1. Общие положения о договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
1.1 Общие положения о договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Прежде чем перейти к анализу контракта на поставку товаров для нужд государственных и местных органов власти, желательно отметить важность понятия государственного контракта на такую поставку. Для этого см. статью 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором говорится, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товар государственному заказчику или по его указанию другому лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара. Понятие "государство" устанавливает участие государства в договорных отношениях, большую значимость поставок товаров и оказания услуг для государственных нужд.
Закон о закупках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ являются важными законодательными актами, регулирующими вопросы размещения заказов, которые необходимы как государству, так и муниципалитетам.
Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второе-это покупка компаний, в которых государству принадлежит более 50%.Осуществление нормативно-правового регулирования в сфере муниципальных и государственных нужд рассматривается как комплекс, включающий источники и нормы публичного и частного права. Основным правовым актом частного характера является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Правовая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для нужд государства (муниципального) характеризуется несколькими основными особенностями: государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд-это вид договора поставки, который, в свою очередь, является подтипом договора купли-продажи-аналогично гражданско-правовому договору.
Договор поставки товара свободен от прав третьих лиц. Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа на поставку товаров, который размещается в соответствии с Законом о закупках.
Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд, в свою очередь, подразделяются на:
- государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд;
- государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд субъектов Российской Федерации.
Согласно общему положению, договор поставки - это договор купли-продажи, по которому поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать произведенный или приобретенный им товар покупателю в течение определенного периода для использования в предпринимательской деятельности или для других целей, не связанные с личным, семейным, домашним или иным аналогичным использованием (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственный или муниципальный контракт, контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, отличается от других договоров поставки на куплю-продажу товаров, участие в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечение оплаты товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Рассматривая правовую среду государственных контрактов с точки зрения административной ситуации, часто на первый план выходят публично-правовые особенности, выделяющиеся в государственных контрактах, что, несомненно, характеризует государственный контракт как самостоятельный, комплексный правовой акт.
Здесь стоит отметить, что под другим лицом понимается сторона, которая не фигурирует в государственном контракте, но на которую заказчик ссылается в товаросопроводительных документах.
Роль государственного заказчика по контракту на поставку продукции с учетом потребностей федерального государства выполняет Федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции
- Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах Российской Федерации - государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов Российской Федерации; по поставкам товаров для нужд обороны
- федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования. Роль поставщика выполняют юридические и физические лица, которые производят или поставляют товары, необходимые государственному заказчику.
Также среди них можно выделить предприятия, которые обязаны заключить договор, что касается объемов поставок федерального значения, то это государственные предприятия, которые занимают лидирующие позиции на рынке того или иного продукта. Для обеспечения государственных материальных резервов - это предприятия и организации производства, где оборонный заказ составляет более семидесяти процентов.
Вышеуказанное положение о возмещении убытков не распространяется на государственные предприятия, основным условием, при котором договор на поставку товаров для государственных нужд признается незаключенным или недействительным, являются положения о его предмете и сроке.
Товарами по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть вещи, имеющие следующий набор характеристик:
- не изъятые и не ограниченные в обороте (поставка предметов ограниченного оборота допускается в случаях и в пределах, установленных законом);
- произведенные или приобретенные поставщиком.;
- приобретается для государственных или муниципальных нужд.
Предметом договора может быть как товар, уже имеющийся у продавца на момент заключения договора, так и товар, который только будет создан или приобретен продавцом в будущем (пункт 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Товары иностранного производства не могут быть предметом контракта (за исключением случаев, когда производство аналогичной продукции в России экономически нецелесообразно).
Срок исполнения обязательства по передаче товара в договоре поставки относится к существенным условиям. Он устанавливается в договоре сторонами, как правило, независимо от существенных отличий государственного или муниципального контракта от других видов договора купли - продажи:
- покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
- наименование договора - государственный или муниципальный контракт, заключенный на основании государственного заказа, сформированного в установленном законом порядке;
- основной способ размещения заказов на закупку товаров для государственных или муниципальных нужд-проведение открытых аукционов конкурсов;
? порядок и условия заключения государственного или муниципального контракта на основании заказов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации;
? государственный или муниципальный заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с исполнением государственного или муниципального контракта;
- законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения условий контрактов.;
- споры, возникающие в связи с заключением государственного или муниципального контракта, рассматриваются Арбитражным судом
Экономические отношения между поставщиками и покупателями могут устанавливаться:
-на основе прямых договоров между ними;
-путем централизованной закупки продукции и товаров логистическими агентствами;
- следовательно, договорные отношения могут быть как с участием среднего звена, так и без участия среднего звена.
Существенными условиями договора поставки являются:
- наименование товара (предмет);
-количество;
-срок поставки.
При отсутствии указанных условий договор поставки считается недействительным. Иными словами, государственный контракт является неким собирательным понятием, за которым скрываются различные виды гражданско-правовых договоров, сущность которых определяется единой целью и эта цель – удовлетворение потребностей публично-правового образования .
1.2.Понятие, существенные условия и стороны договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Основными условиями договора поставки являются:
- Предмет договора, то есть в договоре должны быть указаны условия наименования товара и количество товара (статья 3, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации)условия, которые названы как существенные для данного вида договора в законе или ином правовом акте.
- Условия, которые должны быть согласованы по любой просьбе сторон.
По договору поставки для государственных и муниципальных нужд
поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ).
Существенные условия договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Этот подход применим и к договорным отношениям поставок, в том числе к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд.
Что касается просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) как отдельного вида нарушения, то за нее подлежит начислению неустойка в размере одной трехсотой ключевой ставки, действующей на дату уплаты неустойки.
Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором (соответствующих отдельному этапу исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок исчисления штрафных санкций (часть 7 той же статьи).
Поставка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд-это вид купли-продажи, одной из сторон которой является государство (Российская Федерация или ее субъекты) или муниципальное образование.
По договору поставки поставщик (организация или предприниматель) обязуется передать покупателю в установленные сроки произведенный или приобретенный им товар. При этом товар предназначен для использования в коммерческих целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным аналогичным использованием (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Существенными условиями договора поставки являются: предмет договора, то есть в договоре должно быть указано условие о наименовании товара и количестве товара пункт 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договор поставки не позволяет определить количество передаваемого товара, то он считается незаключенным пункт 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия, которые названы существенными для данного вида договора в законе или ином правовом акте; условия, по которым по просьбе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, срок поставки товара не является существенным для договора поставки. Если стороны не указали в договоре срок поставки товара и из договора не следует, что поставка должна производиться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации статья 457 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18, это означает, что в случаях, когда срок исполнения обязательства не установлен, оно должно быть исполнено в течение 7 дней с даты запроса покупателя о его исполнении.
Условие о цене товара не является существенным условием договора поставки. Если в договоре поставки не указана цена товара, но указаны другие существенные условия, он все равно будет считаться заключенным. В этом случае товар должен быть оплачен по цене, которая при сопоставимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар (пункт 1 статьи 485, пункт 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для российского законодательства традиционно существуют специальные нормативные акты, предусматривающие специальное регулирование отношений, связанных с поставкой товаров для нужд государства.
Условия, при отсутствии которых договор на поставку товаров для государственных муниципальных нужд считается не заключенным, включают положения о его предмете и сроке.
Предметом договора является договор на поставку товаров для государственных муниципальных нужд.
Товарами по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть вещи, обладающие следующим набором характеристик:
- не изъяты и не ограничены в обороте (поставка предметов ограниченного оборота допускается в случаях и пределах, установленных законом);
- изготовлено или приобретено поставщиком;
- приобретается для государственных или муниципальных нужд.
Предметом договора может быть как товар, уже имеющийся у продавца на момент заключения договора, так и товар, который только будет создан или приобретен продавцом в будущем (пункт 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Методы определения контрактных цен подробно регулируются законодательством. Существуют следующие типы цен:
- фиксированные цены. Этот тип используется по контрактам, уровень разумных затрат по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары в основном носят традиционный характер (стандартное оборудование, оборудование;
- цены, которые возмещают затраты с обеспечением прибыльности или без нее, они используются, когда невозможно с необходимой точностью спланировать производственные затраты по контракту, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет зафиксировать цену контракта.
- цены на поставки стандартной продукции, используются для поставки стандартных товаров, которые постоянно доступны на рынке, свободные рыночные цены на которые известны, контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по результатам аукционов и конкурсов.
Поставщик-это лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, производит товары, поставляемые покупателю, или приобретает их с целью последующей продажи покупателю.
Поставщиком, как правило, является собственник имущества или лицо, уполномоченное собственником (представитель по доверенности, адвокат по договору уступки и т.д.
Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут быть:
- органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно;;
- получатели бюджетных средств, уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления размещать заказы.
- Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федеральный закон № 94-ФЗ пункт 2 статьи 4 предусмотрена возможность создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченного осуществлять функции по размещению для государственных или муниципальных заказчиков.
Такие уполномоченные органы выполняют эти функции, за исключением заключения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, которые подписываются государственными или муниципальными заказчиками.
Специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое государственным или муниципальным заказчиком или уполномоченным органом для выполнения функций по размещению заказа путем проведения конкурса в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта.
Заключение договора поставки товаров для государственных муниципальных нужд включает несколько этапов.
1. Государственный муниципальный заказчик определяет потребности и нужды государства муниципального образования.
2. Государственный муниципальный заказчик размещает государственный заказ.
Под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ.
Если сумма заказа менее 60 000 рублей, то Федеральный закон № 94-ФЗ не применяется п. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта становится обязательным, если не установлено законом.
На товарных биржах могут размещаться заказы на поставку биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн рублей (статья 56 Федерального закона № 94-ФЗ). Порядок размещения заказов на поставку биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях, когда заключение государственного контракта не связано с проведением торгов, проект государственного контракта разрабатывается, соглашением сторон, государственным заказчиком, порядок заключения государственного или муниципального контракта регулируется пунктами 2-3 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (подрядчиком) покупателю, определяемому государственным или муниципальным заказчиком по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик направляет поставщику (подрядчику) и покупателю уведомление о присоединении покупателя к поставщику (подрядчику) не позднее тридцати дней со дня подписания государственного или муниципального контракта. Данное уведомление является основанием для заключения договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Сторона, получившая проект договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд
- подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней с даты получения проекта;
- при наличии разногласий по условиям договора в тот же срок составляется протокол о разногласиях и направляется вместе с подписанным соглашением другой стороне.
С другой стороны, может оказаться, что во время участия в тендерах, заключения государственного контракта поставщик провел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом и понес определенные расходы.
Конфликт интересов поставщика продукты которые оказались ненужными, и покупатель, чьи потребности изменились, разрешается в соответствии со статьей 530 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующем порядке, в случае отказа покупателя полностью или частично от товаров, указанных в уведомлении о присоединении, и от заключения договора на их поставку поставщик исполнитель обязан незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него уведомления о присоединении к другому покупателю.
Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика исполнителя он;
- или выдает уведомление о присоединении к нему другого покупателя
- или направляет поставщику исполнителю заказ на доставку с указанием получателя товара
- или сообщает о своем согласии принять и оплатить товар.
При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком данных обязанностей поставщик исполнитель вправе:
- потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары;
- продавать товары по своему усмотрению, при этом разумные расходы, связанные с их продажей, возлагаются на государственного или муниципального заказчика.
1.3. Государственные заказчики. Обязанности поставщиков.
Государственным заказчиком по поставке материальных ценностей в государственный резерв является государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а по поставке товаров в мобилизационный резерв - также органы исполнительной власти.
Согласно закону о государственном оборонном заказе, государственным заказчиком может быть только государственный орган, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования, государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать другим лицам заключение договора на поставку товаров для государственных нужд.
В исключение из принципа свободы договора, упомянутые законы перечисляют организации, которые в качестве поставщика обязаны принять государственный заказ и заключить государственный контракт (договор поставки для государственных нужд).
Согласно Закону о Государственном материальном резерве, обязанность по заключению государственного контракта возлагается на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также на предприятия, объем производства, которых превышает 70% государственного оборонного заказа.
Обязательство принять заказ возникает, если оборонный заказ предусматривает уровень рентабельности производства товаров, установленный Правительством Российской Федерации.
В то же время этот термин также используется в отношении других учреждений и предприятий, которые конкретно рассматриваются в статье 15 Закона о контрактах, важно не путать одно с другим, главное понимать, что госзаказчики тратят деньги из бюджета и совершают закупки только в соответствии с 44-м федеральным законом.
Таким образом, по государственному контракту государственными заказчиками могут быть:
-государственное учреждение (в том числе государственный орган);
-орган управления внебюджетными фондами;
-государственное учреждение;
-бюджетное учреждение;
-корпорация Росатом;
- корпорация Роскосмос.
Закон также обязывает муниципальных заказчиков осуществлять закупки в соответствии с 44-ФЗ.
Сюда относится муниципальный орган или государственное учреждение, которое имеет бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и действует от имени муниципалитета.
Обязанности государственных заказчиков
Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, отражающие запланированные расходы, согласовываются с финансовыми органами.
Таким образом, они обязаны детально планировать все государственные закупки, в этом случае план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством, это должно быть сделано в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег им выделено из соответствующих бюджетов.
Они также должны документировать свою работу.
Результатом их деятельности является государственный контракт. Государственный контракт-это контракт, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для удовлетворения потребностей государства (пункт 8 статьи 3 44-ФЗ), вся информация, связанная с государственными закупками, публикуется в Единой информационной системе в сроки, предусмотренные законом.
Ответственность за это также несет государственный заказчик, особые случаи, отдельно необходимо указать ситуации, когда свои функции могут выполнять те, кто не относится к государственным заказчикам, организации или юридические лица, которые не используют бюджетные деньги в своей обычной деятельности, руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельных видов юридических лиц № 223-ФЗ.
Однако не исключено, что они получат доступ к бюджетным средствам, например, обычное юридическое лицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, если они совершают покупки за счет этих денег, они обязаны это делать, соблюдая все требования 44-ФЗ.
Рисунок 1.Ответственность поставщиков
Рисунок 1.Ответственность поставщиков
1.4. Размещение государственного заказа. Основания и порядок заключения государственного контракта
Заключению государственного контракта предшествуют процедуры размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд, осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.