1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Анализ рынка автосервисных услуг в городе Санкт-Петербурге
Согласно данным https://www.google.com/, в Санкт-Петербурге насчитывается почти 50 официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию грузовых автомобилей (рис. 1).
Рисунок 1 – Дилерские сети в Санкт-Петербурге по продаже и обслуживанию грузовых автомобилей
Автодилеры обслуживают около 60 % грузового парка. Так что поле деятельности для независимых сервисов весьма и весьма обширное.
На сегодняшний день согласно данным сайта www.google.ru/maps/search/Автосервисы+Санкт-Петербурга+ в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 40 автосервисов грузовых автомобилей, моек, шиномонтажных мастерских, кузовных и покрасочных станций, магазинов по продаже автозапчастей, уже не говоря о гаражных мастерских (рис. 2).
Рисунок 2 – Автосервисы Санкт-Петербурга по данным www.google.ru/maps/search/Автосервисы+Санкт-Петербурга+/
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывается 2,2 млн грузовых автомобилей.
Подробная информация о состоянии российского автопарка по итогам 2019 года содержится в маркетинговом отчете «Структура и прогноз парка грузовых автомобилей в России», подготовленном аналитическим агентством «АВТОСТАТ». Для сравнения количественных показателей на рис. 3 показана процентная доля марок грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге (рис. 3).
Рисунок 3 – График распределения грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге, в %
Важным классификационным признаком, характеризующим автопарк, является его дислокация по территории города. Распределение автотранспортных средств по административным округам приводится в табл. 1.
Таблица 1 – Распределение автомобилей по административным округам г. Санкт-Петербург
Наименование административного округа Автотранспортные средства по типам
Легковые Грузовые, специальные Всего
тыс.ед. % тыс.ед. % тыс.ед. %
Адмиралтейский 165,5 11,4 20,0 10,7 225,5 11,1
Василеостровский 137,0 7,4 11,0 5,9 148,0 7,3
Выборгский 143,8 10,0 19,5 10,5 223,3 10,9
Калининский 155,6 11,1 11,0 5,9 216,6 10,6
Центральный 177,0 12,8 22,5 12,0 259,5 12,7
Красногвардейский 166,1 9,5 14,0 7,5 190,1 9,3
Невский 159,3 11,3 27,5 14,7 236,8 11,6
Петроградский 145,6 10,1 27,0 14,4 232,6 11,4
Всеволожский 175,6 12,7 31,5 16,8 267,1 13,1
Кировский 137,0 2,0 3,0 1,6 40,0 2,0
Приморский 150,2 5,3 3,0 1,6 40,0 2,0
ИТОГО 1 652,5 100 187,0 100 1 639,5 100
Как следует из таблицы 1, наиболее насыщенными грузовыми автотранспортными средствами являются Всеволожский и Невский районы (31,5 и 27,5 тыс. ед. соответственно).
Таким образом, можно выделить следующую характерную черту современной ситуации: в Санкт-Петербурге функционирует мало станций технического обслуживания грузовых автомобилей, имеющих 456 рабочих постов, что составляет только 20-ю часть общей мощности автосервисной сети города.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года, российский грузовой парк довольно стар, т.к. свыше половины (67%) грузовых автомобилей находится в возрасте старше 10 лет. Доля машин, соответствующих экологическим стандартам не ниже «Евро-5», составляет 6% от общего объема.
?
1.2. Выбор предоставляемой услуги и целевого сегмента на основе изучения рынка
От маркетингового анализа, проводимого как во время разработки бизнес плана, так и во время осуществления деятельности, во многом зависит эффективная работа СТО. Заложенная при реконструкции мощность СТО должна обеспечивать ее прибыльность, а количество и качество предоставляемых услуг, с учетом уровня цен, привлекательность для клиентов.
СТО должна иметь определенный резерв мощности, который позволит погасить сезонную неравномерность потребности в обслуживании и ремонте автомобилей. Резерв мощности СТО не должен значительно превышать потребную, так как это приведет к простою постов и оборудования, снижению выработки производственных рабочих, а значит и к снижению эффективности ее работы СТО в целом.
В г. Санкт-Петербург рынок услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей различных марок представлен рядом СТО, основная часть которых имеет статус дилерского центра.
В рамках темы дипломной работы было установлено, что автосервис ООО „МВРАвто сервис” собирается переоборудовать свой участок ремонта агрегатов и открыть новую услугу по ремонту коробок передач и ДВС.
Для определения перспективы развития данного участка и услуги необходимо рассмотреть другие станции технического обслуживания, которые оказывают подобные услуги.
Оценка спроса на услуги по ремонту коробок передач и ДВС производится, как для настоящего времени, так и на ближайшую перспективу для реконструируемой СТО, с целью создания необходимой производственно-технической базы. Одними из важнейших показателей, определяющих мощность, размеры и тип станции технического обслуживания, являются количество обслуживаемых автомобилей и автомобилезаездов. При этом мощность СТО характеризуется количеством обслуживаемых автомобилей в течение года, а размер числом рабочих постов для обслуживания и ремонта.
Так, по данным интернет сайта по поиску автосервисов (также по поиску оказываемых услуг), услуги по ремонту коробок передач и ДВС в Санкт-Петербурге оказывают порядка 40 компаний (рис. 4).
Также, по данным интернет сайта по поиску автосервисов (также по поиску оказываемых услуг), услуги по ремонту коробок передач во Всеволожском районе г. Санкт-Петербург оказывают порядка 6 компаний.
Но только один автосервис – Грузовой автосервис - Energotrak, расположенный по адресу: Екатерининский проспект, 3Б, (рис. 5), специализируется также на ремонте агрегатов, а в частности на ремонте всех видов: КПП и ДВС.
Рисунок 4 – Автосервисы, оказывающие услуги по ремонту КПП и ДВС
Рисунок 5 – Автосервисы, оказывающие услуги по ремонту КПП и ДВС во Всеволожском районе Санкт-Петербурга
Также во Всеволожском районе Санкт-Петербурга находится ООО „МВРАвто сервис”.
Характеристика автосервиса ООО "МВРАвто сервис".
Компания ООО МВРАВТО СЕРВИС, адрес: Новосергиевка, ж/д 7 км, СК София, Новосергиевка, Ленинградская обл., Россия, 188689. Основным видом деятельности является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, всего зарегистрировано 6 видов деятельности по ОКВЭД.
Рассматриваемое СТО автомобилей является специализированным сервисном центром по обслуживанию грузовых автомобилей. На сегодняшний день компания ООО "МВРАвто сервис" выполняет некоторые виды ремонта (работает с дизельной топливной аппаратурой, ремонтирует раздатки, меняет дифференциалы, проводит плановые ТО, производит доработки). Компания ООО "МВРАвто сервис" является сервисом, что возлагает на компанию обязательство выполнять работы более качественно. В работе компания ООО "МВРАвто сервис" в первую очередь упирается на честность, специализацию, качество и скорость выполняемых работ. При выполнении работ компания ООО "МВРАвто сервис" использует специальные ЧЕК-Листы, что минимизирует ошибки.
Сервисный центр ООО "МВРАвто сервис" располагает следующими участками:
- зона технического обслуживания и текущего ремонта;
- агрегатный участок;
- пост диагностики.
На участке ТО и ремонта проводятся регламентные работы по ТО, смазочно-заправочные работы, регулировка и ремонт топливной аппаратуры и систем питания, слесарно-механические, электротехнические работы, ремонт рулевого управления и тормозных систем, поэлементное диагностирование, технический ремонт узлов и агрегатов.
В ходе прохождения производственной и технологической практики был выявлен ряд недостатков, сказывающихся как на престиже компании в целом, так и на качестве выполняемых работ (услуг), а именно:
- все посты ТО и ТР являются универсальными. При имеющемся подборе производственных рабочих данная система является недостатком при проведении углубленных диагностических работ. Это связано с низкой квалификацией большей части производственных рабочих. Объем диагностических работ не позволяет охватывать данный вид работ специалистами наивысшей квалификации, что приводит к снижению качества выполняемых работ, а соответственно к увеличению неудовлетворительного спроса;
- нерациональное, а зачастую предвзятое распределение работ мастером цеха;
- отсутствие (неисправность), нехватка диагностического оборудования на каждом посту, так и на станции в целом. Оборудование участка диагностики двигателей, всем необходимым оборудованием для диагностики двигателей и закрепление его за конкретным лицом, позволит увеличить срок полезного использования диагностического оборудования;
- нарушение технологии осуществления диагностических работ. Несоблюдение стратегии проведения диагностических работ приводит к увеличению времени работ, необходимых для выявления неисправности;
- значительная загрязненность участков ТО и ремонта, в связи с допуском на участок автомобилей без осуществления предварительной их мойки кузова.
1.3. Описание основных отличительных особенностей и конкурентных преимуществ автосервисного предприятия ООО "МВРАвто сервис"
Конкурентоспособность автосервиса ООО "МВРАвто сервис".
Рассматривая конкурентную среду фирмы, необходимо отметить, что в городе существует очень небольшое количество предприятий, реализующих услуги по ремонту КПП и ДВС грузовых автомобилей. При условии мобильности предмета услуг расположение этих предприятий не играет определяющей роли в выборе такого предприятия.
Так, согласно рисунка 4, в Санкт-Петербурге существует порядка 20 автомастерских, способных оказать такую услугу. А согласно рисунка 5, конкуренцию по оказанию услуги ремонта КПП и ДВС грузовых автомобилей во Всеволожском районе может оказать порядка 5 компаний.
Поэтому перед автосервисом по ремонту КПП и ДВС грузовых автомобилей ООО "МВРАвто сервис" открывают большие перспективы. Так как покупка и установка новой КПП и ДВС стоит очень дорого. В зависимости от марки автомобиля, цена может достигать 1,5-2,5 млн. рублей за КПП и ДВС, не говоря еще о стоимости самих работ. А средняя цена по г. Санкт-Петербург по ремонту КПП и ДВС грузовых автомобилей составляет 40000-70000 рублей. Виды и стоимость работ по ремонту КПП и ДВС приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Виды и стоимость работ по ремонту КПП и ДВС
№ п/п Выполняемые работы 1 категория 2 категория
Иномарки Отечественные
1 Снятие и установка КПП 5500 руб. 3 050 руб.
2 Снятие и установка ДВС 5500 руб. 5 050 руб.
3 Снятие и установка КПП и ДВС 8000 руб. 8800 руб.
4 Ремонт 4-х ступенчатых КПП 10000 руб. 11 000 руб.
5 Ремонт 5-ти ступенчатых КПП 12000 руб. 13 000 руб.
8 Ремонт ДВС 18000 руб. 19 000 руб.
7 Ремонт сцепления 5000 - 12000 руб. 5000 - 12000 руб.
8 Диагностика КПП 1500 руб. 1500 руб.
9 Мойка, дефектовка КПП 4000 руб. 5000 руб.
10 Замена масла КПП без снятия поддона 700 руб. 700 руб.
11 Замена масла КПП со снятием поддона и заменой фильтра 1900 руб. 1900 руб.
12 Промывка системы охлаждения ДВС 1000 руб. 1200 руб.
13 Комплексная услуга по капитальному ремонту КПП 21000 руб. 23 000 руб.
14 Комплексная услуга по капитальному ремонту ДВС 25500 руб. 27 000 руб.
15 Комплексная услуга по капитальному ремонту КПП - ДВС 31 500 руб. 12 500 руб.
16 Комплексная услуга по капитальному ремонту силового агрегата в целом 31 000 руб. 12 000 руб.
После разработки и внедрения услуги по ремонту КПП и ДВС, повысить конкурентное положение автосервиса ООО "МВРАвто сервис" может лишь высокое качество и широкий спектр услуг, современное оборудование для выполнения всех работ по ремонту КПП и ДВС, доступные цены на услуги.
Основными конкурентами автосервиса ООО "МВРАвто сервис" следует считать наиболее успешно действующие на рынке Всеволожского и соседних районов фирмы:
1. Грузовой автосервис - Energotrak
2. Piter-trucks
Сравнительные характеристики конкурентов автосервиса ООО "МВРАвто сервис" представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ конкурентов по основным конкурентообразующим характеристикам
Конкурентные характеристики Грузовой автосервис - Energotrak Piter-trucks
Цена за работу (руб.) и ее восприятие В Н
Расстояние до СТО, км 6 18
Время работы СЦ 8.00 – 20.00 8.00 – 20.00
Уровень технологии ТО и TP В С
Уровень технологии работы с клиентом В В
Уровень технологии управления запасами В С
Культура обслуживания клиентов В С
Квалификация кадров С В
Сервисные характеристики кадров СЦ С В
Качество обслуживания и ремонта С В
Эстетика СЦ и производства С Н
Удобство расположения СЦ С С
Продолжительность выполнения работ по сравнению с конкурентами З НО
Степень предоставляемых услуг СЦ НО У
Имидж СЦ В В
Качество используемых запчастей В В
Условные обозначения: З – завышает уровень обеспечения показателя, В – высокий, С – средний, НО – нормальный, С – средний, Н – низкий, У – узкий, Ш – широкий.
В результате произведенного анализа конкурентов можно сделать вывод, что наибольшую сложность на текущий момент представляет конкуренция с грузовым автосервисом - Energotrak, который имеет наиболее прочное положение во Всеволожском районе, но качество обслуживания там среднее.
Однако автосервис ООО "МВРАвто сервис" вполне может составить ему конкуренцию на местном рынке вследствие более низкой цены услуги при условии постоянной грамотной маркетинговой политики, а также за счет более высокого качества выполнения работы.
Для оптимизации производственного процесса, улучшения качества и увеличения объема выполняемых работ на СТО автосервис ООО "МВРАвто сервис" предлагается разработать участок ремонта агрегатов, а именно ремонт АКПП и ДВС. Планируемое расположение участка приведено на рис. 6.
Рисунок 6 – План помещений автосервиса ООО "МВРАвто сервис" с разрабатываемым участком по ремонту КПП и ДВС
1.4. Выбор места предоставления услуги (расположения СТО)
Рассматриваемый ООО „МВРАвто сервис” находится по адресу:
ж/д 7 км, СК София, Новосергиевка, Ленинградская обл. (рис. 7).
Рисунок 7 – Расположение автосервиса в Санкт-Петербурге
Всеволожский район постепенно застраивается, а в данное время начато строительство нового микрорайона. Всеволожский район в основном населен людьми среднего класса, заработная плата которых составляет, примерно 30000-60000 рублей, то есть население района является платежеспособным.
Подъезд к автосервису удобен, поскольку находится на съезде с дороги А118 (рис. 8). Имеется указатель расположения. На территории автосервиса имеется площадка для стоянки автомобилей клиентов. Расположение постов удобное.
Рисунок 8 – Подъезд к автосервису ООО "МВРАвто сервис"
1.5. Цели и задачи дипломной работы
Целью работы является экономическое развитие автосервисного предприятия ООО "МВРАвто сервис" на основе системного анализа существующих стратегий оказания автосервисных услуг.
Таким образом, основными задачами дипломной работы являются следующие:
- выполнение анализа производства станции технического обслуживания автомобилей с обоснованием спроса на услуги станции технического обслуживания автомобилей на основе системного анализа существующих стратегий оказания автосервисных услуг;
- определение годового объема работ на станции технического обслуживания, рассчитать число постов для предлагаемых услуг и распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения, а также выполнить расчет штатного числа рабочих, площадь участка ТО и ремонта; разработать услугу;
- разработка коммуникативной части;
- выполнение анализа опасных и вредных производственных факторов, влияющих на качество предоставляемых услуг;
- произведение экономических расчетов.
Объект исследования – экономическое развитие автосервисного предприятия ООО "МВРАвто сервис".
Предмет исследования – экономическое развитие автосервисного предприятия ООО "МВРАвто сервис" на основе системного анализа существующих стратегий оказания автосервисных услуг.
?