ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие педагогического мастерства
Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания [41].
Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества [44].
Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением («учителем надо родиться»). Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди самой природой наделены качествами воспитателей; задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству [40].
Существует множество определений педагогического мастерства, так же, как и компонентов его структуры. Мы остановились на трехкомпонентной структуре, включающей профессионально-педагогическую компетентность, педагогическую культуру и профессионально-педагогическую этику.
«Компетентность» (competentia - принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «… обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «… законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competens - принадлежащий, соответствующий, способный) - «…это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы…». Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных акмеологических исследованиях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования [19].
Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [7].
Э.Ф. Эсер и О.Н. Шахматова под компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [12].
М. А. Чошанов считает, что компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [5].
Высшим компонентом развития личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений [33].
Сложность определения сущности профессиональной компетентности заключаются в том, что в педагогике выделяется множество различных аспектов в этом многофакторном явлении. Профессиональная компетентность рассматривается как необходимый критерий аттестации тренеров-преподавателей, как показатель профессионализма, как цель и результат профессионального образования, как условие результативности профессиональной деятельности, как характеристика носителя определенных профессионально-ролевых функций [3].
В акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Было отмечено, что структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам [47].
Следует особенно подчеркнуть, что в психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность не отождествляется с профессионализмом (особенно с профессионализмом личности), но рассматривается как необходимое условие его достижения. При изучении компетентности следует акцентировать внимание, прежде всего, на системе знаний, в меньшей степени соответствующих им умений (сфере ведения, компетенцию), факторах регуляции деятельности и отношений при практическом применении этих знаний. Личностно-профессиональные качества субъекта труда в данном случае выполняют, хотя и значимую, но все же второстепенную функцию. В этом состоит главное отличие профессиональной компетентности от профессионализма личности и деятельности [4].
К общим критериям компетентности относятся понятия "адекватность" и "личностная зрелость". Адекватность в современных условиях становится ключевым свойством профессионала в любом виде деятельности. Она предполагает общий интеллект, эмоциональную зрелость и наличие эмоционального опыта и относится к возрастным понятиям. Адекватным человек становится, когда способен реалистично оценивать себя и окружающую социальную ситуацию; учиться на своих и чужих ошибках; когда умеет получать обратную связь, не боясь услышать в свой адрес нелицеприятные вещи, смело выражает свои негативные эмоции, конструктивно воспринимает критику. Адекватность – "золотая середина" в делах, познании, отношениях с окружающими, характеризующая социальную и личностную зрелость. Критериями адекватности являются: эффективность деятельности при минимизации энергетических затрат; отсутствие устойчивых отрицательных эмоций, негативного отношения к людям и самому себе. Адекватность, как умение видеть себя таким какой есть, с минимальной психологической защитой, в основе своей предполагает личностную силу и зрелость [19].
Личностная зрелость – это способность к честным, открытым, взаимовыгодным отношениям. Социально зрелые люди имеют собственную "теорию мира", реалистическую систему ценностей, устойчивую и одновременно гибкую иерархию мотивов и целей, в меру индивидуалистичны, автономны и кооперативны, скорее интернальны, чем экстернальны, не фатальны и не суеверны, способны к саморазвитию, умеют различать в конфликтах свои и чужие проблемы и способны пойти на компромисс. Зрелые люди имеют свои критерии самооценки, оставляя за собой право иметь их, даже если они не разделяются кем-то. Они принимают все как есть, имеют адекватную самооценку, безусловное самопринятие. Зрелый человек не уходит от проблем, а решает их, доверяя своей интуиции, опыту, личной энергии. Он умеет выстроить иерархию целей и средств, перестроить систему приобретенных ценностей и отложить решение проблемы до вызревания необходимых для этого условий. Зрелость предполагает наличие творческих способностей, связанных с готовностью воспринимать и примирять явные противоречия и терпимостью к двусмысленным ситуациям. Зрелость – это организованность, самодостаточность, ответственность, богатый арсенал социальных навыков [11].
Современная система образования пытается решить главнейшую общественную задачу по становлению личности, которая реализуется в процессе целенаправленного педагогического воспитания [9].
Важными критериями продуктивности нынешней образовательной системы являются не только, его содержание и новые педагогические инновации, но и профессиональные компетенции педагогических кадров. Развитие уровня профессионально-педагогической этики педагогов является актуальным для качества системы образования [46].
Развитие профессионально-педагогической этики педагога в сфере физической культуры и спорта оказывает положительное влияние на взаимоотношения спортивного педагога с учащимися, родителями, коллегами. Педагогическая практика педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики, так это вызвано ее сложностью и противоречиями, поэтому одна из главнейших задач профессионально-педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога [8].
Профессионально-педагогическая этика представляет собой систему норм и правил поведения педагога, которая будет обеспечивать нравственный характер педагогической деятельности [38].
Основные характерные черты профессиональной этики педагога: любовь к детям, уважение к ним, доброта, коммуникабельность, высокий профессионализм, умение найти индивидуальные подходы воздействия на личность и коллектив, склонность к эмпатии и аттракции, владение перцептивными способностями, высокий уровень культуры человека [38].
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и родителям [38].
То, насколько правильно учитель выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего педагогического процесса [37].
Педагогической этики присущи следующие функции:
1) социальные функции - служат посредником между обществом и личностью. К ним относят поддержание принципов и норм гуманизма в педагогической деятельности; воспитание граждан отвечающих законам морали. Развитие уровня профессионально-педагогической этики в физической культуре и спорте является актуальным для качества системы образования, так как будущий специалист в области физической культуры и спорта, не осведомленный в теории морали и нравственного воспитания, полагающийся только на свою интуицию, не сможет выступить в роли наставника [43].
2) профессионально-практические функции – регламентируют и контролируют педагогический процесс, с целью повышения качества образования и качества работы педагогах [43].
3) нравственно-гуманистические - обеспечивают межличностные взаимоотношения педагога и ученика, и также в трудовом коллективе. Этика требует знания технологий и приемов учебно-воспитательного процесса, постоянного совершенствования нравственного воспитания молодежи, повышения собственной культуры и знаний педагога [43].
Повышение качества и эффективности педагогической деятельности во многом обусловлено общей культурой педагога. Общая культура личности – это уровень её развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в характере (стиле) деятельности и поведения. Она отражает определённый уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Культура включает в себя результаты предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, эстетического, физического развития, способах и формах общения [14].
Составной частью общей культуры является педагогическая культура. Общая культура служит специфической основой педагогической культуры. Можно утверждать, что педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса [36].
С точки зрения Исаева И.Ф. (2002), педагогическая культура ? интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования [26].
В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений стиля деятельности и поведения [23].
1.2. Мастерство учителя физической культуры и тренера по спорту
Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы [28].
Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности [15].
Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу [16].
Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния [15].
Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит [16].
Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета [16].
Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности [15].
Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников [16].
Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. [16]
Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным [32];
Умения учителя физической культуры.
Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности [16].
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные) [15].
Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность [16].
К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы [16].
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок [16].
Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке [16].
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения [24].
Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог [16].
Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты [16].
Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д [16].
Знания учителя физической культуры.
Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам [25].
Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний [25].
Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные [25].
Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся [25].