ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Содержание физического воспитания детей с задержкой психического развития на современном этапе развития системы дошкольного образования
Существование большого количества научно-методической литературы по подготовке детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития к обучению в школе, в основном по линии развития познавательной и социальной сферы, обусловлено повышенными требованиями школы к работоспособности, нравственно-волевым качествам, усложнённым формам умственной деятельности, уровню знаний, умений и навыков от поступающего в первый класс ребёнка c задержкой психического развития. Однако в изученных литературных источниках вопросы подготовки старших дошкольников к обучению в школе в процессе физического воспитания освещены в самых общих чертах [47, 51, 52, 55, 59].
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 Образовательные программы дошкольного образования могут быть реализованы также в различных структурных подразделениях образовательной организации, в том числе в вариативных организационных формах: группах кратковременного пребывания, лекотеке, центре игровой поддержки ребенка и др. В этих структурных подразделениях могут воспитываться дети раннего возраста.
Дети с последствиями минимального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психомоторного развития и речи, нуждаются в особых психолого-педагогических условиях. На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционно-образовательной и воспитательной работы. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функций передвижения), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает трудности овладения навыками самообслуживания.
Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность: дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия. Они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети с задержкой принимают и используют помощь взрослого, перенимают способ действия и переносят его в аналогичную ситуацию.
Дети почти не владеют речью. Они пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.
Главными принципами коррекционной работы являются:
1. Раннее начало коррекции, так как недоразвитие и отставание в развитии отдельных психических функций может привести к вторичной задержке развития других функций.
2. Поэтапное развитие всех нарушенных/ недостаточно развитых функций с учетом закономерностей их формирования в онтогенезе. При работе с ребенком учитывается не столько его возраст, сколько уровень его психомоторного и речевого развития.
3. Дифференцированный подход к общению с ребенком, к выбору содержания и форм занятий с учетом структуры и степени тяжести недостатков в развитии малыша.
4. Подбор системы упражнений, которые соответствуют не только уровню актуального развития ребенка, но и «зоне его ближайшего развития».
5. Организация системы занятий в рамках ведущего вида деятельности ребенка – эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослым в предметно-игровой деятельности.
6. Взаимодействие с семьей. Проведение занятий с учетом эмоциональных привязанностей ребенка (мать, отец, бабушка и пр.).
7. Обязательное взаимодействие со специалистами медицинских учреждений, работающими с ребенком (врач, методист ЛФК и др.).
Особенности проведения коррекционной работы:
- диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения; построение работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
- использование игровой мотивации и игровых методов;
- интегративный характер игр-занятий, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одной ситуации;
- индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от характера и выраженности нарушений;
- построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
- продолжительность коррекционных мероприятий устанавливается в зависимости от степени сложности материала и от состояния детей;
- необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и учителя-дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи;
- взаимодействие с врачами-специалистами, особенно неврологом и детским психиатром, с целью контроля над состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
- вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс; Обучение родителей методам и приемам развивающей работы с ребенком.
В соответствии с ФГОС Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Цели, задачи и содержание области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста в условиях ДОО представлены двумя разделами:
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Физическая культура.
Общие задачи ФК:
- развитие двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, координации): организация видов деятельности, способствующих гармоничному физическому развитию детей; поддержание инициативы детей в двигательной деятельности;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений и двигательных качеств: формирование правильной осанки; воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- развитие у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании: формирование готовности и интереса к участию в подвижных играх и соревнованиях; формирование мотивационно-потребностного компонента физической культуры. Создание условий для обеспечения потребности детей в двигательной активности.
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка;
• формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей.
Подготовительная группа (седьмой-восьмой год жизни)
1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Хорошо развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость в соответствии с возрастом. Движения хорошо координированы. Стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх. Высокие результаты при выполнении тестовых заданий.
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Самостоятельно, быстро и организованно выполняет построение и перестроение во время движения. Доступны: четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными и разноименными, разнонаправленными, поочередными движениями рук и ног; упражнения в парах и подгруппах. Выполняет их точно, выразительно, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями, с различными предметами. Соблюдает требования к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге
– энергичная работа рук; в прыжках – группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании – энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании – ритмичность при подъеме и спуске. Освоены разные виды и способы ходьбы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Сохраняет динамическое и статическое равновесия в сложных условиях: в ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок; перешагивая предметы; выполняя повороты кругом, перепрыгивание ленты, подпрыгивая. Может: стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх; кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. В беге сохраняет скорость и заданный темп, направление, равновесие. Доступен бег: через препятствия – высотой 10-15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетает бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Ритмично выполняет прыжки, может мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Доступны: подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом, смещая ноги вправо – влево, сериями с продвижением вперед, перепрыгиванием линии, веревки, продвижением боком и др. Выполняет прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170-180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см); прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой; прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами; прыжки через большой обруч как через скакалку. Освоены разные виды метания, может отбивать, передавать, подбрасывать мячи разного размера разными способами: метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. В лазании освоено: энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд; быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестницам; по канату (шесту) способом «в три приема». Может организовать знакомые подвижные игры с подгруппой сверстников, игры-эстафеты, спортивные игры: городки: выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит; баскетбол: забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении, вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы; футбол: знает способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр; настольный теннис, бадминтон: умеет правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола; хоккей: ведение шайбы клюшкой, умение забивать в ворота. Может контролировать свои действия в соответствии с правилами. В ходьбе на лыжах осваивает: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойках. Может кататься на коньках: сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, выполнять скольжение и повороты. Умеет кататься на самокате: отталкиваться одной ногой; плавать: скользить в воде на груди и спине, погружаться в воду; кататься на велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», умение тормозить; кататься на санках; скользить по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Управляет движениями осознанно.
3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты игр и комбинирует движения, проявляет творческие способности. Участвует в разнообразных подвижных играх, в том числе спортивных, показывая высокие результаты. Активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные, так и сверстников. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования. Сопереживает спортивные успехи и поражения. Может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. Развит интерес к физической культуре, к различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне.
В современных условиях развития общества дошкольное образование осуществляется на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и носит вариативный характер, что обусловлено свободой выбора программы воспитания и обучения дошкольников и разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы.
В дошкольной образовательной практике используется ряд комплексных (общеобразовательных) и специфических (узконаправленных) программ, предложенных педагогической наукой.
Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Специфические программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка [15, 17, 25, 40].
Комплексная подготовка старших дошкольников к обучению в школе должна охватывать все линии развития ребёнка – дошкольника.
Физическое воспитание как составляющая часть воспитательного процесса дошкольников входит самостоятельным разделом в состав таких примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, как «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». В данные программы включены отдельные разделы по познавательному, речевому, эстетическому, социальному, физическому развитию детей.
При этом, разделы основных общеобразовательных программ дошкольного образования, направленные на физическое развитие и формирование здоровья детей, несмотря на различные названия («Здоровье и физическое развитие» [38], «Физическое воспитание» [46], «Физическое развитие» [47]), очень схожи по содержанию и нацелены на воспитание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Для достижения гармоничного физического развития в программах определены следующие специфические задачи:
1) развитие физических качеств;
2) накопление и обогащение двигательного опыта;
3) формирование у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Однако, по мнению специалистов, в содержании указанных программ мало уделено внимания развитию психической сферы ребёнка и его мелкой моторики, не в полной мере реализуется принцип целостности физического и психического развития ребенка, основанном на взаимозависимости развития систем организма и развития личности в целом [19, 28, 29, 45, 50].
Ряд ученых считает [12, 30, 54, 55], что для оптимизации дошкольного образования следует пересмотреть содержание педагогического процесса на основе интеграции различных видов деятельности. Однако, некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физическому воспитанию в дошкольном учреждении ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии интеллектуальных, творческих и других способностей, а также не создают предпосылок для их интегративного развития [12, 30, 53].
Интеллектуальные способности старших дошкольников чаще всего рассматриваются с позиции готовности к школьному обучению. Е.П. Ильин (2003) предлагает относить к ним в основном развитие мыслительных (психических) процессов, таких как мышление, память, внимание и другие. А В.Н. Шебеко (2004) считает, что интеллектуальные способности характеризуются достаточным уровнем усвоения знаний в области физической культуры. Минникаева Н.В. (2009) предлагает методику освоения знаний теоретического характера на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, вместе с усвоением определенных знаний таких как: «Мой организм», «Навыки закаливания» и другие. По этой методике дети дошкольного возраста, по мнению автора не только увеличивают объем знаний в области физической культуры, но также научаются самостоятельности и активности [16; 30, 57].
В этой связи интересна авторская программа «Родничок» (М.А. Правдов, 2002, 2003) где наравне с материалом теоретического характера, просматривается интеграция когнитивной и двигательной деятельности, а результатом этого процесса выступает гармонично развитая личность дошкольника [36; 37].
Вместе с тем, Н.И. Гуткина (2014), отмечает, что в развитии и диагностировании интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста акцент должен быть не на сумме усвоенных знаний, а на уровне развития психических процессов и, прежде всего, восприятия. Так, автор считает, что ребенок должен уметь выделить существенное в явлениях действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и различное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений и делать выводы [11].
К поступлению в школу ребёнок должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. У него должны быть сформированы школьно-значимые функции: зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез; пространственная ориентация; оптико-пространственный анализ и синтез; слуховое восприятие и внимание; слухоречевая память; фонематический слух; сенсорно-двигательные координации; точные и дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
Ребёнок c задержкой психического развития должен обладать определённым запасом знаний и иметь развитую речь с большим запасом слов, подготовленный артикуляционный аппарат, фонематический слух, правильное речевое дыхание, достаточный уровень развития мелкой моторики. Одной из основных характеристик физического развития ребёнка, как отмечают ряд авторов [1, 7, 10] является развитие его двигательной сферы, обусловленной степенью владения двигательными навыками, соответствующими возрастным нормам и проявлением эмоциональных состояний в движении, как одним из важнейших показателей психофизического здоровья, особенно в дошкольном возрасте. В различных программах дошкольного образования [13, 15, 17, 39, 40] указывается, что к выпуску из детского сада ребёнок должен уверенно владеть «азбукой движений», обладать элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх; уметь самостоятельно пользоваться приобретёнными двигательными навыками в различных условиях; уметь ставить двигательную задачу и выбирать способы её решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом, уметь отразить их в словесной форме, в рисунке, проявлять волевые усилия, выдержку, настойчивость, решительность, смелость; иметь положительную динамику индивидуальной физической подготовленности, соответствующую показателям возрастного развития.
Готовность ребёнка c задержкой психического развития к школьному обучению, помимо должного уровня развития психики и речи, включает развитие моторных функций, особенно мелких мышц кисти, определяющих тонкую координацию движений пальцев, от чего в значительной степени зависит освоение ребёнком навыка письма [29, 34, 44, 45].
Таким образом, формирование готовности к обучению в школе в процессе развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития представляет собой взаимосвязанный процесс параллельного развития физической и психической сторон ребёнка как единого целого, включающий ряд структурных компонентов.
1.2 Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. МКБ-10 объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами психологического развития» (F84).
У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения.
Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью ЦНС приводят к еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка может оказывать ранняя социальная депривация.
Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с сохранными.
Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность (мозаичность) нарушений ЦНС. Это приводит к парциальной недостаточности различных психических функций, а вторичные наслоения, чаще всего связанные с социальной ситуацией развития, еще более усиливают внутригрупповые различия [13; 24; 27; 30; 36;46; 49; 51].
В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР [26].
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости.