Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Применение подвижных игр с интеллектуально-творческими заданиями в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития

superrrya 2220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
Проблемой исследования является выявление целесообразности применения на физкультурных занятиях подвижных игр и физических упражнений, проводимых в игровой форме, направленных на развитие интеллектуально-творческой и психомоторной сферы дошкольников с ЗПР. Объектом исследования является процесс физического воспитания дошкольников 6-7 лет c задержкой психического развития. Предмет исследования: комплекс подвижных игр с интеллектуально-творческими заданиями для дошкольников с ЗПР. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать применение комплекса подвижных игр с интеллектуально- творческими заданиями в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет c задержкой психического развития. Гипотеза исследования: предполагалось, что применение комплекса подвижных игр с интеллектуально-творческими заданиями в физическом воспитании дошкольников позволит повысить эффективность их физической и психомоторной подготовленности. Задачи исследования: 1. Изучить современное состояние и эффективность физического воспитания дошкольников c задержкой психического развития на этапе подготовки к школьному обучению. 2. Разработать комплекс подвижных игр с интеллектуально- творческими заданиями для применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста c задержкой психического развития. 3. Проверить эффективность применения предложенного комплекса подвижных игр с интеллектуально-творческими заданиями в процессе физического воспитания дошкольников 6-7 лет c задержкой психического развития. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования расширяют и углубляют научно-теоретические представления о возможностях и путях повышения эффективности физического воспитания дошкольников c задержкой психического развития. Практическая значимость заключается в том, что разработанные в ходе исследования физические упражнения и игры с интеллектуально – творческими заданиями в дальнейшем могут быть использованы в системе дошкольного образования при обучении детей старших возрастных групп c задержкой психического развития.
Введение

Актуальность. На сегодняшний день особенно остро встала проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. «Задержка психического развития» (ЗПР) – является одним из таких нарушений. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность [2-4]. В научной литературе по адаптивной физической культуре накоплен достаточный материал, позволяющий оптимизировать коррекционно-оздоровительную работу с данной категорией детей [1,5]. И вместе с тем, проблемы научного обоснования наиболее рациональных технологий, обеспечивающих решение вопросов коррекции недостатков развития дошкольников с ЗПР, по-прежнему актуальны. Одновременно авторы отмечают, что большой коррекционный потенциал несёт в себе использование координационных упражнений, направленное использование которых в дошкольном возрасте обеспечивает формирование базы движений, а так же коррекцию нарушений развития. Однако имеются немногочисленные данные, характеризующие влияние различных видов координационных способностей на развитие детей с ЗПР, в частности недостаточно данных о воздействии ритмичности на параметры онтогенеза дошкольников данной группы. Ритм имеет большое значение в жизни человека, так как он способствует правильному распределению силы, напряжение чередуется с расслаблением, развиваются способности к овладению рациональной техникой физических упражнений. Посредством выбора нужного ритма можно передать настроение, переживания, чувства, формировать ощущение красоты движений, достигнуть гармонии, чего так не хватает детям с задержкой психического развития. Вместе с тем, вопросы влияния ритма на развитие дошкольников с ЗПР не нашли должного отражения в исследованиях и выяснены недостаточно.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6 1.1. Содержание физического воспитания детей с задержкой психического развития на современном этапе развития системы дошкольного образования 6 1.2 Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического 18 1.3 Подвижные игры как средство развития психомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38 2.1. Методы исследования 38 2.2. Организация исследования 42 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44 3.1. Содержание комплекса подвижных игр, направленного на развитие двигательных и психомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 44 3.2. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности и психомоторного развития участников эксперимента 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 ВЫВОДЫ 63 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66 ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Список литературы

1. Авилкина, С.В. Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования: автореф.дис….канд.пед.наук / С.В.Авилкина.- Рязань., 2006. – 22 с. 2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду : кн. для воспитателя детского сада / Э. И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с. 3. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста: книга пратического психолога / В.Г.Алямовская, С.Н.Петрова - ВГА СиП. – Изд-во Скрипторий, 2013.- 236 с. 4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. – № 1. – С. 23-31. 5. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : монография / Н.В. Бабкина. – М. : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с. 6. Бабкина, Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 2. – С. 16-22. 7. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. 8. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : монография / Л.Б. Баряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 9. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. – М. : Альфа, 2003. 10. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 11. Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. 11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И.Гуткина.: СПб Питер, 2014. – 187 с. 12. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. И. Дворкина. - Краснодар, 2002. - 27 с. 13. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002. 14. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2003. 15. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008. 16. Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности : автореф. дис. д-ра псих. наук / Е.Л. Инденбаум. – М., 2011. – 40 с. 17. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. – СПб. : Речь, 2006. 18. Ковалец, И.В. Азбука эмоций : практич. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М. : ВЛАДОС, 2003. 19. Кондратьева, С.Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников / С.Ю. Кондратьева. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 20. Котляров, А.Д. Теоретико – методические подходы к формированию физического здоровья дошкольников 3 – 7 лет средствами плавания : монография / А. Д. Котляров. – Челябинск : [б.и.], 2002. – 217 с. 21. Кравчук, А.И. Научно – методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания : дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук / А. И. Кравчук. - Омск, 1999. – 68 с. 22. Кудрявцев, В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 - 7 лет / В. Т. Кудрявцев. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 168 с. 23. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста : коррекционно – развивающая программа / А. Н. Лебедева . – М.: Пресса, 2002. – 32 с. 24. Логвина, Т.Ю. Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста / Т. Ю. Логвина // Проблемы и пути совершенствования здоровья и физического развития детей в ДОУ : материалы Всерос. науч. -практ. конф. - Тюмень, 2013. – С. 38 - 41. 25. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. - М. : [б.и.], 1992. – 120 с. 26. Мазепина, Е.В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6 -8 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Мазепина. – М., 2001. - 22 с. 27. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н.Н. Малофеев и др. // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5-18. 28. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб. : Речь, 2004. 29. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М. : Комплекс-центр, 1993. 30. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития : пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей / Л.Г. Мустаева. – М. : Аркти, 2005. 31. Нечаев, М. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / М. Нечаев, Г. Романова. – М. : Перспектива, 2014. 32. Обучение детей с задержкой психического развития : пособие для учителей / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. 33. Педагогическое взаимодействие в детском саду / под ред. Н.В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. 34. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. 35. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 36. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Академия, 2004. 37. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Полиграфсервис, 1998. 38. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под ред. М. Верховкиной, А. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. 39. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ : методич. пособие / под общ. ред. Т.А. Овечкиной, Н.Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. 40. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2001. – 203 с. 41. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990. 42. Специальная психология / В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Академия, 2004. 43. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 44. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановай. – СПб. : КАРО, 2009. 45. Трещева, О.Л. Обоснование комплексной программы педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста / О.Л. Трещева, М.П. Асташина // Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физ. и психического здоровья дошкольников : сб. науч. тр. / Краснояр. пед. ун - т. – Красноярск, 1996. - С.41 - 47. 46. Усаков, В.И. Программно - методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы : автореф. дис. … д - ра пед. наук / В. И. Усаков. - Омск, 2000. - 87 с. 47. Чернышенко, Ю.К. Развитие психических процессов детей 3 - 6 лет средствами физического воспитания / Ю. К. Чернышенко, Л. С. Дворкин // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы VII Всерос. науч. – практ. конф., посвящ. 100-летию современных Олимпийских игр, 25 - 27 сент., 1996 г. / КубанГАФК. - Краснодар, 1996. – Ч. 2. – С. 204 - 205. 48. Шестакова, Т.Н. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников : пособие для педагогов и мед. работников дошкол. учреждений / Т. Н. Шестакова, Т. Ю. Логвина. - Минск : Полымя, 2000. – 170 с. 49. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику : кн. для воспитателей детского сада и родителей / В. А. Шишкина. – 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 79 с. 50. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Содержание физического воспитания детей с задержкой психического развития на современном этапе развития системы дошкольного образования Существование большого количества научно-методической литературы по подготовке детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития к обучению в школе, в основном по линии развития познавательной и социальной сферы, обусловлено повышенными требованиями школы к работоспособности, нравственно-волевым качествам, усложнённым формам умственной деятельности, уровню знаний, умений и навыков от поступающего в первый класс ребёнка c задержкой психического развития. Однако в изученных литературных источниках вопросы подготовки старших дошкольников к обучению в школе в процессе физического воспитания освещены в самых общих чертах [47, 51, 52, 55, 59]. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 Образовательные программы дошкольного образования могут быть реализованы также в различных структурных подразделениях образовательной организации, в том числе в вариативных организационных формах: группах кратковременного пребывания, лекотеке, центре игровой поддержки ребенка и др. В этих структурных подразделениях могут воспитываться дети раннего возраста. Дети с последствиями минимального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психомоторного развития и речи, нуждаются в особых психолого-педагогических условиях. На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционно-образовательной и воспитательной работы. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функций передвижения), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает трудности овладения навыками самообслуживания. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность: дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия. Они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети с задержкой принимают и используют помощь взрослого, перенимают способ действия и переносят его в аналогичную ситуацию. Дети почти не владеют речью. Они пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено. Главными принципами коррекционной работы являются: 1. Раннее начало коррекции, так как недоразвитие и отставание в развитии отдельных психических функций может привести к вторичной задержке развития других функций. 2. Поэтапное развитие всех нарушенных/ недостаточно развитых функций с учетом закономерностей их формирования в онтогенезе. При работе с ребенком учитывается не столько его возраст, сколько уровень его психомоторного и речевого развития. 3. Дифференцированный подход к общению с ребенком, к выбору содержания и форм занятий с учетом структуры и степени тяжести недостатков в развитии малыша. 4. Подбор системы упражнений, которые соответствуют не только уровню актуального развития ребенка, но и «зоне его ближайшего развития». 5. Организация системы занятий в рамках ведущего вида деятельности ребенка – эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослым в предметно-игровой деятельности. 6. Взаимодействие с семьей. Проведение занятий с учетом эмоциональных привязанностей ребенка (мать, отец, бабушка и пр.). 7. Обязательное взаимодействие со специалистами медицинских учреждений, работающими с ребенком (врач, методист ЛФК и др.). Особенности проведения коррекционной работы: - диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения; построение работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи; - использование игровой мотивации и игровых методов; - интегративный характер игр-занятий, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одной ситуации; - индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от характера и выраженности нарушений; - построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; - продолжительность коррекционных мероприятий устанавливается в зависимости от степени сложности материала и от состояния детей; - необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и учителя-дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи; - взаимодействие с врачами-специалистами, особенно неврологом и детским психиатром, с целью контроля над состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи; - вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс; Обучение родителей методам и приемам развивающей работы с ребенком. В соответствии с ФГОС Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Цели, задачи и содержание области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста в условиях ДОО представлены двумя разделами: 1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 2. Физическая культура. Общие задачи ФК: - развитие двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, координации): организация видов деятельности, способствующих гармоничному физическому развитию детей; поддержание инициативы детей в двигательной деятельности; - совершенствование умений и навыков в основных видах движений и двигательных качеств: формирование правильной осанки; воспитание красоты, грациозности, выразительности движений; - развитие у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании: формирование готовности и интереса к участию в подвижных играх и соревнованиях; формирование мотивационно-потребностного компонента физической культуры. Создание условий для обеспечения потребности детей в двигательной активности. Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: • развитие общей и мелкой моторики; • развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка; • формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей. Подготовительная группа (седьмой-восьмой год жизни) 1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Хорошо развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость в соответствии с возрастом. Движения хорошо координированы. Стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх. Высокие результаты при выполнении тестовых заданий. 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Самостоятельно, быстро и организованно выполняет построение и перестроение во время движения. Доступны: четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными и разноименными, разнонаправленными, поочередными движениями рук и ног; упражнения в парах и подгруппах. Выполняет их точно, выразительно, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями, с различными предметами. Соблюдает требования к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге – энергичная работа рук; в прыжках – группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании – энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании – ритмичность при подъеме и спуске. Освоены разные виды и способы ходьбы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Сохраняет динамическое и статическое равновесия в сложных условиях: в ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок; перешагивая предметы; выполняя повороты кругом, перепрыгивание ленты, подпрыгивая. Может: стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх; кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. В беге сохраняет скорость и заданный темп, направление, равновесие. Доступен бег: через препятствия – высотой 10-15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетает бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Ритмично выполняет прыжки, может мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Доступны: подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом, смещая ноги вправо – влево, сериями с продвижением вперед, перепрыгиванием линии, веревки, продвижением боком и др. Выполняет прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170-180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см); прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой; прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами; прыжки через большой обруч как через скакалку. Освоены разные виды метания, может отбивать, передавать, подбрасывать мячи разного размера разными способами: метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. В лазании освоено: энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд; быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестницам; по канату (шесту) способом «в три приема». Может организовать знакомые подвижные игры с подгруппой сверстников, игры-эстафеты, спортивные игры: городки: выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит; баскетбол: забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении, вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы; футбол: знает способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр; настольный теннис, бадминтон: умеет правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола; хоккей: ведение шайбы клюшкой, умение забивать в ворота. Может контролировать свои действия в соответствии с правилами. В ходьбе на лыжах осваивает: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойках. Может кататься на коньках: сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, выполнять скольжение и повороты. Умеет кататься на самокате: отталкиваться одной ногой; плавать: скользить в воде на груди и спине, погружаться в воду; кататься на велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», умение тормозить; кататься на санках; скользить по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Управляет движениями осознанно. 3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты игр и комбинирует движения, проявляет творческие способности. Участвует в разнообразных подвижных играх, в том числе спортивных, показывая высокие результаты. Активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные, так и сверстников. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования. Сопереживает спортивные успехи и поражения. Может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. Развит интерес к физической культуре, к различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне. В современных условиях развития общества дошкольное образование осуществляется на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и носит вариативный характер, что обусловлено свободой выбора программы воспитания и обучения дошкольников и разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы. В дошкольной образовательной практике используется ряд комплексных (общеобразовательных) и специфических (узконаправленных) программ, предложенных педагогической наукой. Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Специфические программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка [15, 17, 25, 40]. Комплексная подготовка старших дошкольников к обучению в школе должна охватывать все линии развития ребёнка – дошкольника. Физическое воспитание как составляющая часть воспитательного процесса дошкольников входит самостоятельным разделом в состав таких примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, как «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». В данные программы включены отдельные разделы по познавательному, речевому, эстетическому, социальному, физическому развитию детей. При этом, разделы основных общеобразовательных программ дошкольного образования, направленные на физическое развитие и формирование здоровья детей, несмотря на различные названия («Здоровье и физическое развитие» [38], «Физическое воспитание» [46], «Физическое развитие» [47]), очень схожи по содержанию и нацелены на воспитание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Для достижения гармоничного физического развития в программах определены следующие специфические задачи: 1) развитие физических качеств; 2) накопление и обогащение двигательного опыта; 3) формирование у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Однако, по мнению специалистов, в содержании указанных программ мало уделено внимания развитию психической сферы ребёнка и его мелкой моторики, не в полной мере реализуется принцип целостности физического и психического развития ребенка, основанном на взаимозависимости развития систем организма и развития личности в целом [19, 28, 29, 45, 50]. Ряд ученых считает [12, 30, 54, 55], что для оптимизации дошкольного образования следует пересмотреть содержание педагогического процесса на основе интеграции различных видов деятельности. Однако, некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физическому воспитанию в дошкольном учреждении ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии интеллектуальных, творческих и других способностей, а также не создают предпосылок для их интегративного развития [12, 30, 53]. Интеллектуальные способности старших дошкольников чаще всего рассматриваются с позиции готовности к школьному обучению. Е.П. Ильин (2003) предлагает относить к ним в основном развитие мыслительных (психических) процессов, таких как мышление, память, внимание и другие. А В.Н. Шебеко (2004) считает, что интеллектуальные способности характеризуются достаточным уровнем усвоения знаний в области физической культуры. Минникаева Н.В. (2009) предлагает методику освоения знаний теоретического характера на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, вместе с усвоением определенных знаний таких как: «Мой организм», «Навыки закаливания» и другие. По этой методике дети дошкольного возраста, по мнению автора не только увеличивают объем знаний в области физической культуры, но также научаются самостоятельности и активности [16; 30, 57]. В этой связи интересна авторская программа «Родничок» (М.А. Правдов, 2002, 2003) где наравне с материалом теоретического характера, просматривается интеграция когнитивной и двигательной деятельности, а результатом этого процесса выступает гармонично развитая личность дошкольника [36; 37]. Вместе с тем, Н.И. Гуткина (2014), отмечает, что в развитии и диагностировании интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста акцент должен быть не на сумме усвоенных знаний, а на уровне развития психических процессов и, прежде всего, восприятия. Так, автор считает, что ребенок должен уметь выделить существенное в явлениях действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и различное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений и делать выводы [11]. К поступлению в школу ребёнок должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. У него должны быть сформированы школьно-значимые функции: зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез; пространственная ориентация; оптико-пространственный анализ и синтез; слуховое восприятие и внимание; слухоречевая память; фонематический слух; сенсорно-двигательные координации; точные и дифференцированные движения пальцев и кисти рук. Ребёнок c задержкой психического развития должен обладать определённым запасом знаний и иметь развитую речь с большим запасом слов, подготовленный артикуляционный аппарат, фонематический слух, правильное речевое дыхание, достаточный уровень развития мелкой моторики. Одной из основных характеристик физического развития ребёнка, как отмечают ряд авторов [1, 7, 10] является развитие его двигательной сферы, обусловленной степенью владения двигательными навыками, соответствующими возрастным нормам и проявлением эмоциональных состояний в движении, как одним из важнейших показателей психофизического здоровья, особенно в дошкольном возрасте. В различных программах дошкольного образования [13, 15, 17, 39, 40] указывается, что к выпуску из детского сада ребёнок должен уверенно владеть «азбукой движений», обладать элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх; уметь самостоятельно пользоваться приобретёнными двигательными навыками в различных условиях; уметь ставить двигательную задачу и выбирать способы её решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом, уметь отразить их в словесной форме, в рисунке, проявлять волевые усилия, выдержку, настойчивость, решительность, смелость; иметь положительную динамику индивидуальной физической подготовленности, соответствующую показателям возрастного развития. Готовность ребёнка c задержкой психического развития к школьному обучению, помимо должного уровня развития психики и речи, включает развитие моторных функций, особенно мелких мышц кисти, определяющих тонкую координацию движений пальцев, от чего в значительной степени зависит освоение ребёнком навыка письма [29, 34, 44, 45]. Таким образом, формирование готовности к обучению в школе в процессе развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития представляет собой взаимосвязанный процесс параллельного развития физической и психической сторон ребёнка как единого целого, включающий ряд структурных компонентов. 1.2 Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. МКБ-10 объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами психологического развития» (F84). У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения. Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления. Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью ЦНС приводят к еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка может оказывать ранняя социальная депривация. Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с сохранными. Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность (мозаичность) нарушений ЦНС. Это приводит к парциальной недостаточности различных психических функций, а вторичные наслоения, чаще всего связанные с социальной ситуацией развития, еще более усиливают внутригрупповые различия [13; 24; 27; 30; 36;46; 49; 51]. В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР [26]. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg