1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц
Правовой институт реорганизации юридических лиц является относительно новым в системе российского законодательства. Характеризуя дореволюционное право, А.В. Венедиктов отмечал, что «законодатель не дает для слияния товариществ специальных постановлений, поэтому к прекращению сливающихся товариществ и к возникновению нового применяются общие нормы о прекращении и учреждении товариществ». Напротив, «большинство законодательств мира дает специальные постановления о слиянии товариществ...», которые заключаются «в устранении ликвидации и в применении к слиянию универсального правопреемства» . Российский Устав торговый 1903 г. не содержал понятия «реорганизация» (ни прямо, ни косвенно). Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в смысле ликвидации .
Традиционно в литературе рассматривают реорганизацию с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам .
Первое упоминание о возможности реорганизации кооперативных организаций связано с положением «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении», утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. . Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов - слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации. В законодательстве СССР практически отсутствовало дифференцированное регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики. Учитывая, что идентичная регламентация, возникающая при разделении юридических лиц либо в случае преобразования юридического лица в другую организационно-правовую форму, невозможна, такое правовое регулирование сложного и многообразного процесса реорганизации юридических с помощью единичных норм, устанавливающих лишь общие, абстрактные правила, продемонстрировало в ходе правоприменительной практики свою полную несостоятельность.
ГК РСФСР 1964 г. посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (37, 38, 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривалась исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37).
Следующий этап законодательного развития процедуры реорганизации юридического лица исторически связан с периодом становления правовой системы суверенной России. Одними из первых в 1990 г. принимаются Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совета Министров РФ от 25 декабря 1990 г., утвердившее положение об акционерных обществах. В данных актах впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации, как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Гражданский кодекс РФ 1994 г. и ряд специальных актов (федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» ) внесли заметный прогресс в развитие процедуры реорганизации. В соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом законодательство в настоящее время не содержит какого-либо определения реорганизации, которое определяло признаки (критерии), позволяющие квалифицировать то или иное явление юридической действительности как реорганизацию. Исходя из этого, можно сказать, что под реорганизацией в настоящее время понимаются только такие действия (юридические составы), которые квалифицируются законом как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование .
Отмечая такое понимание реорганизации современным российским правом, отметим, что в законодательстве и правоприменительной практике, тем не менее, используются различные понятия для объяснения реорганизации - реорганизация рассматривается как юридический факт или с точки зрения целей, которые ставит субъект, и с точки зрения последствий реализации определенных юридических фактов.
Анализируя юридическую природу реорганизации, некоторые авторы отождествляют данный процесс с процедурой прекращения юридического лица. Так, В.В. Долинская утверждает, что реорганизация общества всегда является его прекращением и учреждением нового безотносительно к тому, как освещается это в документах, и влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих акционерному обществу, к его правопреемникам .
По мнению М.И. Брагинского, реорганизация юридического лица означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица .
Е.А. Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство .
В.С. Мартемьянов считает, что реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства .
Развернутое понятие реорганизации приводится К.Т. Трофимовым. «Реорганизация - прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась» .
Тем не менее, предложенные определения не могут претендовать на универсальность, так как не раскрывают в полной мере юридическую природу реорганизации. Очевидно, что суть реорганизации состоит в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
1.2 Правовое регулирование и формы реорганизации юридических лиц
Реорганизация - особый способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, может осуществляться в следующих формах:
1) слияние,
2) присоединение,
3) разделение,
4) выделение,
5) преобразование .
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. второй п. 1 ст. 57 ГК РФ). С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ). Таким образом, с сентября 2014 года допускается, например, одновременное слияние АО и ООО, что раньше было возможно только путем проведения нескольких реорганизаций.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения - с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Реорганизация может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами - добровольная реорганизация (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрена возможность принудительной реорганизация в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» , далее - Закон о защите конкуренции). Если при принудительной ликвидации учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то такой государственный орган вправе обратиться с иском в суд. Суд назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию (абз. второй п. 2 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ, ст. 27 Закона о защите конкуренции).
Реорганизация связана с переходом к вновь образующимся или существующим (при присоединении) юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемого общества - универсальное правопреемство (ст. 129 и ст. 387 ГК РФ). До 01.09.2014 решение вопросов правопреемства в отношении конкретных прав и обязанностей при реорганизации в любой форме было связано с передаточным актом или разделительным балансом. После 01.09.2014 при реорганизации в форме разделения или выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ) .
С 01.09.2014 после вступления в силу Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме присоединения, слияния и преобразования. В соответствии с Законом № 99-ФЗ из ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данных формах юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации.
Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:
- п.п. 2, 5 ст. 52, п. 4 ст. 53, п.п. 2, 4 ст. 56 Закона об ООО;
- абзац второй п. 2, п. 5 ст. 16, абзац второй п. 2, п. 5 ст. 17, пп. 8 п. 3, п. 4 ст. 20 Закона об АО;
- пп. «д» п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации.
Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 ), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.
Статьей 60 ГК РФ предусмотрены гарантии прав кредиторов реорганизуемого общества. К ним относятся уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации, две публикации в СМИ о реорганизации с периодичностью в один месяц.
Нормами ГК РФ регулируются общие вопросы реорганизации. Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ регулируются, соответственно, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (абзац пятый п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Государственная регистрация регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
С 01.01.2016 действуют некоторые новые правила, застрагивающие порядок регистрации при реорганизации юридического лица. Теперь документы на регистрацию можно подавать в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации). Государственная регистарция может быть приостановлена регистрирующим органом сроком до 1 месяца для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
1.3 Порядок реорганизации юридических лиц
После принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить об этом:
- регистрирующий орган;
- кредиторов путем публикаций в уполномоченном СМИ и персональных письменных уведомлений.
В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и форме реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если в реорганизации участвует более одного юридического лица, уведомление направляется лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения о реорганизации, принятого последним. Неисполнение указанной обязанности в срок образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Функции регистрирующего органа осуществляют территориальные органы ФНС России. Форма уведомления (№ Р12003) и требования к её заполнению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ . К уведомлению прилагаются:
- решение о реорганизации;
- в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц - решение о реорганизации каждого общества, участвующего в реорганизации;
- в случае представления уведомления юридическим лицом, определенным решением о реорганизации, - решение о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащее положения о предоставлении юридическому лицу указанных полномочий. Полномочия юридического лица также могут быть отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых обществ, прилагаемом одновременно с решением о реорганизации каждого общества, принимающего участие в реорганизации.
Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, управляющий) (пп. «а» п. 1.3. ст. 9 Закона о госрегистрации). Подпись заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью .
Уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение последним либо определенного решением о реорганизации. На основании уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Отметим, что с 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ , абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ). Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам .
Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации (абз. третий п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации). В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает уведомление о своей реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченным СМИ для таких публикаций является журнал «Вестник государственной регистрации» . Второе уведомление может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления .
В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление от имени всех участвующих опубликовывается последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юрлице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (см. абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 и п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств двух публикаций.
С 1 января 2015 года отменена обязанность юридических лиц в случае реорганизации уведомлять органы контроля за уплатой страховых взносов . Ранее необходимо было в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить об этом в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в произвольной форме. Органами контроля за уплатой страховых взносов являются: 1) ПФР - в отношении взносов, уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное медицинское страхование; 2) ФСС - в отношении взносов на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).
Рассмотрим снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией. Процедура снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах юридических лиц, прекративших деятельность или вновь созданных в результате реорганизации, осуществляется в порядке и на основании документов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в силу п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган, осуществивший снятие организации с учета, направляет сведения о снятии организации с учета по данному основанию и выписку из ЕГРЮЛ в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по всем основаниям, установленным НК РФ .
На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным НК РФ, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения информации, снимают организацию с учета и исключают сведения о ней из ЕГРН.
В тот же срок организации выдается уведомление по форме № 1-5-Учет «Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе», утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ .
Уведомление может быть: 1) выдано непосредственно организации лично; 2) направлено по почте заказным письмом; 3) передано в электронной форме, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ). Форма запроса и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
Таким образом, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности в результате реорганизации юридическое лицо подлежит снятию с учета не только в налоговом органе по месту своего нахождения, но и во всех иных налоговых органах, в которых организация по каким-либо основаниям состояла на налоговом учете (в том числе и в налоговых органах по месту нахождения имевшихся у нее филиалов и иных обособленных подразделений). Иное означало бы возможность налогового учета ликвидированной организации, что не соответствует ни налоговому, ни гражданскому законодательству.
Датой снятия с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации .
Идентификационные номера налогоплательщиков (далее - ИНН) организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными (пп. 1 п. 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ ). ИНН организации, реорганизуемой в форме выделения и присоединения, не изменяется (п. 18 Порядка присвоения ИНН). При этом организации, выделившейся из реорганизуемой организации, присваивается новый ИНН. ИНН присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным.