Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

olegnowa 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
Формирование навыка чтения – процесс сложный, а у детей с ОНР более трудоемкий. Возникновение трудностей обучения чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами, важно своевременно выявлять и преодолевать их. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Об этом пишут в своих работах Р.А. Ткачева [48], Р.Е. Левина [25], А.Н.Корнев [20] и др.
Введение

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), навык чтения – это необходимое межпредметное умение. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в литературных, учебных, научно-познавательных текстах [42]. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Впервые о такой проблеме в конце XIX-начале XX веков начали писать такие ученые, как А. Куссмауль [20], О. Беркан [4], Л. Гинельвунд [9], П. Рашбург [45]. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена: Р.И.Лалаева [24], Р.Е.Левина [25], Р.А.Ткачева [48], С.С.Мухина [28], А.Н.Корнев [20]. Как показали исследования Л. Ф. Спировой [35], Т. Б. Филичевой [43], Б. Г. Ананьева [2] навыки чтения у детей формируется медленно, и происходит сложный процесс для освоения чтения. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Программа обучения, который должен быть усвоена через чтение, усложнена и насыщена разнообразным материалом. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Ученик, страдающий дислексией, не всегда правильно понимает прочитанное задание, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося. Дислексии могут стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности. Своевременная диагностика и коррекция дислексии имеет большую ценность, ведь решение данной проблемы может стать причиной улучшения сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, а так же обогащению смысловой, логической, вербальной памяти, что в свою очередь увеличит навык чтения. Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения чтения у младших школьников позволяет определить цель, предмет, объект, гипотезу и задачи исследования. Объект исследования - коррекция дислексии у младших школьников. Предметом исследования - коррекция дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи, с использованием лого-ритмических упражнений. Цель исследования – изучение коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи, с использованием лого-ритмических упражнений. Гипотеза исследования – если у младших школьников проявляются нарушения чтения, обусловленные общим недоразвитием речи, то проведение комплексной, систематической логопедической работы, с применением логоритмики, будет способствовать преодолению этого нарушения. Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушения навыков чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Исследовать особенности чтения у детей первого класса с общим недоразвитием речи. 3. Выявить нарушения чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи. 4. Составить коррекционно-развивающую программу, с применением логоритмических методик, по устранению дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи. 5. Провести сравнительный анализ результатов исследования на контрольном и констатирующем этапах. В соответствии с целью, объектом предметом и задачами исследования использовались следующие методы исследования: 1. Организационные методы. 2. Эмпирические методы для определения уровня сформированности навыков чтения реализовывались с помощью методик: 1) «Пиктограммы» А.Р. Лурия [30], включает 1 задание, (исследование опосредованного запоминания). 2) «Весёлые картинки» Т.В. Розановой [48], включает 1 задания, (изучение непроизвольной памяти). 3) «Лабиринт» [27], включает 1 задание, (выявление степени развития мышления). 4) «Корректурная проба» [26], включает 1 задание, (обследование внимания). 5) Методика Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой [3], включает 2 задания: правильность и понимание прочитанного, звукопроизношение. 3. Методы обработки данных. Количественный и качественный анализ полученных данных. 4. Интерпретационный метод. Организация исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2» г. Поворино, Воронежской области. В качестве испытуемых были взяты первоклассники, из которых сформировали 2 группы, по 12 детей, имеющих общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи …………………………………………………. 7 1.1. Характеристика форм дислексии и классификация специфических ошибок чтения у младших школьников ………………………………………. 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………. 11 1.3.Использование логоритмических технологий при устранении дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи………………………… 15 Выводы по главе 1……………………………………………………………... 19 Глава 2. Исследование процессов чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи ………………………………………………………… . 21 2.1. Организация исследования ………………………………………………. 21 2.2. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе ………... 26 2.3. Коррекционно-развивающая программа по коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием логоритмических упражнений …………………………………………………36 2.4. Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования ……………………………………………………………47 Выводы по главе 2…………………………………………………………….. 57 Заключение …………………………………………………………................... 59 Список использованных источников и литературы……………...................... 62 Приложение…………………………………………………………………….. 67
Список литературы

1. Алтухова, Т.А. Системный подход в логопедическом обследовании смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева - Москва: МСГИ, 2006. - с. 3-8. 2.Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 157 с. 3. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Изд.2-е исправленное и дополненное/ Т. В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - Москва: В. Секачев 2019.-134 с. 4. Блинова, Л. Н. Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления / Л. Н. Блинова - Москва, 2002.- С. 109-117. 5. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - Москва: Педагогика, 2007. - 89с 6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. -2004. - № 1. - C.34-40. 7. Власенкова, Е. В. Логоритмика как форма оздоровительной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста / Е. В. Власенкова // Научный поиск. - 2012. - № 2.1. - С. 48 8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высших учеб.заведений / Г.А. Волкова. - Москва: Владос, 2003. - 272с. 9. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - Москва, 2009. - 144 с. 10. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - с. 27 11. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов / В.П. Глухов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. – 323 с. 12. Гончарова, Е. Л. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват, и что делать? / Е. Л. Гончарова, Д. В. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развития. -2007. - № 4. - С. 3-13. 13. Демиденко, О.П. Логопедическая ритмика: учеб. пособие / О.П. Демиденко.- Ставрополь: изд-во СКФУ, 2017 .-117 с. 14. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 1991. - 224 с. 15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - Москва: Просвещение, 1994. - 323 с. 16. Карачевцева, И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи/ Карачевцева И. Н. - Москва, 2012. - 26 с. 17. Климанова, Л. Ф. Обучению чтению в начальных классах [Текст] / Л. Ф. Климанова // Журнал начальная школа. - 2000. - № 8. - С. 36-41. 18. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина - Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. 19. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция [Текст] : учеб. метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина - Воронеж: Учитель, 2000. - 120 с. 20. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - Санкт Петербург: Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 330 с. 21. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 147 с. 22. Лагутина, А. В. Когда и как учить читать детей с нарушениями речи/ А. В. Лагутина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 3. - с. 42-51. 23. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2003.- 187 с. 24. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р. И. Лалаева. - Москва: Просвещение, 1983. - 136 с. 25. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. - Москва: АРКТИ, 2005. - 224 с. 26. Левина, Р.Е. Логопедия / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1968. - 152 с. 27. Логопедия. Теория и практика/под ред. Т.Б. Филичевой - Москва: Эксмо, 2017. - 608 с. 28. Логопедия: Учебник для студ.дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой, -5-е изд., перераб. и доп.- Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с. 29. Логопедическая ритмика: учебно-методическое пособие для студентов з/о профиль «Логопедия» сост. Арзыбова, Л.В. Дуванова, С.П.Клейменова, М.В./сост. Л.В. Арзыбова, С.П. Дуванова, М.В Клейменова-Воронеж: ВГПУ, 2017.- 88с. 30. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - Москва, 2002. - с. 232-263. 31. Мигурская, А.А. Общая характеристика уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией /А.А. Мигурская// Дефектология: научно-методический журнал: издается с 1969 года / ред.Н.Н. Малофеев,И.А. Коробейников. - 2012. – № 6 .- с.54-61. 32. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей [Текст] / Л. Г. Милостивенко.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995. - 64 с. 33. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И. Расторгуева // Логопед. - 2005. - № 1. - с. 7-12. 34. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, студентов педагогических специальностей/ И.Н. Садовникова. - Москва: ПАРАДИГМА, 2011. - 279 с. 35. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник/ И. А. Смирнова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2019. -232 c. 36. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 191 с. 37. Спирова, Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Л. Ф. Спирова. - Москва: Сфера, 2003.– 336 с. 38. Статеева, И.А. Коррекционно-развивающее занятие для детей с общим недоразвитием речи: / И.А. Статеева // Логопедия. - Москва. - 2016. - № 2. - с. 36-41. 39. Труженковская, Э. Г. Развитие интереса и способности к чтению у детей 7 лет с ОНР / Э. Г. Труженковская // Логопед. - 2013. - № 7. 99 с. 40. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи :автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова; Москов. гос. пед. ун-т. им. М.А. Шолохова..- Москва, 2005.- 46 с. 41. Узорова, О. В. Практическое пособие для обучения детей чтению [Текст] / О. В. Узорова. - Москва: Астрель, 2015. – 87 с. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №207) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 43. Филичева, Т.Б. Программа коррекции нарушения речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 2016. 201 с. 44. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова. - Москва: АРКТИ, 2006. – 136 с. 45. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. -Москва: АСТ, 2002. - 266 с. 46. Чернобаева, С. А. Развитие связной речи посредством приемов логоритмики / С. А. Чернобаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. - № 2(5). - с. 215-217 47. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - Москва: Аркти, 2003. - 240 с. 48. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г. В. Чиркина / под ред. 68 Г. В. Чиркиной. – Москва: Аркти, 2005. - 240 с. 49. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 215 с. 50. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 189 с. 51. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой.- Москва: Интор, 1998. -112 с. 52. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - Москва: Аркти, 1999. - 118 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические основы коррекции дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи 1.1. Характеристика форм дислексии и классификация специфических ошибок чтения у младших школьников Для наиболее полного понимания нарушений чтения необходимо рассмотреть классификацию дислексий. Разные авторы: С. Борель-Мезонни [5], О. А. Токарева [48], М. Е. Хватцев [45], Р. И. Лалаева [23] и др. выделяют свои формы дислексии, и у каждого они представлены в своей интерпретации, авторы предлагают их в соответствии с механизмом развития нарушения. Рассмотрим следующие классификации. По проявлению выделяются два вида дислексии: вербальная (выражается в трудностях прочтения слов) и литеральная (обусловленная трудностями усвоения отдельных букв). С. Борель – Мезонни [5] выделяет четыре формы дислексии. Первая форма дислексия, по мнению автора, возникла с нарушениями устной речи. У детей выявляется несформированность слуховой памяти и восприятия. Это проявляется в трудностях взаимосвязи между слуховым и зрительным восприятием, между фонемой и буквой. Второй формой автор выделяет дислексию на основе плохих пространственных представлений. У детей, которые имеют эту форму дислексии, в результате нарушений пространственных ориентаций, отмечается не усвоение формы, величины, расположения в пространстве, они не могут определить верх, низ, правую и левую стороны.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg