1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ
1.1 Основы управления логистической деятельностью в сфере грузоперевозок
Основная задача транспортных компаний — это изучение, анализ и удовлетворение потребностей потребителя во всех видах транспортных услуг. До недавнего времени транспортные компании выполняли только перевозку грузов, не заботясь при этом о предоставлении других услуг.
Новая экономическая обстановка расширила понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой предполагается не только собственно перевозка груза, переезд офиса и т.д., а любая услуга не входящая в состав перевозочного процесс, но связанная с его подготовкой и осуществлением:
• перевозку грузов и пассажиров;
• погрузочно-разгрузочные работы;
• хранение грузов;
• квартирные и офисные переезды;
• грузовое такси;
• подготовка перевозимых средств;
• предоставление автомобилей на условиях аренды или проката;
• доставку новых и отремонтированных транспортных средств;
• транспортно — экспедиционные услуги
Большое число, влияющее на вид и специализацию транспортных услуг, позволяет систематизировать услуги в три группы
1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий различают:
• перевозочные услуги;
• не перевозочные услуги;
2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:
• внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и организациям;
• внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и организациям транспортных отраслей;
3) по характеру услуги:
• технологические;
• коммерческие;
• информационные и др.
В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не изготавливает вещественной продукции как таковой, транспортная услуга содержит ряд своеобразных особенностей
транспортная услуга считается продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства завершается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не имеет возможности, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;
услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;
предоставление услуги — это продажа процесса труда, а значит, качество услуги — это качество ее выполнения, т.е. качество труда;
потребительная стоимость услуги возникает при серьезным соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;
спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных характеристик, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса.
Основным видом услуг на транспортных предприятиях, естественно же, является перевозка груза. К дополнительным услугам возможно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные, а также услуги страхования.
Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров — деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию, организации и выполнению доставки продуктов от мест их изготовления до мест потребления и оказанию дополнительных услуг по подготовке партий отправок к транспортировке с внедрением подходящих методик и способов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых компаний в эффективном распределении товаров.
Эта деятельность включает в себя оформление важных перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, организацию погрузочно-разгрузочных работ, хранение, информационное обеспечение участников транспортного процесса, страхование, консолидацию мелких отправок, упрощение таможенных формальностей.
Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются. Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:
1. надежность перевозок;
2. минимальные сроки (продолжительность) доставки;
3. регулярность доставки грузов;
4. гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
5. безопасность перевозок;
6. обеспечение сохранности груза при доставке;
7. удобство по приему и сдаче грузов;
8. наличие дополнительных услуг;
9. приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);
10. отлаженная система информации и документирования;
11. сопровождение груза до конечного пункта назначения;
12. организация доставки груза «от двери до двери»;
13. приемлемая стоимость перевозки.
Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. Предполагается, что в последующем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное состояние на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.
Информационное обеспечение анализа отражает все множество одновременно или последовательно выполняемых операций, которые вызывают процесс ускорения развития на предприятиях финансовой работы. По своей роли в процессе управления информация разделяется на документацию и отчетную информацию.
Документация включает годовые планы, квартальные, месячные планы как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений. Отчетная информация содержится в документах первичного учета. На предприятии различают три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Оперативный учет характеризуется срочностью и быстротой получения сведений, относительно небольшим количеством учитываемых характеристик, применяемых для оперативного вмешательства в ход производственного процесса с целью устранения обнаруженных недостатков и их причин. Бухгалтерский учет представляет собой систему нескончаемого сплошного и строго документального отражения в денежном выражении хозяйственной деятельности предприятия, движения средств, источников их образования и результатов работы. Статистический учет заключается в получении и анализе характеристик, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и представляемых в бланках (формах) статистической отчетности. Статистическая отчетность основывается на данных бухучета. Статистическую отчетность ежегодно предоставляет в статистическое управление города в виде 2 и 3-х форм баланса фирмы. Выполняются расчеты таких показателей: показатели по труду и заработной плате, показатели по основным средствам, показатели по распределению финансов. Данные отчетности поступают в ЦСУ государства, которая публикует итоги в облике статистических таблиц.
В состав годичной отчетности включаются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отчет о движении капитал), отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, объяснительная записка, итоговая часть аудиторского заключения.
Начальными материалами для анализа выполнения являются «Отчет о наличии и эксплуатации транспортных средств», «Отчет о перевозках» и др. При анализе технического сервисаприменяются данные «Отчета о списании и наличии автошин ДТП», «Отчет о фактических пробегах автомобилей и двигателей между капитальными ремонтами», «Отчет о поступлении и утилизации автомобилей». Для анализа ОПФ используют «Бухгалтерский отчет по основной деятельности предприятия автомобильного транспорта», «Отчет о наличии и движении основных средств», «Прибыли и убытки».
При анализе организации материально – технического обеспечения «Отчет о наличии и работе автотранспорта», «Отчет об остатках, поступлении и затраты сырья и материалов в производственно — эксплуатационной деятельности». «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива». При анализе себестоимости используют «Отчет о доходах и расходах по автоперевозкам», «Отчет о доходах и расходах по погрузочно-разгрузочным и другим работам». «Отчет о накладных расходах предприятия» и другие отчеты».
При анализе производственно — хозяйственной деятельности используются приемы со постановления, способ цепных подстановок, балансовый способ, индексный метод, прием перерасчета, прием долевого участия и др.
1.2. Способы оценки эффективности организации деятельности по перевозкам грузов
Показатели производительности перевозки грузов определяются характеристиками используемых транспортных средств, от которых зависит производительность труда, себестоимость перевозок, размер прибыли и уровень рентабельности работы транспортного предприятия. Возможности комплекса по транспортировке грузов могут быть оценены или тонно-километрами, либо тоннами. Кроме того, для подобной оценки могут быть использованы и финансовые показатели, определяющие величину трудовых затрат.
Опыт оценки работы подвижного состава автомобильного транспорта показывает, что показателю «производительность подвижного состава» присущи серьезные недостатки.
Натуральные тонно-километры, которыми ориентируется производительность работы, являются произведением веса и расстояния поездки.
Поэтому каждый тонно-километр в отдельности охарактеризуют собой одну единицу выполненной работы автономно от характера и условий перевозок и трудовых затрат на их осуществление. Потому что автомобильный транспорт выполняет самые различные перевозки, отличающиеся и по характеру перевозимого груза, по расстоянию перевозки, и по их качеству, то в определенных критериях перевозок на единицу работы, выражаемую одним тонно-километром, имеет возможность приходиться различное количество трудовых затрат. Натуральный тонно-километр не охарактеризовывает полезность и потребительскую значение производимой работы, а также величину трудовых расходов, общественно необходимых на производство работы, не устанавливает связи между перевозочным процессом и народным хозяйством. Как показатель работы подвижного состава автомобильного транспорта, тонна-километр не стимулирует борьбы за сокращение числа перевезенных тонн и дальность их перевозки. Он становится малопригодным для оценки эффективности перевозочного процесса.
Тонно-километр, как показатель производительности работы транспорта, не стимулирует сокращение количества перевезенных тонн и сокращение дальности их перевозки.
Показатель оценки эффективности процесса перевозки под названием тонна, еще содержит дефекты. Он определяет количество перевезенного груза, но не характеризует экономические затраты, связанные с его перемещением.
Продолжительное время является, что наиболее полно отражает все стороны производственной деятельности рентабельность, определяемая как отношение выгоды к стоимости производственных фондов. Однако, в настоящее время этот показатель также устарел.
Как показывает опыт, прибыль на автомобильном транспорте не есть объективный фактор оценки деятельности автотранспортного фирмы, эффективности использования различных типов подвижного состава. Выгода находится в зависимости не только от технико-эксплуатационных и экономических характеристик работы автотранспортного предприятия, но и от тарифов на перевозку грузов. Тарифы, на основании которых складываются доходы предприятия, не совсем совершенны и могут поставить некоторые предприятия в более выгодные условия, чем другие. Тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом отражают не определенную стоимость перевозок по конкретному типу автомобилей и определенным грузам, а среднюю стоимость для средних условий эксплуатации подвижного состава.
К тому же показатель выгоды нередко не отражает хорошо или плохо работает автотранспортное предприятие, так как прибыльная деятельность его имеет возможность привести к убыточной работе обслуживаемых предприятий.
В условиях современного разделения общественного труда эффективность автомобильных перевозок складывается из следующих составляющих: степени удовлетворения потребностей обслуживаемого предприятия в перевозках грузов, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта и эффективности использования погрузочно-разгрузочных и других средств. Поэтому показатель производительности обязан соединять эффективность функционирования транспортного коллектива и влияние перевозок грузов на деятельность обслуживаемых предприятий.
Оценка эффективности такой сложной системы, как транспортный процесс, который меняется в зависимости от трансформации наружных и внутренних критерий организации перевозки, должна включать в себя совокупность многих свойств и показателей отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса, организуемого для перевозки груза.
Показатель производительности перевозочного процесса, с одной стороны, обязан охарактеризовыватьразмерпроизведенных перевозок, а с другой — согласованность производимых перевозок с удовлетворением потребностей обслуживаемых предприятий, со устойчивостью и пропорциональностью функционирования звеньев транспортного комплекса. Проблема заключается в нахождении определенной формы взаимосвязанного суммирования количественного и высококачественного функционирования отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса.
В согласовании с современным раскладом, основанным на концепции логистики, предлагается система оценки, которая предусматривает не только транспортные, но и иные издержки. Для определения расходов предлагается применить технико-экономические характеристики транспортного средства (грузоподъёмность, техническая скорость, время простоев во время погрузочно-разгрузочных работ), расстояние, а еще издержки, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, повреждением или же потерей груза, а также не соблюдением срока доставки груза. Для того чтобы определить, на сколько эффективно прошел процесс грузоперевозки, нужно сравнить множество факторов. Специалисты в области логистики (Аникин В.А., Смехов А.А.) определяют синонимом производительности экономичность грузоперевозок. Чем меньше денег было потрачено на транспортировку груза, тем выше должен быть показатель производительности. Но тем не менее невозможно эффективность грузоперевозок измерять только денежными эквивалентами. Необходимо обращать внимание на ряд дополнительных показателей, которые также имеют существенный вес. К этим показателям следует также относить:
Время грузоперевозки. Довольно нередко транспортные компании определяют стоимость своих услуг исходя не из объема работ, а из затраченного времени. Чем дольше проводились работы, тем выше цена. И ни умело пользуются данным пунктом контракта. Их водители могут сознательно попасть в пробку, а грузчики будут работать очень медленно и каждые десять минут устраивать себе перекуры. Вряд ли такую грузоперевозку можно назвать эффективной.
Течение срока доставки груза начинается с 00 ч. дня, следующего за днем, в который груз принят к транспортировки. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка.
Срок доставки является произведенным, если груз прибыл на место назначения до истечения срока доставки и имеет возможность быть доставлен в постановление получателя, о чем перевозчик уведомляет получателя. Порядок уведомления устанавливается внутренними правилами.
При осуществлении междугородных перевозок автомобильным транспортом существуют особые условия расчета сроков доставки груза. Так, многие современные нормативно-правовые документы предусматривают максимальный срок доставки товара автомобильным транспортом из расчета 2000 км в месяц.
В большинстве случаев несоблюдение срока доставки случается по вине перевозчика, который несет материальную ответственность за данное нарушение, предусмотренную договором перевозки либо нормативно-правовыми актами.
Время, которое было затрачено на подготовку осуществления транспортировки груза.
Cохранность груза. Сумел ли поставщик организовать безопасную транспортировку, просчитал ли он все опасности и предупредил наступление форс-мажорных обстоятельств. От того в частности и зависит качество работы и степень квалификации транспортной фирмы.
Минимизация времени, затрачиваемого автомобилем на один транспортный цикл, в свою очередь, вероятна при одновременном снижении общего пробега и повышении среднетехнической скорости. Решение этой задачи связано с оптимальным распределением маршрутов движения транспортных средств по УДС города при помощи методов и средств информационных технологий. При такой постановке задачи производится оптимизация скоростного режима за счет выбора оптимальных маршрутов, учета информации о временных интервалах, конфигурации дорожной ситуации в течение суток, недель, месяцев, при одновременном стремлении к минимальному пробегу. Другими словами, предпочтение отдается снижению времени цикла при малозначительном перепробеге транспортных средств. Таким образом, маршрут движения ТС составляется при помощи временного критерия на основе информационного обеспечения управлением технологическим процессом перевозки грузов.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом вызывает необходимость более эффективного его применения. К количеству моментов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся:
• улучшение использования грузоподъемности транспортных средств;
• повышение коэффициента сменности работы транспорта;
• сокращение простоя;
• улучшение использования пробега;
• ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Улучшению применения грузоподъемности автотранспортных средств в значимой степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки. Важное условие роста эффективности использования автотранспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза продуктов на торговые предприятия.
Таким образом, по итогам изучения теоретического материала по организации действенного управления грузоперевозками можно сделать надлежащие выводы.
Организация грузоперевозок помимо физического процесса транспортировки грузов включает еще такие направления деятельности как оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, компанию погрузочно-разгрузочных работ, сбережение, информационное обеспечивание участников транспортного процесса, страхование, сертификацию грузов.
Для оценки эффективности грузоперевозок используется целая группа показателей, к главным из которых относятся производительность единицы подвижного состава, грузоподъемность, техническая скорость транспортного средства, время перевозки и воплощение погрузочно-разгрузочных работ.
При разработке способов оценки эффективности использования транспорта при осуществлении грузоперевозок с целью ее увеличения назрела необходимость исследования следующих проблем:
1) построения комплекса межотраслевых моделей для решения задач оптимального использования технических средств в транспортных системах;
2) установления единой системы тарифов на перевозки грузов автотранспортом;
3) определения системы единых сопоставимых показателей работы автотранспорта;
4) оптимизации методов и структуры управления перевозочным процессом в транспортных системах;
5) совершенствование текущего и перспективного планирования перевозочной работы;
6) выбор оптимального транспортного средства.
?
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА НА ПРИМЕРЕ ООО «7 Утра»
2.1 Характеристика предприятие «ООО 7 УТРА»
Компания ООО «7 Утра» была образована 1996 г. На рынке производства «7 Утра» занимает прочные позиции среди лидеров и предлагает своим клиентам качественный товар по всей территории России и некоторые страны СНГ.
За этот небольшой промежуток времени компания зарекомендовала себя как надежный и высококвалифицированный партнер на рынке молочной продукции. Постоянными клиентами являются крупные гипермаркеты. Сферы деятельности компании включают в себя:
Производство молочной продукции
Адресная доставка товаров для сетей ритейла
На данный момент компания ООО «7 Утра» располагается в городе Воронеж. Организационная структура управления предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.
Структура ООО «7 УТРА» приведена на рисунке 1.