Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Использование дидактических игр на уроках русского языка как средства активизации познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития

superrrya 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
Цель проектной работы: составление сборника дидактических игр по русскому языку для младших школьников с задержкой психического развития. Задачи проектной деятельности: ? раскрыть понятие «дидактическая игра» и выяснить ее значение в учебном процессе; ? ознакомиться с видами дидактических игр, используемых на уроках русского языка; ? изучить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников с задержкой психического процесса; ? составить сборник дидактических игр по русскому языку для учеников 2 класса, направленных на активизацию познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития; ? частично апробировать продукт на практике. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пояснительной записки, практической части, списка литературы, состоящего из 15 источников, глоссария и приложения.
Введение

В настоящее время главной задачей образовательной организации считается развитие личности всех без исключения обучающихся посредством создания необходимых и полноценных условий, формирование активной позиции в обучении, развитие навыков коммуникации у младших школьников. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности. Достижение данных результатов невозможно без развития познавательного интереса у младших школьников, который становится одним из важных побудителей деятельности. Необходимо учитывать, что у детей с задержкой психического развития учебная мотивация резко снижена. Игровая деятельность позволит развить у школьников интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний. Следовательно, активизация познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития является одной из важных актуальных проблем современного образовательного процесса. Вопросам развития и активизации познавательного интереса у детей с задержкой психического развития посвящены исследования Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, Е. А. Макеевой, Н. А. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. А. Власовой. Исходя из всего вышеизложенного, может быть сформулирована проблема проекта: какие дидактические игры необходимо испВ настоящее время главной задачей образовательной организации считается развитие личности всех без исключения обучающихся посредством создания необходимых и полноценных условий, формирование активной позиции в обучении, развитие навыков коммуникации у младших школьников. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности. Достижение данных результатов невозможно без развития познавательного интереса у младших школьников, который становится одним из важных побудителей деятельности. Необходимо учитывать, что у детей с задержкой психического развития учебная мотивация резко снижена. Игровая деятельность позволит развить у школьников интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний. Следовательно, активизация познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития является одной из важных актуальных проблем современного образовательного процесса. Вопросам развития и активизации познавательного интереса у детей с задержкой психического развития посвящены исследования Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, Е. А. Макеевой, Н. А. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. А. Власовой. Исходя из всего вышеизложенного, может быть сформулирована проблема проекта: какие дидактические игры необходимо использовать на уроках русского языка для активизации познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития? ользовать на уроках русского языка для активизации познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития?
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…31 Пояснительная записка 1.1. Теоретическое обоснование проблемы…………………………………….5 1.2. Описание проектируемого продукта………………………………………15 2 Практическая часть 2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта….....17 2.2. Методические рекомендации по использованию продукта……………...19 Список литературных источников……………………..…………….……...20 Глоссарий………………………………………………..………………………22 Приложение………………………………..........................................................23
Список литературы

1. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефек-тология. - 1988.- №4. -С 15. 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003 г. -С. 77. 3. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. -1975.-№4. -С 29. 4. Жердева М. В. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям. / М. В. Жердева, Л. Д. Кочеткова // Hачальная школа. -1995.-№ 3. - с.8-11. 5. Ивакина Г. Н. Формирование познавательного интереса к предмету / Г. Н. Ивакина // Начальная школа плюс До и После. -2005.-№ 12. - С.25-28. 6. Капустина Н. Г. Познавательные интересы младших школьников / Н. Г. Капустина // Начальная школа плюс До и После. -2005. -№ 2. - С.3- 7. 7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. .––м.: 8. «Кучаева А.А. Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. 2017. -С 4.Бук-мастер», 1993.– 191 . С 389. 9. Макеева Е. А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 223 с. 10. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева.- Ростов н/Д : Феникс, 2010.-562-1 с. 11. Науменко О. В. Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса / О. В. Науменко, И. В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 5. — С. 41-44. 12. Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т. Е. Соколова // Начальная школа. — 2004.-№ 3. — с.21-23. 13. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — М.. Просвещение, 1988. — 173, [2] с. — ISBN 5-09-000494-3. 14. Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики / Н. Д. Шевченко // Начальная школа. — 1998.-№ 4. — с.73-78. 15. Эскендаров А. А. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр / А. А. Эскендаров, Л. А. Казиева, Ш. Ш. Хидиров // Начальная школа. — 2007. — № 1. — С. 46-48.
Отрывок из работы

1 Пояснительная записка 1.1 Теоретическое обоснование проблемы Понятие дидактическая игра, её значение в учебном процессе Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. А.А. Катаева и Е.А. Стеребелова считают, что дидактическая игра –это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка [7, с.6]. А.А. Кучаева пишет, что дидактическая игра - это многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [8, с.4]. По утверждению О.Л. Бабаниной и Т.П. Матвеевой дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединенная решением главной задачи и ориентирующая поведение на выигрыш, а также активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [10, с.5]. Таким образом, дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, реализующая принципы активного обучения. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. Для учителя главной задачей на уроке русского языка является - определение характера игры, необходимого для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры. В настоящее время особое внимание мы должны уделять развитию творческой познавательной активности и интереса у младших школьников с задержкой психического развития к предметам, особенно гуманитарным, которые формируют мировоззрение будущего гражданина. У младших школьников с задержкой психического процесса нарушен нормальный темп психического развития, т.е. отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Следовательно, принцип активности в процессе обучения детей с задержкой психического развития был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Практическая значимость дидактических игр на уроке весьма весома. Знакомство с данным видом дидактической деятельности может увеличить эффективность процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из главных плюсов эффективности обучения младших школьников с задержкой психического развития дидактическим играм на предмете русского языка является целенаправленное формирование мотивов учения и познавательного интереса. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста младших школьников. Одна из таких потребностей младшего школьника является – познавательная потребность узнавать что-то новое в интересной форме. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебному предмету и изучению учебного материала. Младших школьников с задержкой психического развития очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых тем на уроке и их явлений, установить причинно-следственные связи. Младшие школьники с задержкой психического развития испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у младших школьников не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резкое отрицательное отношение к «неинтересному предмету». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, виды и приемы овладения знаниями с помощью дидактических игр. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действия в рамках установленных норм и правил. Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило. В других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность. Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения. Игровые действия – составляют базу дидактической игры- без них нет игры. Наверное, это своего рода, картинка сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем и увлекательнее для детей игра, и тем вот удачнее находят решение познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые шаги иногда далеко не считаются тождественно-реальными: они открывают только их внешнюю сторонку, в том числе и при отображении настоящих явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления). Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка являются правила игры. Правила включают высоконравственные требования к взаимоотношениям детей, к осуществлению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка инструкция может помочь управлять игрой, действиями игровой деятельности, поведением детей. Правила обладают обучающий характер и организационный характер, однако чаще они смешиваются между собой. Обучающие правила открывают пред детьми секрет игры (как и что работает). Правила создадут познавательную активность детей: что-либо разглядеть, раздумать, сопоставить, определить способ решения назначенной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям: 1. правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен; 2. дидактический материал прост по изготовлению и применению; 3. игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок; 4. подведение итогов игры должно быть четким и справедливым. Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру. Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку. При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание младшего школьника с задержкой психического развития обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Я считаю, что основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи. Оснащение игры включает в себе оснащение урока: наглядность, ТСО (тех. имущество изучения), дидактический раздаточный который был использован и др. Результат игры подводится сходу по ее окончанию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 86 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 64 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 71 страница
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg