Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

y_nika 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2018
В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а также были решены все поставленные задачи исследования. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Что страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) [12]. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного, хотя проблема страхов у детей 7-го года жизни актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов [12]. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Таким образом, проблема нашей работы «Педагогические условия преодоления страхов детей 7-го года жизни» выбрана не случайна. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается в настоящее время рядом противоречий: - между возможностью использования игровой деятельности в группе в целях коррекции детских страхов и недостаточностью разработанности рекомендаций, пособий; - между отсутствием педагогических разработок по профилактике детской тревожности в семье и потребностью педагогов практиков в материалах подобного рода; - между требованиями, выдвигаемыми ФГОС ДО в области создания условий обеспечивающих благополучие дошкольников, взаимодействия с семьей в этом направлении и недостаточностью разработок по практической реализации этого процесса в реальной практике. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема работы является актуальной и представляет интерес для исследования. Целью исследования является: изучение и апробация педагогических условий преодоления страхов у детей 7-го года жизни. Объект исследования: процесс преодоления страхов у детей 7-го года жизни. Предмет исследования: педагогические условия преодоления страхов у детей 7-го года жизни. Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что эффективность педагогической поддержки детей с повышенным уровнем страхов может быть обеспечена при соблюдений следующих условий: - педагогическая поддержка будет включать взаимодействие педагогов, педагогов-психологов, родителей; - если содержание игротерапии, сказкотерапии, игровых упражненийбудет планироваться на основе диагностических показателей воспитанника; - в группе будет организованна развивающая предметно-пространственная среда, создающая условия для субъектных проявлений воспитанников в области эмоционального регулирования состояния (использование рабочих тетрадей«Эмоции», эмоциональных мнемосхем). Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи: 1. Теоретический анализ проблемы преодоления страхов у детей 7-го года жизни. 2. Выявление особенностей и факторов возникновения тревожности у детей 7-го года жизни. 3. Разработка и экспериментальная проверка эффективности комплекса педагогических условий преодоления страхов у детей 7-го года жизни. Методологическую основу исследования составили положения о закономерностях развития детской психики Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Положения В.С. Мухиной о трактовке дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Определение Петровского А.В. о страхе как эмоции, возникающей в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Методические разработки по диагностике и коррекции детских страхов К.С. Лебединская, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, М.А. Панфиловой. Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики, такие как: Мои страхи» (А. И. Захаров), «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен),«(А.И. Захаров, М. Панфилова). Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов. Практической базой исследования явилось МБДОУ детский сад №63 г. Иркутска. Ул. Лопатина 47 Общая выборка испытуемых представлена в составе 30 детей 7-го года жизни (2 группы по 15 человек). Практическая значимость исследования:разработанные педагогические условия могут эффективно применяться в практической деятельности педагогов для распознавания наличия и уровня страхов у дошкольников и для их коррекции. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления на 71-м смотре студенческих научно-практических работ представленного в рамках проведения Стендовой сессии «Проблемы творческого развития личности дошкольника и подростка в условиях личностно-ориентированного подхода» в рамках недели науки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» 27 марта 2017 г. и нашли своё отражение в следующих статьях: Тугарина А.А. Педагогические условия преодоления страхов у детей 7-го года жизни [Текст] / А.А. Тугарина // Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение»: сборник статей победителей X международной научно-практической конференции (20 мая 2017 г., в г. Пенза). Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на педагогическом совете МБДОУ г. Иркутска детского сада №63. Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (включающего 53 источника), приложения, рисунков, таблиц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ……………………………… 1.1. 1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе............................................................................ 1.2. Особенности развития страхов у детей 7-го года жизни…………………………………………………….... 1.3. Педагогические условияпреодоления страхов у детей 7-го года жизни……………………………………………… Выводыпо первой главе………………………………………………….. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ……………………………………………………………… 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента……………………………………………… 2.2. Особенности проявления страхов у детей 7-го года жизни……………………………………………………… Выводыпо второй главе…………………………………………………... ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ……………………………... 3.1. Цель, задачи, содержание формирующего этапа эксперимента……………………………………………… 3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов……………………………. Выводыпо третьей главе…………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ……………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….
Список литературы

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л.С. Выготский ? АПН СССР. ¬М. : Педагогика, 1982 ¬ 1984. Т. 4 : Детская психология / Под ред. и с послесл. Д.Б. Эльконина. ¬ 1984. ¬ 432 с. ¬ 2. Гарбузов, В. И. Нервные дети : Советы врача [Текст] / В. И. Гарбузов. – СПб. : Медицина, 2010. – 176 с. 3.Гусева, Л. М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка [Текст] / Л. М. Гусева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, 2007. – 64 с. 4.Ветрова, О. Е. Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / О. Е. Ветрова // Вестник ЧГПУ. – 2011. - №12. – С. 40-49. 5. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. [Текст] – М.: «Русский язык», 2010. – 336 с. 6. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / А. Д. Андреева [и др.]; под общей ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. – 160 с. 7. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1984. – 128 с. 8.Захаров, А. И. Неврозы у детей. [Текст] / А. И. Захаров. - СПб.: Дельта, 2006.- 163 с. 9.Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс,2010.- 448 с. 10. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А. И. Захаров. - Л.,2008. - 181 с. 11.Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 310 с. 12.Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [Текст] : монография / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург : Гиппократ, 2005. - 127 с. 13.Захаров, А. И. Что снится нашим детям : как избавиться от страхов / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург ; Москва : Дельта, 2007. - 428 с. 14. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард. – М. :Директ-Медиа, 2008. - 954 с. 15. Климанова, Ю. Л. Нарисуй свой страх : Детские страхи [Текст] / Ю. Л. Климанова. // Семья и школа. – 2005. - № 9. – С.22-24. 16. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / Я. Л. Коломинский. – Минск. : Университет, - 2007. – 327с. 17. Колягина, В. Г. Психология страхов дошкольников: монография [Текст] / В. Г. Колягина. – М. : ООО «Прометей», 2016. – 40 с. 18. Костина, Л. М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии [Текст] / Л. М. Костина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 54 – 61. 19. Котова, Е. О. О профилактике детской тревожности [Текст] / Е. О. Котова // Ребёнок в детском саду. – 2003. - №5. – С. 34-38. 20. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи [Текст] / И. Кулинцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №4. – С. 24-31. 21 .Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л Кряжева: Уч. Пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –192 с. 22.Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская // Дефектология. ¬ 2006. ¬ N 3. ¬С. . 15¬27 23.Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых [Текст] / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина: Уч. Пособие. – М.: Генезис, 2000. – 192с. 24.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для пед. специальностей / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва :Academia, 2006. - 606с. 25.Некрасова, З. В. Мой ребенок не боится! Простые методики, которые помогут вашему ребенку не бояться собак темноты или школьной учительницы [Текст] / З. В. Некрасова: Практическое пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с. 26.Николаева, Н.С. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12 27.Овчарова, Р. В Справочная книга школьного психолога : учебное пособие / Р.В. Овчарова. - 2-е изд., дораб. - Москва: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2006. - 351 с. 28.Овчарова, Р. В. Практическая психология [Текст] - М.: Т.Ц. «Сфера», 2009. - 337 с. 29.Орлова, Л. Таблетки для храбрости // Школьный психолог. – 2011. – № 11. – с.21-24. 30. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ. 1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Понятие страх рассматривалось и разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В.В.Юрчук определяет «страх, как аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности угрозы, боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [51]. Согласно З.Фрейду «страх-это состояние аффекта, объединение определённых ощущений ряда удовольствие (неудовольствие) с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события» [45]. В.Даль трактует страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5]. Р.Ф.Овчарова определяет страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [28]. И.П.Павлов рассматривает страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [35]. Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [34]. По мнению А.И. Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия че¬ловека. Страх имеет защитный характер и определяется физиологическими изменениями высшей нервной деятельности [12]. Именно этого определения страха мы придерживаемся в ходе нашего исследования. А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. Каждому ребенку присущи определенные страхи [11]. По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд, страх –это аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией. Страхи являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей [45].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg