Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

olegnowa 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2021
Анализ исследований, проведенных А.Н. Корневым [25], Г.А. Каше [23], Р.И. Лалаевой [29], Л.В. Венедиктовой [29], Р.Е. Левиной [31], Е.Н. Российской [41], А.В. Ястребовой [52] и др. показал, что основными трудностями понимания текста у младших школьников с ОНР являются: недостаточная способность выделить и понять основной смысл текста; неумение представить найденный смысл текста в полное последовательное сообщение; невозможность обдумать следующее высказывание, отобрать необходимый материал и составить план последовательного изложения текста.
Введение

Развитая речевая деятельность младших школьников позволяет им успешно включиться в учебную деятельность, получить образование, развивать потенциал и систему ценностей и потребностей. Полноценное развитие экспрессивной и импрессивной стороны речи ребенка непосредственно влияет на коммуникативную сферу и, в целом, на его социализацию. А.С. Штерн [39], А.А. Леонтьев [32], Ю.А. Сорокин [43] подчеркивали, что процессы понимания значений и понимания смысла, как основные планы импрессивной речи требуют от читателей для понимания значения достаточно высокого уровня языкового развития, владения системой связей и значений слов; для понимания смысла текста важны уровень развития личности, личностные особенности человека, владение системой выразительных средств живой речи, обладание мотивацией к восприятию текста, определенные отношения к тексту, его героям, событиям. В процессе понимания текста ребенок должен совершить переход от слова к образу предмета (денотату), таким образом, переходя от внешней формы текста, которая выражается системой слов, к внутренней форме, к содержанию. По мнению И.А. Зимней, «смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, есть сложная, перцептивно-мнемически-мыслительная деятельность» [19, с. 6]. Исследования Е.Г. Биевой [7], А.В. Венцова [11], В.Б. Касевич [11], О.Е. Грибовой [14], Н.И. Жинкина [15] и других показали, что дети в процессе слушания сообщения стремятся расшифровывать значение информации в целом, а не отдельных слов или фраз. Воспринимая предложения, они выделяют мысль, которую они содержат, целостный смысл. Анализу для понимания практически не подлежат отдельные слова и фразы. В памяти человека сохраняется комплекс элементов текста, содержащих смысл, а не отдельные слова и предложения, что обеспечивают механизмы перекодировки. Для восприятия устного сообщения происходит развертывание операций определения образов действительности в тексте и формируется образ содержания текста, затем происходит поиск связей этих образов, которые позволяют определить структуру содержания текста. Анализ исследований, проведенных А.Н. Корневым [26], Г.А. Каше [23], Р.И. Лалаевой [29], Л.В. Венедиктовой [29], Р.Е. Левиной [31], Е.Н. Российской [41], А.В. Ястребовой [52] и др. показал, что основными трудностями понимания текста у младших школьников с ОНР являются: недостаточная способность выделить и понять основной смысл текста; неумение представить найденный смысл текста в полное последовательное сообщение; невозможность обдумать следующее высказывание, отобрать необходимый материал и составить план последовательного изложения текста. Недоразвитие лексико-грамматического строя языка у младших школьников с ОНР проявляется в трудностях семантического плана, что оказывает серьезное воздействие на развитие коммуникативных функций, считающихся базовыми средствами социализации младших школьников с ОНР. Таким образом, актуальность исследования трудностей понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи обусловлена необходимостью разработки приемов и методов логопедической работы, позволяющих устранить трудности понимания текстов у младших школьников с ОНР от уровня восприятия слов до раскрытия смысловых связей текста. Объект исследования – понимание текстов младшими школьниками. Предмет исследования – трудности понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Цель исследования – изучение трудностей понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что у младших школьников с общим недоразвитием речи существуют следующие трудности понимания текстов: низкий уровень понимания рассказов повествовательного характера, не заключающих в себе сложных смысловых связей; рассказов, в которых имеются более сложные смысловые связи, пропущенные звенья, которые надо восстановить на основе общего смысла рассказа; рассказов со скрытым смыслом, с элементами коллизии между конкретным содержанием и внутренним смыслом. Задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи; - провести исследование понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи; - провести сравнительный анализ результатов исследования и установить трудности понимания текстов, характерные для младших школьников с общим недоразвитием речи; - сформулировать выводы и составить методические рекомендации по преодолению трудностей понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи в логопедической работе. Методы исследования: 1. Организационный метод. 2. Эмпирический метод, реализуемый методикой понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи Г.В. Чиркиной [38], которая включает три задания, направленных на: - понимание рассказов повествовательного характера, не заключающих в себе сложных смысловых связей, по тексту «Всякой вещи свое место»; - понимание рассказов, в которых имеются более сложные смысловые связи, пропущенные звенья, которые надо восстановить на основе общего смысла рассказа «Белочка и зайчик»; - понимание рассказов со скрытым смыслом, с элементами коллизии между конкретным содержанием и внутренним смыслом, по тексту «Что сказал Мите отец». 2. Количественно-качественный анализ. 3. Интерпретационный метод. Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павловская средняя общеобразовательная школа №2 Павловского муниципального района Воронежской области. В исследовании приняло участие 24 обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов в возрасте 7-8 лет, из них 12 детей с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития, и 12 детей с нормальным развитием речи.
