавание является очень важным видом спорта, который сопутствует человеку по жизни. У многих детей с раннего возраста присутствует паническая боязнь воды, некоторым не нравится неприятные ощущения от её попадания в нос и уши, другие боятся глубины и именно в такие моменты на помощь приходят тренеры, работающие в фитнес клубах и помогают преодолеть эти страхи, так как они умеют грамотно подобрать подход к каждому ребёнку и уделить каждому должное внимание.
Содержание

Введение 2 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СТРАХА ВОДЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПРИЧИНЫ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ 6 1.1 Определение понятия «страх», его виды. 6 1.2 Психологические методы работы с детскими страхами. 14 1.3 Особенности развития самооценки 22 1.4 Оздоровительное влияние плавания на организм детей 6-7 лет. 29 1.5 Методика начального обучения детей плаванию. 35 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41 2.1 Задачи исследования 41 2.2 Методы исследования 41 2.3 Организация исследования 46 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕСТВОГО СТРАХА ПРИ ПЛАВАНИИ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И УСТРАНЕНИЕ 48 3.1 Констатирующий этап эксперимента 48 3.2 Формирующий этап эксперимента 51 3.3 Описание и анализ результатов эксперимента по устранению и предотвращению страха воды у детей. 54 Выводы 57 Практические рекомендации 59 Список литературы 60 Приложения 65
Список литературы

1. Акчулпанова Г. Р., Валеева Р. К. Страх, как фактор расстройства нервно-психического развития ребенка // Академический журнал Западной Сибири. — 2012. - № 5. - С. С. 4. 2. Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста. — 2015. — № 2 (46). — С. 71 3. Асламов А.Г. Психология личности.- М., 2002. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с. 5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. 6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 1995.- 181с. 7. Булгакова Н. Ж. Плавание. – М. : ФиС, 2001. – 398 с. 8. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И., Морозова Т. С. – Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание – М., 2005. – 5 с. 9. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А. Теория и методика плавания 2014 г. – 70 ст. 10. Буравцова Н. В., Дмитриева Н. В. Психокоррекция детских страхов посредством арт-терапии // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2015. — № 1 (23). — С. 21 — 22 11. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с. 12. Викулов А. Д. Плавание : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с. 13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с. 14. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника.- М., Изд-во АПН РСФСР,1995. 15. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с. 16. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.,1990. 17. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 №2. 18. Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с. 19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с. 20. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993; 21. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986. 22. Изард К. «Эмоции человека» - М.,1980 г. 23. Каптелин А. Ф. Плавание в лечебных целях // Здоровье. – 1980. – № 7. – С. 26–27. 9. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде. – М., 2000. – С. 64–66. 24. Кистяковский И.Ю. Рекомендации по обучению детей плаванию // Плавание. Вып.1, 1976, с. 18-20. 25. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34. 26. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993. 27. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с. 28. Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П., 1997 г. 29. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32. 30. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада / Дж. Лешли. - М.: Просвещение, 1991.- 223с. 31. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М., 2001. 32. Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание. Ежегодник, 1985, с. 27-38. 33. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г. 34. Мартыненко О.Б. Происхождение страхов у детей // Журнал прикладной психологии. 2003 №2. 35. Мишагина О. М., Трофимова А. Н. Куклотерапия как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7-2. — С. 61 36. Никитский Б. Н. Плавание : учебник для вузов. – М. : Просвещение, 1981. – 304 с. 37. Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М., Т.Ц. «Сфера», 1996 г. 38. Осокина Т.И. Как научить детей плавать, Москва 1959 г. – 4 ст 39. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12. 40. Панченко С.А. Мне страшно.Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9. 41. Плавание (пер. с англ. Е. Кононова) – М. : Эксмо, 2014. – 416 с. 42. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: докт дис. Краснодар, 1997. - 419 с. 43. Подгорный И.С. Эмоции, страх, стресс.// Вопросы психологии.- 1989 №4. 44. Полесян Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. – Киев, 1980. – 144 с 45. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000; 46. Пыкина Е. В., Опевалова Е. В. Использование арт-терапии в диагностике и коррекции детских страхов // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. — 2010. — № 1. — С. 158 47. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Рманов.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с. 48. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154 49. Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156 50. Семененко С. С., Лях Т. И. Детские страхи у старших дошкольников с нарушениями речи // Научный альманах. — 2016. — № 2-4 (16). — С. 202—203 51. Серова Е. В. Исследование особенностей и структуры страхов детей, воспитывающихся в замещающих семьях и их сравнительный анализ со страхами детей из родных семей и детских домов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1334—1336 52. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. 53. Снегирёва, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева.: Обруч.- 2002.- №5.- с.5-6. 54. Сокинина А. А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. — 2013. — № 6. — С. 51 55. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988. 56. Степанов С.С. Азбука детской психологии.- М.: ТЦ Сфера,2004. 57. Степанова Е. Как выявить и предупредить детские страхи // Дошкольное воспитание. 1997 №5. 58. Степанова, В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке / В. А. Степанова // Психолог в детском саду: научно – методический журнал - 2003.- №4.- с.46-60. 59. Фёдорова Е. А. Инновационная методика преобразования детских страхов в изобразительном сотворчестве // Вестник Тверского государственного университета. — Серия: Педагогика и психология. — 2015. — № 2. — С. 205—206, 208 60. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство / Г. М. Ферс. – СПб.: Европейский дом, 2002. – 288с. 61. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с. 62. Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 45 63. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с. 64. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?.- М., 1988. 65. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СТРАХА ВОДЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПРИЧИНЫ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ 1.1 Определение понятия «страх», его виды. Страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека, его материальное благополучие или статус в обществе, а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей [10]. Страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. В процессе научения человека и приобретения им эмоционального опыта активаторами страха могут становиться любые эмоции. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека. Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. С. Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной. Когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха [22]. Например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. Но эти когнитивные процессы часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще [48]. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате: а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда); б) ожидания вреда; в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха [43; 55]. Определённые объекты, события и ситуации имеют тенденцию пробуждать страх, то есть являются «естественными сигналами» опасности. В качестве естественных сигналов опасности 4 фактора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта. Эти факторы не обязательно являются врожденными, внутренними активаторами страха, также люди биологически предрасположены реагировать на них страхом [1; 3; 19]. Выделяется следующие виды страха: По форме и оттенкам проявления: 1. страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия); 2. соответствующий и несоответствующий степени опасности; 3. адекватный и неадекватный. По степени выраженности: 1. испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека); 2. боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие); 3. ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности – «безумный страх»). По форме проявления: 1. страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга); 2. реальный (опасность исходит из окружающего мира); 3. моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений). По виду: 1. осознаваемый генерализованный; 2. осознаваемый локализованный; 3. неосознаваемый генерализованный; 4. скрытый локализованный страх. По этапам развития: 1. нерешительность; 2. неуверенность; 3. смущение; 4. боязливость; 5. тревогу; 6. страх; 7. ужас [3; 13; 15]. Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) замедляется мышление, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) напрягаются мускулы; г) сокращается число степеней свободы в поведении [37]. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию [51]. Одним из первых в России предпринял попытку дифференцировать разные виды страха психолог и психиатр Н. Осипов. Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического — жуть, а при восприятии комбинации того и другого — боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно. Эта классификация опирается лишь на внешние причины появления страха, но не раскрывает психофизиологические различия разных видов страха [11; 45]. Одной из современных отечественных классификаций видов страхов является классификация страхов по Ю. Щербатых. 1. «Природные» страхи: атмосферные явления, астрономические явления, вулканы и землетрясения, животные. 2. «Социальные» страхи: страх ответственности, страх перед экзаменами и др. 3.Страхи, которые мы создаем сами: страх несуществующих явлений, страх темноты, «внутренние» страхи (страхи собственных мыслей и поступков), страх будущего. 4.Классификация страха по силе: от легкой тревоги до ужаса. 5.Страхи понятные и неосознанные. 6.Страх смерти. 7.Детские страхи: страх одиночества, посторонних людей, конкретной угрозы извне, сказочных образов, врачей, резких звуков, «социально заимствованные» страхи и другие [10; 26; 49]. Генетическая память на уровне хромосом и генов сохранила и перенесла через века страхи наших предков. Время и цивилизация изменяли эти страхи, добавляли к ним новые. Самые страшные люди - это люди, одержимые страхом. Страх действует разрушительно. Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и при наличии неблагоприятных условий и незнакомой обстановки. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условно рефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Возможно и инстинктивное проявление страха. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но бывают и беспредметные страхи, то есть, не связанные ни с чем конкретным. Д. Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы [22; 37]. Природные стимулы страха: высота, боль, одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула; Производные стимулы страха: незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомые люди. Таким образом, функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, может побуждать искать пути ее избегания либо ввергать в состояние депрессии или другие неблагоприятные для человеческой психики состояния. На сегодняшний день ученым не удалось раскрыть до конца причины появления и развития фобий. Однако, определить насущный страх (или группу страхов) человека и справиться с ним современная психология, психотерапия и т.п. науки могут помочь [43; 62]. Страх воды возникает у детей довольно часто. Иногда он проявляется в нежелании мыться в ванной или душе, иногда — в протестах против купания в реке, озере, море. Причинами такого страха могут быть банальные неприятные ощущения во время контакта с водой — например, щипучий шампунь или мыло, опыт купания в слишком холодной или горячей воде, попадание воды в уши или нос. Иногда причины лежат глубже: может быть, ребенок ассоциирует воду с какими-то негативными событиями своей жизни или копирует страх близких, если они слишком волнуются, когда он купается [63]. Причин этому могло быть несколько: 1) Ребенок получил травматичный опыт. 2) Прохладная вода, резкий неприятный контраст. 3) Состояние. 4) Море — это большое незнакомое пространство без границ. Развитие ребенка раннего возраста направлено (в числе прочего) на установление границ, как в поведении, так и в окружающем пространстве. Гидрофобия — страх воды, он встречается как у взрослых, так и у детей. Иногда, чтобы уменьшить влияние страхов в жизни человека, достаточно с ними не соприкасаться. Но боязнь воды практически невозможно обойти. Человек с гидрофобией избегает открытых пространств на воде, не плавает, даже если умеет, начинает паниковать, если теряет дно. Такая фобия создает множество неудобств в жизни. Например, люди с фобией воды не могут посещать бассейны или купаться в открытых водоёмах. Для некоторых возникают трудности в повседневной жизни, даже принятие душа превращается в испытание. Этот страх не обоснован, но несет в себе информацию о взаимоотношении со стихиями. Стихии обладают невероятной силой, которая меняет состояние человека, как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, огонь согревает и разрушает, вода охлаждает и переохлаждает. Мы можем контактировать со стихией, например, с утра мы умываемся, но не все другие контакты с водой будут допустимы. Если умываться не страшно, то страшно опуститься в воду целиком, страшно не видеть берег, страшно нырять в воду. Какая-то ситуация воспринимается спокойно, какая-то вызывает страх, а какая-то панику [25; 47; 50]. Фобические реакции. Очень важно среди всего этого спектра эмоций не пропустить фобическую реакцию. Самые распространенные среди них: Гидрофобия — эмоциональный запрос на дистанцию от воды. Это обобщенное название боязней воды. Батофобия — боязнь глубоких водоемов. Боязнь глубины часто возникает на фоне стресса, полученного в воде, неудачной попытки научиться плавать. Но психологи, также отмечают, что причиной может быть врожденная тревожность человека. Зачастую она связана с неблагоприятной ситуацией в семье, что приводит к недоверию к миру в общем и страху перед неизвестностью. Талассофобия — боязнь моря, открытых безбрежных пространств. Проявляется как сильный дискомфорт и паника при виде моря или при попытке контакта с морем. Психологи считают, что корень проблемы может быть в недоверии миру, как и в случае с другими гидрофобиями. Аблютофобия — постоянный навязчивый страх перед умыванием, чисткой зубов или мытьем рук. Иногда этой форме страха свойственна боязнь любых туалетных и ванных комнат. Причин может быть много, например дело может быть даже не в самой воде, а в сопутствующем стрессе, что-то могло напугать в детстве во время умывания и купания в ванной [28; 34]. Некоторые дети с радостью принимают душ, но могут устроить настоящую истерику, когда им моют голову или пытаются научить их нырять в ванне. Другие детки уверенно чувствуют себя в бассейне - где пространство вполне обозримо и можно ухватиться за бортик, но ни за что не согласятся показать свои умения в море. Некоторые малыши веселятся и плещутся, пока вода спокойная, но при малейшем движении воды или небольшой волне впадают в панику. Боязнь воды принимает самые разные формы и может проявляться лишь при определенных условиях [61]. Поэтому родители не всегда в состоянии с пониманием отнестись ко "вдруг" возникшей боязни, зачастую воспринимая ее как каприз. Многие родители, детям которых больше 3-4 лет, не склонны принимать подобные страхи всерьез, считая их смешными и детскими, и пытаются избавить от них ребенка с помощью рациональных объяснений и увещеваний. В такой ситуации ребенок не только не избавляется от беспокойства, связанного с водой, но и чувствует некоторое пренебрежение и ущемленность [16; 21; 40]. Причины страхов ребенка не всегда очевидны, иногда они кажутся беспричинными, но, тем не менее, очень стойкие страхи зарождаются в младенчестве. Если кто-то из родителей сам опасается водной стихии, он может неосознанно передать это недоверие маленькому ребенку. В том, как взрослый готовит малыша к купанию, в его тщательных приготовлениях, в преувеличенных мерах безопасности может сквозить безотчетная тревога, которую младенец почувствует и свяжет с пребыванием в воде [57]. Может быть и обратный вариант, когда чрезвычайно энергичный и бесстрашный родитель, не колеблясь, бросает ребенка в воду, чтобы тот закалял характер и учился преодолевать трудности. Такие глубоко укоренившиеся страхи не исчезнут как по волшебству в три года, потребуются специальные усилия, терпение и понимание, чтобы помочь ребенку справиться с ними. Но далеко не всегда ситуация выглядит столь драматично, есть множество других, более очевидных, причин по которым дети могут перестать "дружить" с водой [14; 56; 65]. 1.2 Психологические методы работы с детскими страхами. Страх относится исследователями к одной из основных эмоций. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием». Страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка [18]. В переводе с латинского языка термин «коррекция» означает «поправка, частичное исправление или изменение». Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев. Психотерапия представляет собой «целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами». Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами [59]. К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию – терапию искусством (сказкотерапию, куклотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка [46]. Игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра имеет несколько функций и одна из них – терапевтическая. Впервые к терапевтическим функциям игры обратились представители психоаналитического подхода. А. Фрейд и М. Кляйн исследовали деятельность ребенка в игре, поскольку метод свободных ассоциаций, предложенный З. Фрейдом, не был достаточно информативным для работы с детьми. Интерпретация игры проводилась на основе традиционных психоаналитических воззрений. А. Фрейд использовала игру для построения прочных позитивных отношений между терапевтом и ребенком, М. Кляйн рассматривала игру как средство самовыражения и интерпретировала непосредственно игровое поведение ребенка [33]. Благодаря дальнейшим исследованиям возникло направление недирективной игровой психотерапии. Оно было основано на гуманистической психологии К. Роджерса. Метод недирективной игровой терапии, разработанный В. Экслайн и Г. Лэндретом, представляет собой спонтанную игру в игровой комнате при создании безопасных психотерапевтических условий. Основная задача терапевта при проведении недирективной игровой терапии – создать доверительную атмосферу, способствующую развитию личностного ресурса ребенка. Г. Лэндрет подчеркивал важность трех моделей поведения терапевта: 1) «реалистичности», позволяющей включиться в доверительные отношения с ребенком; 2) умения выражать принятие ребенка; 3) умения передавать чувство понимания ребенку, т. е. возможности войти в мир ребенка. Метод «освобождающей терапии» заключается в составлении сюжета, касающегося главной проблемы ребенка. А. Захаров отмечает, что данный метод эффективен при устранении страха, боязливости, спровоцированных травмирующим опытом. Заранее разработанный план игры, четкое распределение ролей предлагаются ребенку уже в готовом виде. Это позволяет создать несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание ребенком своих внутренних конфликтов и противоречий. Первичным источником изменения поведения ребенка, с точки зрения поведенческой игровой психотерапии, становится предъявление ребенку негативных и позитивных последствий его поведения. В первую очередь терапевт ставит задачу изменить и скорректировать установки и убеждения ребенка. Применение игры отечественными психологами основывается на теории игры. У дошкольника ведущая деятельность – игра, поэтому она и является ведущим средством психотерапии данного возраста. О. Карабанова в своей книге «Игра в коррекции психического развития ребенка» называет основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры: 1) моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, исследование ребенком этих отношений и ориентировка в этих отношениях; 2) принятие разнообразных ролей ребенком, способствующее изменению его позиции, преодолению личностного и познавательного эгоцентризма; 3) организация ориентировки ребенка в переживаемых им эмоциональных состояниях, обеспечение их осознания благодаря вербализации; 4) формирование наряду с игровых реальных отношений между детьми как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg