Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Брачно-семейные установки и семейные практики молодежи г. Ростова-на-Дону

olegnowa 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
В ходе выполнения данной работы были решены задачи, поставленные в начале исследования. Для начала были рассмотрены основные подходы к пониманию семьи и брака, проанализировано то, как менялось представление о них. Было выяснено, что первые учёные, затрагивающую данную тему, говорили преимущественно о патриархальной семье, превосходстве мужчин над женщинами. Однако, потом начали появляться мнения о главной роли женщины, а в последнее время и о равноправии в отношениях.
Введение

Актуальность темы. Семья и брак являются наиболее давними формами социальной жизни людей. Учёные по-разному соотносят эти два понятия. Гегель, например, отождествлял их и говорил, что брак – это лишь образ семьи. Западногер-манский социолог Р. Кёниг разграничивал данные понятия, по его мнению, брак — это лишь отношения между двумя людьми, а семья — это уже социально организованное объединение людей. В современной социологии особенную остроту приобретает тема брачно-семейных установок современной молодёжи, ведь именно от молодого поколения зависит развитие нашей страны. В настоящее время мы часто слышим об увеличении разводов, уменьшении рождаемости, падении уровня брачности. Это подтверждается и данными статистики, так, например, если рассмотреть промежуток времени 2015-2020 гг., то мы увидим, что рождаемость на протяжении всего рассматриваемого периода снижается, в 2020 г. родилось на 504779 меньше детей, чем в 2015г. Статистика же браков показывает неоднозначную тенденцию, за последние 5 лет данный показатель то увеличивается, то уменьшается, но если мы сравним начало (2015г.) и конец (2020г.) рассматриваемого периода, то увидим, что в 2020г. было зарегистрировано на 390268 браков меньше, чем в 2015г. Стоит сказать, что за анализируемые 5 лет именно в 2015 г. показатель брачности был максимальный. Всю большую популярность среди молодёжи обретает равенство между мужчинами и женщинами, появление таких движений как, например, феминизм, вследствие чего говорят и о равенстве в семье, распространению эгалитарных отношений. Поэтому в нашем стремительно развивающемся обществе действи-тельно важно изучать брачно-семейные установки молодого поколения, вы-яснять представления молодёжи касаемо брака и отношений в семье. Но как нам известно, не всегда ожидания совпадают с реальностью. Именно поэто-му для полноты исследования данной темы важно изучать не только уста-новки молодых людей, но и реальные семейные практики молодёжи, которая уже находится в браке. Поэтому считаю целесообразным рассмотреть подробнее современные концепции и взгляды на данную проблему, которая изучалась многими исследователями в различных аспектах, а также проанализировать соотношение брачно-семейных установок и семейных практик молодёжи. Степень разработанности темы. Изучение семьи и брака началось еще с античным времён и связано с именами таких учёных как: Платон , Аристотель , И. Кант , И. Г. Фихте . Общее в их теориях то, что они рассматривали лишь патриархальный тип семьи, где мужчине может быть дозволено то, что нельзя женщине. Далее изучением данной темы занимались следующие ученые: И.Я. Бахофен, Л. Г. Морган , Ф. Энгельс , П. А. Сорокин и многие другие. Уже в других И.Я. Бахофена мы видим изменения по отношению к роли женщин, именно женский пол возвышается у учёного, становится главным, так как являлся в то время единственным достоверно известным родителем молодого поколения. Также стоит отметить основателя функционального подхода Э. Дюрк-гейма . Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных социальных функций под влиянием урбанизации, становится менее прочной из-за добровольности брака, а главное происходит уменьшение количества членов современной семьи. В современной социологии изучением семьи и брака занимаются как отечественные, так и зарубежные социологи. По мнению социолога Т. А. Гурко , брак представляет собой форму гендерных межличностных взаимоотношений, главная цель брака — это удовлетворение определенных нужд, которые возникают во время брачных отношений. И.С. Кон в своих работах говорит об изменении понимания семьи и брака. Он считает, что парой можно назвать любых двух людей, которые образуют одно целое, независимо от их семейного положения, а семья — это любая пара, которая имеет детей. Интересен подход в социологическом осмыслении семьи и брака аме-риканского социолога Дж. Боссарда . Он проводит отличия между большими и малыми семьями, желая показать связь между размером семьи и отношениями в ней, а именно то, что разные по количеству членов семьи могут обладать разным качеством семейных отношений. Также в современном мире популярно изучение брачно-семейных установок и семейных практик молодых людей. Например, С. А. Ильиных исследует причины, которые влияют на из-мнения семейно-брачных установок. Е. Е. Карташова говорит об изменении семьи как ценности, о том, что большинство молодых людей ориентировано на рождение не более 2-х детей. В работах Дадаева Т.М., Мишанина И. С. изучаются именно семей-ные практики, социологи приходят к выводу, что большинство современных семей придерживаются эгалитарных взглядов на главенство в семье. Таким образом, рассмотрев актуальность темы, а также работы различных учёных в данной сфере, мы решили провести анализ брачно-семейных установок и семейных практик молодых людей. Цель: сравнить брачно-семейные установки и семейные практики мо-лодежи на примере г. Ростова-на-Дону. Задачи работы: - охарактеризовать основные подходы к изучению семьи и брака; - раскрыть понятия брачно-семейные установки и семейные практики как объекты социологического анализа; - изучить специфику брачно-семейных установок и семейных практик в молодежной среде; - проанализировать брачно-семейные установки молодёжи г. Ростова-на-Дону; - выявить семейные практики молодёжи г. Ростова-на-Дону; - сопоставить брачно-семейные установки и семейные практики в мо-лодёжной среде. Объект исследования: молодёжь г. Ростова-на-Дону. Предмет исследования: брачно-семейные установки и семейные практики молодежи. Гипотеза исследования: брачно-семейные установки и семейные практики молодёжи различны. Это может проявляться в том, что у молодёжи могут быть эгалитарные установки, а в семейных практиках чаще встречаться патриархальный тип семей. Также различия могут быть в том, что молодые люди нацелены на большее количество детей, чем в итоге имеют в браке. Структура работы: данная работа состоит из введения, 2 глав с делением на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И СЕМЕЙНЫХ ПРАК-ТИК МОЛОДЁЖИ 1.1 Социологическое осмысление семьи и брака…………………….… 8 1.2 Брачно-семейные установки и семейные практики как объекты социологического анализа .…………………………………………………….17 1.3 Специфика брачно-семейных установок и семейных практик в молодежной среде.……………………………………………………………. 21 ГЛАВА 2. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ И СЕМЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЁЖИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Брачно-семейные установки молодёжи (на примере молодежи г. Ростова-на-Дону)…………………………………………………………………...37 2.2 Семейные практики молодёжи (на примере молодых людей, состоящих в браке, г. Ростова-на-Дону).... ………………….………………………..54 2.3 Соотношение брачно-семейных установок и семейных практик в молодежной среде ……….....………………………….………………….........68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..………………74 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………78 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………81 ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………86 ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………91 ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………93
Список литературы

1. Аристотель. Политика. – М.: Мысль.1983. С. 154 2. Бенькова О.А. Ролевые установки и семейные ценности супругов разного типа // Сборники конференций НИЦ Социосфера.2011. №7. С. 123-131 3. Бурова С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С. Н. Бурова; Белорусский государственный универси-тет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с. 4. Волченкова Е. В., Воронина О. А. К вопросу о сущности семей-но-брачных установок молодежи // Наука и образование сегодня. 2016. № 2. С. 47-48 5. Гаврилова Е.А. Исторические этапы развития брачно-семейных отношений: от «гетеризма» до моногамного, гармоничного брака // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. С. 352-355 6. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №3 (27). С. 135-140 7. Гурко Т. А. Брак и родительство в России – М.: Институт социо-логии РАН, 2008. – 325 с. 8. Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. №1. С. 31-54 9. Гурко Т. А., Тарченко В. С. Динамика брачных установок и пла-нов студентов // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 7. С. 102-113 10. Дадаева Т.М., Мишанина И. С. Гендерная роль мужчины в со-временных семейных практиках // Огарёв-Online. 2020. №9 (146). С. 1-8 11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М.: Мысль. 1994. С. 399 12. Зырянова А. Н. К вопросу об определении понятия «брак» с по-зиций зарубежных социологов // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 23. С. 113-116. 13. Иванова Н. А. Социальные практики: условие возможности, сущность и многообразие форм // Вестник ЧелГУ. 2014. №17 (346). С.76-82 14. Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 4. С. 59-65 15. Кант И. Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль. 1999. С. 472 16. Карташова Е.Е. Особенности брачно-семейных установок совре-менной молодёжи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. С. 40-53 17. Карцева Л. В. Семья в трансформирующемся обществе. – Ка-зань: 2003. С. 15 18. Ковальчук О. В., Лазуренко Н. В., Подпоринова Н.Н. Репродук-тивные установки молодой (студенческой) семьи // Научные ведомости Бел-ГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. №2. С. 349-360 19. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная рево-люции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 1. С. 63 20. Кравченко Ю. В. Основные социологические концепции осмыс-ления устойчивости молодой семьи // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. С. 142-147 21. Крихтова Т.М. Социология семьи и детства в работах Джеймса Боссарда // Социологический журнал. 2019. № 3. С. 84-98 22. Крупа Т.А. Семья и брак в системе ценностей молодежи Приморского края // Russian economic bulletin. 2020. №4. С. 232-237 23. Макарова И. А. Понятие «Брак» в контексте научных теорий // Вестник ЧелГУ. 2014. №17. С. 352-355 24. Мальсагова К.Б. Этнометодология Г. Гарфинкеля: основные по-ложения концепции и ее место в системе современного социологического знания // Электронный научный журнал. 2016. №6. С. 252-255 25. Морган Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. – М.:1934. С. 52 26. Новикова Е. Н. Брачно-семейные установки студенческой моло-дежи: перспективы развития института семьи // Вестник МГУ. 2007. №2. С. 164-168. 27. Платон. Государство. – М. : Мысль. 1999. С. 350 28. Попова Л. А., Шишкина М. А. Брачно-семейные и репродуктив-ные установки современной молодёжи // Проблемы развития территории. 2016. №5. С. 57-71 29. Ростовская Т. К., Заярская Г.В. Семейные установки и семейные практики в современной российской студенческой среде // Женщина в рос-сийском обществе. 2017. №1 (82). С. 75-85 30. Солодовников В.В. Семья и семейные группы: к уточнению по-нятий и перспектив исследования // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 1. С. 43-56 31. Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестн. Моск. ун-та. 1997. №3. С. 65-79 32. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок сту-денческой молодежи. – Самара. 2007. С. 22 33. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и усло-вия. – М.: 2002. С. 45 34. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и усло-вия. – М.: Просвещение. 2002. - 67 с. 35. Татарко К.И. Понятие социальной установки в системе научного знания социальной психологии // Журнал Белорусского государственного университета. 2018. №2. С. 83-88 36. Ушакова В. Г., Со Сын Хюн. Семья и брачно-семейные установ-ки молодёжи в Российской Федерации и Республике Корея // Вестник Санкт-Петербургского университете. 2007. №2. С. 118-128 37. Фихте И. Г. Сочинения: в 2 т. СПб. :МИФРИЛ.: 1993. С. 655 38. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия //Знание. Понимание. Умение. 2012. №2. С. 276-280 39. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и гос-ударства. - М.: 2009. С. 103 40. Allen K.A., Fine M.A., Demo D.H. An overview of family diversity: Controversies, questions, and values // D. H. Demo [et al.]. Handbook of family diversity. New York: Oxford University Press, 2000. P. 1–14. 41. Bogenschneider K. Family policy matters: How policymaking affects families and what professional can do. Mahwah, NJ Lawrence Erlbaum, 2002. 42. Koerner J.N., Fitzpatrik F.D. Communication in infact families // A.L. Vangelisti (ed.). Handbook of family communication. P. 177–195. Mahwah, NJ Lawrence Erlbaum, 2004. 43. Большой толковый социологический словарь. [Электронный ре-сурс] http://www.socium.info/dict.html. (Дата обращения: 23.02.2021) 44. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/101202. (Дата обращения: 25.02.2021) 45. Чем живет сегодня немецкая молодежь. Deutsche Welle. 2019 [Электронный ресурс] https://p.dw.com/p/3ROEA (Дата обращения: 28.09.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И СЕМЕЙНЫХ ПРАКТИК МОЛОДЁЖИ 1.1 Социологическое осмысление семьи и брака Семья и брак являются двумя важнейшими социальными институтами в жизни практически каждого человека. Многие люди так или иначе включены в них. Понятия «брак» и «семья» тесно связаны, некоторые даже отождествляют их, однако это не так. Ещё античные мыслители высказывали свои мысли и представления о семье и браке. Главной чертой в то время являлся патриархат, полное подчинение женщин мужчинам, младших старшим. Данный подход называется биологизаторский, к числу наиболее известных его представителей относят: Платона, Аристотеля, И. Канта, И. Г. Фихте. Например, Платон считал, что браки необходимы, но они должны быть преобразованы. Традиционная семья – это главная угроза государству. Так, по его мнению, женщина не должна принадлежать одному конкретному мужчине, а браки должны контролироваться государством и соответствовать его целям, а не быть основаны на чувствах и желаниях людей. Также все рожденные дети являются общими, то есть как только ребёнок рождается, его сразу забирают в специальные дома, в которых матери поочередно кормят всех детей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 69 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Социология, 57 страниц
1990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg