1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и функции прибыли организации
По своей экономической сущности прибыль – это форма стоимости прибавочного продукта, то есть чистого дохода. Также прибыль включает часть стоимости необходимого продукта.
Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [9].
Выделяют следующие источники получения прибыли:
1. Образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта;
2. Связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом), создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; после продажное обслуживание и т. д.), объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли), структуры снижения издержек производства.
3. Истекает из инновационной деятельности предприятия.
Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника [13].
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции [15]. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:
1) Важной функцией является оценочная, т.е. по размеру полученной прибыли судят об эффективности деятельности предприятия, его улучшения.
Наличие прибыли означает, что доходы предприятия больше, чем расходы. Данная функция связана с формированием прибыли и степень реализации этой функции зависит от внутренних и внешних факторов. В размере полученной прибыли отражаются практически все аспекты деятельности предприятия и эффективности использования всех видов ресурсов.
Внешние факторы делятся на общеэкономические и региональные.
Общеэкономические факторы определяются законодательными документами страны и общим состоянием экономики страны:
а. действующий порядок расчетов различных видов прибыли;
б. система налогообложения в стране (количество налогов и ставки);
в. инфляции;
г. объем валовой внутренней продукции;
д. система государственного регулирования;
е. темпы развития отраслей, сфер деятельности, воспроизводственный процесс в стране.
Региональные факторы - это факторы развития состояния экономики региона:
а. действующие системы местных налогов;
б. тарифы на услуги различные;
в. уровень инфляции в регионе;
г. размер среднедушевых доходов в регионе.
2) Стимулирующая функция - проявляется том, что желание предпринимателя максимизировать прибыль заставляет их эффективно использовать ресурсы, повышающие производительность труда, внедрение научно-технического прогресса, экономить ресурсы, совершенствовать логистику, оптимизировать структуру управления и т.д.
3) Воспроизводственная функция - связана со стимулирующей функцией и проявляется в том, что прибыль является основным источником собственных ресурсов предприятия, что позволяет осуществить и производственное и социальное развитие предприятия
4) Источник доходов собственника - часть чистой прибыли в виде дивидендов аккумулируется у собственников и является источником средства для жизни (материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы).
5) Источник доходов государства - часть прибыли, полученной предприятием в виде налога на прибыль поступает в региональные федеральные бюджеты страны.
Таким образом, в прибыли аккумулируются интересы и государства, и предпринимателей, и работников [20].
Прибыль предприятия характеризуется многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль предприятия» понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Приведём классификацию прибыли для более глубокого понимания данной темы в приложении А [29].
Предприятие имеет дело с бухгалтерской прибылью, порядок формирования которой определяется следующими нормативными документам:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая и вторая
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 № 1598)
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791)
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790)
7. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 №4090).
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль; прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; прибыль от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределённая прибыль отчётного периода), порядок формирования которых представлен в приложении Б). [33].
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
ВП=ВР-С, (1.1)
где ВП - валовая прибыль, руб.;
ВР - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом
НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, руб.);
С - себестоимость реализованной продукции, руб.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр=ВП- Рк –Ру, (1.2)
где ВП - валовая прибыль, руб.;
Рк - коммерческие расходы, руб.;
Ру - расходы на управление, руб.
В данном случае коммерческими доходами и расходами на управление-это издержки.
Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) - сводный результат от всех видов деятельности предприятия. Определяется по формуле:
П до н/о= Ппрод.+%получ.–%уплач.+Дуч.+Дпроч.–Рпроч., (1.3)
где Ппрод.- прибыль(убыток) от продаж, руб.;
% получ.- проценты к получению, руб.;
% уплач.- проценты к уплате, руб.;
Дуч. - доходы от участия в других организациях, руб.;
Дпроч.- прочие доходы, руб.;
Рпроч.- прочие расходы, руб.;
Прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) [26].
К прочим расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков ;убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Чистая прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (организации) после начисления текущего налога на прибыль, определяется по формуле:
ЧП = П до н/о +ОНА-ОНО-ТНП-прочее (1.4)
где П до н/о- прибыль (убыток) до налогообложения, руб.;
ОНА- изменение отложенных налоговых активов , руб.;
ОНО - изменение отложенных налоговых обязательств, руб.;
ТНП - текущий налога на прибыль, руб.
Прибыль предприятия является очень важным показателем, так как она является своеобразным индикатором эффективности. Понятно, что ее изучению необходимо уделять достаточно внимания. Факторный анализ прибыли от продаж, а также иных видов прибыли является очень полезным инструментом. Он позволяет выявить факторы, которые наиболее сильно уменьшают прибыль, и сконцентрировать воздействие именно на них. Кроме того, с применением данного вида анализа можно выявлять показатели, влияющие положительно, а затем использовать данные факторы еще более интенсивно [15].
1.2 Методы анализа формирования и использования прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы, т.е. это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа.
Другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.
Выделяют следующие факторы, которые оказывают прямое воздействие на финансовые результаты деятельности предприятия:
1. объем и количество проданной продукции;
2. выручка от продажи;
3. цены реализации;
4. себестоимость проданной продукции;
5. коммерческие расходы и другие факторы [12].
Для определения влияния этих факторов существуют различные методики. Рассмотрим две из них.
Одна из методик, изложенная экономистами Донцовой Л.В. и Никифоровой Н.А. предполагает расчет показателей на основе данных формы №1 бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы №2 «Отчет о финансовых результатах». Суть методики заключается в расчете отклонений по каждому из показателей, приведенных в форме №2 «Отчет о финансовых результатах». Рассчитывают влияние каждого показателя на результативный показатель, затем обобщают влияние факторов, рассчитывая их совокупное влияние. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Для этого применяется индекс цен и определяется выручка от продажи в сопоставимых ценах. Данная методика позволяет оценить влияние изменения каждого из факторов на результативный показатель деятельности организации. При этом все показатели разделены на две группы: факторы прямого и обратного влияния по отношению прибыли.
На какую величину увеличится (уменьшится) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличится (уменьшится) прибыль. Факторы "обратного действия" (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
Другая методика - аналитика Савицкой Г.В. раскрывает последовательность расчета четырех основных показателей, от которых в основном зависит размер прибыли - это объем реализации, структура продукции, себестоимость, уровень цен на продукцию. По данной методике сначала необходимо рассчитать сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого рассчитывают индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли корректируют на его уровень, используя метод цепных подстановок [30].
Различия данных методик в том, что для факторного анализа с использованием метода цепных подстановок следует использовать такие источники информации как: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о финансовых результатах» (форма №2), «Отчет об изменениях капитала» (форма №3), то есть данные более детализированные, чем данные, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности [18]. На рисунке 1 показаны этапы анализа прибыли предприятия. [14].
Рисунок 1 – Этапы анализа прибыли предприятия
Методику, расчеты по которой основаны на данных публичной отчетности, могут применить в факторном анализе как внутренние, так и внешние пользователи информации. В то время как использование данных аналитического учета и внутренней бухгалтерской отчетности способствует применению другой методики только внутренними пользователями информации. В основе различий вышеуказанных методик факторного анализа прибыли находятся используемые источники информации, система показателей, спектр применяемых методов и возможность их применения внешними и внутренними пользователями. Основным источником формирования прибыли является прибыль от реализации продукции. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения.
Анализ показателей, формирующих прибыль предприятия позволяет выявить показатели для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли.
Важнейшими условиями роста прибыли от реализации продукции являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию. Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них [19].
Прибыль от реализации продукции зависит от:
1) изменения выручки от реализации продукции, которая в свою очередь обусловлена изменением физического объема реализации продукции и изменением цен на продукцию;
2) изменения уровня себестоимости реализованной продукции;
3) изменения уровня коммерческих расходов;
4) изменения уровня управленческих расходов.
Между изменением объема реализованной продукции и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость приреализации рентабельной продукции и обратная зависимость – при реализации убыточной. Увеличение объема рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли.
Анализ доходов.
Величина прибыли находится в прямой зависимости и от изменения оптовых цен на продукцию, поскольку представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции в оптовых ценах (без НДС и акциза) и ее полной стоимостью. Влияние на прибыль изменения оптовых цен определяется путем сравнения стоимости реализованной в отчетном году продукции в действующих ценах со стоимостью реализованной в отчетном году продукции в оптовых ценах и тарифах базисного года, то есть по формуле:
DП2 = ((ВР 1 – ВР 1,0) * Rvп0) : 100, (1.5)
где ВР1- стоимость реализованной в отчетном году продукции в действующих ценах, руб.;
ВР 1,0 - стоимость реализованной в отчетном году продукции в оптовых ценах, руб.;
Rvп0 - тариф базисного года, руб.
Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение затрат на производство (себестоимости, коммерческих расходов и управленческих расходов) реализованной продукции. Между уровнем затрат на производство продукции и прибылью наблюдается обратная зависимость: снижение затрат на производство продукции при прочих равных условиях приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованной продукции в оптовых ценах (без НДС и акциза) и затрат на ее производство.
Влияние изменения уровня себестоимости продукции на сумму прибыли определяется по формуле:
DП2 = ((ВР 1 – ВР 1,0) * Rvп0) : 100 (1.6)
где ВР 1 - стоимость реализованной в отчетном году продукции в действующих ценах, руб.;
Ур.С 1 – уровень себестоимости отчетного года, руб.;
Ур.С 0 – уровень себестоимости прошлого года, руб.
Прибыль может быть получена предприятием в различных видах.
Следовательно, следующим шагом будет анализ структуры прибыли, чтобы выявить, в какой степени повлияли на совокупную прибыль предприятия прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав и т.п.
Далее анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения: прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, эти данные анализируются в отдельности.
Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель [22].
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.
Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж:
ТРВРН > ТРС (1.7)
где ТРВРН - темп роста выручки (нетто) от продаж, %;
ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов), %.
Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и к повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины его невыполнения.
Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с прочей деятельностью, анализируются в отдельности.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов.
Анализ расходов.
Влияние изменения уровня коммерческих расходов продукции на сумму прибыли определяется по формуле:
DП4 = (ВР 1* (Ур.КР 1 – Ур.КР 0)) : 100, (1.8)
гдеВР1- стоимость реализованной в отчетном году продукции в
действующих ценах, руб.;
Ур.КР 1 – уровень коммерческих расходов отчетного года, руб.;
Ур.КР 0 – уровень коммерческих расходов прошлого года, руб.
Влияние изменения уровня управленческих расходов продукции на сумму прибыли определяется по формуле:
DП5 = (ВР 1* (Ур.УР 1 – Ур.УР 0)) : 100, (1.9)
где ВР 1- стоимость реализованной в отчетном году продукции в действующих ценах, руб.;
Ур.УР 1 – уровень управленческих расходов отчетного года, руб.; Ур.УР 0 – уровень управленческих расходов прошлого года, руб.
Анализ прибыли предприятия.
Методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Необходимо, используя данные отчета о финансовых результатах за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли предприятия (совокупной прибыли).
Для изучения влияния факторов на динамику прибыли анализ проводят по следующим формулам:
Влияние изменения валовой прибыли предприятия на изменения выручки:
? Пвал (?ВР)=Пвал-Пвал.пр, (1.10)
где Пвал.-валовая прибыль со штрихом, тыс.руб.
Влияние изменения валовой прибыли на изменения себестоимости:
? Пвал (?С/С)=Пвал-Пвал.отч, (1.11)
Влияние изменения прочих доходов на сумму прибыли до налогообложения:
?Пдо н/о (?ПД) = ПДотч.- ПДпр., (1.12)
где ПД- прочие доходы за отчетный и прошлый периоды, тыс.руб.
Влияние изменения прочих расходов на сумму прибыли до налогообложения:
?Пдо н/о (?ПР) = - (ПРотч.- ПРпр.), (1.13)
где ПР-прочие расходы за отчетный и прошлый периоды, тыс.руб.
Влияние изменения процентов к получению на сумму прибыли до налогообложения:
?Пдо н/о (? % к получ.) = % к получ.отч.-% к получ.пр., (1.14)
Влияние изменения процентов к уплате на сумму прибыли до налогообложения:
?Пдо н/о = (? % к уплате) = - (% к уплате отч.-% к уплате пр. ), (1.15)
Влияние изменения текущего налога на прибыль на сумму чистой прибыли:
?ЧП (? ТН) = - (ТНотч.-ТНпр.), (1.16)
где ТН- текущий налог на прибыль за отчетный и прошлый периоды, тыс.руб.
Влияние изменения отложенных налоговых обязательств на сумму чистой прибыли:
? ОНО (?ОНО) = - (ОНОотч.-ОНОпр.), (1.17)
где ОНО- отложенные налоговые обязательства за отчетный и прошлый периоды, тыч.руб.
Влияние изменения отложенных налоговых активов на сумму чистой прибыли:
? ОНА (?ОНА) = ОНАотч.-ОНАпр., (1.18)
где ОНА- отложенные налоговые активы за отчетный и прошлый периоды, тыс.руб.
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности [8].
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств.
Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от продаж (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):
ТРПР >= ТРПДН (1.19)
Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается
В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. Показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, предприятий, выпускающих однородную продукцию.