Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников

olegnowa 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2021
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека. Ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. В ФГОС ДО подчеркивается важность воспитания у младшего поколения эмоциональнонравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. Вместе с тем, понятие «эмоциональная отзывчивость» еще не получило общепринятого описания, не стало объектом постоянного внимания для науки.
Введение

На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в эмоциональном, гуманном отношении человека к миру, другим людям и к самому себе. Современная педагогика предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро . Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей. Ряд авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.) определяют отзывчивость как социально значимое качество личности и относят ее к нравственным эмоциям. М.С. Лисина рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми . Эмоциональная отзывчивость тесно связана с формированием мировоззрения личности, картиной мира . В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что эмоциональная отзывчивость не является закономерным следствием индивидуального эмоционального опыта по принципу «от позитива к еще большему позитиву». Врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Потому содержание индивидуального эмоционального опыта и средства его реализации могут резко контрастировать с принципами общечеловеческой морали и устойчивыми для индивидов данной культуры социально принятыми формами. Согласно психологическим исследованиям, эмоциональная отзывчивость тесно связана с мотивацией, социальной коммуникацией, познанием и поведением. Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, разработанная Н. Ежовой на основе работ отечественных психологов и педагогов . В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ( далее - ФГОС ДО) обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека. Ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. В ФГОС ДО подчеркивается важность воспитания у младшего поколения эмоциональнонравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. Вместе с тем, понятие «эмоциональная отзывчивость» еще не получило общепринятого описания, не стало объектом постоянного внимания для науки. Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме развития эмоциональной отзывчивости подтверждает необходимость дальнейшего изучения содержания, структуры исследуемого феномена, поиска эффективных методов и средств развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста как наиболее адекватного для педагогического воздействия. В настоящее время наблюдается снижение уровня эмоциональной отзывчивости у дошкольников, особенно в старшем возрасте, о чём свидетельствуют результаты диагностического обследования . Недостаточно исследована проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в воспитании эмоционального, гуманного отношении ребёнка к миру, другим людям и к самому себе и недостататком прикладных исследований по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: эмоциональная отзывчивость у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – содержание и психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация психолого-педагогических условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста за счет реализации программы развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Гипотеза исследования - развитию эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте способствуют следующие условия: использование игры, как ведущей деятельности; развитие через игру внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним; учет возрастных и индивидуальных характеристик детей. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Проанализировать научное состояние проблемы эмоциональнй отзывчивости в литературе. 2. Выявить содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. 3. Обосновать эффективность психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости в детском саду за счет программы развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, исследование констатирующего характера, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по вопросам содержания понятия «эмоциональная отзывчивость» и психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в полученных результатах исследования, выводах об эффективности применения средств, методов и приемов повышения эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе учреждения МКДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка»» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Кирова Калужской области. В эксперименте приняло участие 24 дошкольника подготовительной группы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования развития эмоциональной отзывчивости в игровой и творческой деятельности у детей дошкольного возраста. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования, обосновывается эффективность психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..……4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ……………………………………….8 1.1 Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников: понятие и характеристика………………………………………………………………….…..8 1.2 Условия развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста……………………………………………………… ……………..……..16 ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….……………………………………...……….32 2.1. Методика и организация исследования……………………………………..32 2.2 Анализ результатов исследования ……………………………………..……41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………..………..…52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…57 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….......62
Список литературы

1. Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2 (5). - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1039/ (дата обращения: 05.03.2021). 2. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - М.:Детство-Пресс, 2015.- 175 с. 3. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию /Ю.И. Александров // Психология XXI века. – М.: Пер Се, 2017. – с.39-85. 4. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика./ А.В. Батаршев – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 336 с. 5. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса / М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 123 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка // Психология подростка. Хрестоматия /Сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2016. – 526 с. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2016. – 526 с. 8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопр. психол. 1975, № 2. С. 147 - 158. 9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие курсу «Психология человека»./ М. В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 276 с. 10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 2017. – 464 с. 11. Ежова Н.И. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н.И. Ежова //Дошкольное воспитание, 2013.- № 8.- с.22-29. 12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев – СПб.: Издательство «Питер», 2015. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»). 13. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. / А.В. Запорожец, А.Д. Кошелев.- М.: Просвещение, 1985.- 440 с. 14. Золотова Т.Н. Психология стресса. / Т.Н. Золотова – М.: Книголюб, 2015. – 192 с. (ВУЗ: Учебно-методические материалы). 15. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка/ Л.В. Зубова // Вестник ОГУ, 2017. -№ 7. - С. 54-65. 16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2018. – 701 с. – (Серия «Мастера психологии»). 17. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2015. – 412 с. 18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2019. – 752 с. – (Серия «Мастера психологии»). 19. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / Х. Кохут // Антология современного психоанализа. Т.1 (под ред. А.В. Рассохина). М., Институт психологии РАН, 2018. 20. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И.Перегуда, О.А. Шаграева.- М.: Владос, 2013. - 220 с. 21. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций/ В.Г. Крысько – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Омега-Л, 2015. – 368 с. – (Библиотека высшей школы). 22. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. / Г.А. Кураева, Е.Н. Пожарская – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2016. – 250 с. 23. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев – 4-е издание. – М.: Владос, 2017. – С.193-218. 24. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. / А.В. Либин – М.: Смысл, 2015. – 532 с. 25. Лисина М.И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / М.И. Лисина - СПб.: Питер,2016.-314с. 26. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2016. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»). 27. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – с.24-32. 28. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента / В.С. Мерлин. – М., 2015. – с.3-18. 29. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – с.153-159. 30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. / Р.С. Немов – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 688 с. 31. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник/ Е.И. Николаева. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2015. – 544 с. 32. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 448 с. 33. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. / И.П. Павлов – М.: Наука, 2015. – 664 с. 34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2016. – 512 с. 35. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, – 2015. - 255 с. 36. Практическая психология образования: Учебное пособие. – 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с. 37. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 526 с. 38. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 2015. – 752 с. – (Серия «Мастера психологии»). 39. Радулевич Д.А. Тревожность учащихся: влияние на эффективность процесса обучения, причины возникновения и способы преодоления // Материалы международной научно-практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». – 2015.-219 с. 40. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика./ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.: Питер, 2015. – 432 с. – (Серия «Учебник нового века»). 41. Роджерс К. Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман). - М.: ЧеРо, 2018.-411 с. 42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. – 384 с. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 2018. – 720 с. (Серия «Мастера психологии»). 44. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В.М. Русалов // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – с.19-32. 45. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, 1987.-12с. 46. Тебенева, Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2017. - № 1. – С. 64–73. 47. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева – М.: Владос, 2016. – 368 с. 48. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин – М. Инфро. М, 2017. – 328 с. 49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология ; [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2017. – 267 с. 50. Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века /[Текс]. - Москва: Институт эффективных технологий, 2012г. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232278 (13.03.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ 1.1 Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников: понятие и характеристика Познание ребенком мира не должно сводиться к получению информации о нем, а, прежде всего, начинаться с развития духовных качеств ребенка. Развивая память ребенка, логическое мышление, мы недостаточно внимания уделяем развитию его духовного мира, забывая, что в дошкольном возрасте преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям. В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. Ряд авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева) определяют отзывчивость как социально значимое качество личности и относят ее к нравственным эмоциям . А.В. Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д. Кошелева понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg