1 Пояснительная записка
1.1 Теоретическое обоснование проблемы
Понятие дидактическая игра, её значение в учебном процессе
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
А.А. Катаева и Е.А. Стеребелова считают, что дидактическая игра –это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка [7, с.6].
А.А. Кучаева пишет, что дидактическая игра - это многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [8, с.4].
По утверждению О.Л. Бабаниной и Т.П. Матвеевой дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединенная решением главной задачи и ориентирующая поведение на выигрыш, а также активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [10, с.5].
Таким образом, дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, реализующая принципы активного обучения. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.
Для учителя главной задачей на уроке русского языка является - определение характера игры, необходимого для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.
В настоящее время особое внимание мы должны уделять развитию творческой познавательной активности и интереса у младших школьников с задержкой психического развития к предметам, особенно гуманитарным, которые формируют мировоззрение будущего гражданина. У младших школьников с задержкой психического процесса нарушен нормальный темп психического развития, т.е. отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Следовательно, принцип активности в процессе обучения детей с задержкой психического развития был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Практическая значимость дидактических игр на уроке весьма весома. Знакомство с данным видом дидактической деятельности может увеличить эффективность процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из главных плюсов эффективности обучения младших школьников с задержкой психического развития дидактическим играм на предмете русского языка является целенаправленное формирование мотивов учения и познавательного интереса.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста младших школьников. Одна из таких потребностей младшего школьника является – познавательная потребность узнавать что-то новое в интересной форме. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебному предмету и изучению учебного материала.
Младших школьников с задержкой психического развития очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых тем на уроке и их явлений, установить причинно-следственные связи. Младшие школьники с задержкой психического развития испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у младших школьников не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резкое отрицательное отношение к «неинтересному предмету». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, виды и приемы овладения знаниями с помощью дидактических игр.
И вместе с тем во всех групповых играх единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действия в рамках установленных норм и правил.
Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило.
В других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры.
В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно.
Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность.
Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения.
Игровые действия – составляют базу дидактической игры- без них нет игры. Наверное, это своего рода, картинка сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем и увлекательнее для детей игра, и тем вот удачнее находят решение познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые шаги иногда далеко не считаются тождественно-реальными: они открывают только их внешнюю сторонку, в том числе и при отображении настоящих явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления).
Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка являются правила игры. Правила включают высоконравственные требования к взаимоотношениям детей, к осуществлению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка инструкция может помочь управлять игрой, действиями игровой деятельности, поведением детей. Правила обладают обучающий характер и организационный характер, однако чаще они смешиваются между собой. Обучающие правила открывают пред детьми секрет игры (как и что работает). Правила создадут познавательную активность детей: что-либо разглядеть, раздумать, сопоставить, определить способ решения назначенной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям:
1. правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен;
2. дидактический материал прост по изготовлению и применению;
3. игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок;
4. подведение итогов игры должно быть четким и справедливым.
Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру.
Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку.
При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя.
Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание младшего школьника с задержкой психического развития обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается.
Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры.
Я считаю, что основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.
Оснащение игры включает в себе оснащение урока: наглядность, ТСО (тех. имущество изучения), дидактический раздаточный который был использован и др. Результат игры подводится сходу по ее окончанию.