Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сформированность компонентов педагогического мастерства у стдентов физкультурных направлений подготовки

superrrya 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
В работе рассмотрены вопросы педагогического мастерства специалистов в сфере физической культуры и спорта. Оказана структура педагогического мастерства, включающая такие компоненты как: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
Введение

В педагогике наиболее обобщённым и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие «педагогическое мастерство». В нем наиболее ярко выражена самостоятельность этого целостного феномена. Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания [24]. В педагогической теории сложились два основных подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но так как метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность, его реализующую, или через личность педагога, реализующую метод [41]. «Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям [6]. Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности [12]. В нынешних условиях становится очевидным тот факт, что высокий профессиональный уровень педагога определяют не только глубокие знания предмета, но и мастерство воспитания творческой личности учащихся. Рассматривая педагогическое мастерство как особое состояние человека, достигшего высокого искусства в педагогическом деле, необходимо учитывать, что это состояние имеет как деятельностное, так и личностное измерение. Поэтому мастерство в любой деятельности, в том числе педагогической, следует воспринимать как своеобразный качественный ориентир, к которому необходимо стремиться, преобразуя свою деятельность и самого себя. Проблема исследования педагогического мастерства осложнена тем, что при анализе результатов различных исследований самобытный образ педагога-мастера зачастую распадается на перечень всевозможных педагогических характеристик и видов деятельности, которые он выполняет. Данный факт характерен и для сферы физической культуры и спорта. Все вышесказанное определило актуальность настоящего исследования. Целью исследования явилась оценка сформированности компонентов педагогического мастерства у студентов физкультурных направлений подготовки. Объект исследования: педагогическое мастерство. Предмет исследования: сформированность компонентов педагогического мастерства. В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Провести качественный анализ компонентов педагогического мастерства у студентов физкультурных направлений подготовки. 2. Выявить уровень сформированности компонентов педагогического мастерства у студентов физкультурных направлений подготовки. 3. Оценить соотношение различных компонентов педагогического мастерства у студентов физкультурных направлений подготовки. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что педагогическая компетентность, культура и этика, как компоненты педагогического мастерства, у студентов сформированы на одном уровне.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Понятие педагогического мастерства 1.2 Мастерство учителя физической культуры и тренера по спорту 1.3 Способы повышения педагогического мастерства ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Характеристика испытуемых 2.2 Организация исследования 2.3 Методы исследования компонентов педагогического мастерства 2.4 Методы математической статистики ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Исследование сформированности компонентов педагогической культуры у студентов физкультурных направлений подготовки 3.2 Исследование сформированности педагогической компетентности у студентов физкультурных направлений подготовки 3.3 Исследование сформированности педагогической этики у студентов физкультурных направлений подготовки ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫВОДЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. http://www.s99-omsk.narod.ru/profi/lec3.html 2. https://gigabaza.ru/doc/103003.html 3. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/fizicheskaya-kultura/molodomu-pedagogu/iz-chego-skladyvaetsya-professionalnoe-masterstvo-uchitelya-fizicheskoj-kultury.html 4. Ангеловский, А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А. А. Ангеловский. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/742/ (дата обращения: 25.04.2021). 5. Ахмедьянова, Г.Ф., Дядичко И.А., Пищухин А.М. Управление педагогическими ресурсами в процессе обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1310 (дата обращения: 27.05.2021). 6. Байкова, Л. А., Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. — М.: Издательство Педагогического общества России, 2000. — 256 с. 7. Байкова, Л.А. Теория и практика воспитания: учебное пособие / Под ред. Л. А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. — Рязань: Изд-во РГТА, 1997. - 248 с. 8. Бережнова, О. В. Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая проблема / О. В. Бережнова, Е. И. Пилюгина. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1131/ (дата обращения: 14.04.2021). 9. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции личности как обра-зовательный результат системы профессионального образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.М. Бобиенко. -Казань, 2005. — 185 с. 10. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с. 11. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия /Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. — М.: Знание, 1991. — 79 с.7 12. Буланова-Топоркова, М.В. Основы коммуникативной культуры педагога / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева // Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С.300-316. 13. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева. – Cимферополь : ИТ «АРИАЛ», 2018. – 312 с. 14. Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов: коллективная монография. Под ред. М.П. Гурьяновой. – Москва, ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с. 15. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с. 16. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2 - М - Я - 1999. 17. Дергач, А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера.- М.: «Физкультура и спорт», 1981. – 324 стр 18. Деркач, А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственной службы. М.: РАГС, 203. - 297 с. 19. Жарылгасова, П.Е., Кокшеева З.Т. Профессиональная компетентность педагога // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 142-143; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32141 (дата обращения: 27.05.2021). 20. Жукова, О. Л. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие /О.Л.Жукова, Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 122 с 21. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А.Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 22. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». ? 2006. ? 4 мая. 23. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с. 24. Ильин, Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии). 25. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 208 с. 26. Космина, И.П. Профессионализм деятельности преподавателя спортивно- педагогической кафедры вуза физической культуры: авто- реф. дисс....канд. пед. наук: 13.00.08/И.П.Космина. — М.: 1993. —22 с. 27. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с 28. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии. М.: «Просвещение», 1972 – 255 с. 29. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Высшая школа, 1990. – 119 с. 30. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей и педагогической направленности / Н.В. Кузьмина // Материалы Ленинградской зональной психологической конференции. — Л.: ЛГУ, 1958.-С. 65-67. 31. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики : учебное пособие / В. С. Кукушин. — Москва, Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. 32. Кулюткин, Ю.Н. Психологическое знание и учитель / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1983. — №3. — С.54-61. 33. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. ? Ростов на Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с. 34. Неретин, А. В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / А. В. Неретин. – Волгоград : ФГОУ ВПО «ВГВФК», 2012. – 150 с. 35. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности. «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 36. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2011. – 233 с. 37. Писаренко, В.И. Педагогическая этика / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. – 3-е изд. – Мн.: «Нар. асвета», 1986. – 240 с. 38. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Иван Павлович Подласый. - М.: Юрайт, 2015. - 366c. 39. Подольская, Е. А. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / Е. А. Подольская ; Нар. укр. акад. – Харьков : Изд-во НУА, 2009. – 316 с. 40. Резников, Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC-BOOK. – 1992 // 3 Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123-124. 41. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза/ Д. 3. Ахметова, Л. И. Гурье, В. Ф. Габдулхаков. - Казань: Талгимат ИЭУиП, 2001. - 112 с. 42. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с. 43. Ткачева, С.А. Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. – Каракол, 2015.- 100 с. 44. Тлеубердиев, Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 47-50; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4119 (дата обращения: 27.05.2021) 45. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: Владос,2016. -283c. 46. Ушаков, А.А. Акмеологические основы высшего образования: учеб.-метод. пособие / А.А. Ушаков. – Краснодар: Кубанский гос. унт, 2019. – 148 с. – 500 экз. 47. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту/ С.А. Хазова: Монография. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. – 208 с. 48. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова. М. – Издательский центр Академия, 2000. 200 с. 49. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2009. - №2.- С. 58-64. 50. Archer, М. Theory, culture and postindustrial society/М. Archer// Theory, culture and society. — Cleveland, 1999. _ Vol. 7. — № 2-3. — P. 97. 51. Dienzeide, N. La Technologie Educative et Development de Education / N. Dienzeide. — Paris: UNI-SCO, 1970. — P.9.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Понятие педагогического мастерства Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания [41]. Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества [44]. Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением («учителем надо родиться»). Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди самой природой наделены качествами воспитателей; задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству [40]. Существует множество определений педагогического мастерства, так же, как и компонентов его структуры. Мы остановились на трехкомпонентной структуре, включающей профессионально-педагогическую компетентность, педагогическую культуру и профессионально-педагогическую этику. «Компетентность» (competentia - принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «… обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «… законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competens - принадлежащий, соответствующий, способный) - «…это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы…». Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных акмеологических исследованиях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования [19]. Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [7]. Э.Ф. Эсер и О.Н. Шахматова под компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [12]. М. А. Чошанов считает, что компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [5]. Высшим компонентом развития личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений [33]. Сложность определения сущности профессиональной компетентности заключаются в том, что в педагогике выделяется множество различных аспектов в этом многофакторном явлении. Профессиональная компетентность рассматривается как необходимый критерий аттестации тренеров-преподавателей, как показатель профессионализма, как цель и результат профессионального образования, как условие результативности профессиональной деятельности, как характеристика носителя определенных профессионально-ролевых функций [3]. В акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Было отмечено, что структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам [47]. Следует особенно подчеркнуть, что в психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность не отождествляется с профессионализмом (особенно с профессионализмом личности), но рассматривается как необходимое условие его достижения. При изучении компетентности следует акцентировать внимание, прежде всего, на системе знаний, в меньшей степени соответствующих им умений (сфере ведения, компетенцию), факторах регуляции деятельности и отношений при практическом применении этих знаний. Личностно-профессиональные качества субъекта труда в данном случае выполняют, хотя и значимую, но все же второстепенную функцию. В этом состоит главное отличие профессиональной компетентности от профессионализма личности и деятельности [4]. К общим критериям компетентности относятся понятия "адекватность" и "личностная зрелость". Адекватность в современных условиях становится ключевым свойством профессионала в любом виде деятельности. Она предполагает общий интеллект, эмоциональную зрелость и наличие эмоционального опыта и относится к возрастным понятиям. Адекватным человек становится, когда способен реалистично оценивать себя и окружающую социальную ситуацию; учиться на своих и чужих ошибках; когда умеет получать обратную связь, не боясь услышать в свой адрес нелицеприятные вещи, смело выражает свои негативные эмоции, конструктивно воспринимает критику. Адекватность – "золотая середина" в делах, познании, отношениях с окружающими, характеризующая социальную и личностную зрелость. Критериями адекватности являются: эффективность деятельности при минимизации энергетических затрат; отсутствие устойчивых отрицательных эмоций, негативного отношения к людям и самому себе. Адекватность, как умение видеть себя таким какой есть, с минимальной психологической защитой, в основе своей предполагает личностную силу и зрелость [19]. Личностная зрелость – это способность к честным, открытым, взаимовыгодным отношениям. Социально зрелые люди имеют собственную "теорию мира", реалистическую систему ценностей, устойчивую и одновременно гибкую иерархию мотивов и целей, в меру индивидуалистичны, автономны и кооперативны, скорее интернальны, чем экстернальны, не фатальны и не суеверны, способны к саморазвитию, умеют различать в конфликтах свои и чужие проблемы и способны пойти на компромисс. Зрелые люди имеют свои критерии самооценки, оставляя за собой право иметь их, даже если они не разделяются кем-то. Они принимают все как есть, имеют адекватную самооценку, безусловное самопринятие. Зрелый человек не уходит от проблем, а решает их, доверяя своей интуиции, опыту, личной энергии. Он умеет выстроить иерархию целей и средств, перестроить систему приобретенных ценностей и отложить решение проблемы до вызревания необходимых для этого условий. Зрелость предполагает наличие творческих способностей, связанных с готовностью воспринимать и примирять явные противоречия и терпимостью к двусмысленным ситуациям. Зрелость – это организованность, самодостаточность, ответственность, богатый арсенал социальных навыков [11]. Современная система образования пытается решить главнейшую общественную задачу по становлению личности, которая реализуется в процессе целенаправленного педагогического воспитания [9]. Важными критериями продуктивности нынешней образовательной системы являются не только, его содержание и новые педагогические инновации, но и профессиональные компетенции педагогических кадров. Развитие уровня профессионально-педагогической этики педагогов является актуальным для качества системы образования [46]. Развитие профессионально-педагогической этики педагога в сфере физической культуры и спорта оказывает положительное влияние на взаимоотношения спортивного педагога с учащимися, родителями, коллегами. Педагогическая практика педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики, так это вызвано ее сложностью и противоречиями, поэтому одна из главнейших задач профессионально-педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога [8]. Профессионально-педагогическая этика представляет собой систему норм и правил поведения педагога, которая будет обеспечивать нравственный характер педагогической деятельности [38]. Основные характерные черты профессиональной этики педагога: любовь к детям, уважение к ним, доброта, коммуникабельность, высокий профессионализм, умение найти индивидуальные подходы воздействия на личность и коллектив, склонность к эмпатии и аттракции, владение перцептивными способностями, высокий уровень культуры человека [38]. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и родителям [38]. То, насколько правильно учитель выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего педагогического процесса [37]. Педагогической этики присущи следующие функции: 1) социальные функции - служат посредником между обществом и личностью. К ним относят поддержание принципов и норм гуманизма в педагогической деятельности; воспитание граждан отвечающих законам морали. Развитие уровня профессионально-педагогической этики в физической культуре и спорте является актуальным для качества системы образования, так как будущий специалист в области физической культуры и спорта, не осведомленный в теории морали и нравственного воспитания, полагающийся только на свою интуицию, не сможет выступить в роли наставника [43]. 2) профессионально-практические функции – регламентируют и контролируют педагогический процесс, с целью повышения качества образования и качества работы педагогах [43]. 3) нравственно-гуманистические - обеспечивают межличностные взаимоотношения педагога и ученика, и также в трудовом коллективе. Этика требует знания технологий и приемов учебно-воспитательного процесса, постоянного совершенствования нравственного воспитания молодежи, повышения собственной культуры и знаний педагога [43]. Повышение качества и эффективности педагогической деятельности во многом обусловлено общей культурой педагога. Общая культура личности – это уровень её развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в характере (стиле) деятельности и поведения. Она отражает определённый уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Культура включает в себя результаты предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, эстетического, физического развития, способах и формах общения [14]. Составной частью общей культуры является педагогическая культура. Общая культура служит специфической основой педагогической культуры. Можно утверждать, что педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса [36]. С точки зрения Исаева И.Ф. (2002), педагогическая культура ? интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования [26]. В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений стиля деятельности и поведения [23]. 1.2. Мастерство учителя физической культуры и тренера по спорту Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы [28]. Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности [15]. Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу [16]. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния [15]. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит [16]. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета [16]. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности [15]. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников [16]. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. [16] Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным [32]; Умения учителя физической культуры. Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности [16]. Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные) [15]. Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность [16]. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы [16]. Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок [16]. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке [16]. Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения [24]. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог [16]. Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты [16]. Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д [16]. Знания учителя физической культуры. Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам [25]. Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний [25]. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные [25]. Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся [25].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg