ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
1.1. Понятие и общая характеристика пенсий за выслугу лет военнослужащим
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии.
Гарантии социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потере кормильца, установление государственных пенсий закреплены также в ст. 39 Конституции РФ.
В целом, пенсия представляет собой гарантированную ежемесячную денежную выплату:
1) в целях компенсации:
- установленным законом лицам заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности;
- нетрудоспособным членам семей этих лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью;
- утраченного заработка установленной законом категории граждан в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
- вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;
2) в целях предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пенсий:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- социальная пенсия.
Остановимся на таком виде пенсий, как пенсия за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет относятся к государственным пенсиям, что прямо закреплено в ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , который среди видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению называет «пенсию за выслугу лет» и далее конкретизирует категории граждан, имеющих право на ее получение:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и граждане, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Кроме вышеперечисленных категорий, в российском пенсионном законодательстве указана еще достаточно большая категория граждан, назначение пенсий которым напрямую связано с их стажем работы в конкретной сфере деятельности.
Необходимо отметить, что в российском законодательстве не содержится определения понятия «пенсия за выслугу лет».
Так, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» приводится определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии со ст. 2 указанного Закона - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. ,
Как следует из определения, в содержание понятия «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» включены признаки, присущие всем видам пенсий, назначаемым гражданам в системе государственного пенсионного обеспечения. Нас же интересует только пенсия за выслугу лет.
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» вообще не содержит дефиниций используемых в нем понятий, за исключением понятий «инвалиды вследствие военной травмы» и «инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы».
Что касается понятия «пенсия за выслугу лет» применительно к категории граждан, о которой идет речь в вышеуказанном законе, то данный пробел был восполнен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги. Далее, Суд отмечает, что посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших военную службу и другие виды служб, перечисленные в данном законе, направленная на поддержание, как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы.
Для того, чтобы сформулировать общее понятие «пенсия за выслугу лет», необходимо выделить ее основной признак (это пенсия по государственному пенсионному обеспечению или государственная пенсия) и, соответственно, дополнить рассмотренное нами определение, данное Конституционным Судом Российской Федерации, основаниями ее назначения для тех категорий граждан, которые не указаны в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, но указаны в Законе о государственном пенсионном обеспечении.
Таким образом, пенсия за выслугу лет – это пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы или работы на должностях летно-испытательного состава при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); прекращением ими военной службы или службы в органах и войсках, указанных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также работы гражданами из числа космонавтов при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения определенной законом категории граждан, направленная на поддержание, как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении соответствующей службы или работы.
1.2. Правовой статус военнослужащего
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Правовую основу статуса военнослужащего составляют:
- Конституция РФ;
- Федеральные законы;
- Подзаконные правовые акты.
Понятие «статус военнослужащего» закреплено в законе. Так, в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантируемых государством, а также в качестве обязанностей и ответственности военнослужащих установлены указанные федеральные законы, иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Правовой статус военнослужащего включает в себя следующие элементы: права, обязанности, ответственность, запреты и ограничения, а также льготы, гарантии и компенсации.
Рассмотрим подробно структурные элементы, входящие и составляющие основу правового статуса военнослужащего.
Первым структурным элементом являются права, то есть правила, защищающие достоинство и свободу личности и гражданина, которые вместе составляют основу правового статуса личности.
Проанализировав правовую литературу, можно выделить несколько категорий прав и обязанностей военнослужащих, которые, в свою очередь, составят их правовой статус и его особенности.
Первая группа прав - это конституционные права, или как их еще называют – общегражданские права, которые определяют статус военнослужащего, как гражданина РФ.
Установленные Конституцией РФ права и свободы для военнослужащих могут быть частично ограничены в зависимости от специфики службы. Общегражданские права и обязанности можно разделить на личные и гражданские, юридические, политические и т.д.
Вторая группа прав продиктована условиями военной службы и делится на общие и должностные, которые устанавливаются нормами военного законодательства, как военно-служебные права и обязанности. Особенностью правового статуса военнослужащего является разграничение в зависимости от принадлежности к той или иной категории (составу), воинского звания и должности, и других факторов.
Военно-служебные права и обязанности можно разделить на:
- общие, то есть, те, которые относятся ко всем без исключения. Они изложены в федеральных законах: от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ;
- должностные, то есть, те, которые прописаны в общевоинских уставах, наставлениях, инструкциях, должностных регламентах и т.д., в связи с занимаемой должностью.
Третью группу прав составляют специальные права и обязанности, они, как правило, носят временный характер, их военнослужащие приобретают при чрезвычайных (особых) обстоятельствах. Данные права и обязанности регламентируются специальными правовыми актами, приказами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, и т.д.), либо отдельными документами, входящими в общие нормативно-правовые акты, например, например, в п. 13 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») говорится, что: «Военнослужащие при исполнении служебных обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия».
Все права и обязанности военнослужащих непременно гарантированы государством.
Гарантии прав и свобод – это многогранная система общественных отношений в процессе деятельности государственных органов.
Принцип гарантированности прав и свобод является важнейшей чертой государства. К общим гарантиям можно отнести: социальные, духовные, экономические, политические и т.д., но, необходимо отдельно отметить, что юридические гарантии, которые входят в систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию, а также определение порядка их гарантии, реализации и защиты.
Вторым структурным элементом правового статуса военнослужащего выступают обязанности, которые представляют собой критерии поведения военнослужащего в рамках должностных обязанностей. Обязанности, в свою очередь, делятся на две группы:
- активные - совершение определенного рода действий,
- пассивные – воздержание от совершения определенных действий.
Также, особенностью правового статуса военнослужащих, помимо особых групп прав и обязанностей, является юридическая ответственность, как обязанность правонарушителя нести наказание.
Военнослужащие несут юридическую ответственность на общих основаниях, но с учетом статуса, который им присвоен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Законодательством РФ предусмотрено, что все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.
Для военнослужащих предусмотрена дисциплинарная, административная, материальная, гражданская и уголовная ответственность.
Дисциплинарная ответственность может возникнуть в случаях нарушения военной дисциплины или общественного порядка.
Административная ответственность возникает за нарушение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации или за правонарушения, прямо указанные в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Более того, стоит отметить, что административная ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возникает и налагается на общих основаниях.
Материальная ответственность военнослужащих возникает только в случае нанесения ущерба государству при исполнении служебных обязанностей. Целью материальной ответственности является, в большей степени, воспитание в армии уважения к государственной или военной собственности, нежели простого возмещения ущерба.
Гражданская ответственность возникает за неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащими обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за убытки и моральный вред, причиненный военнослужащим, не находящимся на военной службе, государству, физическим и юридическим лицам.
Если говорить об уголовной ответственности, то в Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, посвященная преступлениям военнослужащих - «Преступления против военной службы».
Если рассматривать ответственность военнослужащих с общей точки зрения, то за совершение правонарушения военные должны быть привлечены к одному из видов юридической ответственности. Однако, согласно закону, по нескольким статьям или же случаям может возникнуть несколько видов юридической ответственности в отношении военнослужащего. Эти оговорки также составляют одну из особенностей правового статуса военнослужащих в России.
Помимо вышеуказанных структурных элементов правового статуса военнослужащего, основу правового статуса также составляют запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих, которые регулируются ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также федеральными законами. Всеми другими правовыми актами накладывать запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих запрещено.
Запреты, в свою очередь, представляют собой законодательно установленные директивы для военнослужащих, которые предписывают воздержание от действий, которые повлекут за собой не надлежавшее исполнение служебных обязанностей. К запретам относят: антикоррупционные запреты, запрет на забастовку, запрет на право заниматься предпринимательской деятельностью и др.
Ограничения – это законодательно установленное неполное предоставление общегражданских прав, вызванное исполнением воинского долга. К ограничениям можно отнести: ограниченное передвижение военнослужащих (выезд за пределы страны, гарнизона и т.д.), ограничения некоторых политических прав, права на труд и отдых и др.
В основу правового статуса военнослужащего также относятся льготы, гарантии, компенсации, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных компенсировать ограничения прав и свобод военнослужащих.
Льготы – это те особенные права, которые включают в себя преимущества военнослужащих перед другими гражданами.
Гарантии - это обязанность или ответственность, взятая государством перед военнослужащими.
Компенсации - это денежные выплаты военнослужащим (за поднаем жилья, санаторно-курортное обеспечение, вещевое имущество и т.п.) предусмотренные на законодательной основе.
Таким образом, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
1.3. Правовое регулирование пенсий за выслугу лет военнослужащим
Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих в нашей стране основано на нормах Конституции РФ и урегулировано несколькими федеральными законами. В их числе можно назвать следующие:
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76- ФЗ3 «О статусе военнослужащих», которым для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. При этом, правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», который регулирует порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим, проходящим службу по контракту и членам их семей. Следует уточнить, что указанный закон распространяется на следующие категории лиц:
- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц);
- лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;
- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц;
- лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;
- на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
При этом, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах и воинских формированиях, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Указанный закон предусматривает назначение пенсии по инвалидности военнослужащим проходящим службу по призыву, а в случае их смерти - членам семьи пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, обеспечение пенсиями военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнитель