Глава 1. Анализ организации защиты информации в радиоканалах в группах беспилотных летательных аппаратов
1.1 Анализ современных беспилотных летательных аппаратов
Беспилотный летательный аппарат (БЛА), боевой аэроплан, который управляется независимо или же с поддержкой дистанционного управления. Он обустроен датчиками, целеуказателями, наступательными боеприпаса-ми или же электрическими передатчиками, предназначенными для сотво-рения помех или же ликвидирования целей врага. Не обремененные экипа-жем, системами жизнеобеспечения и притязаниями к защищенности пило-тируемых самолетов, беспилотные летательные аппараты имеют все шансы быть очень действенными, предлагая значительно большую дальность и выносливость, чем подобные пилотируемые системы.
Не так давно показавшиеся определения UAS (Unmanned Aerial System) и сообразный русский БАС (беспилотная авиационная система) предусматривают не лишь только сам летательный установка (аппараты), но еще всю инфраструктуру и способы обеспечения (транспортно-пусковое прибор, способы связи, наземный место управления и др.).
БЛА произошли от беспилотных летательных аппаратов-мишеней и дистанционно пилотируемых транспортных средств (РПВ), используемых вооруженными силами многих стран в течение десятилетий сразу после Второй мировой войны. Современные беспилотные летательные аппараты впервые стали важной системой вооружения в начале 1980-х годов, когда израильские силы обороны оснастили небольшие беспилотники, напоми-нающие большие модели самолетов, обучаемыми телевизионными и ин-фракрасными камерами и целеуказателями для боеприпасов с лазерным наведением. Будучи необнаружимыми благодаря своим небольшим разме-рам и бесшумным двигателям, эти машины оказались эффективными в наблюдении за полем боя и целеуказании обозначение.
Изменения в стратегиях и концепциях глобальной войны за последнее десятилетие сделали БПЛА основным инструментом военного использова-ния в бою, особенно при столкновении с невидимым «противником» на дальних фронтах, отчасти из-за быстрого развития технологий на базе БПЛА. БПЛА позволяют в большей степени полагаться на современные армейские технологии и снижать зависимость от рабочей силы, когда один оператор может управлять несколькими БПЛА. Примером этого является случай Соединенных Штатов в Афганистане, которые по состоянию на сен-тябрь 2019 года осуществили более 5800 атак с БПЛА, в результате кото-рых было убито более 3900 человек.
БЛА произошли от беспилотных летательных аппаратов-мишеней и дистанционно пилотируемых транспортных средств (РПВ), применяемых вооруженными силами множества государств в направление десятков лет незамедлительно впоследствии 2 вселенской войны. Современные беспи-лотные летательные аппараты в первый раз стали необходимой системой вооружения в начале 1980-х годов, когда израильские силы защиты обо-рудовали маленькие беспилотники, навевающие воспоминания гигантские модели самолетов, обучаемыми телевизионными и инфракрасными на ка-меры и целеуказателями для боеприпасов с лазерным наведением. Будучи необнаружимыми спасибо собственным маленьким объемам и бесшумным движкам, эти машины оказались действенными в надзоре за полем битвы и целеуказании обозначение.
Беспилотные летательные аппараты подразделяют на следующие ви-ды:
беспилотные неуправляемые;
беспилотные автоматические;
беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА).
Беспилотные летательные аппараты принято делить по таким взаимо-связанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полёта.
Таблица 1.1 Классификация БЛА
Класс БПЛА Взлетная масса, кг Дальность дей-ствия, км
Микро- и мини БПЛА ближнего ра-диуса действия 5 25-40
Легкие БПЛА малого радиуса дей-ствия 5-50 10-120
Легкие БПЛА среднего радиуса дей-ствия 50-100 70-150(250)
Средние БПЛА 100-300 150-1000
Среднетяжелые БПЛА 300-500 70-300
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия >500 70-300
Тяжелые БПЛА большой продолжи-тельности полета >500 1500
Беспилотные боевые самолеты (ББС) 500 1500
Выделяют следующие классы аппаратов:
«микро» (условное название) — массой до 10 килограммов, временем полёта около 1 часа и высотой до 1 километра;
«мини» — массой до 50 килограммов, временем полёта несколько ча-сов и высотой до 3 — 5 километров;
Микро- и мини- БПЛА близкого радиуса воздействия.
Класс маленьких сверхлегких и нетяжелых аппаратов и ансамблей на их базе с взлетной массой до 5 кг начал бывать замеченным в РФ сравни-тельно не так давно, но уже достаточно обширно представлен. Эти БПЛА предусмотрены для персонального оперативного применения на кратких дальностях на удалении до 25–40 км. Они несложны в эксплуатации и пе-ревозке, производятся раскладными и позиционируются как «носимые», пуск исполняется, с поддержкой катапульты или же с руки. Сюда относят-ся:
Geoscan 101, Geoscan 201, 101ZALA 421-11, ZALA 421-08, ZALA 421-12, Т23 «Элерон», Т25, и др.
Легкие БПЛА малого радиуса действия. К этому классу относятся не-сколько более крупные аппараты — взлетной массой от 5 до 50 килограм-мов. Дальность их действия — в пределах 10–120 километров. Среди них: Geoscan 300, «ГрАНТ», ZALA 421-04, Орлан-10, ПтероСМ, ПтероЕ5, Т10, «Элерон-10» и др.
Легкие БПЛА среднего радиуса действия. Ряд отечественных образ-цов можно отнести к этому классу БПЛА. Их масса варьируется в пределах 50–100 килограммов. К ним относится: Т92М «Чибис», «Пчела-1Т» и др.
Средние («миди») — до 1 000 килограммов, временем 10—12 часов и высотой до 9—10 километров;
Средние БПЛА. Взлетная масса средних БПЛА лежит в диапазоне от 100 до 300 килограммов. Они предназначены для применения на дально-стях 150–1000 километров. В этом классе: М850 «Астра», «Беркут», «Ир-кут-200».
Среднетяжелые БПЛА. Этот класс имеют схожую с БПЛА предыду-щего класса дальность применения, но обладают несколько большей взлет-ной массой — от 300 до 500 килограммов. К этому классу следует отнести: «Колибри», «Данэм», «Дань-Барук», «Аист» («Юлия»), «Дозор-3».
Тяжёлые — с высотами полёта до 20 километров и временем полета 24 часа и более.
Тяжёлые БПЛА среднего радиуса воздействия.
Этот класс подключает БПЛА полетной массой от 500 и больше кг, предусмотрены для использования на средних дальностях 70–300 км. В классе томных надлежащие: Ту-243 «Рейс-Д», «Нарт» (А-03).
Тяжёлые БПЛА большoй длительности полета.
Довольно нужная за этапом катег-ория беспилотных аппаратов, к ко-торой относятся южноамериканские БПЛА Predator, Reaper, GlobalHawk, израильские Heron, Heron TP. В РФ эталоны буквально отсутствуют: «Зонд-3M», «Зонд-2», «Зонд-1», беспилотные авиационные системы Сухо-го («БасС»), в рамках которой формируется механизированный авиацион-ный ансамбль (РАК).
Таблица 1.2. Военные БЛА по
грузоподъемности и вооружению на борту
БПЛА Оружие Полез-ная нагрузка Высота Скорость Вынос-ливость Разрабо-тано
Хищ-ник С Мсти-тель Ракеты Hellfire, управля-емые бомбы, боепри-пасы прямого нападе-ния 2948 кг 15240 м 400 уз-лов 20 ча-сов Авиаци-онные си-стемы General Atomics
Цап-ля Т.П. Управ-ляемые бомбы и ракету класса “воздух-земля” 2700 кг 13716 кв м 220 уз-лов 30 ча-сов Израиль-ская аэро-космиче-ская про-мышлен-ность (IAL)
Продолжение табл. 1.2
MQ-9B SkyGuardian Бомбы с лазер-ным наведе-нием Paveway II, раке-ты Hellfire 1814 кг 12192 кв м 210 уз-лов 40 ча-сов Авиаци-онные си-стемы General Atomics
Хищ-ник B (MQ-9 Reaper) Ракеты Hellfire, бомбы Paveway II 1746 кг 15240 м 240 уз-лов 27 ча-сов Авиаци-онные си-стемы General Atomics
CH-5 БПЛА Управ-ляемые противо-танковые ракеты AR-2 SAL и ракеты AR-1 SAL 1200 кг 7000 м 118 уз-лов 60 ча-сов Китайская аэрокос-мическая корпора-ция (CASC)
В настоящее время в мире активно ведутся работы по созданию пер-спективных БПЛА, имеющих возможность нести на борту оружие и пред-назначенных для ударов по наземным и надводным стационарным и по-движным целям в условиях сильного противодействия сил ПВО противни-ка. Они характеризуются дальностью действия около 1500 километров и массой от 1500 килограммов.
На сегодняшний день в России в классе ББС представлено два проек-та: «Прорыв-У», «Скат».
Военные БПЛА по функциональному назначению можно классифи-цировать следующим образом:
наблюдательные (могут использоваться, в частности, для корректи-ровки огня на поле боя);
разведывательные;
ударные (для ударов по наземным целям посредством ракетного во-оружения);
разведывательно-ударные;
бомбардировочные;
истребительные (для уничтожения воздушных целей); радиотрансля-ционные;
БПЛА РЭБ (для целей радиоэлектронной борьбы);
транспортные;
БПЛА-мишени;
БПЛА-имитаторы цели;
многоцелевые БПЛА.
Также БПЛА можно разделить на четыре основных типа: неподвиж-ные, гибридные, однороторные и многороторные, как показано в таблице 2. Беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом в основном используются для аэрофотосъемки и осмотра трубопроводов/линий элек-тропередач. Они дороги и требуют специальной подготовки для работы. Хотя они требуют относительно большего пространства для их запуска и восстановления, они оборудованы для покрытия больших площадей. Этот тип беспилотных летательных аппаратов не подходит для самолетов верти-кального взлета и посадки и, следовательно, делает их непригодными для общей аэрофотосъемки. Однако они могут оставаться в воздухе до 16 ч, используя в качестве источника питания газовые двигатели.
Таблица 1.3. Типы БПЛА.
Базовая структура.
БЛА Основные характеристики
Неподвижное крыло долгая выносливость и быстрая скорость по-лета
Гибрид с неподвиж-ным крылом Самолет вертикального взлета и посадки и длительный полет на выносливость
Одиночный ротор Самолет вертикального взлета и посадки, ви-сение и длительный полет на выносливость
Мультиротор Самолет вертикального взлета и посадки, ви-сение и короткий полет на выносливость
В отличие от этого, гибридные беспилотники с неподвижным крылом представляют собой комбинацию ручного планирования и автоматизации. Они все еще находятся в стадии разработки и не очень хороши ни в висе-нии, ни в прямом полете.
С другой стороны, однороторные дроны имеют большую механиче-скую сложность и эксплуатационные риски, такие как вибрация и большие вращающиеся лопасти. Поэтому они также требуют профессиональной подготовки оператора. Они стоят дорого и обладают компетенцией более тяжелой полезной нагрузки, такой как лидарный датчик, которым нужно управлять. Для еще большей выносливости они могут приводиться в дей-ствие газовым двигателем.
Среди этих четырех типов мультироторные БПЛА являются самым дешевым вариантом из доступных и более простым в постройке. Такие дроны обычно используются для основных целей, таких как фотография и видеонаблюдение. Однако эти типы беспилотных летательных аппаратов не подходят для крупномасштабного аэрофотосъемки и мониторинга на большие расстояния из-за их ограниченной скорости, времени полета и энергоэффективности. Доступные в настоящее время мультироторные дро-ны могут летать до 30 мин с обычной легкой полезной нагрузкой, такой как камера. Наиболее часто используемым типом БПЛА (учитывая количе-ство пропеллеров) является квадрокоптер.
Связь между БЛА и станцией управления:
Почти все задачи, решаемые передовыми ансамблями беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), настоятельно просят присутствия скорост-ных рядов передачи инфы меж БПЛА и наземным ансамблем управления (НКУ). К примеру, задачки оперативного прогноза или же разведки с под-держкой технологий БПЛА надеются получение на борту и доставку на НКУ растровых изображений различного разрешения, получаемых с дат-чиков всевозможных диапазонов длин волн. Более всераспространенная на нынешний денек разработка передачи инфы заключается в нескончаемой трансляции изображения по мере его получения в цифровом или же анало-говом формате, конструкция которого не изменяется в направление всего полета. Нужно принимать во внимание, собственно что постоянная переда-ча изображений содержит надлежащие особенности: значительная часть визуальной информации может не иметь искомых признаков; отсутствует залог достоверной доставки информации; потребуется систематическое из-лучение сигнала передатчиком, собственно что разрешает просто выявить БПЛА и ввести его координаты.
Имеющая место быть разработка доставки изображения неэффектив-но пользуется ресурсы радиоканала. В данной связи делается животрепе-щущим заключение надлежащих задач:
осуществление функции гарантированной доставки (особенно для изображений высочайшего пространственного разрешения);
осуществление адаптивного понижения разрешения видеопотока в зависимости от своевременного бюджета канала связи;
осуществление способности получения минувшего снимка в полном разрешении с целью уточнения подробностей изображения;
создание адаптивной системы передачи инфы, способной действенно применить энергетический и спектральный ресурс канала связи.
Управляющий компьютер построен как набор встроенных микро-процессоров, соединенных локальной сетью (LAN), т. е. это чисто распре-деленная и, следовательно, масштабируемая архитектура. Несмотря на то, что это простая схема, она предлагает ряд преимуществ, которые мотиви-руют ее выбор в нашей области применения. Высокий уровень модульно-сти архитектуры локальной сети обеспечивает исключительную гибкость при выборе фактического типа процессора, который будет использоваться в каждом подмодулей. Могут использоваться различные процессоры в со-ответствии с функциональными требованиями, и они могут быть масшта-бированы в соответствии с вычислительными потребностями приложения.
Системные модули могут быть пробуждены в режиме онлайн, когда это необходимо в определенные моменты разработки миссии. Модули мо-гут быть добавлены (даже подключены горячим способом), если появятся новые требования. Соединение модулей является дополнительным допол-нительным преимуществом, поскольку сложные схемы соединения, необ-ходимые для параллельных шин, не соответствуют должным образом ограничениям пространства и веса в мини/микро БПЛА. Наконец, простота разработки является главным преимуществом.
В беспилотном летательном аппарате может быть доступно несколько каналов связи, например, радиочастотные каналы, каналы спутниковой связи или беспроводные каналы. Однако не все ссылки могут быть доступ-ны одновременно, и, кроме того, стоимость использования каждой ссылки может быть совершенно разной. В зависимости от стадии полета и приме-нения некоторые ссылки могут быть более подходящими, чем другие. По-этому в гибкой архитектуре должна быть возможность динамически выби-рать наиболее удобное или надежное сетевое соединение. Cистема включа-ет в себя коммуникационный шлюз, который контролирует все каналы свя-зи и направляет трафик между БПЛА и базовой станцией по одному или нескольким каналам связи. Следует учитывать возможности сети, качество связи (пропускная способность и задержка), требуемую пропускную спо-собность и стоимость (как экономические, так и требования к питанию). Шлюз должен обладать достаточным интеллектом, чтобы выбрать соответ-ствующее решение о маршрутизации в режиме реального времени и авто-номно.
Одним из ключевых элементов этого коммуникационного шлюза яв-ляется тот факт, что он обеспечивает механизм гомогенизации чтобы скрыть фактическую инфраструктуру. Маршрутизатор данных в точке входа базовой станции и еще один на компьютере Миссии перенаправят весь трафик между воздушным и наземным сегментами по наилучшему до-ступному каналу связи.
Интерес к кибербезопасности БПЛА значительно возрос после инци-дента с захватом видеопотока БПЛА Predator в 2009 году, когда исламские боевики использовали дешевое готовое оборудование для потоковой пере-дачи видеопотока с БПЛА. Еще одним риском является возможность угона или заклинивания БПЛА в полете. Несколько исследователей в области безопасности обнародовали некоторые уязвимости в коммерческих беспи-лотных летательных аппаратах, в некоторых случаях даже предоставив полный исходный код или инструменты для воспроизведения их атак.
1.2 Анализ информационного взаимодействия при групповом приме-нении беспилотных летательных аппаратов
Веяния становления и использования в военной сфере беспилотной авиационной техники обусловливают активизацию и актуальность разра-боток по созданию функциональных комплексов (МФК) с внедрением неве-сомых ботов. Подобный ансамбль формируется как боевая система, пред-назначенная для выполнения надлежащих задач:
разведывательная; прогноз участков территории, надводной плоско-сти, невесомого места, объектов индустрии и инфраструктуры; картогра-фирование; надзор за участками шоссе, дорог, стезей и передвигающимися транспортными средствами; разведка, обнаружение и аккомпанемент вой-сковых объектов (целей); ударная (боевая) — обнаружение и поражение стационарных и передвигающихся объектов (целей), корректировка пламе-ни артиллерии, подсветка целей и контроль итогов стрельбы; транспортная — доставка, движение по воздуху всевозможных грузов.
Более сложными для разработки задачками считаются поиск и вы-полнение ударных функций. Принципом заключения разведывательно-ударных задач считается массовое использование беспилотников
Бoртoвoе поручение для разведывательных и ударных БЛА при сов-местном их применении формируется оператором МФК (командиром). По причине такого, собственно что наибольшее численность войсковых объек-тов разведки и проигрыша считаются маленькими, и их большущее чис-ленность располагается на широкой земли, довольно использование моти-вированной группировки БЛА. Возможно представить, собственно что корпоративное использование беспилотных летательных аппаратов руча-ется увеличение производительности выполнения заданий за счет сокраще-ния времени выполнения операций, наращивания площади исследуемой земли, способности подмены выведенного из строя или же сбитого беспи-лотника из состава радиолокационно-ударной-транспортной группы. Надо обозначить, собственно что для реализации массового использования БПЛА создателям МФК целенаправленно решить трудную инженерно-техническую задачку, связанную с определением основ использования группы БПЛА и выбора стратегии управления беспилотниками в полёте.
В общем случае выделяют 2 ключевые стратегии управления группой беспилотников: централизованное и децентрализованное
Централизованное управление — метод, при котором есть удаленный наземный середина управления и планирования операций, из которого ви-деоинженер воплотит в жизнь и держит под контролем беспрерывный за-мен инфы с группой БПЛА. Нужные вычисления и обработка инфы случа-ется в наземном центре управления. При данном, диспетчер имеет возмож-ность воплотить в жизнь управление полетом и замен видеоинформацией по каналам связи с любым бортом из группы (рис. 1.1) либо с размещени-ем канала связи только с «ведущим» беспилотным аппаратом, то есть, бор-том, выполняющим роль управленца или ретранслятора команд для дру-гих приборов из состава группы (рис. 1.2)
Рис. 1.1 Способ централизованного управления группой БЛА
Рис. 1.2. Способ централизованного управления группой БЛА с «веду-щим»
Плюсом такового метода ведения разведывательными и ударными БЛА имеется ввиду простота реализации процессов подачи управляющих разведгрупп и обмена информацией. Предоставленная стратегия является действенной при ведении маленькими группами движущихся объектов.
Децентрализованное управление (рис. 1.3) — это метод, при котором основной размер вычислений выполняется не в наземном центре управле-ния и проектирования операций, а на борту беспилотника. Этот способ подключает в себя 3 варианта управления группой беспилотных летатель-ных аппаратов: коллективная, стaйная и роевая стратегии управления.
Oбмен информацией с пунктом управления происходит периодически по требoванию оператора либо согласно определенным временным про-межуткам в соответствии с заранее одобренной циклограммой обмена дан-ными.
Рис. 1.3. Схема взаимодействия БЛА при децентрализованном (роевом) управлении
Плюсом подобный «интеллектуальной» стратегии считается автоном-ность работы группы (в случае издержки связи с оператором объединение может продолжать выполнение полетного задания). Гарантируется вынос-ливость группы БПЛА в целом и масштабируемость ее количества, эла-стичная конструкция группы. В общем эта «интеллектуальность» станет обеспечиваться сложнейшими методами управления и развитой аппаратной частью (как наземной, например и бортовой), которая обязана гарантиро-вать ресурсоемкие вычисления в настоящий момент. Это обусловливает надобность урегулирования достаточно большой и сложной инженерно-технической задачки с большим численностью входных характеристик.
На рис. 1.4 представлена система специальной децентрализованной самоорганизующейся радиотрансляции автономной группы БЛА (типа ко-гнитивной радиосети, FANET, MANET), в которой нет вышеуказанных не-достатков, здесь каждый БПЛА основываясь на «равноправии», обеспечи-вает передачу данных для НПУ через другие БПЛА в сеть. Учитывая огра-ниченный диапазон оптоволоконной связи и мобильности обособленной группы БПЛА определение того, какому БЛА рассылать данные, произво-дится динамически, на основании связности радиосети в некоторый момент времени t (рис. 5).
Рис. 1.4 Структура специальной децентрализованной самоорганизующейся сети автономной группы БЛА
Рис. 1.5 Схема связности сети автономной группы БЛА в момент времени t
Преимущества задействования группы БЛА
Снижение общей стоимости БЛА
Распределение нужной нагрузки по двум-трём бортам (перспектива сэкономить на среднегодовой стоимости полезной нагрузки)
Уменьшение потерь от катастроф
Совершенствование точности позиционирования всякого БПЛА спа-сибо обоюдного позиционирования
Совершенствование заполучаемых итогов различных углов зрения всевозможных БПЛА
Ускорение получения показателя в ряде применений
Недостатки и воспрещения использования групп БПЛА
Потребуются высочайшие вычислительные способности на БПЛА для взаимодействия БЛА в составе группы и итоговой обработки приобретен-ной инфы в распорядке реального времени
Нужные свежие типажи управляющего ПО
Желательна интеграция подсистемы управления группой БПЛА и ПО нужных нагрузок
По сравнению с системой с одним БПЛА, рой или формирование, сформированное несколькими БПЛА, имеет очевидные преимущества. В таблице 1.3 приведены сравнительные характеристики систем с одним и не-сколькими БПЛА. Подробное объяснение различных критериев заключает-ся в следующем:
Живучесть: В системе с одним БПЛА считается отказом, если один БПЛА сбит во время миссии. Однако для систем с несколькими БПЛА один вышедший из-под контроля БПЛА не является чем-то серьезным, потому что другие БПЛА будут продолжать работать.
Масштабируемость: Использование больших БПЛА для систем с од-ним БПЛА только увеличивает охват до определенной точки. В отличие от этого, системы с несколькими БПЛА могут легко увеличить диапазон опе-раций.
Скорость выполнения миссии: Исследования показывают, что миссии могут быть выполнены быстрее, когда несколько беспилотных летательных аппаратов используются системы. Это особенно верно для задач поиска, поскольку системы с несколькими БПЛА могут обрабатывать задачи пара-лельно, тем самым ускоряя время, необходимое для выполнения задач.
Автономность: Для систем с одним БПЛА типичным режимом работы является то, что пилот на земле имеет прямое управление всеми системами самолета в режиме реального времени. Для большинства систем с несколь-кими БПЛА бортовая автоматика обеспечивает управляемый полет в соот-ветствии с планами полетов и другими директивами, полученными от ин-фраструктуры.
Стоимость: Исследования показывают, что миссии могут быть вы-полнены с меньшими затратами при использовании систем с несколькими БПЛА. используются.
Потребности в связи: Системы с одним БПЛА должны постоянно поддерживать связь с наземными пилотами или инфраструктурой. В отли-чие от этого, система с несколькими БПЛА имеет только один конкретный БПЛА, который связывается с землей и передает сообщение другим БПЛА.
Радиолокационное сечение: Для военных целей системы с нескольки-ми БПЛА производят только небольшое радиолокационное сечение, что повышает безопасность военных операций.
Таблица 1.4. Ключевые сравнения
производительности системы с одним
БПЛА и системы с несколькими БПЛА.
Особенности Системы с одним БЛА Группа БЛА
Работоспособность Низкая Высокая
Масштабируемость Ограниченная Высокая
Скорость выполнения задачи Медленная Быстрая
Автономность Низкая Высокая
Стоимость Высокая Низкая
Коммуникационная потреб-ность Высокая Низкая
Радиолокационные сечения Большие Маленькие
Архитектура связи роя и протокол маршрутизации становятся важ-ными темами исследований в области роя БПЛА.
1.3 Анализ современных технологий обеспечения защищенности ключевой информации в группах беспилотных летательных аппаратов
Чтобы свести к минимуму необходимость полагаться на каналы пере-дачи данных между водителями, операторами и векторами, производители стремятся значительно повысить автоматизацию беспилотных летательных аппаратов, что означает предоставление векторам большого количества ценной информации, критичной большую часть времени (план полета, цели миссии, стартовые координаты, ключи шифрования и т.д.).