В условиях современной экономики приобретение сложнотехнических стало более доступным для людей, в связи с чем импорт таких товаров в страны Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) (в том числе в Российскую Федерацию) значительно вырос. В 2016–2018 гг. товары группы 87 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) занимали первое место по стоимостному и физическому объему в структуре импорта Центральной акцизной таможни (далее – ЦАТ). Так, например, в 2016 г. они составляли 59%, в 2017 – 62%, а в 2018 г. – 61,5% от всего объема стоимостного импорта ЦАТ за указанный период. В структуре физического импорта ЦАТ в 2016–2018 гг. транспортные средства занимали 35%. При этом более 50% в указанных объемах занимали именно транспортные средства товарной позиций 8703 и 8704.
Несмотря на значительную долю легковых автомобилей в торговом обороте, перед таможенными органами часто встают вопросы, связанные с проверкой достоверности сведений (например, классификационного кода, таможенной стоимости и технических характеристик транспортного средства), указанных в декларации на товары (далее – ДТ) и правильности начисления таможенных платежей.
Кроме либерализации мировой торговли в настоящее время можно наблюдать упрощение порядка перемещения физических лиц между государствами при различных обстоятельствах (туризм, иммиграция, эмиграция и пр.). Часть физических лиц пересекает государственные границы на личных транспортных средствах (чаще всего легковых автомобилях). При этом существует достаточно много нюансов трансграничного перемещения транспортных средств для личного пользования и прохождения таможенных формальностей. Перед физическими лицами зачастую встают вопросы заполнения декларации и уплаты платежей, предоставления или получения необходимых документов, порядка прохождения таможенного контроля и пр.
Также следует отметить, что в некоторых случаях физические лица пытаются миновать прохождение таможенных формальностей и, следовательно, избежать уплаты таможенных платежей.
Возрастающий объем импорта автомобилей (в том числе легковых) и упрощение пересечения таможенных границ физическими лицами требует создания слаженной системы совершения таможенных операций и проведения таможенных экспертиз, прозрачного законодательства и эффективно действующей системы управления рисками. Все это определяет актуальность выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
Целью ВКР является комплексное исследование и совершенствование таможенной экспертизы сложнотехнических товаров при таможенном контроле.
Исходя из заданной цели работы можно выделить следующие задачи:
1. Анализ правовых основ таможенной экспертизы
2. Характеристика этапов и видов таможенной экспертизы
3. Проведение анализа идентификации, классификации и таможенной экспертизы сложнотехнических товаров
4. Выявление основных проблем, влияющих на проведение таможенной экспертизы
5. Разработка предложений по решению данных проблем
Объектом исследования ВКР является порядок проведения таможенной экспертизы сложнотехнических товаров.
Предметом исследования данной ВКР являются практические аспекты проведения таможенной экспертизы сложнотехнических товаров при таможенном контроле с учетом особенностей их предназначения для таможенных целей.
При написании ВКР были использованы нормативные источники (наднациональные – решения Совета Евразийской экономической комиссии и национальные – федеральные законы, приказы органов исполнительной власти и др.); данные сайтов Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России и ЦАТ; сведения, полученные из других интернет-источников; учебная и научная литература по тематике ВКР; данные таможенной статистики внешней торговли и др.
В настоящее время достаточное количество научных исследований посвящено перемещению товаров, в том числе и транспортных средств, физическими лицами для личного пользования. Статьи по данной теме опубликованы в научных журналах Аллея Науки (Топорцев А.А., г. Томск, 2017 г.) , Советник Юриста (Сидоров В.Н., г. Москва, 2017 г.) , Электронный научный журнал (Солодухина В.И., г. Люберцы, 2016 г.) , Научный журнал Дискурс (Решетняк А.С., г. Москва, 2017 г.) , Актуальные вопросы права и отраслевых наук (Матвиенко Г.В,, г. Москва, 2015 г.) , Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета (Ягубов Ш.В., Вагонова О.Е., 2018 г., г. Саратов) и др. В указанных работах авторы анализировали проблематику перемещения транспортных средств для личного пользования физическими лицами и особенности таможенного контроля транспортных средств для личного пользования.
При этом в научной литературе проблемным вопросам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении легковых автомобилей, перемещаемых через таможенную границу в качестве товаров, уделено недостаточно внимания. Данное обстоятельство также подтверждает актуальность выбранной темы и обуславливает необходимость проведения теоретических и прикладных исследований указанной тематики.
Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.