Содержание

Введение............................................................................................................. 3 Глава 1. Состояние проблемы понимания текстов детьми младшего школьного возраста........................................................................................... 7 1.1. Современные представления о развитии понимания текстов у детей в младшем школьном возрасте......................................................................... 7 1.2. Характеристика речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи............................................................ 14 1.3. Трудности понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи........................................................................................... 19 Выводы по главе 1............................................................................................. 27 Глава 2. Исследование трудностей понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи................................................... 29 2.1. Организация исследования........................................................................ 29 2.2. Анализ результатов исследования............................................................ 32 2.3. Методические рекомендации по преодолению трудностей понимания текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи в логопедической работе.......................................................................... 39 Выводы по главе 2………………………………............................................. 44 Заключение……………………………………………………………............. 46 Список использованных источников и литературы…................................... 49 Приложение………………………………………..…………………….......... 55
Список литературы

1. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении : пособие для учителей начальных классов / Т.А. Алтухова. – Белгород : Белгородский государственный университет, 1998. – 113 с. 2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. – 2007. – №3. – 106 с. 3. Артемьева, Т.В. Понимание переносных значений метафор и пословиц младшими школьниками в условиях традиционной и развивающей систем обучения : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Артемьева Татьяна Васильевна ; Казанский государственный университет. – Казань, 2004. – 157 с. 4. Аристова, Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т.А. Аристова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 142-146. 5. Бабина, Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжёлыми нарушениями речи / Г.В. Бабина // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2005. – С. 172-177. 6. Бабина, Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении учащимися с нарушениями речи / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева // Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – Москва : Московский социально-гуманитарный институт, 2004. – С. 39-46. 7. Биева, Е.Г. Когнитивный анализ понимания речевых сообщений дошкольниками / Е.Г. Биева // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза) / под ред. А.М. Шахнаровича. – Москва : Наука, 1988. – С. 20-35. 8. Брудный, А.А. К проблеме понимания текста / А.А. Брудный // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974. – С. 80-86. 9. Брудный, А.А. Понимание как компонент психологии чтения / А.А. Брудный // Проблемы психологии и социологии чтения. – Москва, 1986. – С. 162-171. 10. Васильева, Г.Н. Особенности встречного порождения высказывания в процессе чтения текста учащимися с нарушениями речи / Г.Н. Васильева // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2005. – С. 189-192. 11. Венцов, А.В. Проблемы восприятия речи / А.В. Венцов, В.Б. Касевич. – Москва : УРСС Эдиториал, 2003. – 232 с. 12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : АСТ, 2011. – 640 с. 13. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Москва : КомКнига, 2006. – 144 с. 14. Грибова, О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ / О.Е. Грибова. – Москва : АПК и ППРО, 2009. – 120 с. 15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – Москва: Наука, 1982. – 157 с. 16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. – Москва : Педагог, 2004. – 190 с. 17. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Москва : Московский психолого-социальный институт. – 2001. – С. 119-121. 18. Зимняя, И.А. Психология слушания и говорения / И.А. Зимняя. – Москва : Московский государственный университет, 1973. – 32 с. 19. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / под ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева. – Москва : Наука, 1976. – С.5-33. 20. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. – Самара : Самарский государственный педагогический университет, 1998. – 187 с. 21. Иншакова, А.Г. Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией / А.Г. Иншакова // Аспирантские тетради. – 2008. – № 38. – С. 64-69. 22. Карачевцева, И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи : специальность 13.00.03: «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогический наук / Карачевцева Ирина Николаевна ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. – Москва, 2012. – 13 с. 23. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Г.А. Каше // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – С. 213-228. 24. Корнев, А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Дидактические игры и занятия по развитию связной речи, понимания речи и стихотворных текстов / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. – Москва : Психология детства, 2001. – 94 с. 25. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 330 с. 26. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи : методическое пособие / А.Н. Корнев. – Москва : Айрис-пресс, 2006. – 128 с. 27. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с. 28. Кузьменко-Наумова, О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения / О.Д. Кузьменко-Наумова. – Куйбышев, 1980. – 164 с. 29. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова : учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2003. – 224 с. 30. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников : диагностика и коррекция : учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов на Дону : Феникс. – 2004. – 218 с. 31. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия) / Р.Е. Левина. – Москва : Учпедгиз, 1940. – 72 с. 32. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический процесс / А.А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева. – Киев : Русь, 1979. – С.18-29. 33. Леонтьев, А.А. Психология обучения чтению / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 10. – С. 9-13. 34. Леонтьев, А.А. Смысл как психологическое понятие // Психологические и психолингвистические проблемы овладения языком / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. – Москва : Московский государственный университет, 1969. – С.56-66. 35. Локалова, Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. –1996. – № 2. – С. 113-129. 36. Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ процесса понимания сложного сообщения / А.Р. Лурия, Н.В. Тумасеева // Текст и аспекты его рассмотрения. – Москва, 1977. – С.41-43. 37. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования : учебное пособие / А.Р. Лурия. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с. 38. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под редакцией Г.В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с. 39. Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н Мурзин, А.С. Штерн. – Москва : Книга, 2010. – 243 с. 40. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.И. Оморокова. – Москва : Вентана-Граф, 2005. – 128 с. 41. Российская, Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией / Е.Н. Российская // Дефектология. – 2007. – № 1. – С. 73-81. 42. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин : монография / М.Н. Русецкая. – Санкт-Петербург : Каро, 2006. – 138 с. 43. Сорокин, Ю.А. Текст: цельность, связность, эмотивность / Ю.А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / под ред. Н.А. Слюсаревой. – Москва : Речь, 1982. – С. 80-106. 44. Спирова, Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / под редакцией Р.Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – С. 143-165. 45. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / О.А. Токарева. – Москва : Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1969. – С. 39-45. 46. Фрумкина, P.M. Словарь-минимум и понимание текста / Р.М. Фрумкина // Русский язык за рубежом. – 1967. – Вып. 2. – С. 15-21. 47. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с. 48. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление : учебно-методическая литература / Л.С. Цветкова. – Москва-Воронеж : Московский психолого-социальный университет, 2000. – 304 с. 49. Чиркина, Г.В. Обучение грамоте ребенка, имеющего нарушение артикуляционного аппарата / Г.В. Чиркина // Специальная школа. – Москва, 1964. – С. 96-100. 50. Чиркина, Г.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Г.В. Чиркина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – Москва : Московский социально-гуманитарный институт, 2004. – С. 8-13. 51. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1956. – № 5. – С. 38-54. 52. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1984. – 159 с. 53. Яхно, П.С. Слуховая память в механизме понимания текста / П.С. Яхно // Иностранные языки в школе. – 1978. – №6. – С.25-34.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Современные представления о развитии понимания текстов у детей в младшем школьном возрасте Проблема понимания текстов находит своё отражение в различных науках, таких как психология, логопедия, философия, психолингвистика и во многих других. В отечественной психологической науке проблемой понимания теста начал заниматься в 50-х года XX века А.А. Смирнов [9]. Затем его идею исследования продолжили Г.С. Костюк [9], А.Р. Лурия [36] и другие. Понимание в младшем школьном возрасте имеет психологические особенности, которые проявляются в содержании, видах, уровнях, динамике понимания текста. Надо отметить, что в процессе понимания текста младшими школьникам ведущая роль принадлежит педагогической подсказке. Она становится ориентиром в зоне поиска и регулирует понимание детей. Кроме того, подсказка может выполнять функцию контроля и оценки. Часто у младшего школьника в понимании текста имеются скрытые резервы. Об этом говорит «скачок» в понимании в условиях помощи в виде вариантов ответов. Психологические исследования показали, что индивидуальные различия между школьниками значительно перекрывают возрастные. Под индивидуальными психологическими различиями понимают особенности психических процессов, состояний, качеств личности, отличающих людей друг от друга. У школьников эти различия проявляются в виде накопленных ими знаний, в темпе их приобретения, в уровне достигаемого при этом обобщения, в чувствительности к помощи, когда она необходима, в гибкости знаний, в широте их применения, в личностных качествах (интересах, мотивации, саморегуляции и т.д.)» [3].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg