ГЛАВА I. Политические основания трансформации традиционных семейных ценностей и модели семьи в 20-е годы XX века
§1.1. Государственная политика реформирования правовых основ брака
Исторические события 1917 г. в Российской Империи привели к глобальным изменениям во всех сферах жизни общества, закономерно была затронута и сфера брачно-семейных отношений. Она стала одной из первых, в которой нормы права возникали исходя из революционных ценностей. Глобальные изменения претерпело не только семейное право, но и вся культура семейно-брачных отношений. Семья в этот период перестает восприниматься обществом как «важнейшая духовная составляющая» .
Новые нормы и правила, диктуемые в декретах и законах, принятых после октября 1917 г., обусловили изменение самой основы семейных отношений. Они диктовали новую реальность, в которой уже не оставалось место старым традициям и устоям .
Эпоха социализма в России диктовала новые революционные ценности, вносившие свои коррективы во взаимоотношения между полами.
Показательна в этом плане речь В.И. Ленина, которую он произнёс на Первом Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.: «источник буржуазной грязи, подавленности, приниженности - бракоразводный процесс. Советская власть уничтожила его полностью. Скоро год, как существует совершенно свободное законодательство о разводе. Мы издали декрет, который уничтожил разницу в положении брачного и внебрачного ребенка и целый ряд политических стеснений...» . Идеологические установки новой власти привели к существенным противоречиям и конфликтам между членами семей, а также к распаду системы традиционных семейных связей.
В декабре 1917 г. Были изданы декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака» . Эти документы ознаменовали разрыв с дореволюционным семейным правом.
Церковь, по новым законам, отстранялась от участия в регистрации актов гражданского состояния. Исключительно гражданский брак мог иметь теперь юридическую силу. Существовавшие ранние законодательные ограничения, связанные с сословным положением, религиозным вероисповеданием и национальной принадлежностью, также снимались.
Революционным по своему содержанию был и декрет «О расторжении брака», который вел в стране полную свободу разводов. Брак теперь мог считаться расторгнутым не только по обоюдному согласию супругов, но и по «немотивированному заявлению одного из них» . Дореволюционный порядок расторжения брака предполагал наличие обстоятельств непреодолимой силы. Обычно процесс включал в себя следующие этапы: подача прошения от имени одного из супругов, предоставление необходимых документов, официальная клятва на Библии, слушание дела в суде, подтверждение решения от Святейшего Синода, возможность подачи апелляции и отказ .
Устав духовных консисторий утверждал: «главными доказательствами преступления должны быть признаны: а) показания двух или трех очевидных свидетелей и б) прижитие детей вне законного супружества, доказанное метрическими актами и доводами о незаконной связи с посторонним лицом. Затем прочие доказательства: письма, обнаруживающие преступную связь ответчика, показания свидетелей, не бывших очевидцами преступления, но знающих о том, по достоверным сведениям, или по слухам; показания обыскных людей о развратной жизни ответчика и другие - только тогда могут иметь свою силу, когда соединяются с одним из главных доказательств, или же в своей совокупности обнаруживают преступление» .
Весьма щекотливым моментом (и к тому же крайне сложным в практической реализации) было следующее условие: на судебный процесс было необходимо представить свидетелей, присутствующих при самом факте физической измены. Это условие в значительной степени затрудняло бракоразводный процесс, приводило к многочисленным злоупотреблениям и лжесвидетельствам. Нельзя не заметить, что, помимо прочего, выполнение этого условия придавало бракоразводному процессу характер скандала, что требовало от разводящихся особой выдержки. Отметим, что личное признание вины в нарушении святости брака со стороны ответчика не являлось доказательством и не принималось во внимание Духовной консисторией, если оно не соответствовало показаниям свидетелей.
Развод по причине супружеской измены имел своим последствием не только назначение церковного наказания - епитимьи - по церковным правилам, но и запрет виновному супругу вступать в брак навсегда. Со вступлением в силу декрета «О расторжении брака» процедура уже сводилась к единоличному решению судьи. Причины развода теперь могли быть самые разнообразные, женщина получала в этом вопросе широкие права и свободы.
Стоит упомянуть, что еще долгое время, несмотря на законодательные изменения в сфере семейно-брачных отношений, поведение населения находилось в рамках старых традиционных представлений . Брак длительное время казался необязательным. Только под давлением властей удалось повлиять на повсеместное распространение гражданской формы брака.
Основные положения декретов «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака» были позднее закреплены в законодательстве. В сентябре 1918 г. ВЦИК принимает Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве . Правовое содержание кодекса базировалось на принципах гражданского характера брака и развода, добровольности брака, свободе брака и развода. В случае развода, согласно кодексу, бывшие супруги вступали в имущественно-договорные отношения. Нормы о разделении имущества были сохранены. Каждый из супругов мог распоряжаться собственным имуществом самостоятельно. Однако подобная норма зачастую оставляла женщину в довольно бедственном состоянии, ведь чаще всего в браке она не имела собственных доходов. Законодательно была утверждена обязанность детей содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся родителей. Кодекс также согласно мнению В.В. Никулина «признавал равноправие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака» .
Интересной особенностью данного кодекса является отрицание института усыновления. По новым законодательным нормам не допускалось усыновление, как говорит в своей статье В.В. Никулин «ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновленных» . Причина появления подобных норм заключалась в попытках государства обойти процесс наследования. При отсутствии у умершего собственных детей, все его имущество, согласно кодексу, переходило в собственность государства.
Значимой вехой в продолжение огосударствления сферы семейных отношений выступило постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции России, в котором разрешалось искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях .
Разрешение бесплатных абортов и создание условий для них позволили женщинам в значительной степени самостоятельно контролировать деторождение, при том, что в Российской империи Уголовным уложением 1903 г. аборт подразумевал уголовную ответственность и для женщины, и для лица, производившего его .
Социально-экономическим основанием, определившим введение легального и бесплатного аборта в медицинских учреждениях, являлись последствия гражданской войны – острые экономические проблемы, бытовая неустроенность, голод. У многих женщин не было элементарной возможности прокормить детей, что и определяло их решение о прерывании беременности. Отметим, что в первые годы после окончания гражданской войны число желающих легально сделать аборт существенно превышало возможности медицинских учреждений, что привело к созданию в крупных городах так называемых абортных комиссий, которые определяли очередность проведения данных операций . По данным профессора Н.Б. Лебиной, 60,4% женщин, сделавших аборт, мотивировали свое решение крайней нуждой . Также в данном контексте нельзя не отметить, что легализация абортов значительно сократила количество смертей и физических травм женщин относительно предшествующего периода, когда операции проводились нелегально.
Базовая система государственных институтов, деятельность которых была в той или иной мере направлена на совмещение материнства и трудовой деятельности, была создана в первые постреволюционные месяцы. В частности, необходимо отметить создание Отдела охраны материнства и младенчества, отделения которого осуществляли свою деятельность в муниципальных образованиях. Также в это время начала работу Коллегия по охране младенчества . В рамках политики охраны детства как объединение представителей народных комиссариатов здравоохранения, социального обеспечения, продовольствия и труда властью был создан межведомственный орган – Совет защиты детей, под руководством наркома просвещения. В качестве пропаганды защиты детства были созданы агитплакаты на эту тематику [см. Приложение 1].
К концу 1920-го года было создано около 1500 всевозможных учреждений по охране материнства и детства, в их числе 567 яслей, 108 домов матери и ребенка, 197 консультаций, 108 молочных кухонь, 267 приютов для грудных детей и домов ребенка .
Еще в 1919 году в городе Москве были созданы курсы для инструкторов- организаторов охраны материнства и младенчества. И уже в 1920-м году аналогичные структуры начали функционировать в самых крупных городах страны. Усилия по развитию рассматриваемой сферы социальной политики производились в тяжелейших социально-экономических условиях, характеризующихся не имевшим аналогов голодом, чрезвычайно высоким уровнем смертности детей . На фоне обусловленного последствиями революции и гражданской войны недостатком финансовых ресурсов естественным является то, что возможность осуществления мероприятий по повышению качества жизни детей в необходимом объеме отсутствовала.
Данный период характеризуется тотальной переполненностью детских домов и критической нехваткой в них продуктов питания и предметов первой необходимости .
Коммунистическая идеология видела своей целью воспитание «нового» человека, свободного от инстинкта собственника и привязанности к материальным благам. Реализация этой цели требовала реформирования уклада и образа жизни людей. Требовалось создать новый образ жизни, и процесс этот был невозможен без реформирования семьи, и - что не менее важно - без изменений в сфере частной жизни женщин.
В деле государственного реформирования института семьи можно выделить два этапа.
Первый этап проходил в период с 1917 по 1926 гг. Это было «время большевистского экспериментирования в сфере семейно-брачных отношений» . В центре внимания данного периода находилась эмансипация женщин. Закономерность этого процесса совершенно очевидна: реформирование семьи было невозможно без изменения роли женщины, причем не только в сфере семейных отношений, но и в общественной жизни. Главными печатными органами, которые выступали флагманами новой семейной идеологии, стали журналы для женщин - «Работница» и «Крестьянка» . Сами названия этих журналов, в которых был отражён классовый подход к целевой аудитории, указывают на то, что это были центральные партийные массовые журналы.
По мнению В.И. Ленина, «необходимо втянуть женщину в общественно-производительный труд, вырвать ее из «домашнего рабства», освободить ее от подчинения - отупляющего и принижающего - вечной и исключительной обстановки кухни, детской - вот главная задача. Это - борьба длительная, требующая коренной переделки и общественной техники нравов. Но эта борьба кончится полной победой...» .
Эта борьба за «освобождение» женщины представлялась осуществимой через увеличение роли женщины в обществе и коллективной деятельности, благодаря чему семейные и индивидуальные потребности должны отойти на второй план. Семья теперь представлялась не центральной, а вторичной структурой, ее место в обществе занимала идеология коллективизма. Эту идею ярко высказывали агитационные плакаты того времени [см. Приложение 2].
Организация быта, семейные обязанности и проблемы, ложившиеся на плечи женщины-матери, теперь брало на себя государство. Прежние формы организации быта признавались устаревшими, как пишет А.А. Семенов в своей статье «не имеющими социальной необходимости» .
В.И. Ленин категорически подчёркивал, что «мы создадим образцовые учреждения, столовые, ясли, которые бы освободили бы женщину от домашнего хозяйства, учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность» .
После принятия 15 июня 1929 г. Постановления ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок» увеличились темпы привлечения женщин в сферу промышленного производства. Постановление определяло первостепенное значение интенсивного привлечения женщин к широкомасштабному социалистическому строительству, и, конечно же, подкреплялось наглядной пропагандой [cм. Приложение 3].
В 1930 году Народный комиссариат труда разработал пятилетний план, который учитывал привлечение в промышленное производство 1 млн. 600 тыс. женщин. Вместе с тем, такое решение было вызвано также и нехваткой трудоспособного мужского населения, что делало участие женщин в производстве необходимым условием для успешного развития страны .
Государство способствовало расширению женской занятости на производстве, интересы государственного строительства определялись как более значимые, нежели личные. Превращение женщин в экономически активное население, широкое их участие в общественно-политической жизни страны не могли не повлиять на характер брачно-семейных отношений. Собственная заработная плата, собственные личные финансовые средства, а нередко и руководящая должность, создавали новый тип женщины – женщину независимую и экономически самостоятельную. Увеличение числа работающих членов семьи неизбежно вело к улучшению материального положения семей, росту среднего дохода домохозяйств. Всё это способствовало переоценке роли женщин в семье и обществе. Под влиянием экономических и политических преобразований советской власти менялись и ценностные ориентации нового поколения женщин. Нередко их не привлекали традиционные социальные роли жены и матери, они хотели работать наравне с мужчинами, выбирали мужские профессии и готовы были выполнять даже тяжелую физическую работу, отвергая мысли о женственности и женском счастье. Производственные цели и задачи занимали лидирующие позиции. Женщины не были заинтересованы в браке, муже и детях. Такой взгляд на первостепенность производства приветствовался в первую очередь властью .
Все гендерное равенство способствовало нарастание противоречий. Несмотря на растущее желание женщин быть задействованными в общественном труде, в сфере народного хозяйства, в управленческих структурах, все домашние обязанности, по-прежнему, оставались прерогативой женщин. Партийно-государственные органы замечали такое положение дел, отмечали в постановлениях о слабости претворения в жизнь решений по освобождению женщин от домашнего хозяйства, указывали возникавшие, в связи с этим бытовые трудности. На государственном уровне проводилась политика, которая создавала условия для обеспечения равных прав и возможностей для женщин.
Таким образом, на первом этапе формирования новой модели брачно-семейных отношений «произошло идеологическое ее обоснование и правовое закрепление, причем на демократической основе» . Однако революционный максимализм, присущий политике государства в этом вопросе привел к ряду проблем. В определённой степени исчезли критерии определения тех уровней семейных отношений, к которым можно было применить правовые нормы, обострились споры в области имущественных отношений. Негативные последствия проявились и в «существенном росте девиантного поведения в семейно-брачных и половых отношениях, обострении демографических проблем» , увеличилось количество детей в детских домах, а также детей-беспризорников.
Сложившиеся проблемы в сфере защиты детства и цели социальной политики в ней обусловили создание в начале 1921 года Комиссии по повышению качества жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью (Деткомиссия) , которую возглавил Феликс Дзержинский. В данную комиссию были включены представители наиболее важных социальных ведомств страны (наркомата труда, социальной защиты, продовольствия, здравоохранения и просвещения), а также профсоюз и рабоче-крестьянская инспекция. Именно эта структура совместно с наркоматом здравоохранения и наркоматом просвещения работала над решением проблемы беспризорности. Кроме того, в ее ведении находились вопросы нормализации питания, улучшения гигиенических условий, создания сети детских учреждений. В рамках создания соответствующих институтов к марту 1922 года была создана Детская социальная инспекция, выполняющая роль дополнительного надзорного органа по вопросам беспризорности, защиты несовершеннолетних в семье, на предприятиях и в детских учреждениях .
В данный период активизируется кампания по пропаганде новых идей и знаний в сфере материнства, в ее рамках распространяется информация о гигиене и уходе за детьми, осуществляется работа по формированию нового отношения к детям как к субъектам «всеобщей заботы» граждан коммунистического общества. Реализация указанной кампании осуществлялась в форме лекций, бесед, конференций и т.п. для советских женщин, в рамках которых до них доводились новые законодательно закрепленные и декларируемые нормы: право на труд наравне с мужчинами, право на социальное страхование от болезни, равную минимальную заработную плату, ежегодный оплачиваемый отпуск.
Гендерная политика того времени характеризуется масштабной либерализацией семейных отношений и идеями облегчения жизни женщин в части материнских обязанностей . Основной целью в данном контексте являлось формирование образа новой советской женщины, как участницы трудовой жизни общества, в первую очередь, и матери и жены – во вторую.
В то же время, нельзя сказать, что проблема гендерного равенства в повседневной жизни и в сфере производственных отношений была решена. Причиной этого является отсутствие законодательной базы, стабильность поведенческих установок в обществе, а также отсутствие государственных финансовых ресурсов для комплексного решения задач, поставленных в этой области. К примеру, ясельные учреждения и детские сады, которые должны были способствовать снижению нагрузки на женщину в части семейных обязанностей, характеризовались несоответствующим требованиям общества количеством мест, а дефицит материальных ресурсов не позволял обеспечить условия для полноценного развития детей . Реалии трудовых отношений на предприятиях в части обеспечения охраны труда беременных и кормящих женщин во многом не соответствовали законодательным и санитарно-гигиеническим нормам. Органы власти совместно с женскими департаментами прикладывали существенные усилия по приведению санитарно-гигиенической обстановки в приемлемую форму, однако кардинальных изменений добиться не удалось. В результате участились случаи увольнения беременных женщин с работы, а трудовые инспекции и профсоюзы были вынуждены проводить мероприятия по их восстановлению на предприятии. Стоит отметить такой фактор гендерного неравенства в трудовых отношениях, как низкая квалификация женщин и, соответственно, значительно более низкая заработная плата.
Таким образом, риторика об эмансипации женщин сильно отличается от практики ее осуществления.
Данные последствия привели к потребности в более консервативной модели брачно-семейных отношений. Это было реализовано «путем введения их в организованные и целесообразные рамки государственного регулирования» . Существенные изменения в прежнее законодательство внес принятый в ноябре 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР . Особенно заметным юридическим фактом стало «признание фактических браков и распространение на них прав и обязанностей супругов, состоящих в зарегистрированном браке» . Фактический брак можно было оформить в ЗАГСе с указанием его начального срока. Для признания фактического брака были необходимы условия совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитание детей. Стоит отметить, что в кодекс оставалось право на расторжение брака не только по обоюдному согласию, но и по желанию одного из супругов.
Вкладом в становление равноправия между мужчиной и женщиной внутри семейных отношений стала норма, при которой имущество, приобретенное в течение брака, начало считаться совместно нажитым. При расторжении брака такое имущество делилось между супругами, доля мужчины и женщины в совместно нажитом имуществе определялась судом. Такое положение кодекса утверждало «принцип общности имущества супругов» .